город Ростов-на-Дону |
дело N А01-152/2008-5 |
17 июля 2008 г. |
15АП-3158/2008 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10 июля 2008 года.
Полный текст постановления изготовлен 17 июля 2008 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Корневой Н.И.
судей Ванина В.В., Пономаревой И.В.
при ведении протокола судебного заседания судьей Корневой Н.И.
при участии:
от истца: представитель Лавренков П.А., дов. N 70 от 28.02.2008, паспорт; Нечепуренко Г.В., дов. N 37 от 30.01.2008, паспорт;
от Кабинета Министров Республики Адыгея: Михненко Л.В., дов. N КМ-844 от 08.05.2008, паспорт;
от Министерства здравоохранения Республики Адыгея: Жане Ю.А., дов. N 5544 от 09.07.2008, паспорт;
от ООО "Росгосстрах-Медицина": Стовпивская Е.В., дов. N 70/80 от 08.07.2008, паспорт,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу закрытого акционерного общества "Медицинская страховая компания "Солидарность для жизни""
на решение Арбитражного суда Республики Адыгея от 24.04.2008 по делу N А01-152/2008-5
по иску закрытого акционерного общества "Медицинская страховая компания "Солидарность для жизни""
к ответчикам - Министерству здравоохранения Республики Адыгея, Кабинету Министров Республики Адыгея
при участии третьего лица - общества с ограниченной ответственностью "Росгосстрах-Медицина"
о признании недействительным открытого конкурса N 25,
принятое в составе судьи Нефедова В.Н.
УСТАНОВИЛ:
Закрытое акционерное общество Медицинская страховая компания "Солидарность для жизни" (далее - ЗАО МСК "Солидарность для жизни") обратилось в Арбитражный суд Республики Адыгея с иском к Кабинету Министров Республики Адыгея и Министерству здравоохранения Республики Адыгея о признании недействительным открытого конкурса N 25 на право заключения государственного контракта на оказание услуг по обязательному медицинскому страхованию неработающего населения Республики Адыгея за счет средств республиканского бюджета на 2008 год.
Определением суда от 04.02.2008 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено общество с ограниченной ответственностью "Росгосстрах - Медицина".
Решением Арбитражного суда Республики Адыгея от 24.04.2008 истцу в удовлетворении исковых требований отказано.
Мотивируя решение, суд указал на необоснованность доводов истца о нарушении порядка и условий проведения конкурса; несоответствие конкурсной документации ООО "Росгосстрах-Медицина" требованиям законодательства ввиду сообщения недостоверных сведений о числе лечебно-профилактических учреждений здравоохранения Республики Адыгея не является основанием для признания недействительными результатов конкурса, поскольку оно не повлияло на определение победителя. Суд установил, что при определении победителя конкурса комиссия дала соответствующую оценку представленным заявкам, не выходя за пределы полномочий и требований, установленных законодательством. Нарушений конкурсной комиссией правил проведения конкурса, достаточных для признания недействительным конкурса судом не установлено.
Не согласившись с принятым судебным актом, ЗАО МСК "Солидарность для жизни" подало апелляционную жалобу, в которой просит решение суда отменить, признать недействительным открытый конкурс. В обоснование апелляционной жалобы заявитель указывает на то, что суд, установив несоответствие конкурсной заявки ООО "Росгосстрах-Медицина" требованиям конкурсной документации, ошибочно отказал в признании конкурса недействительным. Заявитель считает, что вывод суда о правомерности действий конкурсной комиссии при оценке конкурсной заявки ЗАО МСК "Солидарность для жизни" не соответствует обстоятельствам дела и требованиям законодательства. По мнению ЗАО МСК "Солидарность для жизни", суд пришел к необоснованному выводу о том, что сообщение недостоверных сведений не повлияло на оценку конкурсных заявок, а сам факт сообщения недостоверных сведений является основанием для отказа в допуске к участию в конкурсе. Истец полагает, что законодательство не ставит последствия, связанные с нарушением порядка оценки и сопоставления заявок, установленного законодательством, в зависимость от влияния на порядок определения победителя конкурса.
Кабинет Министров Республики Адыгея, Министерство здравоохранения Республики Адыгея, ООО "Росгосстрах-Медицина" в отзывах указали на несостоятельность доводов апелляционной жалобы, просили решение оставить без изменения, в удовлетворении апелляционной жалобы отказать.
В судебном заседании представители истца, ответчиков и третьего лица поддержали правовые позиции, изложенные в апелляционной жалобе и отзывах.
Законность и обоснованность принятого судебного акта проверяется Пятнадцатым арбитражным апелляционным судом в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Исследовав материалы дела, выслушав пояснения представителей сторон, суд апелляционной инстанции считает, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела и установлено судом первой инстанции, Единой комиссией Министерства здравоохранения Республики Адыгея по размещению заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд лечебно-профилактических учреждений Республики Адыгея была проведена оценка и сопоставление заявок, поступивших на открытый конкурс на право заключения государственного контракта на оказание услуг по обязательному медицинскому страхованию неработающего населения Республики Адыгея за счет средств республиканского бюджета на 2008 г.
На открытый конкурс были представлены 4 конкурсные заявки: ЗАО МСК "Солидарность для жизни", филиал ООО "Росгосстрах-Медицина" - "Росгосстрах-Адыгея-Медицина", ОАО "Страховая медицинская организация "Сибирь", ООО "Страховая Компания "ВСК-Милосердие". В результате рассмотрения заявок на соответствие требованиям, установленным конкурсной документацией и Федеральным законом от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" к оценке и сопоставлению были допущены 4 конкурсные заявки.
Согласно Протоколу N 25.2 от 10.01.2008 к участию в конкурсе были допущены ЗАО МСК "Солидарность для жизни", филиал ООО "Росгосстрах-Медицина" - "Росгосстрах-Адыгея-Медицина", ОАО "Страховая медицинская организация "Сибирь", ООО "Страховая Компания "ВСК-Милосердие".
В целях выявления лучших условий исполнения государственного контракта в соответствии с критериями и в порядке, установленными конкурсной документацией о проведении открытого конкурса, оценка качественных показателей предоставляемых услуг конкурсных заявок проводилась по бальной системе. Подсчет баллов, в отношении каждого участника размещения заказа, осуществлялся путем сложения показателей (баллов).
В соответствии с Протоколом оценки и сопоставления заявок N 25.3 от 15.01.2008 победителем открытого конкурса было признано ООО "Росгосстрах-Медицина".
Государственный контракт обязательного медицинского страхования неработающих граждан в Республике Адыгея N 1 от 31.01.2008 заключен Министерством здравоохранения Республики Адыгея с ООО "Росгосстрах-Медицина" в лице филиала - "Росгосстрах-Адыгея-Медицина". Срок действия контракта пределен в пункте 2.1 договора и составляет с 01.02.2008 по 31.12.2008.
Полагая, что при проведении открытого конкурса были допущены нарушения порядка его проведения, ЗАО МСК "Солидарность для жизни" обратилось в Арбитражный суд Республики Адыгея с иском о признании недействительным открытого конкурса N 25.
Суд первой инстанции всесторонне и полно исследовал все обстоятельства по делу и правомерно счел требования истца не подлежащими удовлетворению.
В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 12 Федерального закона N 94 от 21.07.2005 "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" при рассмотрении заявок на участие в конкурсе или заявок на участие в аукционе участник размещения заказа не допускается конкурсной или аукционной комиссией к участию в конкурсе или аукционе в случае несоответствия заявки на участие в конкурсе или заявки на участие в аукционе требованиям конкурсной документации либо документации об аукционе, в том числе наличие в таких заявках предложения о цене контракта, превышающей начальную (максимальную) цену контракта (цену лота), начальную (максимальную) цену единицы товара, начальную (максимальную) цену запасных частей (каждой запасной части) к технике, к оборудованию, начальную (максимальную) цену единицы услуги и (или) работы.
Обращаясь с исковым заявлением, ЗАО МСК "Солидарность для жизни" сослалось на несоответствие заявки ООО "Росгосстрах-Медицина" требованиям конкурсной документации.
В обоснование иска ЗАО МСК "Солидарность для жизни" указало, что ООО "Росгосстрах-Медицина" в соответствующих пунктах заявки не указало наименование государственного заказчика, которым является Кабинет Министров Республики Адыгея, вместо этого в заявке имеется указание лишь на уполномоченный орган - Министерство здравоохранения Республики Адыгея.
В соответствии со статьей 4 Федерального закона N 94 от 21.07.2005 государственными заказчиками, муниципальными заказчиками могут выступать соответственно государственные органы (в том числе органы государственной власти), органы управления государственными внебюджетными фондами, органы местного самоуправления, а также бюджетные учреждения, иные получатели средств федерального бюджета и уполномоченные органами государственной власти субъектов Российской Федерации или органами местного самоуправления на размещение заказов бюджетные учреждения, иные получатели средств бюджетов субъектов Российской Федерации или местных бюджетов при размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг за счет бюджетных средств и внебюджетных источников финансирования.
Уполномоченные органы осуществляют функции по размещению заказов для государственных или муниципальных заказчиков, определенные решением о создании соответствующего уполномоченного органа, за исключением подписания государственных или муниципальных контрактов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд. При этом государственные или муниципальные контракты подписываются государственными или муниципальными заказчиками. Порядок взаимодействия уполномоченного органа и государственных или муниципальных заказчиков должен устанавливаться решением о создании такого уполномоченного органа.
Согласно статье 4 Федерального закона от 28.06.1991 N 1499-1 "О медицинском страховании граждан в Российской Федерации" медицинское страхование осуществляется в форме договора, заключаемого между субъектами медицинского страхования, одним из которых является страхователь. В статье 2 указанного федерального закона определено, что страхователями неработающего населения являются органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
В соответствии с распоряжением Кабинета Министров Республики Адыгея от 12.11.07 N 430-р "О страхователе при обязательном медицинском страховании неработающего населения Республики Адыгея" уполномоченным органом Кабинета Министров Республики Адыгея - страхователем при обязательном медицинском страховании неработающего населения Республики Адыгея в 2008 году определено Министерство здравоохранения Республики Адыгея.
Подписание уполномоченным органом Кабинета Министров Республики Адыгея государственного контракта вытекает из обязанностей страхователя, предусмотренных в соответствии со статьей 9 Федерального закона от 28.06.1991 N 1499-1 "О медицинском страховании граждан в Российской Федерации", согласно которой заключение договора обязательного медицинского страхования со страховой медицинской организацией является обязанностью страхователя.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о правомерности указания в конкурсной заявке общества с ограниченной ответственностью "Росгосстрах - Медицина" в качестве государственного заказчика Министерства здравоохранения Республики Адыгея.
Вопрос о соответствии либо несоответствии распоряжения Кабинета Министров Республики Адыгея федеральному законодательству не является предметом настоящего судебного разбирательства. Истцом не представлено доказательств тому, что данное распоряжение признано не соответствующим федеральному законодательству в установленном законом порядке.
Утверждение заявителя апелляционной жалобы о несоответствии конкурсной заявки ООО "Росгосстрах-Медицина" конкурсной документации по причине указания в ней срока действия договора, а не срока оказания услуг правомерно отклонено судом первой инстанции, потому как предметом государственного контракта является организация и финансирование предоставления гражданам медицинской помощи определенного объема и качества с выдачей застрахованным лицам страховых медицинских полисов. Возникновение у страховой организации обязательства по оказанию соответствующих услуг населению возможно только посредством заключения договора (государственного контракта), следовательно, срок оказания услуг обусловлен сроком действия договора.
Довод истца о несоответствии информации, содержащейся в пункте 5 конкурсной заявки ООО "Росгосстрах-Медицина" о том, что общество обязуется подписать государственный контракт с Министерством здравоохранения Республики Адыгея в течение 11 дней со дня размещения на официальном сайте протокола оценки и сопоставления заявок на участие в конкурсе, требованиям конкурсной документации, поскольку пунктом 19 информационной карты открытого конкурса предусмотрено заключение государственного контракта в течении 20 дней со дня размещения на официальном сайте протокола оценки и сопоставления заявок на участие в конкурсе, является необоснованным.
В соответствии со статьей 29 Федерального закона N 94 от 21.07.2005 государственный или муниципальный контракт может быть заключен не ранее чем через десять дней со дня размещения на официальном сайте протокола оценки и сопоставления заявок на участие в конкурсе. Статьей 448 Гражданского кодекса Российской Федерации установлены ограничения по предельному сроку его заключения - такой договор должен быть подписан сторонами не позднее двадцати дней или иного указанного в извещении срока после завершения торгов и оформления протокола.
Таким образом, указывая в заявке срок заключения государственного контракта в течение 11 дней со дня размещения на официальном сайте протокола оценки и сопоставления заявок на участие в конкурсе, ООО "Росгосстрах-Медицина" были соблюдены требования конкурсной документации и действующего законодательства. Соответственно указанное обстоятельство не влияет на действительность оспариваемого конкурса.
При таких условиях заявка на участие в конкурсе ООО "Росгосстрах-Медицина" соответствует конкурсной документации.
В качестве основания для признания конкурса недействительным, истец ссылается на неправомерность действий конкурсной комиссии при оценке конкурсной заявки ЗАО МСК "Солидарность для жизни" по критерию "Планируемое обеспечение досудебной защиты прав застрахованных граждан (% удовлетворенных обоснованных спорных случаев, разрешенных участником размещения заказа в досудебном порядке от общего числа спорных случаев, принятых к рассмотрению)".
Указанный довод правомерно отклонен судом первой инстанции, поскольку сведения, заявленные по данному критерию, должны быть подтверждены надлежащими документами.
В соответствии с частью 1 статьи 25 Федерального закона N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" для участия в конкурсе участник размещения заказа подает заявку на участие в конкурсе по форме, которая установлена конкурсной документацией.
Согласно пункту 2.5 критериев оценки и сопоставления предложений участников конкурса, указанных в разделе 12 Конкурсной документации "Планируемое обеспечение досудебной защиты прав застрахованных граждан (% удовлетворенных обоснованных спорных случаев, разрешенных участником размещения заказа в досудебном порядке от общего числа спорных случаев, принятых к рассмотрению)" в конкурсной в конкурсной заявке должны быть представлены сведения, подтверждающие фактический процент удовлетворенных обоснованных спорных случаев, разрешенных участником размещения заказа в досудебном порядке от общего числа спорных случаев, принятых к рассмотрению за отчетный период (форма N ПГ или в представленной пояснительной записке, или других документах), на основании которых можно оценивать планируемые показатели. То есть, помимо запрашиваемого планируемого показателя, в скобках указаны разъяснения о фактических сведениях, показывающих возможности достижения планируемых результатов удовлетворенных обоснованных спорных случаев, принятых к рассмотрению, в досудебном порядке.
В представленной ЗАО МСК "Солидарность для жизни" конкурсной заявке планируемые показатели по критерию пункта 2.5 (Предложения участника конкурса об условиях исполнения государственного контракта) указано 98 %. Однако документов, подтверждающих фактический процент удовлетворенных обоснованных спорных случаев, разрешенных участником размещения заказа в досудебном порядке от общего числа спорных случаев, принятых к рассмотрению за отчетный период, в составе конкурсной заявки не представлено (не было представлено ни формы N ПГ; ни в представленной пояснительной записке, ни в других документах фактический показатель критерия N 2.5 не приведен). В пояснительной записке указано, что все обращения приняты к рассмотрению, а процент удовлетворенных обоснованных спорных случаев, разрешенных участником размещения заказа в досудебном порядке от общего числа спорных случаев, принятых к рассмотрению не указан, в связи с чем конкурсная комиссия не могла достоверно оценить показатель по критерию N 2.5 конкурсной документации. На основании этого, по показателю п. 2.5 Критериев ЗАО МСК "Солидарность для жизни" было выставлено "0" баллов.
Таким образом, заявление истца о нарушении конкурсной комиссией части 2 статьи 28 Федерального закона N 94-ФЗ является необоснованным и не подлежащим удовлетворению.
Кроме того, указанный довод истца являлся предметом рассмотрения Управления Федеральной антимонопольной службы Российской Федерации по Республике Адыгея. Решением от 30.01.2008 жалоба ЗАО МСК "Солидарность для жизни" на действия конкурсной комиссии Министерства здравоохранения Республики Адыгея при проведении открытого конкурса по отбору финансовых организаций на право заключения государственного контракта на оказание услуг по обязательному медицинскому страхованию неработающего населения Республики Адыгея за счет средств республиканского бюджета на 2008 год ЗАО МСК "Солидарность для жизни" признана необоснованной.
Довод заявителя апелляционной жалобы о нарушении ООО "Росгосстрах-Медицина" порядка предоставления конкурсной документации правомерно отклонены судом. При этом суд обоснованно исходил из следующего.
Согласно части 4 статьи 22 Федерального закона N 94-ФЗ конкурсная документация должна содержать сведения о порядке, месте, дате начала и окончания срока подачи заявок на участие в конкурсе.
В соответствии с разделом 5 конкурсной документации по проведению открытого конкурса на право заключения государственного контракта на оказание услуг по обязательному медицинскому страхованию неработающего населения Республики Адыгея за счет средств республиканского бюджета на 2008 год дата начала подачи заявок - 28.11.2007г., дата окончания подачи заявок - 28.12.2007г. 11 часов 00 минут местного времени. Каждый поступивший конверт с заявкой зарегистрирован в журнале с указанием времени, даты поступления и способа доставки конверта.
Заявка ООО "Росгосстрах - Медицина" поступила 28.11.2007г., т.е. в сроки, предусмотренные конкурсной документацией. Доводы истца о том, что указанная заявка датирована 25.11.2007г., не имеют существенного значения, поскольку Федеральный закон N 94-ФЗ регламентирует только порядок и сроки подачи заявок, а не их изготовления. Более того, как следует из материалов дела, первоначальное сообщение о проведении оспариваемого конкурса, в последующем отмененное, было опубликовано в республиканской газете "Советская Адыгея" 24.11.2007г. и в соответствии с ним датой подачи заявок являлось 25.11.2007г.
Вследствие этого утверждение истца о том, что конкурсная документация ООО "Росгосстрах - Медицина" представлена до опубликования и размещения извещения о проведении открытого конкурса является необоснованным.
По мнению истца, к участию в конкурсе в нарушение статьи 12 Федерального закона N 94-ФЗ был допущен участник, сообщивший недостоверные сведения об услугах, на оказание которых размещается заказ.
ЗАО МСК "Солидарность для жизни" ссылается на то, что в предложении ООО "РГС - Медицина" указана организация предоставления застрахованным неработающим гражданам в Республике Адыгея лечебно-профилактической помощи в 150 лечебно-профилактических учреждениях здравоохранения Республики Адыгея, работающих в системе ОМС, тогда как на текущий момент в системе ОМС действуют только 38 лечебно-профилактических учреждения здравоохранения Республики Адыгея.
В то же время, перечень учреждений, оказывающих медицинские услуги в рамках территориальной программы обязательного медицинского страхования, утверждается ежегодно в программе государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи.
Согласно постановлению Кабинета Министров Республики Адыгея от 22.05.2007 года N 80 "О Программе государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи в Республике Адыгея на 2007 год", в соответствии с разделом III указанной программы был утвержден перечень лечебно-профилактических учреждений, оказывающих медицинские услуги по территориальной программе, в количестве 39. Срок действия данной программы распространяется на 2007 год.
Вместе с тем, на момент объявления открытого конкурса и утверждения конкурсной документации перечень лечебно-профилактических учреждений, оказывающих медицинские услуги по территориальной программе, утвержден не был.
Виду изложенного, довод заявителя жалобы о том, что судом не были применены положения статьи 12 Федерального закона N 94-ФЗ, несмотря на установление факта сообщения в конкурсной заявке ООО "Росгосстрах-Медицина" недостоверных сведений подлежит отклонению.
Утверждение заявителя жалобы о несоответствии конкурсной документации части 6 статьи 28 Федерального закона N 94-ФЗ, согласно которой значимость критериев оценки заявок на участие в конкурсе не может составлять более 20 процентов также подлежит отклонению судом апелляционной инстанции.
Критерии оценки и сопоставления предложений участников конкурса установлены пунктом 12.8 конкурсной документации. В соответствии с указанным пунктом оценка участников конкурса осуществляется по двум категориям: первый "цена контракта" - 132 балла, второй "качественные характеристики услуги и квалификация участника конкурса" - 33 балла. Максимальное количество баллов по двум критериям составляет 165 баллов. Значимость критерия составляет 20 % (33 х 100% / 165), что соответствует требованиям действующего законодательства.
В данной связи утверждение истца о том, что значимость критерия оценки превышает предел, установленный частью 6 статьи 28 Федерального закона N 94-ФЗ, является необоснованным.
Учитывая изложенное, апелляционный суд находит необоснованным указание истца о несоответствии конкурсной документации части 6 статьи 28 Федерального закона N 94-ФЗ.
При таких обстоятельствах оснований для отмены обжалуемого судебного акта не имеется.
Госпошлина, уплаченная заявителем при подаче апелляционной жалобы, по правилам статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежит отнесению на ЗАО МСК "Солидарность для жизни".
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Адыгея от 24.04.2008 по делу N А01-152/2008-5 оставить без изменения.
В удовлетворении апелляционной жалобы отказать.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Председательствующий |
Н.И. Корнева |
Судьи |
В.В. Ванин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А01-152/2008-5
Истец: Филиал ЗАО Медицинская страховая компания "Солидарность для жизни" в Республике Адыгея, закрытое акционерное общество Медицинская страховая компания "Солидарность для жизни"
Ответчик: Министерство здравоохранения Республики Адыгея, Кабинет Министров Республики Адыгея
Третье лицо: Филиал ООО "РГС-Медицина"-"Росгосстрах-Адыгея-Медицина", общество с ограниченной ответственностью "Росгосстрах-Медицина"
Хронология рассмотрения дела:
17.07.2008 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-3158/2008