город Ростов-на-Дону |
дело N А32-6519/2008-28/132 |
29 августа 2008 г. |
15АП-4539/2008 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25 августа 2008 года.
Полный текст постановления изготовлен 29 августа 2008 г.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ивановой Н.Н.
судей Золотухиной С.И., Смотровой Н.Н.
при ведении протокола судебного заседания председательствующим судьей,
при участии:
от ООО "Парк" (ИНН 2320116992) - представителя Давыгора С.Н., доверенность от 07.04.2008 г. сроком до 31.12.2009 г., представителя Будникова А.Н., доверенность от 31 марта 2008 года,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Парк" (ИНН 2320116992)
на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 20 июня 2008 года по делу N А32-6519/2008-28/132
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Парк" (ИНН 2320116992)
к заинтересованному лицу - Администрации г. Сочи, обществу с ограниченной ответственностью "Парк" (ИНН 2320148659)
при участии третьего лица - Территориального управления Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Краснодарскому краю
о признании недействительными ненормативных правовых актов органа местного самоуправления,
принятое судьей Данько М. М.
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Парк" (далее - ООО "Парк" ИНН 2320116992, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением к Администрации г. Сочи ( далее - администрация, заинтересованное лицо) , обществу с ограниченной ответственностью "Парк" (далее - ООО "Парк" (ИНН 2320148659), заинтересованное лицо)
- о признании недействительными постановления главы города Сочи от 28.06.2007 года N 378 О предварительном согласовании места размещения социально-культурного комплекса" по ул.Инжирной в Центральном районе города Сочи, об отмене постановления главы администрации города Сочи от 26 мая 2005 года N 1811 "О предварительном согласовании обществу с ограниченной ответственностью "Парк" места размещения многоквартирного жилого дома по ул.Инжирной в Центральном районе",
- о признании недействительным постановления главы города Сочи от 08 ноября 2007 года N 1287 "О предоставлении обществу с ограниченной ответственностью" "Парк" земельного участка для строительства социально-культурного комплекса по ул.Инжирной в Центральном районе города Сочи"
в связи с их несоответствием Гражданскому и Земельному кодексам Российской Федерации.
Заявление мотивировано нарушением прав и законных интересов заявителя. Так, постановлением главы администрации города Сочи от 26.05.2005 N 1811 заявителю утвержден акт выбора и проект границ земельного участка площадью 7 960 кв м для размещения многоквартирного жилого дома. Оспариваемыми постановлениями постановление N 1811 отменено в пользу ООО "Парк" (ИНН 2320148659), которому утвержден акт выбора и проект границ, указанного земельного участка для размещения социально-культурного комплекса, предварительно согласовано место размещения комплекса, и принято решение о предоставлении в аренду, о чем заявитель поставлен в известность не был. Кроме того, земельный участок является федеральной собственностью и им администрация распоряжаться не могла.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора, привлечено территориальное управление Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Краснодарскому краю (г.Краснодар), далее - территориальное управление.
Решением суда от 20 июня 2008 года 2008 года заявителю в удовлетворении требований отказано. Со ссылкой на пункт 2 статьи 30.1 Земельного кодекса Российской Федерации и абзац 4 пункта 15 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 года N 137 "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" решение мотивировано тем, что заявитель, не обратившись в уполномоченный государственный орган до 01.03.2008 года за предоставлением земельного участка в аренду, утратил право на приобретение земельного участка без проведения торгов, оспариваемые постановления в части утверждения акта выбора и проекта границ и предоставления земельного участка другому лицу для каких-либо целей не нарушают права и законные интересы заявителя, поскольку таковые у заявителя отсутствуют.
Не согласившись с указанным выводом, заявитель обжаловал решение суда первой инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 АПК РФ и просил его отменить. Податель жалобы указывает на тот факт, что судом не дана оценка действиям администрации, при издании оспариваемых постановлений действовавшей с превышением полномочий, поскольку спорный земельный участок находится в федеральной собственности. Податель жалобы также ссылается на непредоставление в суд изготовленного в отношении заинтересованного лица - ООО "Парк" г.Сочи (ИНН 2320148659) акта выбора и согласования проекта границ земельного участка, которые утверждены оспариваемым постановлением, что ставит под сомнение их наличие вообще. Также заявитель указывает, что в силу абзаца 2 пункта 15 статьи 3 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" до 01 марта 2007 года земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, предоставляется лицу в аренду для жилищного строительства на основании заявления без проведения торгов, если предоставление земельного участка такому лицу предусмотрено решением о предварительном согласовании места размещения объекта, которое принято до 01 октября 2005 года, но не ранее чем за три года до предоставления земельного участка, в связи с чем вывод суда об утрате права на предоставление заявителю земельного участка в аренду полагает неверным. Податель жалобы указывает, что после принятия оспариваемых постановлений ООО "Парк" г.Сочи (ИНН 2320148659) обратилось за изменением вида разрешенного использования с "размещения социально-культурного комплекса" на "жилой комплекс", т.е. в "обход" (нарушение) требований статей 30.1, 38.1 Земельного кодекса Российской Федерации, т.е. без проведения аукциона.
В отзыве на апелляционную жалобу территориальное управление указывает, что оспариваемые ненормативные акты, как и отменный акт, на котором основывает свое право заявитель, приняты с превышением полномочий и являются недействительными, так как приняты с нарушением требований федерального законодательства, определяющего, что право управления и распоряжения земельными участками, находящимися в федеральной собственности, принадлежит Российской Федерации в лице Федерального агентства по управлению федеральным имуществом и его территориальных органов на местах, а не местной администрации.
В судебном заседании представители подателя жалобы поддержали ранее изложенную позицию, огласили дополнительные письменные объяснения, о указав, что в заявитель в порядке реализации своего права на аренду обратился не только в администрацию города Сочи в феврале 2008 года (что явилось неправильным), но и в территориальное управление - надлежащий уполномоченный орган на предоставление в том числе в аренду, земельных участков, находящихся в федеральной собственности- в апреле 2008 года.
ООО "Парк" (ИНН 2320148659), надлежаще извещенное о месте и времени судебного заседания по последнему известному суду адресу, участия в деле не приняло, отзыв не представило.
Территориальное управление, администрация города Сочи извещены о месте и времени судебного заседания и также не приняли участия в заседании суда.
В соответствии с частью 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации апелляционная жалоба рассматривается в отсутствие указанных лиц.
В соответствии с главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции по имеющимся в деле и дополнительно представленным доказательствам повторно рассматривает дело.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителей участвующих в деле лиц, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, 26 мая 1995 года постановлением главы города Сочи N 1811 (том 1 л.д.16-18) заявителю утвержден акт выбора и проект границ земельного участка площадью 7 960 кв.м для размещения многоквартирного жилого дома по улице Инжирной в центральном районе (города Сочи), предварительно согласовано место размещения многоквартирного жилого дома на спорном земельном участке из городских земель по ул.Инжирной в Центральном районе в жилой зоне по генплану города Сочи, в экономико-планировочной зоне С-1-а, во второй зоне округа горно-санитарной охраны курорта. Категория земель - земли поселений. Срок действия постановления установлен в три года.
02 апреля 2008 года, до истечения срока действия указанного акта, заявитель обратился в территориальное управление ФАУФИ по Краснодарскому краю о предоставлении в аренду спорного земельного участка для строительства спорного многоквартирного жилого дома.
04 апреля 2008 года заявитель, обратившись в МУП "Муниципальный институт генплана" г.Сочи по вопросу получения сведения о границах земельного участка на дежурном плане г.Сочи, получил материалы дела по земельному участку, откуда узнал о том, что были изданы оспариваемые постановления от 28.06.2007 года N 878 и от 08.11.2007 года N 1287.
Пунктами 1 и 2 постановления от 28.06.2007 года N 878 обществу с ограниченной ответственностью "Парк" (свидетельство о государственной регистрации юридического лица от 14 марта 2007 года серии 23 N 006254222, ИНН 2320148659) утвержден акт выбора и проект границ земельного участка площадью 7 960 кв.м для размещения социально-культурного комплекса и согласовано предварительно размещение указанного участка в селитебной зоне по генплану города Сочи, в экономико-планировочной зоне С-1-а, во второй зоне округа горно-санитраной охраны курорта, категории земель - земли населенных пунктов. Пунктом 3 Постановления отменено постановление главы города Сочи от 26 мая 2005 года N1811, пунктами 4-8 обществу Парк (ИНН 2320148659) предписано провести работы по постановке земельного участка на кадастровый учет и обратиться с письмом о предоставлении земельного участка к главе города Сочи.
Постановлением от 08.11.2007 года N 1287 глава города Сочи предоставил обществу "Парк" (ИНН 2320148659) в аренду сроком на три года земельный участок площадью 7 960 кв.м и постановил обществу обратиться для внесения изменения в Единый реестр землепользования для заключения договора аренды.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Срок на обжалование, предусмотренный частью 4 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, заявителем по настоящему делу не пропущен: доказательств того, что заявитель узнал о выходе оспариваемых постановлений ранее, чем обратился 04 апреля 2008 года в МУП "Муниципальный институт генплана" г.Сочи по вопросу получения сведений о границах земельного участка на дежурном плане г.Сочи, заинтересованными лицами не представлено. Копии оспариваемых постановлений, представленных в дело (том 1 л.д.20-21,22) содержат отметки указанного МУП об их заверении.
Оценивая оспариваемые акты, суд первой инстанции пришел к выводу о ненарушении оспариваемыми актами закона и основанного на законе права ООО "Парк" (ИНН 2320116992).
Суд апелляционной инстанции не может согласиться с указанным выводом.
Анализируя законодательство, регулирующее вопросы предоставления земельных участков, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что полномочия Российской Федерации и органов местного самоуправления администрации горда Сочи и его главы начиная от утверждения акта выбора земельного участка до его предоставления в аренду определены следующими актами.
Постановлением Президиума Верховного Совета РФ N 4766-1 и Совета Министров Российской Федерации N 337 от 12.04.1993 г. "О государственной поддержке функционирования и развития города-курорта Сочи" установлено, что Сочинский курортный регион является курортом федерального значения.
Указом Президента РФ от 06.07.1994 г. N 1470 "О природных ресурсах побережий Черного и Азовского морей" одобрена инициатива администрации Краснодарского края об отнесении ряда природных ресурсов побережий Черного и Азовского морей к федеральным природным ресурсам.
Распоряжением Правительства РФ от 12.04.1996 г. N 591-р, принятым в соответствии с Указом Президента РФ от 06.07.1994 г. N 1470, курорт и рекреационные зоны в границах округов санитарной (горно-санитарной) охраны курорта г. Сочи признаны особо охраняемыми природными территориями, имеющими федеральное значение.
Границы округа санитарной охраны курорта Сочи (границы курорта Сочи) в соответствии с действовавшим в то время порядком утверждены решениями Сочинского исполнительного комитета от 06.04.1977 г. N 142 "О мероприятиях по улучшению санитарного состояния округа и зон горно-санитарной охраны Сочинского курорта" и от 02.09.1987 г. N 455 "О согласовании проекта округа и зон санитарной охраны курорта Сочи".
Согласно пункту 5 статьи 31 Федерального закона от 14.03.1995 г. N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" и статье 1 Федерального закона от 23.02.1995 г. N 26-ФЗ "О лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах" освоенная и используемая в лечебно-профилактических целях особо охраняемая природная территория, располагающая природными лечебными ресурсами и необходимыми для их эксплуатации зданиями и сооружениями, включая объекты инфраструктуры, является курортом.
Согласно части 6 статьи 2 Федерального закона "Об особо охраняемых природных территориях" особо охраняемые природные территории федерального значения являются федеральной собственностью и находятся в ведении федеральных органов государственной власти.
В силу статьи 17 Земельного кодекса Российской Федерации в федеральной собственности находятся, в частности, земельные участки, которые признаны таковыми федеральными законами. К числу земель особо охраняемых природных территорий отнесены земли лечебно-оздоровительных местностей и курортов (пункт 1 статьи 95 Земельного кодекса Российской Федерации).
По смыслу Федерального закона "Об особо охраняемых природных территориях" право федеральной собственности признано не на категорию земель особо охраняемых природных территорий, а на образованные в установленном законом порядке и с определенными границами особо охраняемые территории федерального значения.
Таким образом, земельные участки, находящиеся в пределах особо охраняемой территории федерального значения - в границах санитарной (горно-санитарной) охраны курорта федерального значения, являются федеральной собственностью в силу Федерального закона "Об особо охраняемых природных территориях".
Спорный земельный участок расположен во второй зоне санитарной охраны курорта федерального значения, поэтому право федеральной собственности на этот участок возникло в силу закона (статьи 17 Земельного кодекса РФ, Федерального закона "Об особо охраняемых природных территориях"), а не при разграничении государственной собственности на землю.
Поскольку спорный земельный участок находится в границах второй зоны санитарной охраны курорта федерального значения и является федеральной собственностью, то администрация г.Сочи не является собственником земельного участка.
В соответствии с пунктом 2 статьи 209 Гражданского кодекса Российской Федерации собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом,
В силу статьи 9 Земельного кодекса Российской Федерации право распоряжения земельными участками, находящимися в федеральной собственности, предоставлено Российской Федерации.
Пунктом 3 статьи 214 Гражданского кодекса Российской Федерации определено, что от имени Российской Федерации и субъектов Российской Федерации права собственника осуществляют органы и лица, указанные в статье 125 Гражданского кодекса Российской Федерации
В соответствии с частью 1 статьи 125 Гражданского кодекса Российской Федерации от имени Российской Федерации и субъектов Российской Федерации могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
Органом, осуществляющим полномочия Российской Федерации по распоряжению федеральным имуществом, находящимся на территории Краснодарского края, является Территориальное управление Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Краснодарскому краю. Территориальное управление, привлеченное к участию в деле, данное обстоятельство подтверждает.
Вместе с тем, факт того, что право распоряжения земельными участками принадлежит федеральным органам, не препятствует органу местного самоуправления - администрации города Сочи в рамках своей компетенции утверждать акт выбора и принимать решение о предварительном согласовании места размещения указанных земельных участков.
Так, в соответствии с пунктом 6) статьи 43 Устава муниципального образования город-курорт Сочи, Администрация города Сочи, осуществляя полномочия в области использования земли, охраны природы, обеспечивает выбор и формирование земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности. Пунктом 5.8. Положения о порядке предоставления и прекращения прав на земельные участки на территории города Сочи, утвержденного решением Городского собрания города Сочи от 18 апреля 2002 года N 61, определено, что к компетенции Главы города отнесено принятие решения о выборе земельного участка в соответствии с пунктом 5 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации; согласно пункту 5.15 Глава города подписывает постановление о предварительном согласовании места размещения объекта.
В свою очередь, федеральный орган, а именно территориальное управление компетентно принимать решение о предварительном согласовании места размещения только в отношении органа государственной власти, государственного учреждения и государственного унитарного предприятия, обращающегося с указанным вопросом, о чем свидетельствует абзац 3 пункта 4 Постановления Правительства Российской Федерации от 07.08.2002 года N 576 "О порядке распоряжения земельными участками, находящимся в государственной собственности, до разграничения государственной собственности на землю", в котором указано: "Министерство имущественных отношений Российской Федерации (его территориальные органы) или уполномоченный орган государственной власти субъекта Российской Федерации с учетом мнения заявителя принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта при предоставлении земельного участка соответственно федеральному органу исполнительной власти, федеральному учреждению и федеральному унитарному предприятию или органу государственной власти субъекта Российской Федерации, государственному учреждению и государственному унитарному предприятию.
Те же нормы содержит Положение о Федеральном агентстве по управлению федеральным имуществом, утвержденное постановлением от 27 ноября 2004 года N 691 (пункт 5.33).
В свою очередь, приказ территориального управления Министерства имущественных отношений Российской Федерации по Краснодарскому краю от 07 июня 2004 года N 39 подтверждает разделение полномочий между местной администрацией и федеральным органом названным образом, в пунктах 4 и 5 перечня документов, необходимых для предоставления земельного участка, находящегося в федеральной собственности, в аренду, указывая проект границ земельного участка, утвержденный органом местного самоуправления и сведения (решение органа местного самоуправления об утверждении границ земельного участка) о разрешенном использовании земельного участка.
Таким образом, для прочих юридических лиц, вне зависимости от того, испрашивается разрешение на выбор и предварительное согласование места размещения земельного участка, находящегося в федеральной собственности, или в собственности субъекта (муниципального образования), органом, полномочным на принятие указанного решения, является орган местного самоуправления.
В данном случае таким органом является глава города Сочи, на основании постановления которого от 26 мая 1995 года постановлением главы города Сочи N 1811 (том 1 л.д.16-18) заявителю по делу - ООО "Парк" (ИНН 2320116992) утвержден акт выбора и проект границ земельного участка площадью 7 960 кв.м для размещения многоквартирного жилого дома по улице Инжирной в центральном районе (города Сочи), предварительно согласовано место размещения многоквартирного жилого дома на спорном земельном участке из городских земель по ул.Инжирной в Центральном районе в жилой зоне по генплану города Сочи, в экономико-планировочной зоне С-1-а, во второй зоне округа горно-санитарной охраны курорта, категория земель - земли поселений.
Следовательно, ООО "Парк" обладает законным правом на оспаривание актов, принятых в отношении указанного земельного участка.
Суд первой инстанции не может согласиться с выводом суда первой инстанции о том, что общество утратило такое право в силу абзаца 4 пункта 15 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", по следующим основаниям.
Порядок и правила предоставления земельных участков для строительства установлены нормами Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) в статьях 30 - 32.
Согласно статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию: 1) без предварительного согласования мест размещения объектов; 2) с предварительным согласованием мест размещения объектов (пункт 1). Предоставление земельных участков для строительства с предварительным согласованием мест размещения объектов осуществляется в аренду (пункт 3).
В частности, в силу пункта 8 статьи 31 Кодекса решение о предварительном согласовании места размещения объекта является основанием последующего принятия решения о предоставлении земельного участка для строительства и действует в течение трех лет. В свою очередь, на основании заявления лица, заинтересованного в предоставлении земельного участка для строительства и приложенной к нему кадастровой карты (плана) земельного участка, соответствующий орган в двухнедельный срок принимает решение о предоставлении земельного участка для строительства (пункт 2 статьи 32 Кодекса).
Однако в Земельный кодекс Российской Федерации внесены изменения и предусмотрены особенности в части предоставления земельных участков для жилищного строительства, а именно, нормы Кодекса дополнены статьями 30.1, 30.2. В частности пунктом 2 статьи 30.1 Кодекса установлено, что продажа земельных участков для жилищного строительства или продажа права на заключение договоров аренды земельных участков для жилищного строительства осуществляется на аукционах. Данное положение нормы права вступает в силу с 01.10.2005 года (Федеральный закон от 29.12.2004 года N 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации; к исключениям из указанного правила, установленным редакцией Федерального закона от 18.12.2006 N 232-ФЗ, рассматриваемый случай не относится.) Следовательно, для лиц, обращающихся за приобретением земельного участка для жилищного строительства после 01.10.2005, возможность его приобретения или приобретения права аренды без торгов утрачена.
Вместе с тем, абзацем 4 пункта 15 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" установлен льготный порядок, в соответствии с которым до 01.03.2007 земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, представляется лицу в аренду для жилищного строительства на основании заявления без проведения торгов, если предоставление земельного участка такому лицу предусмотрено решением о предварительном согласовании места размещения объекта, которое принято до 01.10.2005, но не ранее чем за три года до предоставления земельного участка. Положения названного пункта вступают в силу с 21.12.2006 (п. 3 ст. 38 ФЗ от 18.12.2006 N 232-ФЗ "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации").
Таким образом, законодатель ограничил возможность обращения лица, заинтересованного в предоставлении земельного участка для жилищного строительства без торгов, датой 01.03.2007 года.
Однако, как верно указывает податель жалобы, отношения между обществом и администрацией по предоставлению земельного участка под строительство возникли до введения в действие ст. 30.1 ЗК Российской Федерации, а также до установления, как исключения из него, льготного порядка в соответствии с абзацем 4 пункта 15 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", поэтому указанные нормы на него не распространяются и отношения по предоставлению земельного участка в аренду должны быть завершены в соответствии с правилами действовавшего в период до введения в действие указанных норм законодательства.
Так, в соответствии с абзацем 2 пункта 11) статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации при регулировании земельных отношений применяется принцип разграничения действия норм гражданского законодательства и норм земельного законодательства, но только в части регулирования отношений по использованию земель, а также принцип государственного регулирования приватизации земли.
В иной части применимы нормы гражданского законодательства, в частности, положения пункта 1 статьи 4 Гражданского кодекса Российской Федерации, согласно которому акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие. Действие закона распространяется на отношения, возникшие до введения его в действие, только в случаях, когда это прямо предусмотрено законом.
Спорные правоотношения возникли до 01.10.2005 года, таким образом нормы ст. 30.1 ЗК Российской Федерации, а также абзацев 4 и 5 пункта 15 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", ограничившего возможность предоставления земельных участков без торгов 01 марта 2007 года, на заявителя по настоящему делу не распространяются. Следовательно, его факт обращения в территориальное управление ФАУФИ за решением о предоставлении земельного участка, произведенное в апреле 2008 года не имеет того значения, которое ему придал суд первой инстанции, оценив, как пропуск установленного выше срока. При этом суд апелляционной инстанции отмечает, что ограничительным сроком для заявителя по настоящему делу является лишь срок, установленный в самом постановлении - 3 года (с 26 мая 2005 года), который на дату обращения не истек.
Пункт 2 статьи 4 Гражданского кодекса Российской Федерации, согласно которому по отношениям, возникшим до введения в действие акта гражданского законодательства, акт применяется к правам и обязанностям, возникшим после введения его в действие, к данной ситуации не применим. Как верно указывает податель апелляционной жалобы, право на предоставление земельного участка возникло у него до 01 октября 2005 года, поскольку ему был утвержден акт выбора и предварительно согласовано место размещения земельного участка (а именно с этим обстоятельствами связывает возникновение права на аренду законодательство - пункт 8 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации, а также абзацы 4 и 5 пункта 15 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации").
Пунктами 1 и 2 оспариваемого постановления от 28.06.2007 года N 878 обществу с ограниченной ответственностью "Парк" (ИНН 2320148659) главой города Сочи утвержден акт выбора и проект границ земельного участка площадью 7 960 кв.м для размещения социально-культурного комплекса и согласовано предварительно размещение указанного участка в селитебной зоне по генплану города Сочи, в экономико-планировочной зоне С-1-а, во второй зоне округа горно-санитраной охраны курорта, категории земель - земли населенных пунктов. Пунктом 3 Постановления отменено постановление главы города Сочи от 26 мая 2005 года N 1811, пунктами 4-8 обществу Парк (ИНН 2320148659) предписано провести работы по постановке земельного участка на кадастровый учет и обратиться с письмом о предоставлении земельного участка к главе город Сочи.
Оспариваемым постановлением от 08.11.2007 года N 1287 глава города Сочи предоставил обществу "Парк" (ИНН 2320148659) в аренду сроком на три года земельный участок площадью 7 960 кв.м и постановил обществу обратиться для внесения изменения в Единый реестр землепользования для заключения договора аренды.
Указанные постановления незаконны, так как вынесены по поводу земельного участка, в отношении которого начата и действует процедура его предоставления для другого юридического лица, и нарушает интересы указанного юридического лица, так как лишает его возможности завершить процедуру и получить данный участок в аренду.
Более того, постановление от 08.11.2007 года N 1287 вынесено в нарушение вышеназванных норм федерального законодательства, определяющего компетенцию Российской Федерации в лице его уполномоченного органа - Федерального агентства по управлению федеральным имуществом и его территориальных органов на местах по распоряжению земельными участками, в том числе по предоставлению их в аренду.
На основании изложенного данные постановления следует признать недействительными.
В удовлетворении заявления к ООО "Парк" ИНН (2320148659) следует отказать, поскольку оспариваются не его действия, а постановления администрации города Сочи.
Судебные расходы по делу в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации Российской Федерации следует отнести на администрацию в связи с удовлетворением апелляционной жалобы.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Краснодарского края от 20 июня 2008 года по делу N А32-6519/2008-28/132 отменить.
Признать недействительными постановления главы города Сочи от 28.06.2007 года N 378 и от 08.11.2007 года N 1287 в связи с несоответствием статьям 9, 17, пункту 3 статьи 30, пункту 8 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации , пункту 1 статьи 209, пункту 3 статьи 214 Гражданского кодекса Российской Федерации.
В удовлетворении требований к обществу с ограниченной ответственностью "Парк" (ИНН 2320148659) отказать.
Взыскать с администрации города-курорта Сочи в пользу общества с ограниченной ответственностью "Парк" (ИНН 2320116992) 4000 рублей государственной пошлины за рассмотрение дела в суде первой инстанции, 1000 рублей - в суде апелляционной инстанции, итого 5000 рублей.
Возвратить ООО "ПАРК" (ИНН 2320116992) из федерального бюджета 1000 рублей излишне уплаченной по квитанции от 07.07.2008 года через Давыгора С.Н. государственной пошлины.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Председательствующий |
Н.Н. Иванова |
Судьи |
С.И. Золотухина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-6519/2008-28/132
Истец: общество с ограниченной ответственностью "Парк"
Ответчик: общество с ограниченной ответственностью "Парк", Администрация г. Сочи
Третье лицо: Территориальное управление Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Краснодарскому краю