город Ростов-на-Дону |
дело N А53-3518/2008-С4-45 |
27 августа 2008 г. |
15АП-4775/2008 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21 августа 2008 года.
Полный текст постановления изготовлен 27 августа 2008 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Авдониной О.Г.,
судей Ванина В.В., Малыхиной М.Н.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Поповым А.А.,
при участии:
от администрации Чертковского района: Тихонова В.В. по доверенности N 72 от 16.01.2008г.,
от УФРС по РО: Дудченко В.М. по доверенности N 98 от 02.06.2008г.,
третьего лица: Каспарьяна И.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
администрации Чертковского района Ростовской области
на решение Арбитражного суда Ростовской области от 23 июня 2008 года по делу N А53-3518/2008-С4-45
по заявлению администрации Чертковского района Ростовской области
к заинтересованному лицу Управлению Федеральной регистрационной службы по Ростовской области
при участии третьего лица Каспарьяна Игоря Владимировича
о признании незаконной регистрации права собственности и о прекращении регистрационной записи в ЕГРП,
принятое в составе судьи Барановой Н.В.,
УСТАНОВИЛ:
первоначально администрация Чертковского района Ростовской области (далее - администрация, заявитель) обратилась в Арбитражный суд Ростовской области с заявлением к Управлению Федеральной регистрационной службы по Ростовской области (далее - УФРС по РО) о признании незаконным решения государственного регистратора УФРС по РО Прищепа Р.В. и об исключении из ЕГРП записи о регистрации за Каспарьяном И.В. права собственности на железнодорожный подъездной путь при станции Чертковского СКЖД протяжённостью 1 572 м.
В ходе рассмотрения дела в суде первой инстанции администрация в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации уточнила заявленные требования и просила признать незаконной регистрацию права собственности Каспарьяна И.В. на железнодорожный путь при станции Чертково СКЖД, протяжённостью 1 572 м., расположенный по адресу: Ростовская область, Чертковский район, п. Чертково, ул. Промышленная, 5, прекратив запись о государственной регистрации за N 61-61-48/006/2006-278 от 26.09.2006г.
Заявленные требования мотивированы тем, что регистрация права собственности Каспарьяна И.В. на железнодорожный путь была произведена с нарушением действующего законодательства, так как решение Третейского суда при Торгово-промышленной палате Ростовской области, явившееся основанием для осуществления государственной регистрации права, является незаконным.
Публично-правовые споры не могут являться предметом третейского разбирательства, в связи с чем, Каспарьян И.В. должен был обратиться за разрешением существовавшего спора в арбитражный суд.
В договоре об отступном от 27.04.2002г. отсутствует условие о возможности передавать на разрешение третейского суда споры, возникающие в ходе исполнения сделки. Сторонами договора третейское соглашение не заключалось.
Указание в решении третейского суда на наличие третейской оговорки в договоре от 27.04.2002г. при её фактическом отсутствии свидетельствует о фальсификации данного решения суда, в связи с чем, оно не способно порождать правовых последствий, в том числе, являться основанием для осуществления государственной регистрации права собственности.
Государственный регистратор в нарушение пункта 1 статьи 13 Федерального закона Российской Федерации от 21.07.1997г. N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закон о регистрации) не провёл правовой экспертизы документов, представленных на государственную регистрацию права.
Регистратор был не в праве осуществлять регистрацию права собственности на железнодорожный путь за Каспарьяном И.В., так как в ЕГРП отсутствовали сведения о регистрации права собственности предыдущего владельца данного имущества.
В результате неправомерных действий регистратора нарушаются права населения Чертковского района, что выражается в невозможности использования подъездного пути для нужд всех сельскохозяйственных предприятий.
Решением Арбитражного суда Ростовской области от 23 июня 2008 года в удовлетворении заявленных требований отказано в полном объёме.
Судебный акт мотивирован следующим:
- право на недвижимое имущество, установленное, в том числе, на основании решения третейского суда, подлежит государственной регистрации, в которой государственный регистратор вправе отказать только по основаниям, указанным в абзацах 4, 6, 7, 9, 10, 11 и 12 пункта 1 статьи 20 Закона о регистрации. Регистрация права собственности Каспарьяна И.В. на спорный железнодорожный путь произведена УФРС по РО в соответствии с действующим законодательством. Оснований для отказа в осуществлении такой регистрации у государственного регистратора не имелось;
- из смысла статьи 2 Закона о регистрации следует, что в судебном порядке может быть оспорено зарегистрированное право, а не сама запись о регистрации;
- оспаривание акта государственной регистрации права по правилам, определённым главой 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, возможно, если оно не связано с оспариванием основания возникновения права. Требования администрации фактически направлены на оспаривание законности решения третейского суда (основания возникновения права собственности у Каспарьяна И.В. на железнодорожный путь), в связи с чем, спор носит гражданско-правовой характер и подлежит рассмотрению в порядке искового производства. Заявитель не лишён юридической возможности защитить свои права, выбрав иной способ судебной защиты, предусмотренный законом (статьёй 12 Гражданского кодекса Российской Федерации).
С принятым судебным актом не согласилась администрация Чертковского района Ростовской области, в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, обратилась с апелляционной жалобой, в которой просила решение суда первой инстанции отменить.
Апелляционная жалоба мотивирована следующим:
- регистратор Чертковского отдела УФРС по РО при осуществлении государственной регистрации права собственности на спорный железнодорожный путь не провёл правовую экспертизу представленных документов;
- спор, рассмотренный третейским судом о признании права собственности на спорное имущество за Каспарьяном И.В., не был подведомственен Третейскому суду при Торгово-промышленной палате Ростовской области, так как он носил публично-правовой характер. Между сторонами спора отсутствовало соглашение о возможности передачи его на разрешение третейского суда.
В связи с этим, решение третейского суда не может порождать правовых последствий и быть положено в основу регистрации права собственности Каспарьяна И.В. на спорный железнодорожный путь;
- при вынесении решения по делу суд первой инстанции не учёл того обстоятельства, что решение о государственной регистрации права собственности за Каспарьяном И.В. на железнодорожный путь нарушило права муниципального образования, не учёл, что подъездной путь использовался для нужд всех сельхозпредприятий.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель администрации поддержал доводы апелляционной жалобы, просил решение Арбитражного суда Ростовской области отменить. Пояснил, что предметом разбирательства в суде первой инстанции было оспаривание администрацией законности действий регистратора по осуществлению государственной регистрации права собственности Каспарьяна И.В. на железнодорожный подъездной путь.
Представитель УФРС по РО с доводами апелляционной жалобы не согласился по основаниям, изложенным в представленном отзыве, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения.
Каспарьян И.В. поддержал правовую позицию УФРС по РО по делу, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителей участвующих в деле лиц, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, решением Третейского суда, постоянно действующего при Торгово-промышленной палате Ростовской области, от 25 июля 2005 года по делу N 61/И/2005-10 за Каспарьяном И.В. признано право собственности на ряд объектов недвижимого имущества, в том числе, на железнодорожный подъездной путь при станции Чертково СКЖД, протяжённостью 1 572 кв.м., расположенный по адресу: ул. Промышленная, дом 5, п. Чертково, Чертковский район, Ростовская область (т.1 л.д. 9-12).
26.07.2006г. Каспарьян И.В., действуя через представителя по доверенности, обратился с заявлением в Чертковский отдел УФРС по РО о регистрации за ним в ЕГРП права собственности на железнодорожный подъездной путь (т.1 л.д. 70).
26.09.2006г. в ЕГРП сделана запись N 61-61-48/006/2006-278 о регистрации за Каспарьяном И.В. права собственности на железнодорожный подъездной путь, в подтверждение чего Каспарьяну И.В. 27.09.2006г. выдано свидетельство о государственной регистрации права серии 61 АГ N 390370.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Из содержания указанной нормы права, а также из разъяснений Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенных в пункте 6 постановления от 01.07.1996г. N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", следует, что основанием для удовлетворения заявленных требований по настоящему делу является одновременное наличие несоответствия закону или иному правовому акту действий регистрирующего органа по осуществлению государственной регистрации права собственности на железнодорожный подъездной путь и нарушение указанными действиями прав и законных интересов администрации.
Закон о регистрации имеет своим назначением правовое регулирование общественных отношений, складывающихся по поводу признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации. Данным нормативно-правовым актом регулируется порядок осуществления процедуры государственной регистрации прав на объекты недвижимости, определяются основания для приостановления и отказа в такой регистрации.
В соответствии со статьёй 5 Закона о регистрации участниками отношений, возникающих при государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, являются собственники недвижимого имущества и обладатели иных подлежащих государственной регистрации прав на него, в том числе граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства, российские и иностранные юридические лица, международные организации, иностранные государства, Российская Федерация, субъекты Российской Федерации и муниципальные образования, с одной стороны (правообладатели), и органы, осуществляющие государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, - с другой (регистрирующий орган).
Администрация Чертковского района Ростовской области не представила суду доказательств того, что она являлась носителем вещных либо обязательственных права в отношении железнодорожного подъездного пути, подлежащих государственной регистрации в соответствии с Законом о регистрации.
В связи с этим, администрация не являлась участником отношений, складывающихся по поводу осуществления УФРС по РО государственной регистрации права на указанный железнодорожный путь, действия регистратора не затрагивали её права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности. В материалах дела отсутствуют доказательства, что в результате принятого регистрирующим органом решения по осуществлению регистрации права собственности на администрацию были незаконно возложены какие-либо обязанности, либо были созданы иные препятствия для осуществления ею предпринимательской и иной экономической деятельности.
Довод заявителя жалобы о том, что в результате действий регистратора допускается нарушение общественных интересов, в частности иные сельхозпредприятия лишаются возможности использовать железнодорожный подъездной путь, суд апелляционной инстанции отклоняет по следующим основаниям.
Из положений статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации следует, что основанием для удовлетворения требований, заявленных в порядке статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, является наличие реально нарушенных субъективных прав заявителя.
Администрация не представила в материалы дела доказательства, подтверждающие существование нарушений его прав либо общественных интересов, вызванных в результате неправомерных действий УФРС по РО по регистрации права собственности на железнодорожный подъездной путь за Каспарьяном И.В. В данной части доводы администрации носят декларативный, предположительный характер, что свидетельствует об отсутствии одного из обязательных элементов юридического состава, при наличии которого у суда имелись бы основания для удовлетворения требований, заявленных в порядке статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Суд апелляционной инстанции считает необходимым отметить, что из тех пояснений, которые представители администрации приводили в обоснование своей правовой позиции по делу в судах первой и апелляционной инстанциях, следует, что фактически требования администрации направлены на оспаривание непосредственно как самого решения третейского суда, так и зарегистрированного права собственности Каспарьяна И.В.
В соответствии с пунктом 1 статьи 2 Закона о регистрации зарегистрированное право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке.
Администрация в порядке искового производства зарегистрированное право собственности Каспарьяна И.В. на указанный объект недвижимости не оспорило, как не было оспорено и само решение третейского суда.
В связи с этим, суд первой инстанции обосновано указал, что администрация не лишена юридической возможности защищать свои права, выбрав иной способ судебной защиты.
В соответствии с частью 4 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявление о признании ненормативных правовых актов недействительными, решений и действий (бездействия) незаконными может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом.
Из представленного в материалы дела письма администрации Чертковского района Ростовской области от 11.12.2006г. N 1678, адресованного прокурору Ростовской области, видно, что о факте вынесения третейским судом решения о признании за Каспарьяном И.В. права собственности на ряд объектов недвижимости, в том числе, железнодорожный подъездной путь, и о факте осуществления УФРС по РО государственной регистрации данного права, администрации стало известно ещё в конце 2006 года (т.1 л.д. 135-138). О данном обстоятельстве также свидетельствует письмо администрации от 26.01.2007г. N 106, адресованное Каспарьяну И.В. (т.1 л.д. 132).
С заявлением об оспаривании решения УФРС по РО о государственной регистрации права собственности администрация обратилась в Арбитражный суд Ростовской области только 19.02.2008г.
Установление в законе сроков для обращения в суд с заявлениями о признании ненормативных правовых актов недействительными, а решений, действий (бездействия) - незаконными обусловлено необходимостью обеспечить стабильность и определенность административных и иных публичных правоотношений.
УФРС по РО в своём отзыве от 17.06.2008г. указывало, что администрацией пропущен срок на подачу заявления о признании недействительным решения о государственной регистрации права (т.1 л.д. 128-129), однако администрация не воспользовалась предоставленным ей законом правом на обращение с ходатайством о восстановлении пропущенного срока, не представила доказательств, обосновывающих уважительность причин пропуска данного срока.
Пропуск администрацией Чертковского района Ростовской области трёхмесячного срока, установленного частью 4 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований.
В связи с этим, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены либо изменения решения Арбитражного суда Ростовской области от 23.06.2008г. и для удовлетворения апелляционной жалобы администрации.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 23 июня 2008 года по делу N А53-3518/2008-С4-45 оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации Чертковского района Ростовской области - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Председательствующий |
О.Г. Авдонина |
Судьи |
В.В. Ванин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А53-3518/2008-С4-45
Истец: Администрация Чертковского района Ростовской области
Ответчик: Управление Федеральной регистрационной службы по Ростовской области
Третье лицо: УФРС по РО, Каспарьян Игорь Владимирович
Хронология рассмотрения дела:
27.08.2008 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-2043/2008