город Ростов-на-Дону |
дело N А32-7947/2008-7/195 |
19 сентября 2008 г. |
15АП-4746/2008 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 сентября 2008 года.
Полный текст постановления изготовлен 19 сентября 2008 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Барановой Ю.И.
судей Ванина В.В., Ехлаковой С.В.
при ведении протокола судебного заседания председательствующим Барановой Ю.И.
при участии:
от истца: Киселева Н.П., паспорт, доверенность от 19.12.2007 г.
от ответчика: Тагирова Г.М., паспорт, доверенность N 27/ОПР-879 от 24.12.2007 г., Деревенец И.В., доверенность от 24.12.07г.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
открытого акционерного общества "Туапсинский морской торговый порт"
на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 07.06.2008 г. по делу N А32-7947/2008-7/195
по иску открытого акционерного общества "Российские железные дороги" в лице Краснодарского отделения "Северо-Кавказской железной дороги"
к открытому акционерному обществу "Туапсинский морской торговый порт"
о взыскании 4415 руб. 74 коп.
принятое в составе судьи Дуб С.Н.,
УСТАНОВИЛ:
открытое акционерное общество "Российские железные дороги" в лице Краснодарского отделения "Северо-Кавказской железной дороги" (далее - ОАО "РЖД" в лице Краснодарского отделения "Северо-Кавказской железной дороги") обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с иском к открытому акционерному обществу "Туапсинский морской торговый порт" (далее - ОАО "Туапсинский морской торговый порт") о взыскании 4415 руб. 74 коп.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 07.06.2008 удовлетворены заявленные исковые требования в полном объеме.
Судебный акт мотивирован тем, что истцом представлены доказательства наличия основания для взыскания платы за пользование вагонами, ответчиком не представлены доказательства, обосновывающие форс-мажорные обстоятельства.
Не согласившись с указанным судебным актом, ОАО "Туапсинский морской торговый порт" обжаловало его в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В апелляционной жалобе заявитель указал на незаконность решения, просил отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт.
В обоснование жалобы заявитель сослался на то, что суд пришел к неправильному выводу, что забастовка не является форс - мажорным обстоятельством. Заявителем жалобы были приняты все возможные меры для предотвращения возможных убытков истца.
Представитель ОАО "Туапсинский морской торговый порт" в судебное заседание апелляционной инстанции явился, поддержал доводы, изложенные в жалобе.
Представитель ОАО "РЖД" в лице Краснодарского отделения "Северо-Кавказской железной дороги" в судебном заседании доводы жалобы не признал по основаниям, изложенным в отзыве, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителей участвующих в деле лиц, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, между ФГУП "Северо-Кавказская железная дорога" (правопредшественник истца) и ОАО "Туапсинский морской торговый порт" заключено узловое соглашение от 01.06.2001 г., которое является договором между участниками единого транспортного процесса, определяющего условия планирования перевозок грузов, подачи и уборки вагонов, эксплуатации пути необщего пользования, организации грузовой и коммерческой работы (л.д. 11-15).
В первой декаде ноябрь 2007 г. на пути ОАО "Туапсинский морской торговый порт" были поданы вагоны, что подтверждается памяткой формы ГУ-45 ВЦ приемосдатчика на подачу вагонов N 7234 от 02.11.07 г., N 7267 от 03.11.07 г., N 7269 от 04.11.07 г., подписанные ответчиком без оговорок (л.д. 33 - 38).
Актом обшей формы N 993 от 05.11.07 г. и актом общей формы N 995 от 06.11.07 ответчик с 10 час 00 мин до 13 час 00 мин и с 14 час 00 мин до 19 час 00 мин снял вагоны со своей ответственности в одностороннем порядке в нарушение п. 5 Тарифного руководства N 2, которое предусматривает оплачиваемое время для пользования вагонами на путях необщего пользования при работе локомотивом не принадлежащим перевозчику, с момента передачи вагонов железной дорогой на выставочные пути порта до момента их возвращения на железнодорожные выставочные пути (л.д. 28-29).
Ответчиком сняты с ответственности вагоны актом общей формы N 997 от 07.11.07 г. с 06.11.07 г. с 22 час 00 мин до 07.11.07 г. с 02 час 00 мин до 07 час 00 мин. (л.д. 29).
В данном случае задержка в возврате вагонов зафиксирована в ведомостях подачи и уборки вагонов. ОАО "Туапсинский морской торговый порт" были сделаны оговорки в ведомостях подачи-уборки вагонов N 111317, N 111319, N 111320 о частичном отказе от уплаты за пользование вагонами на путях ОАО "Туапсинский морской торговый порт", поскольку погрузочно-разгрузочные работы в порту не производились согласно статье 39 УЖТ РФ и писем N 06/9-447, N 06/9-449 от 26.10.07 г. N 06/6-593 от 24.12.07 г. (л.д. 20, 23-24, 39-46).
В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 10.01.2003 N 17-ФЗ "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации" и статьей 2 Федерального закона от 10.01.2003 N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" (далее - Устав) железнодорожными путями необщего пользования являются железнодорожные подъездные пути, примыкающие непосредственно или через другие подъездные пути к железнодорожным путям общего пользования и предназначенные для обслуживания определенных пользователей железнодорожным транспортом на условиях договоров или выполнения работ для собственных нужд.
При обслуживании железнодорожного пути необщего пользования локомотивом владельца пути между перевозчиком и владельцем пути заключается договор на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования. В таком случае вагоны подаются локомотивом, принадлежащим перевозчику, на предусмотренные договором железнодорожные выставочные пути. Дальнейшее продвижение вагонов, расстановка их на места погрузки, выгрузки и возврат на выставочные пути обеспечиваются локомотивом владельца или пользователя железнодорожного пути необщего пользования. Местом погрузки, выгрузки является часть железнодорожных путей необщего пользования, примыкающая к крытым и открытым складам и предназначенная для погрузки и выгрузки грузов. Время нахождения вагонов под погрузкой, выгрузкой в данном случае исчисляется с момента передачи вагонов на железнодорожных выставочных путях до момента их возвращения на эти пути и сдачи перевозчику (пункты 2.1, 3.1, 3.3, 4.3 Правил эксплуатации и обслуживания железнодорожных путей необщего пользования, утвержденных приказом МПС Российской Федерации от 18.06.2003 N 26).
В соответствии со статьей 39 Устава за время нахождения вагонов, контейнеров у грузополучателей, грузоотправителей, обслуживающих грузополучателей, грузоотправителей своими локомотивами владельцев железнодорожных путей необщего пользования либо за время ожидания их подачи или приема по причинам, зависящим от таких грузополучателей, грузоотправителей, владельцев, указанные лица вносят перевозчику плату за пользование вагонами, контейнерами. Оплачиваемое время за пользование вагонами, контейнерами для погрузки грузов, выгрузки грузов на железнодорожных путях необщего пользования определяется в соответствии с положениями главы IV Устава.
Согласно статье 62 Устава, владельцами железнодорожных путей необщего пользования, обслуживающими грузополучателей, грузоотправителей своими локомотивами, вносится перевозчику плата за пользование вагонами, контейнерами, которая исчисляется с момента передачи вагонов, контейнеров владельцам железнодорожных путей необщего пользования на железнодорожных выставочных путях до момента их возвращения на железнодорожные выставочные пути. При этом в оплачиваемое время не включается технологическое время, связанное с подачей вагонов к местам погрузки, выгрузки грузов и уборкой вагонов с этих мест и установленное договорами на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования или договорами на подачу и уборку вагонов. Порядок передачи вагонов, контейнеров на железнодорожные пути необщего пользования, железнодорожные выставочные пути и их возвращения обратно, а также место такой передачи устанавливается договорами на эксплуатацию железнодорожных путей необщего пользования или договорами на подачу и уборку вагонов.
Параграфом 23 Узлового соглашения предусмотрено, что за время нахождения вагонов в порту, либо за ожидание их подачи или приема на путях станции Туапсе - сорт СК ЖД по причинам, зависящим от порта порт вносит дороге почасовую плату согласно "Правил применения ставок платы за пользование вагонами и контейнерами федерального железнодорожного транспорта" Тарифного руководства.
Основанием для взимания платы за пользование вагонами являются ведомости подачи/уборки загонов установленной формы, подписанные полномочными представителями дороги и порта. Ведомости подачи/уборки вагонов заполняются на основании памяток приемосдатчика, уведомлений о готовности вагонов к уборке из порта, актов общей формы ГУ-23.
На основании ведомостей подачи-уборки вагонов была начислена плата за пользование вагонами, которую ответчик оплатил частично.
В ответе N 06/6-593 от 24.12.07 г. от оплаты 4 415,74 руб. ответчик отказался на основании того, что указанные в актах общей формы N 993 от 05.11.07 г., N 995 от 06.11.07 г., N 997 от 07.11.07 г. временные промежутки вагоны простаивали на путях порта по причине форс-мажорных обстоятельств (забастовки), в результате чего ответчик освобождается от платы за пользование загонами (л.д. 20).
Согласно пункту 34 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 30 от 06.10.2005 "О некоторых вопросах практики применения Федерального закона "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" в соответствии со статьей 39 Устава за время нахождения вагонов, контейнеров у грузополучателей, грузоотправителей или владельцев железнодорожных путей необщего пользования, обслуживающих их своими локомотивами, либо за время ожидания их подачи или приема по причинам, зависящим от грузополучателей, грузоотправителей, владельцев этих путей, указанные лица вносят перевозчику плату за пользование вагонами, контейнерами.
Размер платы определяется договором, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.
В силу статьи 8 Федерального закона "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации" и статей 4 и 6 Федерального закона "О естественных монополиях" ОАО "Российские железные дороги" относится к субъектам естественных монополий на транспорте. Поэтому размер платы за пользование вагонами, контейнерами, принадлежащими перевозчику - ОАО "Российские железные дороги", устанавливается Федеральной службой по тарифам.
Размер платы за пользование вагонами, контейнерами, принадлежащими другим перевозчикам, устанавливается в договорах с этими перевозчиками.
В соответствии с параграфом 30 узлового соглашения порт освобождается от платы за пользование вагонами только в случаях, предусмотренных абзацами 10, 11 статьи 39 УЖТ РФ.
Согласно абзацам 10, 11 статьи 39 УЖТ РФ грузоотправители, грузополучатели, владельцы железнодорожного пути необщего пользования, обслуживающие грузополучателей, грузоотправителей своими локомотивами, освобождаются от платы за пользование вагонами, контейнерами вследствие: обстоятельств непреодолимой силы, военных действий, блокады, эпидемии, которые вызвали перерыв движения на железнодорожном подъездном пути, и иных обстоятельств, при которых запрещено выполнять операции по погрузке, выгрузке грузов.
ОАО "Туапсинский морской торговый порт" в обоснование жалобы ссылается на то, что им сообщалось о том, что 24.10.07 г. конференцией работников ОАО "Туапсинский морской торговый порт" принято решение о проведении бессрочной забастовки, начало которой объявлено 04.11.07 г. с 08 час 00 мин. Информация об объявлении работниками ОАО "Туапсинский морской торговый порт" бессрочной забастовки была направлена 26.10.07 г. в адрес истца. Согласно графику забастовки, датой начала считается 04.11.07 г., окончания - 09.11.07 г.
Ответчик, ссылаясь на положения статьи 39 УЖТ РФ и на Положение "О порядке освидетельствования ТПП РФ обстоятельств форс-мажора" от 30.09.94 г. N 28-4, считает, что начисление платы за пользование вагонами неправомерно, так как вагоны простаивали на путях порта из-за обстоятельств непреодолимой силы.
Суд апелляционной инстанции полагает необходимым отклонить данный довод заявителя жалобы.
Согласно статье 401 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности. Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства. Отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство. Если иное не предусмотрено законом или договором, лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. К таким обстоятельствам не относятся, в частности, нарушение обязанностей со стороны контрагентов должника, отсутствие на рынке нужных для исполнения товаров, отсутствие у должника необходимых денежных средств.
Пункт 1 статьи 307 Гражданского кодекса Российской Федерации устанавливает, что в силу обязательства одно лицо (должник) обязано совершить в пользу другого лица (кредитора) определенное действие, как-то: передать имущество, выполнить работу, уплатить деньги и т.п., либо воздержаться от определенного действия, а кредитор имеет право требовать от должника исполнения его обязанности.
Согласно статье 309 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями.
В соответствии со статьей 310 Гражданского кодекса Российской Федерации Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом. Односторонний отказ от исполнения обязательства, связанного с осуществлением его сторонами предпринимательской деятельности, и одностороннее изменение условий такого обязательства допускаются также в случаях, предусмотренных договором, если иное не вытекает из закона или существа обязательства.
В соответствии со статьей 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
В соответствии со статьей 68 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обстоятельства дела, которые согласно закону должны быть подтверждены определенными доказательствами, не могут подтверждаться в арбитражном суде иными доказательствами.
Согласно пункта 2 статьи 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации лица, участвующие в деле, несут риск наступления последствий совершения или несовершения ими процессуальных действий.
Суд в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.
Общество в жалобе сослалось на отсутствие у него возможности привлечь других работников для выполнения погрузочно-разгрузочных работ, поскольку для выполнения данного вида работ необходимо привлечение специализированной техники (портальные краны, автопогрузчики).
Однако порт не представил доказательств, принятия им исчерпывающих мер для привлечения третьих лиц для исполнения обязательств, в срок перед контрагентом.
Заявитель жалобы не оспаривает факт не исполнения обязательства, доводы жалобы сводятся к тому, что забастовка является непреодолимой силой, соответственно имеются основания для отсутствия ответственности за не исполнения обязательства.
Из вышеуказанного следует, что направленные ответчиком письма N 06/9-447 и N 06/9-449 от 26.10.07 г. не могут являться основанием для освобождения от оплаты 4 415,74 руб., поскольку забастовка в данном случае не являлась обстоятельством непреодолимой силы. О проведении бессрочной забастовки администрация порта знала заблаговременно, однако не предприняла должных мер для предотвращения возможных убытков, не допустив долгосрочный простой вагонов в порту.
Кроме того, забастовка не носила отраслевой и стихийный характер, а была локальной, в рамках предприятия.
Таким образом, ответчик не предпринял должных мер по предотвращению возможных убытков, а именно: не заключил договора на выполнение работ с третьим лицом. Забастовка работников вызвана причинами, возникшими у работодателя, вследствие чего, не может являться основанием для не исполнения обязательств ОАО "Туапсинский морской торговый порт" перед железной дорогой.
Из толкования положений статьи 401 Гражданского кодекса Российской Федерации не следует, что забастовка является обстоятельствами непреодолимой силы. Указанная статья не содержит исчерпывающего перечня обстоятельств непреодолимой силы, расширительному толкованию не подлежит.
В сфере предпринимательской деятельности применение указанной нормы возникает в том случае, если должник докажет, что надлежащее исполнение обязательств оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть наступления чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств, то есть таких явлений, воздействие которых происходит извне и непредотвратимо.
Суд апелляционной инстанции отмечает, забастовка как процедура выражения недовольства, несогласия работниками своими условиями труда не обладает вышеуказанными признаками, поскольку данное явление возникает внутри трудового коллектива заблаговременно и с выражением волеизъявления сотрудников, могло быть предотвратимо администрацией порта, а следовательно, не может рассматриваться в качестве непреодолимой силы, поскольку не обладает признаками исключительности и объективной непредотвратимости.
Ссылка ОАО "Туапсинский морской торговый порт" на забастовку работников порта как обстоятельство непреодолимой силы обоснованно не принята судом первой инстанции во внимание.
Кроме того, в узловом соглашении забастовка как основание для не исполнения обязательств ответчика перед истцом не предусмотрена.
Довод ответчика о том, что п. 2 Положения "О порядке свидетельствования ТПП РФ обстоятельств форс-мажора" не могут служить основанием, для освобождения ответчика от оплаты, так как в данном пункте перечислены обстоятельства, на которые ТПП РФ выдает сертификат.
Также данное Положение определяет порядок свидетельствования ТПП РФ обстоятельств форс-мажора в соответствии с условиями внешнеторговых сделок и международных договоров РФ.
В договорах между российскими участниками внешнеэкономической деятельности и зарубежными контрагентами оговорка об обстоятельствах непреодолимой силы Международной торговой палаты или Положение "О порядке освидетельствования обстоятельств ТПП РФ обстоятельств форс-мажора" являются неотъемлемой частью договора. В этом случае вопрос форс-мажора регулируется указанными нормативными актами.
Исходя из этого, нормы Положения "О порядке свидетельствования ТПП РФ обстоятельств форс-мажора" не регулируют отношения, возникшие между сторонами.
В нарушение статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации ответчик не представил доказательств того, что он не мог выполнять операции по выгрузке вагонов, а также что забастовка, относится к обстоятельствам, на которые не распространяется действие статьи 39 УЖТ РФ.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что исковые требования о взыскании 4 415,74 руб. платы за пользование вагонами заявлены обоснованно и подлежат удовлетворению в полном объеме.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы, по жалобе возлагаются на ответчика.
При принятии обжалуемого судебного акта судом первой инстанции не допущено нарушений норм материального и процессуального права.
Оснований для изменения или отмены судебного акта, апелляционная инстанция не установила.
С учетом изложенного арбитражный суд апелляционной инстанции оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта не усматривает.
Руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 07.06.2008 г. по делу N А32-7947/2008-7/195 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации, в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Председательствующий |
Ю.И. Баранова |
Судьи |
В.В. Ванин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-7947/2008-7/195
Истец: открытое акционерное общество "Российские железные дороги", Краснодарское отделение дороги СП "Северо-Кавказской железной дороги" - филиала ОАО "РЖД"
Ответчик: открытое акционерное общество "Туапсинский морской торговый порт"