город Ростов-на-Дону |
дело N А53-9546/2008-С1-33 |
24 сентября 2008 г. |
15АП-5135/2008 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17 сентября 2008 года.
Полный текст постановления изготовлен 24 сентября 2008 г.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Смотровой Н.Н.
судей С.И. Золотухиной, Т.И. Ткаченко
при ведении протокола судебного заседания судьёй Смотровой Н.Н.
при участии:
от заявителя: Альгин В.А. (доверенность от 06.05.08г., сроком на 1 год);
ликвидатор Фостик Д.М.
от заинтересованного лица: начальник юридического отдела Пивоварова Н.А. (доверенность от 09.01.08г., удостоверение N 354822 до 31.12.09г.)
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "ВП КПО"
на решение Арбитражного суда Ростовской области от 24 июля 2008 г. по делу N А53-9546/2008-С1-33
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "ВП КПО"
к заинтересованному лицу Инспекция Федеральной налоговой службы по г. Сальску Ростовской области
о признании недействительным решения регистрирующего органа об отказе в госрегистрации в связи с его ликвидацией; обязании зарегистрировать общество в связи с его ликвидацией
принятое в составе судьи Корецкого О.А.
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "ВП КПО" в лице ликвидатора Фостик Д.М. (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Ростовской области с заявлением к Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Сальску Ростовской области (далее - ИФНС) о признании решения от 19.06.08г. об отказе в государственной регистрации общества в связи с его ликвидацией, недействительным и обязать ИФНС зарегистрировать общество в связи с его ликвидацией с 19.06.08г.
Решением суда от 24.07.08г. обществу в удовлетворении заявленных требований отказано. Судебный акт мотивирован тем, что общество представило недостоверный ликвидационный баланс, что правомерно явилось основанием для отказа ИФНС в государственной регистрации общества в связи с его ликвидацией.
Не согласившись с принятым судебным актом, общество подало в Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд апелляционную жалобу, в которой просит решение суда первой инстанции по делу отменить и принять по делу новый судебный акт. Жалоба мотивирована тем, что ликвидационный баланс общества является нулевым, в нём отражено списание всех убытков. Ликвидационный баланс достоверно отражает имущественное положение и финансовое состояние ликвидированного юридического лица. Таким образом, отказ ИФНС в регистрации ликвидации по основаниям недостоверности ликвидационного баланса является необоснованным.
ИФНС в отзыве на апелляционную жалобу просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, ссылаясь на его законность и обоснованность.
Законность и обоснованность принятого судом первой инстанции решения проверяется Пятнадцатым арбитражным апелляционным судом в соответствии с гл. 34 АПК РФ.
Представитель общества в судебном заседании поддержал изложенные в апелляционной жалобы доводы, настаивал на отмене решения суда первой инстанции.
Представитель ИФНС возражал против отмены решения суда первой инстанции сославшись на доводы, приведённые в отзыве на апелляционную жалобу.
Исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства, оценив доводы апелляционной жалобы, изучив отзыв на апелляционную жалобу, выслушав представителей общества и ИФНС суд апелляционной инстанции пришёл к выводу о том, что решение арбитражного суда первой инстанции не подлежит отмене по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, 19.02.08г. на собрании участников общества принято решение о ликвидации юридического лица и назначении ликвидатора общества (л.д. 27).
21.02.2008г. в ИФНС обществом было направлено уведомление о принятии решения о ликвидации юридического лица по форме Р15001 и получено свидетельство о внесении записи в Единый государственный реестр юридических лиц серия 61 N 006127648 за государственным регистрационным номером 2086153003385, а также уведомление о формировании ликвидационной комиссии юридического лица, назначении ликвидатора (конкурсного управляющего) по форме Р15002 и получено свидетельство о внесении записи в Единый государственный реестр юридических лиц серия 61 N 006127649 за государственным регистрационным номером 2086153003396.
Сообщение о ликвидации общества и предъявлении требований кредиторов в течение двух месяцев с момента публикации опубликовано в журнале "Вестник государственной регистрации" N 9 (162) 05.03.2008г. (л.д.28-29).
Общество направило в регистрирующий орган уведомление о составлении промежуточного ликвидационного баланса (л.д. 36) и сам промежуточный ликвидационный баланс по состоянию на 05.05.2008г. (л.д. 37-38), утвержденный протоколом общего собрания от 06.06.2008г. (л.д.39).
19.06.08г. ИФНС принято решение об отказе в государственной регистрации юридического лица на основании непредставления необходимых для государственной регистрации документов.
Не согласившись с указанными действиями, общество обратилось в арбитражный суд, полагая, что оно имеет право ликвидироваться добровольно в порядке, установленном ст. 61 ГК РФ.
Пунктом 1 ст. 61 ГК РФ, действительно, предусматривается право юридического лица на добровольную ликвидацию. Однако при этом данной нормой установлено следующее ограничение: согласно п. 4 ст. 61 ГК РФ, если стоимость имущества юридического лица недостаточна для удовлетворения требований кредиторов, оно может быть ликвидировано только в порядке, предусмотренном ст. 65 ГК РФ, вследствие признания его несостоятельным (банкротом), то есть, в судебном порядке.
Как правомерно установлено судом первой инстанции, по состоянию на дату обращения в ИФНС с заявлением о внесении в ЕГРЮЛ записи о ликвидации общества, общество имело задолженность по уплате в бюджет налогов за 2005-2007годы на общую сумму 195 374 руб. 53 коп. Эта задолженность была выявлена ИФНС в процессе проведения налоговой проверки в связи с поступлением от общества информации о намерении добровольно ликвидироваться.
В частности, 12.05.08г. в период ликвидации на предприятии ИФНС была проведена проверка и составлен акт N 14.
26.05.08г. общество направило в адрес ИФНС возражения на акт проверки.
03.06.08г. материалы налоговой проверки, а также возражения общества были рассмотрены начальником ИФНС в присутствии представителя общества, о чём свидетельствует протокол рассмотрения возражений от 03.06.08г. N 838.
Таким образом, на дату составления ликвидационного баланса общество уже знало о выявлении ИФНС у него задолженности.
В силу ст. 57 Конституции Российской Федерации и ст. 45 НК РФ налогоплательщик должен самостоятельно исполнить обязанность по уплате налогов.
Согласно подпункту 4 п. 3 ст. 44 НК РФ, данная обязанность прекращается с ликвидацией организации-налогоплательщика после проведения ликвидационной комиссией всех расчетов с бюджетом (внебюджетными фондами) в соответствии со ст. 49 НК РФ.
В соответствии со ст. 49 НК РФ обязанность по уплате налогов и сборов, пеней и штрафов ликвидируемой организации исполняется ликвидационной комиссией за счет денежных средств указанной организации. В случае недостаточности денежных средств оставшаяся задолженность должна быть погашена учредителями указанной организации в пределах и в порядке, установленном законодательством РФ.
В силу п. 5 ст. 63 ГК РФ ликвидационный баланс должен составляться и утверждаться после завершения расчетов с кредиторами, следовательно, ликвидационный баланс общества, в котором отсутствует информация об имеющейся кредиторской задолженности, не может считаться достоверным.
Исходя из смысла ст. 14 и 21 Федерального закона от 08.08.2001г. N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", достоверность сведений о соблюдении порядка ликвидации является обязательным требованием, без соблюдения которого осуществление государственной регистрации ликвидации невозможно.
Согласно п. 1 ст. 25 ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" от 08.08.2001г. N 129-ФЗ, за непредставление или несвоевременное представление необходимых для включения в государственные реестры сведений, а также за представление недостоверных сведений заявители, юридические лица и (или) индивидуальные предприниматели несут ответственность, установленную законодательством Российской Федерации.
Судом апелляционной инстанции признаётся несостоятельным довод общества о том, что, поскольку ИФНС не предъявило требования о погашении задолженности перед бюджетом в установленный обществом в объявлении о самоликвидации двухмесячный срок, то эта задолженность должна считаться автоматически погашенной.
В соответствии с п. 1 ст. 63 ГК РФ ликвидационная комиссия помещает в органах печати, в которых публикуются данные о государственной регистрации юридического лица, публикацию о его ликвидации и о порядке и сроке заявления требований его кредиторами. Этот срок не может быть менее двух месяцев с момента публикации о ликвидации.
Установленный ст. 63 ГК РФ срок не является пресекательным и предъявление кредиторами требований за пределами этого срока не влечёт автоматического погашения этих требований.
В данном случае, установленный п. 1 ст. 63 ГК РФ срок и установленные НК РФ обязательные сроки проведения налоговых проверок и совершения определённых действий в рамках процедуры этих проверок не совпадают: процессуальные сроки проверок, установленные НК РФ составляют в совокупности более 2-х месяцев.
Так, в соответствии с п.п. 6, 8 ст. 89 НК РФ срок проведения выездной проверки составляет 2 месяца и исчисляется со дня вынесения решения о назначении проверки и до дня составления справки о проведённой проверки.
Пунктом 1 ст. 100 НК РФ предусмотрено, что по результатам выездной налоговой проверки не позднее двух месяцев после составления справки о проведённой проверке уполномоченными должностными лицами налоговых органов должен быть составлен в установленной форме акт налоговой проверки.
Как верно установлено судом первой инстанции, в общий срок, который в совокупности составляет менее 2-х месяцев, а именно с 23.03.08г. по 12.05.08г. проведена выездная налоговая проверка и составлен акт.
Как следует из материалов дела, ИФНС в отношении общества проверка была проведена и акт проверки был составлен в срок, менее 2-х месяцев: с 23.03.08г. по 12.05.08г.
Согласно п. 6 ст. 100 НК РФ лицо, в отношении которого проводилась налоговая проверка, в случае несогласия с фактами, изложенными в акте налоговой проверки, а также с выводами и предложениями проверяющих, в течение 15 дней со дня получения акта налоговой проверки вправе предоставить в соответствующий налоговый орган письменные возражения по указанному акту в целом или по его отдельным положениям. Указанный срок не может быть сокращён, иначе это приведёт к нарушению прав налогоплательщика.
26.05.08г. обществом были представлены в адрес ИФНС возражения на акт проверки.
В соответствии с п. 1 ст. 101 НК РФ акт налоговой проверки и другие материалы налоговой проверки, в ходе которой были выявлены нарушения законодательства о налогах и сборах, а также представленные проверяемым лицом (его представителем) письменные возражения по указанному акту должны быть рассмотрены руководителем (заместителем руководителя) налогового органа, проводившего налоговую проверку, и решение по ним должно быть принято в течение 10 дней со дня истечения срока, указанного в п. 6 ст. 100 НК РФ.
Судом первой инстанции правильно установлено, что ИФНС рассмотрение материалов выездной налоговой проверки назначено на 03.06.08г., то есть в первый день, по истечении 15 дневного срока, установленного п. 6 ст. 100 НК РФ.
Решение о привлечении общества к ответственности за несвоевременную уплату налогов было принято ИФНС 10.06.08г.
Таким образом, процедура проверки в отношении общества была проведена в срок 3-х месяцев.
Ликвидационный баланс был представлен обществом в ИФНС 10.06.08г., т.е. после составления ИФНС акта проверки от 12.05.08г., в котором ИФНС была зафиксирована задолженность общества перед бюджетом по налогам в сумме 195 374 руб. 53 коп.
При таких обстоятельствах, суд апелляционной инстанции критически оценивает довод общества о его добросовестности и действительности ликвидационного баланса общества от 10.06.08г., в котором общество указало, что оно не имеет задолженности перед бюджетом в то время, как в акте проверки ИФНС на наличие такой задолженности указывала и ИФНС приняла решение о привлечении общества к ответственности за неуплату налогов.
В связи с этим, суд апелляционной инстанции полагает, что предъявление обществу требования о погашении этой задолженности по налогам после истечения установленного обществом срока для предъявления требований кредиторов и до предоставления ликвидационного баланса, и составления, принятия решения об отказе в государственной регистрации ликвидации общества не является основанием для вывода об автоматическом погашении данной задолженности и освобождении общества от её уплаты.
Учитывая приведённые выше обстоятельства, суд первой инстанции пришёл к законному и обоснованному выводу о том, что представленный обществом ликвидационный баланс был недостоверным в части указания в нём на отсутствие у общества непогашенных долгов.
В силу этого ИФНС правомерно было принято решение от 19.06.08г. об отказе в государственной регистрации общества в связи с его ликвидацией.
При таких обстоятельствах, у суда апелляционной инстанции отсутствуют основания для удовлетворения апелляционной жалобы общества и отмены решения суда первой инстанции.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271, Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение арбитражного суда Ростовской области от 24.07.08г. оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации, в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Председательствующий |
Н.Н. Смотрова |
Судьи |
С.И. Золотухина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А53-9546/2008-С1-33
Истец: общество с ограниченной ответственностью "ВП КПО"
Ответчик: Инспекция ФНС по г. Сальску Ростовской области