Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по природным ресурсам и природопользованию от 18 сентября 2006 г. N 3.12
на проект федерального закона N 332114-4 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием разграничения полномочий, а также о передаче органам государственной власти субъекта Российской Федерации отдельных полномочий Российской Федерации в сфере управления федеральным имуществом", внесенный депутатами Государственной Думы В.И. Гришиным, В.А. Пехтиным, B.C. Плескачевским, Л.А. Коршуновым, Е.Ф. Лаховой, Ю.М. Коневым, С.М. Шоршоровым
Досье на проект федерального закона
Комитет рассмотрел проект федерального закона N 332114-4 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием разграничения полномочий, а также о передаче органам государственной власти субъекта Российской Федерации отдельных полномочий Российской Федерации в сфере управления федеральным имуществом", внесенный депутатами Государственной Думы В.И. Гришиным, В.А. Пехтиным, B.C. Плескачевским, Л.А. Коршуновым, Е.Ф. Лаховой, Ю.М. Коневым, С.М. Шоршоровым, и отмечает следующее.
Статья 8 рассматриваемого законопроекта вносит изменения в Федеральный закон "О животном мире" в части разграничения полномочий в области охраны и использования животного мира между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Федеральный закон "О животном мире" вступил в действие в 1995 году. За 11 лет в российском законодательстве в области природных ресурсов произошли значительные изменения. Вступили в действие Земельный, Лесной, Водный кодексы Российской Федерации, Федеральный закон "Об особо охраняемых природных территориях, Федеральный закон "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов", Российская Федерация ратифицировала Международную конвенцию ООН по морскому праву, Международную конвенцию "О биологическом разнообразии".
В связи с изменением экономической ситуации в России, развитием рыночных отношений в стране потребовались новые подходы к охране и рациональному использованию природных ресурсов.
Несомненно, необходимы концептуальные изменения и в части разграничения полномочий Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
Согласно пояснительной записке к законопроекту, статья 8 предусматривает передачу осуществления исполнительно-распорядительных и контрольных полномочий Российской Федерации в области охраны и использования животного мира органам государственной власти субъектов Российской Федерации (за исключением осуществления указанных полномочий в отношении объектов, находящихся на особо охраняемых природных территориях федерального значения). Также предполагается осуществить реорганизацию территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих функции по контролю и надзору в сфере охраны и использования объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты, и среды их обитания, в органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Это разграничение полномочий должно обеспечить сохранение объектов животного мира и водных биологических ресурсов, а также наиболее активное их использование.
Комитет по природным ресурсам и природопользованию, в целом поддерживая концепцию законопроекта в части вышеуказанных изменений, считает необходимым обратить внимание на наличие в нем ряда недостатков.
В частности, в пункте 2 статьи 8 законопроекта предлагается новая редакция статьи 5 Федерального закона "О животном мире", устанавливающей полномочия Российской Федерации в области охраны и использования животного мира. При этом авторы законопроекта изложили перечень полномочий в свете новой концепции их распределения, но не устранили недостатки старой редакции.
Представляется нецелесообразным сохранение в новой редакции указанной статьи такого полномочия Российской Федерации, как "разработка и совершенствование федерального законодательства в области охраны и использования объектов животного мира и среды их обитания", поскольку оно дублирует установленные статьями 71 и 76 Конституции Российской Федерации общие принципы построения российской правовой системы. Это же замечание относится и к соответствующему положению новой редакции статьи 6.1 Федерального закона "О животном мире".
Также представляется излишним упоминание в числе полномочий Российской Федерации создания или участия в создании особо охраняемых природных территорий и акваторий в соответствии с законодательством Российской Федерации, поскольку установление и разграничение государственных полномочий в этой сфере между уровнями государственной власти детально регламентируется в законодательстве об особо охраняемых природных территориях.
Кроме того, имеются замечания к статье 18 законопроекта, которая предусматривает передачу органам государственной власти субъектов Российской Федерации ряда полномочий по управлению федеральным имуществом, в настоящее время осуществляемых федеральными органами исполнительной власти.
Комитет считает нецелесообразным передавать органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия собственника в отношении определенных федеральных государственных унитарных предприятий, обеспечивающих деятельность федеральных органов государственной власти Российской Федерации в отдельных областях государственного управления (в частности, в области использования, охраны защиты и воспроизводства лесов, а также в области управления особо охраняемыми природными территориями федерального значения).
С учетом изложенного в законопроекте требуется дополнить и конкретизировать виды таких федеральных унитарных предприятий, полномочия собственника в отношении которых остаются за федеральным органом по управлению федеральным имуществом.
Далее, в законопроекте следует учесть положения вступившего в силу с 1 июля 2006 года Федерального закона от 17.04.2006 г. N 53-Ф3, вносящего изменения в Земельный кодекс Российской Федерации и Федеральный закон "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", в соответствии с которыми разграничена собственность на земельные участки. В этой связи в пункте 3 статьи 18 законопроекта необходимо исключить слова "до разграничения государственной собственности на землю".
Кроме того, текст законопроекта содержит ряд недостатков правового, терминологического и редакционных характера.
На основании изложенного Комитет по природным ресурсам и природопользованию поддерживает принятие в первом чтении проекта федерального закона N 332114-4 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием разграничения полномочий, а также о передаче органам государственной власти субъекта Российской Федерации отдельных полномочий Российской Федерации в сфере управления федеральным имуществом", внесенного депутатами Государственной Думы В.И. Гришиным, В.А. Пехтиным, B.C. Плескачевским, Л.А. Коршуновым, Е.Ф. Лаховой, Ю.М. Коневым, С.М. Шоршоровым, при условии его доработки ко второму чтению с учетом высказанных замечаний.
Председатель Комитета |
H.B. Комарова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.