Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по собственности от 14 сентября 2006 г. N 3.9-73/4.1
по проекту федерального закона N 332114-4 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием разграничения полномочий, а также о передаче органам государственной власти субъекта Российской Федерации отдельных полномочий Российской Федерации в сфере управления федеральным имуществом" (внесен депутатами Государственной Думой В.И. Гришиным, В.А. Пехтиным, В.С. Плескачевским)
Досье на проект федерального закона
Комитет Государственной Думы по собственности рассмотрел проект федерального закона N 332114-4 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием разграничения полномочий, а также о передаче органам государственной власти субъектов российской Федерации отдельных полномочий Российской Федерации в сфере управления федеральным имуществом" в части, относящейся к вопросам ведения Комитета, и отмечает следующее.
Статьей 18 указанного законопроекта предусматривается передача органам государственной власти субъектов Российской Федерации ряда полномочий по управлению федеральным имуществом, которые в настоящее время осуществляются федеральными органами исполнительной власти, в первую очередь федеральным агентством по управлению федеральным имуществом. К числу передаваемых полномочий, в частности, относятся:
осуществление полномочий собственника в отношении федеральных унитарных предприятий и учреждений, федеральных государственных учреждений, а также иного федерального имущества, расположенного на территории Российской Федерации;
осуществление приватизации федерального имущества, передачи такого имущества в аренду;
осуществление контроля за управлением, распоряжением, использованием по назначению и сохранностью расположенных на территории соответствующего субъекта Российской Федерации земельных участков, находящихся в федеральной собственности;
передача в собственность, аренду, постоянное (бессрочное) пользование, безвозмездное срочное пользование гражданам и юридическим лицам земельных участков, находящихся в федеральной собственности;
осуществление от имени Российской Федерации юридических действий по защите имущественных и иных прав и законных интересов Российской Федерации при управлении федеральным имуществом и его приватизации;
осуществление от имени Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации прав участника (акционера) хозяйственных обществ (акционерных обществ), доли (акции) в уставном (складочном) капитале или паи в имуществе которых находятся в федеральной собственности;
выступление от имени Российской Федерации при государственной регистрации права собственности Российской Федерации на недвижимое имущество, а также права собственности Российской Федерации на земельные участки.
Комитет по собственности поддерживает концепцию законопроекта в части децентрализации осуществления полномочий по управление и распоряжению конкретными объектами федерального имущества, в том числе земельными участками, так как такое перераспределение полномочий позволит существенно повысить эффективность и оперативность принятия и реализации необходимых решений в отношении объектов федеральной собственности. Передача полномочий по приватизации федерального имущества органам государственной власти субъектов Российской Федерации будет способствовать скорейшей приватизации непрофильных для государства активов, то есть имущественных объектов, которые не используются для осуществления полномочий органов государственной власти Российской Федерации, установленных федеральными законами.
Вместе с тем по тексту законопроекту у Комитета по собственности имеется ряд замечаний. В частности, следует указать, что приватизация объектов федерального имущества осуществляется органами государственной власти субъектов Российской Федерации исключительно в соответствии с утвержденным Правительством Российской Федерации прогнозным планом (программой) приватизации федерального имущества. Необходимо также исключить ряд дублирующихся правовых норм в отношении полномочий по распоряжению федеральным имуществом, в том числе по приватизации федерального имущества, содержащихся в пунктах 1 и 9 части первой статьи 18 законопроекта.
Из пункта 3 указанной статьи следует исключить термин "до разграничения государственной собственности на землю", так как вступившим в силу с 1 июля 2006 федеральным законом о внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и Федеральный закон "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" собственность на земельные участки разграничена.
С учетом того, что случаи предоставления земельных участках на торгах (конкурс или аукцион) либо без проведения таковых, в том числе при предоставлении земельных участков под строительство, определяются федеральными законами, а не решениями федерального органа исполнительной власти по управлению федеральным имуществом, необходимо внести соответствующие изменение в пункт 5, исключив из него абзац второй. Кроме того определение существенных условий договоров купли-продажи земельных участков должно осуществляться соответствующими органами государственной власти субъектов РФ во всех случаях, а не только при продаже земельных участков на аукционе.
В пункте 6 части 1 статьи 18 речь должна идти не о предоставлении земельных участков, на которых расположены приватизированные объекты недвижимого имущества, что предполагает их бесплатную передачу в собственность, а об их продаже либо передаче в аренду физическим и юридическим лицам - собственникам таких объектов недвижимости.
По мнению Комитета по собственности, из пункта 8 части 1 статьи 18 следует исключить абзац в отношении направления в федеральный орган по управлению федеральным имуществом предложений по проведению проверок деятельности лицензиата, приостановлению действия лицензии и ее аннулированию, так как вопросы лицензирования отдельных видов деятельности не относятся к предмету правового регулирования статьи 18 законопроекта передаче регионам полномочий по управлению по управлению федеральным имуществом, а относится к сфере регулирования предпринимательской деятельности. Аналогичное замечание относится к пункту 19 части 1 статьи 18.
По тексту статьи 18 законопроекта следует устранить дублирование функций федерального органа по управлению федеральным имуществом и функций, передаваемых органам государственной власти субъектов Российской Федерации. Например, функция ведения реестра федеральной собственности согласно законопроекту относится и к полномочиям федерального органа (пункт 4 части 9 статьи 18) и к числу полномочий, передаваемых в регион (пункт 10 части 1 статьи 18).
Комитет по собственности считает нецелесообразным передавать органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия собственника в отношении определенных федеральных государственных унитарных предприятий оборонного комплекса, либо решающих специфические задачи по обеспечению деятельности федеральных органов государственной власти Российской Федерации (например, Управления делами Президента Российской Федерации). В законопроекте в этой связи необходимо указать определенные критерии федеральных унитарных предприятий, полномочия собственника в отношении которых остаются за федеральным органом по управлению федеральным имуществом.
Тексту законопроекта содержит ряд недостатков правового, терминологического и редакционных характера.
С учетом вышеизложенного, Комитет по собственности поддерживает концепцию проекта федерального закона N 332114-4 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием разграничения полномочий, а также о передаче органам государственной власти субъекта Российской Федерации отдельных полномочий Российской Федерации в сфере управления федеральным имуществом" и рекомендует Государственной Думе принять законопроект в первом чтении с учетом необходимости его доработки ко второму чтению с учетом замечаний, содержащихся в настоящем Заключении.
Заместитель |
Е.И. Богомольный |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.