Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по образованию и науке от 7 сентября 2006 г. N 54-2
на проект федерального закона N 332114-4 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием разграничения полномочий, а также о передаче органам государственной власти субъекта Российской Федерации отдельных полномочий Российской Федерации в сфере управления федеральным имуществом"
Досье на проект федерального закона
Рассмотрев проект федерального закона N 332114-4 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием разграничения полномочий, а также о передаче органам государственной власти субъекта Российской Федерации отдельных полномочий Российской Федерации в сфере управления федеральным имуществом", внесенный депутатами Государственной Думы В.И. Гришиным, В.А. Пехтиным, В.А. Плескачевским, Комитет отмечает следующее.
В статье 2 законопроекта предусматривается внесение изменений в Закон Российской Федерации от 10 июля 1992 года N 3266-I "Об образовании", направленных на совершенствование разграничения полномочий органов государственной власти в сфере контроля качества образования, надзора и контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации в области образования, лицензирования и государственной аккредитации образовательных учреждений, а также приведение перечня полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в области образования, установленного в Законе Российской Федерации "Об образовании", в соответствие с федеральными законами от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
В законопроекте предлагается закрепить в Законе Российской Федерации "Об образовании" положения, предусматривающие передачу органам государственной власти субъектов Российской Федерации части федеральных полномочий по контролю качества образования, лицензированию и государственной аккредитации образовательных учреждений, а также надзору и контролю за соблюдением законодательства Российской Федерации в области образования образовательными учреждениями, расположенными на территории субъекта Российской Федерации, и муниципальными органами, осуществляющими управление в области образования.
В статье 10 законопроекта предусматривается внесение изменений в Федеральный закон от 22 августа 1996 года N 125-ФЗ "О высшем и послевузовском профессиональном образовании", направленных на согласование положений данного Федерального закона, касающихся установления полномочий органов государственной власти Российской Федерации, с изменениями, вносимыми законопроектом в Закон Российской Федерации "Об образовании", а также уточнение ряда положений данного Федерального закона с учетом действующих нормативных правовых актов Российской Федерации и правоприменительной практики.
Комитет отмечает, что указанный законопроект не свободен от недостатков. Так, концепцией законопроекта предусматривается терминологические изменения: термины "уполномоченный орган исполнительной власти, осуществляющий контроль и надзор в сфере образования" и "государственные органы управления образованием" заменяются на "органы , осуществляющие государственное управление в области образования". В этой связи не ясно, какой орган, например, на федеральном уровне, будет осуществлять контроль и надзор в области образования, а также лицензирование и государственную аккредитацию: Минобрнауки, Федеральное агентство по образованию или Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки?
Вместе с тем Комитет обращает внимание на то, что 25 января 2005 года принят в первом чтении проект федерального закона N 178532-4 "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "Об образовании" и Федеральный закон "О высшем и послевузовском профессиональном образовании" (в части создания государственной системы контроля и надзора в сфере образования), в котором предусмотрены разграничения полномочий органов государственной власти по лицензированию, государственной аккредитации образовательных учреждений и осуществлению контроля и надзора за качеством образования и исполнением законодательства в области образования.
В связи с тем, что возникла ситуация наличия двух законопроектов, которыми предусматривается регулирование отношений в части разграничения полномочий органов государственной власти в области образования, а положения законопроектов не в полной мере совпадают, необходимо проведение согласительных процедур по приведению указанных законопроектов в согласованный вид.
С учетом изложенного Комитет считает возможным принятие указанного законопроекта в первом чтении.
Председатель Комитета |
Н.И. Булаев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.