Досье на проект федерального закона
В Правительстве Российской Федерации рассмотрен проект представленного федерального закона.
Законопроектом предлагается внесение изменений в федеральные законы в части разграничения полномочий и совершенствования государственного управления в таких приоритетных сферах общественных отношений как здравоохранение, образование, культура и занятость. Предусматривается комплексное совершенствование разграничения контрольно-надзорных полномочий органов государственной власти в сфере здравоохранения и образования, пересматриваются утратившие свое значение и практическое применение разрешительные процедуры, а также уточняются объемы полномочий органов власти по управлению имуществом.
Вместе с тем по законопроекту имеется ряд замечаний.
Необходимо исключить положения законопроекта, касающиеся образовательной деятельности научных организаций в части дополнительного профессионального образования (статья 2 законопроекта), поскольку законодательство Российской Федерации не наделяет научные организации такими функциями.
Предлагаемые изменения в Федеральный закон "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" по передаче полномочий Российской Федерации субъектам Российской Федерации по сохранению объектов культурного наследия, включающих их капитальный ремонт и реставрацию, может потребовать дополнительных расходов федерального бюджета.
В статье 14 требуется уточнение наименования федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по надзору в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.
Представляется целесообразным изменить предлагаемую законопроектом редакцию пункта 9 статьи 26.3 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", предусматривающую реорганизацию в форме выделения или преобразования территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, осуществление полномочий которых передается органам государственной власти субъектов Российской Федерации. Институт реорганизации юридических лиц, в том числе посредством преобразования или выделения, установлен Гражданским кодексом Российской Федерации и к рассматриваемой ситуации не может быть применен. В связи с этим предлагается предусмотреть передачу в установленном порядке имущества территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, осуществление полномочий которых передается органам государственной власти субъектов Российской Федерации, в собственность субъектов Российской Федерации.
Внесение изменений в Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (статья 15 законопроекта) необходимо дополнить положениями, предусматривающими право поселений осуществлять финансирование и софинансирование капитального ремонта жилых домов, ранее находившихся в муниципальной собственности.
В статье 17 законопроекта предлагается осуществлять организацию превентивного обучения работников в случаях возникновения угрозы массового увольнения в связи с ликвидацией организаций или сокращением численности или штата работников. Осуществление указанного мероприятия является дополнительным полномочием, ранее не входившим в состав полномочий федерального уровня и функций Федеральной службы по труду и занятости.
Реализация указанной правовой нормы потребует выделения дополнительных средств федерального бюджета, которые в настоящее время ни в федеральном бюджете на 2006 год, ни в перспективном финансовом плане до 2009 года не предусмотрены. Мероприятия могут осуществляться за счет средств работодателей. Кроме того, законопроектом не определены понятия "угроза массового увольнения" и "организация превентивного обучения".
Законопроект статьей 18 предусматривает передачу органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочий по управлению федеральным имуществом, в том числе осуществление полномочий собственника в отношении имущества федеральных государственных унитарных предприятий, федеральных государственных учреждений, а также иного федерального имущества, расположенного на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.
Считаем, что выморочное имущество должно поступать в муниципальную собственность, а не в государственную собственность субъекта Российской Федерации, как это предусматривается пунктом 13 части 1 статьи 18 проекта закона.
Необходимо уточнить формулировки части 2 статьи 18 законопроекта в отношении перечня стратегических предприятий и акционерных обществ, полномочия по управлению которыми сохраняются за федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции в сфере управления имуществом, поскольку вызывает сомнение необходимость подробной детализации законом передаваемых полномочий в части ведения реестра федерального имущества.
Не ясна цель предусматриваемого законопроектом (абзацем 7 пункта 8 части 1 статьи 18) представления в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции в сфере управления имуществом Российской Федерации, сведений для формирования перечней земельных участков, на которые возникает право собственности субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.
Пункт 5 части 8 статьи 18 законопроекта, согласно которому федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере имущественных отношений, вправе устанавливать целевые прогнозные показатели осуществления переданных полномочий, не соответствует пункту 7 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ, в соответствии с которым данное полномочие осуществляет Правительство Российской Федерации.
Пункт 6 части 8 статьи 18 законопроекта следует привести в соответствие с пунктом 2 части 10 статьи 18 законопроекта, в соответствии с которым структура органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации утверждается высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере имущественных отношений.
Необходимо привести в соответствие с действующим законодательством пункт 1 части 9 статьи 18 законопроекта, согласно которому федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции в сфере управления имуществом Российской Федерации, осуществляет надзор за нормативно-правовым регулированием, осуществляемым органом государственной власти субъектов Российской Федерации по вопросам переданных полномочий.
Статью 18 законопроекта по вопросу предоставления бюджетам субъектов Российской Федерации субвенций следует привести в соответствие с Бюджетным кодексом Российской Федерации.
Вступление в силу положений законопроекта, касающихся передачи полномочий, требующих выделения субвенций из федерального бюджета возможно не ранее 2008 года, поскольку в настоящее время проект федерального закона о федеральном бюджете на 2007 год уже разработан и направлен в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации.
Терминологию законопроекта необходимо привести в соответствие с терминологией Конституции Российской Федерации.
С учетом изложенного Правительство Российской Федерации поддерживает представленный проект федерального закона при условии учета замечаний при подготовке его ко второму чтению.
Заместитель |
А. Жуков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Письмо Правительства РФ от 20 сентября 2006 г. N 3406п-П11 "Официальный отзыв на проект федерального закона N 332114-4 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием разграничения полномочий, а также о передаче органам государственной власти субъекта Российской Федерации отдельных полномочий Российской Федерации в сфере управления федеральным имуществом", внесенный депутатами Государственной Думы В.И. Гришиным, В.А. Пехтиным, В.С. Плескачевским"
Текст письма официально опубликован не был