Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по делам Федерации и региональной политике от 18 сентября 2006 г. N 3.19-68/1
по проекту федерального закона N 332114-4 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием разграничения полномочий, а также о передаче органам государственной власти субъектов Российской Федерации отдельных полномочий Российской Федерации в сфере управления федеральным имуществом", внесенному депутатами Государственной Думы В.И. Гришиным, В.А. Пехтиным, В.С. Плескачевским, Л.А. Коршуновым, Е.Ф. Лаховой, Ю.М. Коневым, С.М. Шоршоровым
Досье на проект федерального закона
Комитетом Государственной Думы по делам Федерации и региональной политике (назначен ответственным Комитетом решением Совета Государственной Думы от 21 августа 2006 года, протокол N 177) рассмотрен проект федерального закона N 332114-4 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием разграничения полномочий, а также о передаче органам государственной власти субъектов Российской Федерации отдельных полномочий Российской Федерации в сфере управления федеральным имуществом", внесенный депутатами Государственной Думы В.И. Гришиным, В.А. Пехтиным, В.С. Плескачевским, Л.А. Коршуновым, Е.Ф. Лаховой, Ю.М. Коневым, С.М. Шоршоровым.
Законопроект внесен в соответствии с требованиями Конституции Российской Федерации и Регламента Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации.
Указанный проект федерального закона направлен на дальнейшее совершенствование федерального законодательства в части разграничения полномочий между различными уровнями публичной власти в целях повышения эффективности государственного управления и развития федеративных отношений.
Он также уточняет отдельные положения законодательных актов Российской Федерации в части разграничения полномочий между органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления по итогам обобщения правоприменительной практики.
Законопроектом предусматривается передача органам государственной власти субъектов Российской Федерации отдельных полномочий по управлению имуществом Российской Федерации, а также делегирование органам государственной власти субъектов Федерации некоторых контрольно-надзорных полномочий Российской Федерации с обязательным предоставлением субвенций из федерального бюджета на их осуществление.
Рассматриваемый законопроект предполагает внесение изменений в Федеральный закон от 9 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", которые направлены на решение следующих задач:
- доработку механизма передачи (делегирования) отдельных контрольно-надзорных полномочий Российской Федерации для их исполнения органам государственной власти субъектов Российской Федерации;
- корректировку и уточнение перечня "собственных" полномочий субъектов Российской Федерации в связи с изменениями, вносимыми в отраслевое законодательство;
- расширение гарантий соблюдения интересов субъектов Российской Федерации при заключении соглашений с федеральными органами государственной власти о передаче полномочий;
- правовое закрепления института "субделегирования" субъектами Российской Федерации передаваемых им федеральных полномочий.
Законопроектом предусматривается внесение изменений в действующие отраслевые федеральные законы в части разграничения полномочий и совершенствования государственного управления в таких приоритетных сферах общественных отношений как здравоохранение, образование, культура, занятость населения, в области охраны и использования животного мира и некоторые другие.
Изменения, вносимые законопроектом в Семейный и Гражданский кодексы Российской Федерации и некоторые другие действующие законы связаны с изъятием полномочий в сфере опеки и попечительства у органов местного самоуправления и закреплением этих полномочий в качестве "собственных" за органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Комитет Государственной Думы по делам Федерации и региональной политике поддерживает концепцию рассматриваемого законопроекта.
Вместе с тем Комитет обращает внимание на то, что во внесенном в Государственную Думу Правительством Российской Федерации проекте федерального бюджета на 2007 год не предусмотрены средства для субвенций на реализацию отдельных делегированных полномочий, которые законопроектом планируются передать на исполнение органам государственной власти субъектов Российской Федерации с 1 января 2007 года. Это предполагает необходимость внесения соответствующих поправок в проект федерального бюджета на следующий год при его рассмотрении во втором чтении, либо изменения сроков вступления в силу отдельных положений рассматриваемого законопроекта.
В проекте федерального закона имеются отдельные неточности юридико-технического и лингво-стилистического характера, которые подлежат устранению в ходе его подготовки ко второму чтению. Терминологию некоторых статей законопроекта следует привести в соответствие с действующим законодательством.
Ряд замечаний и конкретных предложений изложен в заключениях одиннадцати профильных Комитетов-соисполнителей, которые в целом также поддерживают концепцию данного законопроекта и считают возможным устранение отмеченных замечаний при его подготовке ко второму чтению.
Учитывая вышеизложенное, Комитет Государственной Думы по делам Федерации и региональной политике рекомендует Государственной Думе принять представленный законопроект в первом чтении.
Настоящее заключение утверждено на заседании Комитета Государственной Думы по делам Федерации и региональной политике 18 сентября 2006 года.
Председатель Комитета |
В.И. Гришин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.