Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по промышленности, строительству и наукоемким технологиям от 15 сентября 2006 г.
по проекту федерального закона N 332114-4 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием разграничения полномочий, а также о передаче органам государственной власти субъектов Российской Федерации отдельных полномочий Российской Федерации в сфере управления федеральным имуществом" (внесен депутатами Государственной Думы В.И. Гришиным, В.А. Пехтиным, B.C. Плескачевским)
Досье на проект федерального закона
Комитет Государственной Думы по промышленности, строительству и наукоемким технологиям рассмотрел проект федерального закона N 332114-4 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием разграничения полномочий, а также о передаче органам государственной власти субъектов Российской Федерации отдельных полномочий Российской Федерации в сфере управления федеральным имуществом", внесенный депутатами Государственной Думы В.И. Гришиным, В.А. Пехтиным, B.C. Плескачевским (далее - законопроект), и сообщает следующее.
Законопроект направлен на дальнейшее совершенствование федерального законодательства в части разграничения полномочий между органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления. Так, законопроектом предусматривается расширение практики передачи отдельных полномочий Российской Федерации органам государственной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления.
По тексту законопроекта имеются следующие замечания и предложения.
Статьей 16 законопроекта предусматривается дополнение части 11 статьи 154 Федерального закон от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ) новым абзацем, согласно которому порядок передачи имущества будет применяться и к передаче имущества, находящегося в оперативном управлении федеральных органов исполнительной власти, территориальных органов федеральных органов исполнительной власти и подведомственных им организаций, в собственность субъектов Российской Федерации в связи с передачей полномочий, осуществляемых реорганизуемыми территориальными органами федеральных органов исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации.
Полагаем излишними предлагаемые статьей 16 законопроекта изменения, поскольку указанной нормой не вводится каких-либо особых правил при передаче имущества. В случаях перераспределения имущества в связи с передачей полномочий федеральных органов исполнительной власти (его территориальных органов) органам государственной власти субъектов будет применяться общий порядок передачи имущества, установленный частью 11 статьи 154 Федерального закона от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ.
Положения статьи 18 законопроекта не соответствуют изменениям, внесенным в отдельные законодательные акты Федеральным законом от 17 апреля 2006 г. N 53-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации, Федеральный закон "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", Федеральный закон "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 17 апреля 2006 г. N 53-ФЗ) в части полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, а также в части изменения порядка разграничения государственной собственности на землю.
Так, органам государственной власти субъектов Российской Федерации в настоящее время не могут быть переданы полномочия:
- по осуществлению контроля за управлением, распоряжением, использованием по назначению и сохранностью расположенных на территории соответствующего субъекта Российской Федерации земельных участков, находящихся в государственной собственности до разграничения государственной собственности на землю (пункт 3 части первой статьи 18 законопроекта), поскольку на основании пункта 10 статьи 3 Федерального закона от 25 октября 2001 года N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов, а в центрах субъектов Российской Федерации в случаях, установленных законами субъектов Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации;
- по принятию решений о предоставлении земельных участков, на которых расположены объекты недвижимого имущества, приобретенные в собственность гражданами или юридическими лицами из федеральной собственности, так как статьей 4 Федерального закона от 17 апреля 2006 г. N 53-ФЗ признаны утратившими силу абзац второй пункта 3 статьи 28 и пункт 14 статьи 43 Федерального закона от 21 декабря 2001 г. N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества";
- по согласованию проектов договоров аренды земельных участков, находящихся в государственной собственности, которые предоставляются в установленном порядке федеральному государственному унитарному предприятию или на которых расположены объекты недвижимого имущества, находящиеся в федеральной собственности, или находившиеся в федеральной собственности до приватизации, а также земельных участков, арендная плата за которые поступает в федеральный бюджет, поскольку постановление Правительства Российской Федерации от 7 августа 2002 г. N 576 "Об утверждении Правил распоряжения земельными участками, находящимися в государственной собственности, до разграничения государственной собственности на землю", устанавливающее такие полномочия уполномоченного федерального органа исполнительной власти, признано утратившим силу. Аналогичное замечание относится к абзацам восьмому и девятому пункта 8 части первой статьи 18 законопроекта;
- по формированию перечней земельных участков, на которые возникает право собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований (абзац седьмой пункта 8 части первой статьи 18 законопроекта), поскольку Федеральный закон от 17 июля 2001 г. N 101-ФЗ "О разграничении государственной собственности на землю", устанавливающий ранее необходимость формирования перечней земельных участков, в настоящее время признан утратившим силу статьей 4 Федерального закона от 17 апреля 2006 г. N 53-ФЗ.
Отдельно следует обратить внимание на вопросы передачи органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочий собственника в отношении федерального имущества, в том числе имущества федеральных государственных унитарных предприятий, федеральных казенных предприятий (пункты 1, 9 части первой статьи 18 законопроекта).
Полагаем нецелесообразным передавать органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия собственника в отношении акций открытых акционерных обществ и имущества федеральных государственных унитарных предприятий, включенных в перечень стратегических предприятий и стратегических акционерных обществ, утверждаемый Президентом Российской Федерации (Указ Президента Российской Федерации от 4 августа 2004 года N 1009 "Об утверждении Перечня стратегических предприятий и стратегических акционерных обществ"), а также в отношении акций открытых акционерных обществ, долей в уставном (складочном) капитале или паев в имуществе хозяйственных обществ, включенных в специальный перечень, утверждаемый Правительством Российской Федерации (распоряжение Правительства Российской Федерации от 23 января 2003 г. N 91-р).
Так, необходимо учитывать, что деятельность указанных стратегических организаций связана с обеспечением обороноспособности страны и безопасности государства, защитой нравственности, здоровья, прав и законных интересов граждан Российской Федерации.
Также нецелесообразно передавать органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия собственника в отношении имущества, изъятого из оборота, а также имущества, расположенного за рубежом.
Кроме того, необходимо учитывать, что согласно пункту 5 статьи 20 Федерального закона от 14 ноября 2002 г. N 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" правомочия собственника имущества унитарного предприятия, имущество которого находится в собственности Российской Федерации, не могут быть переданы Российской Федерацией субъекту Российской Федерации или муниципальному образованию. Таким образом, необходимо в рамках законопроекта внести изменения в указанный федеральный закон, определив случаи, в которых такие полномочия передаваться не могут.
С учетом изложенного полагаем, что в части второй статьи 18 законопроекта необходимо более четко определить изъятия из общего правила передачи полномочий органам государственной власти субъектов Российской Федерации.
Вместе с тем следует отметить, что статья 18 законопроекта предусматривает сохранение на федеральном уровне полномочий по принятию решений о реализации высвобождаемого военного недвижимого имущества. По нашему мнению, это полномочие должно быть передано на уровень субъектов Российской Федерации, поскольку процедура высвобождения недвижимого военного имущества означает, что использование такого имущества не требуется для федеральных нужд и подлежит отчуждению в соответствии с законодательством Российской Федерации о приватизации.
Пункт 9 части первой статьи 18 законопроекта устанавливает возможность исполнения органами государственной власти субъектов Российской Федерации полномочий на основании поручения федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции в сфере управления имуществом Российской Федерации. Вместе с тем пункт 7 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", который определяет основные условия передачи отдельных полномочий органам государственной власти субъектов Российской Федерации и порядок их финансового обеспечения, не содержит такого механизма, как осуществление субъектами Российской Федерации полномочий в соответствии с поручениями федеральных органов исполнительной власти. В связи с этим такое положение пункта 9 части первой статьи 18 законопроекта требует дополнительной проработки на предмет соответствия законодательству Российской Федерации.
Более того, в связи с тем, что у федерального органа исполнительной власти по управлению федеральным имуществом должны остаться только те полномочия, которые нецелесообразно передавать на уровень субъекта Российской Федерации, пункт 9 части первой статьи 18 законопроекта, по нашему мнению, следует исключить.
Отдельно следует отметить вопрос передачи органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочий, связанных с осуществлением полномочий по защите имущественных и иных прав и законных интересов Российской Федерации. Так, в законопроекте отсутствует механизм защиты имущественных прав и законных интересов Российской Федерации в судах при наличии конфликта интересов между Российской Федерацией и субъектами Российской Федерации.
Представляется, что органы государственной власти субъектов Российской Федерации не должны без согласования с уполномоченным федеральным органом исполнительной власти осуществлять полномочия по представлению интересов Российской Федерации в суде, если субъекты Российской Федерации имеют самостоятельный интерес по предмету спора, отличный от интересов Российской Федерации.
Законопроект содержит ряд недостатков юридико-технического характера. Так, в частности, пункт 1 части первой статьи 19 содержит ссылку на статью 18 законопроекта, которая не затрагивает полномочий указанных в этом пункте территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, а пункт 2 части первой этой статьи - ссылки на статьи 22, 23, которые в законопроекте вообще отсутствуют.
На основании вышеизложенного, Комитет Государственной Думы по промышленности, строительству и наукоемким технологиям с учетом приведенных замечаний поддерживает проект федерального закона N 332114-4 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием разграничения полномочий, а также о передаче органам государственной власти субъектов Российской Федерации отдельных полномочий Российской Федерации в сфере управления федеральным имуществом", внесенный депутатами Государственной Думы В.И. Гришиным, В.А. Пехтиным, B.C. Плескачевским, и рекомендует Государственной Думе принять его при рассмотрении в первом чтении.
Председатель Комитета |
М.Л. Шаккум |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.