Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ
по труду и социальной политике от 14 сентября 2006 г. N 3.2-95/3
по проекту федерального закона N 335246-4 "О внесении изменений в статьи 11 и 18 Федерального закона "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний", внесенному Правительством Российской Федерации
Проект федерального закона N 335246-4 "О внесении изменений в статьи 11 и 18 Федерального закона "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" внесен в Государственную Думу Правительством Российской Федерации одновременно с проектом федерального закона "О федеральном бюджете на 2007 год".
Законопроектом предусматривается внесение двух изменений в Федеральный закон от 24 июля 1998 года N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний":
- в статью 11 в части установления максимального размера единовременной страховой выплаты;
- в статью 18 - передачи Минздравсоцразвития России средств социального страхования на финансирование расходов на научно-исследовательские работы по вопросам охраны труда.
Пунктом 1 статьи 1 законопроекта предлагается установить, что размер единовременной страховой выплаты определяется в соответствии со степенью утраты застрахованным профессиональной трудоспособности исходя из максимальной суммы, установленной федеральным законом о бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на очередной финансовый год. В случае смерти застрахованного единовременная страховая выплата будет устанавливаться в размере, равном указанной максимальной сумме.
В настоящее время пунктом 1 статьи 11 Федерального закона от 24 июля 1998 года N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" установлено, что размер указанной страховой выплаты определяется в соответствии со степенью утраты застрахованным профессиональной трудоспособности исходя из шестидесятикратного минимального размера оплаты труда.
Предлагаемое изменение, как следует из пояснительной записке к законопроекту, вытекает из необходимости замены применяющегося в качестве критерия для определения размера единовременной страховой выплаты минимального размера оплаты труда. Такая необходимость обусловлена нормой статьи 3 Федерального закона от 19 июня 2000 года N 82-ФЗ "О минимальном размере оплаты труда" о том, что минимальный размер оплаты труда применяется исключительно для регулирования оплаты труда, а также для определения размеров пособий по временной нетрудоспособности.
С учетом данного обстоятельства, действие пункта 1 статьи 11 Федерального закона от 24 июля 1998 года N 125-ФЗ приостанавливалось федеральными законами от 8 февраля 2003 года N 25-ФЗ, от 8 декабря 2003 года N 166-ФЗ, от 29 декабря 2004 года N 202-ФЗ и от 22 декабря 2005 года N 180-ФЗ.
Предлагаемая редакция пункта 1 статьи 11, как утверждает в пояснительной записке Правительство РФ, устраняет упомянутые выше противоречия в действующем законодательстве, а также соответствует сложившейся практике, согласно которой размер данной страховой выплаты определяется в соответствии со степенью утраты профессиональной трудоспособности застрахованного исходя из фиксированной максимальной суммы.
При этом ни в тексте законопроекта, ни в пояснительной записке, не раскрывается понятие "максимальной суммы", что может в значительной мере осложнить правоприменительную практику, а также не исключает возможности ухудшения положения получателей указанной выплаты. Поэтому в процессе доработки законопроекта ко второму чтению предлагается учесть замечания и предложения Правового управления Аппарата Государственной Думы, изложенное в Заключении от 06.09.2006 г. N вн. 2.2-1/2765.
Пунктом 2 статьи 1 законопроекта предусматривается передача Минздравсоцразвития России средств социального страхования на финансирование расходов по обучению по охране труда, предусмотренному подпунктом 12 пункта 2 статьи 17, а также на научно-исследовательские работы по вопросам охраны труда.
В пояснительной записке к законопроекту отмечается, что абзацем 11 пункта 8 Положения о Фонде социального страхования Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 12 февраля 1994 года N 101 предусмотрена возможность направления средств Фонда на проведение научно-исследовательской работы по вопросам социального страхования и охраны труда.
В соответствии с федеральным законом о бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на очередной финансовый год указанные средства Фонда с 1996 года по 2004 год ежегодно направлялись Минтруду России.
На основании Указа Президента Российской Федерации от 9 марта 2004 года N 314 "О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти" в целях осуществления функций по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленной сфере деятельности и в соответствии с пунктом 5.3 Положения о Министерстве здравоохранения и социального развития Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 года N 321, Минздравсоцразвития России проводит в установленном порядке конкурсы и заключает государственные контракты на размещение заказов на проведение научно-исследовательских работ для государственных нужд в установленной сфере деятельности.
Таким образом, законопроектом уточняется наименование федерального органа по труду, закрепляется норма о его праве на получение от Фонда социального страхования РФ средств для проведения научно-исследовательских работ по вопросам охраны труда.
Однако, в пояснительной записке не содержится ответ на вопрос почему при этом упраздняется предусмотренное в подпункте 5 пункта 2 статьи 18 базового Закона право страховщика на его участие в осуществлении контроля за правильностью использования передаваемых средств.
В соответствии с Распоряжением Председателя Государственной Думы от 28 августа 2006 года (N 281р-1) законопроект направлялся субъектам права законодательной инициативы и в высшие исполнительные органы государственной власти субъектов Российской Федерации для внесения замечаний и предложений. Срок представления замечаний и предложений в комитет был установлен до 13 сентября 2006 года.
В заключении Правового управления Аппарата Государственной Думы на законопроект от 05.09.2006 за N вн 2.2-1/2747 (прилагается) отмечается необходимость доработки законопроекта.
Комитеты Государственной Думы по охране здоровья и по бюджету и налогам, а также Комитет Совета Федерации по социальной политике поддерживают концепцию законопроекта и вносят предложения по его доработке.
В финансово-экономическом обосновании законопроекта гарантируется финансовая обеспеченность обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, подтверждаемая ежегодно в бюджете Фонда социального страхования РФ и уточняется, что принятие рассматриваемого проекта федерального закона не потребует дополнительных расходов из средств федерального бюджета.
В связи с изложенным, Комитет по труду и социальной политике поддерживает концепцию указанного законопроекта и рекомендует Государственной Думе принять его в первом чтении с условием доработки по указанным выше вопросам в процессе подготовки ко второму чтению.
Председатель Комитета |
А.К. Исаев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.