город Ростов-на-Дону |
дело N А32-1611/2008-63/28 |
16 октября 2008 г. |
15АП-5615/2008 |
Резолютивная часть постановления объявлена 13 октября 2008 года.
Полный текст постановления изготовлен 16 октября 2008 г.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Шимбаревой Н.В.
судей И.Г. Винокур, Ю.И. Колесова
при ведении протокола судебного заседания Шимбаревой Н.В.
при участии:
от МИФНС N 8 по Краснодарскому краю: Борисов И.М. по доверенности от 03.10.2008 г. N 05-18/144;
от ВОО "Русское географическое общество": Диденко Н.В. по доверенности от 27.06.2008 г.; Соколов М.П. по доверенности от 10.09.2008 г.;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы N 8 по Краснодарскому краю
на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 20.05.2008 г. по делу N А32-1611/2008-63/28
принятое в составе судьи Погорелова И.А.
по заявлению Сочинского городского отделения ВОО "Русское географическое общество"
к заинтересованному лицу МИФНС N 8 по Краснодарскому краю
об отмене решения N 14-12/31699/33807 от 20.03.2007 г.
УСТАНОВИЛ:
Сочинское городское отделение Всероссийской общественной организации "Русское географическое общество" (далее - общественная организация) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением об отмене решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 8 по Краснодарскому краю (далее - налоговая инспекция) от 20.03.2007 г. N 14-12/31699/33807 в части доначисления и взыскания налога, пени и штрафа по п.1 ст.122 НК РФ в сумме 426 054, 45 руб. за 2005 г. (с учетом уточнений порядке статьи 49 АПК).
Решением суда от 20.05.2008 г. по делу N А32-1611/2008-63/28 требования общества удовлетворены. Судебный акт мотивирован тем, что у МИ ФНС N8 по Краснодарскому краю в 2005 г. не имелось информации о земельном участке по Курортному проспекту 113, требуемой для исчисления земельного налога. Кроме того, ВОО "Русское географическое общество" освобождено от уплаты земельного налога, поскольку является научно-исследовательским учреждением.
Не согласившись с принятым судебным актом, МИФНС N 8 по Краснодарскому краю обжаловала его в порядке статьи 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Податель жалобы полагает, что ВОО "Русское географическое общество" неправомерно применило льготу по налогу на землю в 2005 г., поскольку не являлось научно-исследовательской организацией, входящей в состав Российской академии наук.
Законность и обоснованность принятого судебного акта проверяется Пятнадцатым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В судебном заседание участвующие в деле лица заявили ходатайство о ведении звукозаписи, ходатайство удовлетворено.
В судебном заседании приобщены документы, подтверждающие ведение ВОО "Русское географическое общество" научной деятельности.
В судебном заседание объявлен перерыв в порядке ст. 163 АПК РФ для ознакомления Представителя Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 8 по Краснодарскому краю с приобщенными к делу документами. После перерыва рассмотрение дела 13.10.2008 г. продолжено. Ходатайств об отложении рассмотрения апелляционной жалобы инспекцией заявлено не было.
Участвующие в деле лица повторили доводы, изложенные в апелляционной жалобе и отзыве на нее.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителей участвующих в деле лиц, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Сочинское городское отделение Всероссийской общественной организации "Русское географическое общество", зарегистрированное как общественная организация Управлением юстиции Краснодарского края, на основании свидетельства N 3156 от 26.08.1998, в качестве основного вида деятельности осуществляет научные исследования и разработки (л.д. 56, том 1).
Решением исполнительного комитета Сочинского городского совета народных депутатов Краснодарского края от 22.08.1984 N 370 участок по адресу: г. Сочи, Курортный проспект, 113, был передан Сочинскому отделу географического общества СССР (Сочинскому городскому отделению Всероссийской общественной организации "Русское географическое общество") в аренду сроком на пять лет. На основании решения исполнительного комитета Сочинского городского совета народных депутатов Краснодарского края от 04.12.2005 г. данный объект безвозмездно передан на баланс общества.
18.11.2006 Обществом представлена в Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы России по Краснодарскому краю нулевая налоговая декларация по земельному налогу за 2005 год (л.д. 24 - 32, 126 - 130, том 1, 44 - 48, том 2). В поданной декларации земельный налог Обществом не исчислен в связи с применением льготы по налогу на землю, предоставляемой научно-исследовательским организациям, входящим в состав Российской академии наук. Данное право заявитель подтверждает копией справки Российской академии наук N 10123-1312.1/58 от 04.05.1994 (л.д. 65, том 2)
По материалам представленной заявителем декларации налоговым органом проведена камеральная налоговая проверка. В ходе проверки размер земельного участка определён на основании данных декларации и данных технического паспорта БТИ на строение по адресу: г. Сочи, Курортный проспект, 113.
В связи с недостаточностью имеющихся у налоговой инспекции сведений, необходимых для определения налоговой базы, возникла необходимость получения данной информации в органе, контролирующем порядок землепользования в г. Сочи, для чего налоговым органом был направлен запрос. Из ответа Территориального отдела по г. Сочи Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимого имущества по Краснодарскому краю не располагает данными о несоответствии фактически занимаемой площади, подтверждаемой паспортом БТИ, и площади земельного участка, указанной налогоплательщиком. С учетом изложенного, налоговым органом приняты за основу данные технического паспорта строения о площади фактически используемого участка - 4205,6 кв.м.
Как следует из материалов дела, рассмотрев материалы камеральной налоговой проверки в отношении общественной организации, проведенного на основе налоговой декларации по земельному налогу за 2005 год, заместитель начальника налоговой инспекции принял решение N 14-12/31699/33807 от 20.03.2007 г. о привлечении общественной организации к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения, предусмотренного п.1 ст. 122 НК РФ, и взыскании земельного налога за 2005 г. в сумме 303 728 руб., штрафных санкции 60 745,6 руб., пени 61 580 руб.
Федеральным законом от 29.11.2004г. N 141-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации, а также о признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации" часть вторая НК РФ дополнена разделом Х, куда включена глава 31 "Земельный налог".
Подпунктом 1 пункта 2 статьи 2 Федерального закона от 29.11.2004 г. N 141-ФЗ Закон Российской Федерации от 11.10.1991 г. N 1738-1 "О плате за землю" (далее - Закон от 11.10.1991 г. N 1738-1) признан утратившим силу с 1 января 2006 года за исключением статьи 25.
При этом статьей 3 Федерального закона от 29.11.2004 г. N 141-ФЗ установлено, что в случае принятия представительными органами муниципальных образований (законодательными (представительными) органами государственной власти городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) нормативных правовых актов (законов) о введении с 1 января 2005 года в соответствии с главой 31 "Земельный налог" части второй Налогового кодекса Российской Федерации земельного налога на территориях соответствующих муниципальных образований (городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) Закон от 11.10.1991г. N 1738-1, за исключением статьи 25, не применяется.
Поскольку земельный налог, уплачиваемый в соответствии с главой 31 НК РФ, установлен на территории г.Сочи решением Городского собрания г.Сочи N 348 от 21.11.2005 г., действие которого распространяется на правоотношения 2006 года, в проверяемый период (2005 год) на территории г.Сочи действовал Закон от 11.10.1991 г. N 1738-1. Следовательно, в 2005 году при определении платы за землю в г.Сочи применялись нормы Закона от 11.10.1991 г. N 1738-1.
В соответствии со статьей 1 Закона от 11.10.1991 г. N 1738-1 собственники земли, землевладельцы и землепользователи, кроме арендаторов, облагаются ежегодным земельным налогом.
В ходе камеральной налоговой проверки установлено и общественной организацией не отрицается, что в 2005 году организацией осуществлялось фактическое пользование земельным участком, расположенным по адресу: г.Сочи, Курортный проспект, 113.
В соответствии со статьей 21 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) налогоплательщик имеет право использовать льготы при наличии оснований и в порядке, установленном законодательством о налогах и сборах.
Довод инспекции о том, что общество неправомерно использовало льготу, поскольку не прошло государственную аккредитацию как научная организация, подлежит отклонению в силу следующих обстоятельств.
На основании пунктов 3, 12 статьи 12 Закона от 11.10.1991г. N 1738-1 от уплаты земельного налога полностью освобождены научные организации, опытные, экспериментальные и учебно-опытные хозяйства научно-исследовательских учреждений и учебных заведений сельскохозяйственного и лесохозяйственного профиля, а также научные учреждения и организации другого профиля за земельные участки, непосредственно используемые для научных, научно-экспериментальных, учебных целей и для испытаний сортов сельскохозяйственных и лесохозяйственных культур; высшие учебные заведения, научно-исследовательские учреждения, предприятия и организации Российской академии наук, Российской академии медицинских наук, Российской академии сельскохозяйственных наук, Российской академии образования, Российской академии архитектуры и строительных наук, государственные научные центры, а также высшие учебные заведения и научно-исследовательские учреждения министерств и ведомств Российской Федерации по перечню, утверждаемому Правительством Российской Федерации.
В силу пункта 1 статьи 5 Федерального закона от 23.08.1996 г. N 127-ФЗ "О науке и государственной научно-технической политике" в редакции, действовавшей в спорный период, научной организацией признается юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы и формы собственности, а также общественное объединение научных работников, осуществляющие в качестве основной научную и (или) научно-техническую деятельность, подготовку научных работников и действующие в соответствии с учредительными документами научной организации. Научные организации подразделяются на научно-исследовательские организации, научные организации образовательных учреждений высшего профессионального образования, опытно-конструкторские, проектно-конструкторские, проектно-технологические и иные организации, осуществляющие научную и (или) научно-техническую деятельность.
Согласно пункту 2 статьи 5 Федерального закона от 23.08.1996 г. N 127-ФЗ "О науке и государственной научно-технической политике" Правительство Российской Федерации или уполномоченный федеральный орган исполнительной власти организует в соответствии с законодательством Российской Федерации государственную аккредитацию научных организаций и выдает им свидетельства о государственной аккредитации. Порядок государственной аккредитации определяется Правительством Российской Федерации. Свидетельство о государственной аккредитации является основанием для предоставления научной организации льгот на уплату налогов, предусмотренных налоговым законодательством Российской Федерации, и других льгот, установленных для научных организаций законодательством Российской Федерации.
Из материалов дела следует, что общественная организация не прошла государственную аккредитацию в качестве научно организации в установленном порядке.
Вместе с тем, согласно позиции ФАС СКО, изложенной в Постановлении от 28 февраля 2008 г. N Ф08-692/08-245А, положения о государственной аккредитации научных организаций, содержащиеся в пункте 2 статьи 5 Закона от 23.08.96 N 127-ФЗ, признаны утратившими силу Федеральным законом от 30.06.05 N 76-ФЗ "О признании утратившими силу положений законодательных актов Российской Федерации по вопросам государственной аккредитации научных организаций", поэтому свидетельство о государственной аккредитации не следует рассматривать в качестве единственного и обязательного основания представления налоговой льготы. Отсутствие такого свидетельства не является препятствием для осуществления научной и (или) научно-технической деятельности и не изменяет статуса организации как научной.
Следует признать, что Налоговым кодексом Российской Федерации предусмотрена льгота для научных учреждений, каковым является общество в силу пункта 1 статьи 5 Закона N 127-ФЗ "О науке и государственно-технической политике", а не для аккредитованных научных организаций. В соответствии со статьей 1 Налогового кодекса Российской Федерации Закон N 127-ФЗ не относится к актам законодательства о налогах и сборах, а следовательно, не может предусматривать дополнительные ограничения на предоставление льготы
В свидетельстве о регистрации ВОО "Русское географическое общество", указано, что основная цель деятельности общества - содействие развитию географической науки, внедрение ее результатов и достижений в практику. Аналогичная цель указана в выписке из ЕГРЮЛ.
Согласно пункту 2.2 Устава организации основными целями деятельности общества являются: содействие развитию географической науки, пропаганда ее достижений, внедрение ее результатов в практику, развитие научного творчества в области географии и смежных областей знания, содействие распространению и внедрению географической и экологической культуры, сплочению географической общественности в обсуждении и решении главнейших проблем современности.
В обществе 24.04.2005 г. создан и действует Ученый совет, за свою научную деятельность общество отчитывалось перед Управлением Юстиции в Краснодарском крае.
В материалах дела представлены копии договоров организации на выполнение научно-исследовательских работ с 1996 по 2007 год, а также копии договоров о творческом, научном сотрудничестве с институтами. Организация представила в материалы дела титульные листы научных публикаций с 1988 по 2007 год.
Инспекция в жалобе ссылается на то, что деятельность общества не имеет отношения к земельному участку. Однако общество представило списки растений, произрастающих на участке организации, на земельном участке располагается коллекция Краснокнижных растений и субтропических экзотов.
Довод инспекции о том, что документы, свидетельствующие о ведении научной деятельности в ходе проверки не представлялись, подлежит отклонению.
Пункт 29 Постановления Пленума ВАС РФ от 28 февраля 2001 г. N 5 предусматривает, что в соответствии с пунктом 5 статьи 100 НК РФ в случае несогласия с фактами, изложенными в акте выездной налоговой проверки, а также с выводами и предложениями проверяющих налогоплательщик вправе в двухнедельный срок со дня получения акта проверки представить в соответствующий налоговый орган свои возражения.
Согласно части 1 статьи 53 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать те обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений, а в силу статьи 59 этого Кодекса арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании имеющихся в деле доказательств.
Учитывая изложенное, суд обязан принять и оценить документы и иные доказательства, представленные налогоплательщиком в обоснование своих возражений по акту выездной налоговой проверки, независимо от того, представлялись ли эти документы налогоплательщиком налоговому органу в сроки, определенные пунктом 5 статьи 100 НК РФ.
Кроме того, позиция инспекции в ходе проверки строилась на отсутствии государственной аккредитации налогоплательщика и не вхождении организации в состав Российской академии наук. Указанные обстоятельства в ходе судебного разбирательства ни налогоплательщиком, ни судом не отрицались. Суд первой инстанции правомерно отнес Русское географическое общество к организациям, осуществляющим научную деятельность.
Суд выполнил требования статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, полно, всесторонне исследовал и оценил представленные в деле доказательства и принял законный и обоснованный судебный акт.
Нарушений процессуальных норм, влекущих отмену оспариваемого акта (ч. 4 ст. 270 АПК РФ), судом апелляционной инстанции не установлено. С учетом изложенного основания для удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Краснодарского края от 20.05.2008 г. по делу N А32-1611/2008-63/28 оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации, в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Председательствующий |
Н.В. Шимбарева |
Судьи |
И.Г. Винокур |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-1611/2008-63/28
Истец: Сочинское городское отделение ВОО "Русское географическое общество"
Ответчик: Межрайонная Инспекция Федеральной налоговой службы N8 по Краснодарскому краю
Третье лицо: Сочинское Городское отделение ВОО Русское географ. общество, руководителю, Сочинское городское отделение ВОО "Русское географическое общество", руководителю, Соколов М. П. (для ВОО Русское географическое сообщество), представителю Диденко Н.В. (сочинское гор. отделение ВОО Русское геогр. общество)