Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по бюджету и налогам от 2 октября 2006 г.
по проекту федерального закона N 329216-4 "О внесении изменений в главы 23 и 25 части второй Налогового Кодекса Российской Федерации" (в части стимулирования создания производственных холдингов на территории Российской Федерации путем освобождения от налогообложения дивидендов, получаемых российскими организациями в результате стратегического участия в капитале других организаций), внесен депутатами Государственной Думы В.А. Лехтиным, В.С. Тимченко, Е.А. Федоровым, А.В. Бездольным, А.Б. Коганом, Л.В. Пепеляевой, С.В. Чижовым,
первое чтение
Рассмотрев проект федерального закона N 329216-4 "О внесении изменений в главы 23 и 25 части второй Налогового Кодекса Российской Федерации", Комитет отмечает следующее.
В соответствии с решением Комитета от 21 сентября 2006 года, принятом на основании части 6 статьи 112 Регламента Государственной Думы, авторами внесена измененная редакция законопроекта с учетом замечаний, содержащихся в заключениях Правительства Российской Федерации и Комитета Государственной Думы по бюджету и налогам.
В соответствии с законодательством о налогах и сборах доходы в виде дивидендов, полученных российской организацией от российских организаций облагаются налогом на прибыль организаций по ставке 9 процентов, а полученные от иностранных организаций по ставке 15 процентов. При этом в случае наличия соглашения об избежании двойного налогообложения с иностранным государством, в котором зарегистрирована иностранная организация, являющаяся источником выплаты дивидендов, сумма налога с уплаченных дивидендов в иностранном государстве вычитается из суммы налога, исчисляемого в Российской Федерации.
По мнению авторов законопроекта, действующий режим налогообложения привел к возникновению ситуации, при которой как российские, так и иностранные инвесторы предпочитают осуществлять инвестиции в Российской Федерации через организации, зарегистрированные на территориях иностранных государств, в которых действует льготный режим налогообложения дивидендов.
Целью рассматриваемого законопроекта является изменение сложившейся ситуации, стимулирование создания производственных холдингов на территории Российской Федерации путем освобождения от налогообложения дивидендов, получаемых российскими организациями в результате стратегического участия в капитале других организаций, а также снижение мотивации использования трансфертного ценообразования.
Для реализации поставленной цели авторы законопроекта предлагают:
а) в отношении налога на доходы физических лиц:
пункт 3 статьи 224 части второй Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) изложить в новой редакции, предусмотрев, что налоговая ставка устанавливается в размере 30 процентов в отношении всех доходов, получаемых физическими лицами, не являющимися налоговыми резидентами Российской Федерации, за исключением доходов получаемых в виде дивидендов от долевого участия в деятельности российских организаций, в отношении которых налоговая ставка устанавливается в размере 15 процентов.
б) в отношении налога на прибыль организаций:
внести изменения в пункты 1, 2 и 3 статьи 275 и пункт 3 статьи 284, которые в совокупности приведут к установлению для соответствующей категории российских организаций исключение из общего режима налогообложения доходов в виде ставки налога на прибыль организаций 0 процентов, при этом, с целью предотвращения возможности применения указанного механизма для целей минимизации налогообложения, предусмотрены следующие ограничения по его использованию:
1) независимо от места регистрации выплачивающей дивиденды организации устанавливаются критерии минимального размера участия в ней организации, получающей дивиденды, что позволяет определить преобладающий характер такого участия (право на применение ставки налога на прибыль организации 0 процентов получают лишь те организации, которые на день принятия решения о выплате дивидендов, в течение не менее 365 дней непрерывно владеют на праве собственности не менее чем 50 процентным вкладом (долей) в уставном (складочном) капитале (фонде) выплачивающей дивиденды организации или производными финансовыми инструментами, дающими право на получение дивидендов, в сумме, соответствующей не менее 50 процентам от общей суммы выплачиваемых организацией дивидендов, или при условии, что стоимость приобретения в собственность вклада (доли) в уставном (складочном) капитале (фонде) выплачивающей дивиденды организации или производных финансовых инструментов, дающих право на получение дивидендов, превышает 1 млрд. рублей, но не менее 1 процента от уставного (складочного) капитала (фонда) выплачивающей дивиденды организации);
2) в случаях, если выплачивающей дивиденды организацией является иностранная организация, помимо критериев, позволяющих выявить преобладающий характер участия, вводятся ограничения по критериям соотношения ставки налогообложения доходов в соответствующем иностранном государстве и ставки налога на прибыль организаций в Российской Федерации;
3) в отношении выплачивающих дивиденды иностранных организаций установлено ограничение по видам деятельности, что позволяет отказать в применении льготного режима налогообложения организациям, не осуществляющим реальной деятельности.
Поддерживая концепцию представленного законопроекта, Комитет в то же время считает необходимым ко второму чтению дополнительно рассмотреть вопросы, связанные с дальнейшим приведением норм, содержащихся в рассматриваемом законопроекте, в соответствие с гражданским законодательством, в частности, с законодательством об акционерных обществах, а также уточнением критериев участия получающей дивиденды организации в капитале организации, выплачивающей дивиденды, в целях применения ставки налога на прибыль в размере 0 процентов. С учетом бюджетных ограничений, представляется также целесообразным уточнить сроки и порядок введения в действие норм, содержащихся в рассматриваемом законопроекте.
С учетом изложенного, Комитет рекомендует Государственной Думе принять в первом чтении проект федерального закона N 329216-4 "О внесении изменений в главы 23 и 25 части второй Налогового Кодекса Российской Федерации" и доработать его ко второму чтению с учетом замечаний, содержащихся в настоящем заключении.
Первый заместитель |
Г.Я. Хор |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.