город Ростов-на-Дону |
дело N А53-9636/2008-С4-4 |
20 октября 2008 г. |
15АП-5561/2008 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 октября 2008 года.
Полный текст постановления изготовлен 20 октября 2008 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Гуденица Т.Г.
судей Винокур И.Г., Колесова Ю.И.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Жигало Н.А.
при участии:
от заявителя - ООО "Юкчин" - представителя Андреевой Л.В., паспорт серия 6004 N 001539, выдан ОВД Аксайского района Ростовской области 30.05.2003г., доверенность от 04.07.2008г.,
от административного органа - ИФНС России по Аксайскому району Ростовской области - представителя Иванцова В.О., паспорт серия 6003 N 472772, выдан ОВД Аксайского района Ростовской области 25.12.2002г., доверенность от 04.09.2008г. N 02-06/10664,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ООО "Юкчин"
на решение Арбитражного суда Ростовской области
от 07 июля 2008 года по делу N А53-9636/2008-С4-4,
принятое в составе судьи Сурмаляна Г.А.
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Юкчин"
об отмене постановления инспекции Федеральной налоговой службы по Аксайскому району N 75 от 11.06.2008г. по делу об административном правонарушении,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Юкчин" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Ростовской области с заявлением об отмене постановлений инспекции Федеральной налоговой службы по Аксайскому району (далее - налоговая инспекция) по делам об административных правонарушениях, а именно: постановления N 75 от 11.06.2008г. о привлечении общества к административной ответственности по статье 14.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) и постановления N 76 от 11.06.2008г. о привлечении директора общества Чинова Ю.К. к административной ответственности по статье 14.5 КоАП РФ.
Решением суда от 07.07.2008г. прекращено производство по делу в части оспаривания постановления налоговой инспекции N 76 от 11.06.2008г. о привлечении директора общества Чинова Ю.К. к административной ответственности по статье 14.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. В удовлетворении остальной части заявленных требований отказано на том основании, что действия общества образуют вмененный состав административного правонарушения.
Не согласившись с принятым судебным актом, общество подало апелляционную жалобу, в которой просит решение суда от 07.07.2008г. отменить в части отказа в удовлетворении заявленных требований, полагая, что правонарушение совершено не по вине общества, а по вине продавца, не выдавшего кассовый чек. Кроме того, по мнению заявителя жалобы, совершенное правонарушение не причинило вреда гражданам, обществу и государству.
В отзыве на апелляционную жалобу налоговая инспекция просила отказать в ее удовлетворении, полагая, что суд принял правильное решение.
Законность и обоснованность принятого судебного акта проверяется Пятнадцатым арбитражным апелляционным судом в обжалуемой части в порядке статьи 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителей участвующих в деле лиц, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что решение суда от 07.07.2008 г. подлежит отмене в обжалуемой части ввиду неправильного применения норм материального права.
Согласно статье 2 Федерального закона от 22.05.2003г. N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт" (далее - Федеральный закон от 22.05.2003г. N 54-ФЗ) контрольно-кассовая техника, включенная в Государственный реестр, применяется на территории Российской Федерации в обязательном порядке всеми организациями и индивидуальными предпринимателями при осуществлении ими наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт в случаях продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг.
Статьей 14.5 КоАП РФ установлена административная ответственность за продажу товаров, выполнение работ либо оказание услуг в организациях торговли либо в иных организациях, осуществляющих реализацию товаров, выполняющих работы либо оказывающих услуги, без применения в установленных законом случаях контрольно-кассовых машин.
Из материалов дела следует, что 30 мая 2008 года должностными лицами налоговой инспекции произведена проверка общества, расположенного по ул.Шолохова, 5 в г. Аксае, в ходе которой выявлен факт реализации продавцом сотрудникам налоговой инспекции алкогольного коктейля "Трофи" без применения контрольно-кассовой техники, о чем в этот же день составлен акт проверки N 156352
По данному факту составлен протокол об административном правонарушении N 58/104 от 02.06.2008 г.
По результатам рассмотрения материалов дела об административном правонарушении и.о. начальника налоговой инспекции вынес постановление N 75 от 11.06.2008 г. о признании общества виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 14.5 КоАП РФ.
В соответствии с частью 6 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, в частности, наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности.
Осуществление контроля за применением организациями и индивидуальными предпринимателями контрольно-кассовой техники возложено на налоговые органы статьей 7 Закона от 22.05.2003 г. N 54-ФЗ , статьей 7 Закона Российской Федерации от 21.03.1991 г. N 943-1 "О налоговых органах Российской Федерации", пунктом 5.1.6 Положения о Федеральной налоговой службе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.09.2004 г. N 506 "Об утверждении положения о Федеральной налоговой службе".
Названные нормы предоставляют налоговым органам право проводить проверки в целях осуществления контроля за использованием контрольно-кассовой техники. Однако указанные нормативные правовые акты не определяют методов и порядка проведения таких проверок и полномочий должностных лиц налоговых органов при их проведении.
Как следует из материалов, сотрудниками налоговой инспекции лично осуществлена проверочная закупка алкогольного коктейля "Трофи" в помещении общества. Факт передачи должностными лицами налоговой инспекции денежных средств в сумме 40 рублей на приобретение алкогольного коктейля "Трофи" стоимостью 37 рублей и выдачи продавцом сдачи в сумме 3 рубля подтверждается актом проверки от 30.05.2008 г. N 156352
Между тем проверочная закупка в силу статьи 8 Федерального закона от 12.08.1995 г. N 144-ФЗ "Об оперативно-розыскной деятельности" допускается как оперативно-розыскное мероприятие, проводимое полномочным органом в случаях и порядке, предусмотренных названным Законом. Согласно статье 13 этого Закона налоговые органы не наделены правом проводить оперативно-розыскные мероприятия.
В силу части 3 статьи 26.2 КоАП РФ не допускается использование доказательств, полученных с нарушением закона.
При таких обстоятельствах проведение должностным лицом налоговой инспекции проверочной закупки при осуществлении контроля за применением обществом контрольно-кассовой техники не может расцениваться как доказательство, полученное в соответствии с требованиями закона, подтверждающее событие правонарушения.
Поскольку наличие в действиях лица состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 14.5 КоАП РФ, должно обеспечиваться доказательствами, подтверждающими факт реализации товаров (например, актом контрольной закупки), суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии надлежащих доказательств совершения обществом вмененного административного правонарушения, в связи с чем оспариваемого постановление налоговой инспекции N 76 от 11.06.2008 г. незаконно и подлежит отмене.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271, Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Ростовской области от 07 июля 2008 года по делу N А53-9636/2008-С4-4 изменить.
Признать незаконным и отменить постановление инспекции Федеральной налоговой службы по Аксайскому району Ростовской области от 11 июня 2008 года N 75 о признании общества с ограниченной ответственностью "Юкчин" виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 14.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 3000 рублей.
В остальной части решение Арбитражного суда Ростовской области от 07 июля 2008 года по делу N А53-9636/2008-С4-4 оставить без изменения.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Т.Г. Гуденица |
Судьи |
И.Г. Винокур |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А53-9636/2008-С4-4
Истец: общество с ограниченной ответственностью "ЮКЧИН"
Ответчик: Инспекция Федеральной налоговой службы по Аксайскому району
Третье лицо: Арбитражный суд Ростовской области
Хронология рассмотрения дела:
22.06.2009 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-5166/2008
25.12.2008 Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-7890/2008
20.10.2008 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-5166/2008