Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ
по энергетике, транспорту и связи
по проекту федерального закона N 288967-4 "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации", внесенному депутатами Государственной Думы В.Г. Драгановым, В.С. Катренко, П.В. Крашенинииковым, В.А. Пехтиным
Рассматриваемый законопроект по замыслу его инициаторов направлен на усиление ответственности за хищения нефти и нефтепродуктов из магистральных трубопроводов, а также за повреждение нефте- и нефтепродукто- и газопроводов.
Законопроект приравнивает кражу из магистральных нефтепроводов и нефтепродуктопроводов к совершенной с незаконным проникновением в жилище, введя новую редакцию части третьей ст. 158, при этом сохранив в примечании 3 к этой статье понимание трубопроводов, как хранилищ, что одновременно относит этот вид хищений к двум разным квалифицированным составам преступления и порождает противоречие внутри одной статьи УК РФ.
Предлагается повреждение нефте- и нефтепродукто- и газопроводов выделить в особый вид правонарушений, по смыслу выводя их из составов преступления, данных статьями 167 (Умышленное уничтожение или повреждение чужого имущества), 215.2 (Приведение в негодность объектов жизнеобеспечения) и 267 (Приведение в негодность транспортных средств или путей сообщения) действующей редакции Уголовного кодекса Российской Федерации.
Необходимо отметить, что законопроектом не предполагается внесение изменений в перечисленные статьи, что неизбежно порождает правовые коллизии. Кроме того, создание новых видов имущественных преступлений по принципу классификации их объектов приведет к громоздкости уголовного законодательства и затруднению судопроизводства. В то же время существующие нормы Уголовного кодекса предусматривают ответственность как за кражу, так и за повреждение имущества, включая необходимую его конкретизацию, данную перечисленными статьями.
Предлагаемая редакция новой статьи 171.2 предполагает любое нелицензированное, в том числе и совершаемое для личных целей, хранение нефти, продуктов ее переработки или газа (в том числе бытового) в любых количествах наказывать денежным штрафом до пятисот тысяч рублей или лишением свободы на срок до шести лет, а совершенные организованной группой (например, гаражным кооперативом) - до десяти лет.
При этом отсутствуют существенные признаки состава преступления, данные, например, в статье 171 УК РФ - совершение действий в целях предпринимательства и извлечение дохода в крупном размере (250 тыс.рублей).
Новая статья не охватывает таких видов незаконного предпринимательства, как перевозка или реализация нефти, газа и продуктов их переработки, тем самым оставляя их в пределах диспозиции ст. 171, предусматривающей значительно более низкую ответственность.
Предлагаемые изменения в статью 175 не ясны по смыслу. Если предполагается любое количество нефти и нефтепродуктов приравнять к иному имуществу в крупном размере, то наказание за покупку литра бензина, принадлежащего автохозяйству, у водителя будет таким же, как и за покупку заведомо краденого автомобиля. В противном случае нововведение не имеет смысла, поскольку понятие "автомобиль и иное имущество" очевидно включает в себя и имущество в виде нефти и продуктов ее переработки.
Исходя из вышеизложенного, Комитет не поддерживает принятие проекта федерального закона N 288967-4 "О внесении изменения в Уголовный кодекс Российской Федерации и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации" в первом чтении.
Председатель |
В.А. Язев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.