В Правительстве Российской Федерации рассмотрен представленный проект федерального закона.
Законопроектом предлагается ужесточить ответственность за кражи из магистральных нефтепроводов, нефтепродуктопроводов или газопроводов, а также за их повреждение.
Внесение изменения в часть третью статьи 158 (Кража) Уголовного кодекса Российской Федерации (далее - УК) вне зависимости от стоимости похищенного представляется нецелесообразным. Кроме того, в настоящее время квалификация хищения из магистральных трубопроводов осуществляется по пункту "б" части второй указанной статьи, предусматривающему в качестве квалифицирующего признака "незаконное проникновение в помещение либо иное хранилище".
Предлагаемое законопроектом исключение магистральных трубопроводов из понятия "хранилище" нарушит единую систему конструирования составов хищений в уголовном законодательстве и снизит уровень уголовной ответственности за открытое хищение из магистральных трубопроводов. Так, оставление неизменным состава статьи 161 (Грабеж) УК приведет к тому, что совершение кражи из магистральных трубопроводов становится более опасным преступлением, чем совершение открытого хищения.
Предложение о выделении в отдельную норму состава преступления, предусматривающего уголовную ответственность за повреждение нефтепроводов, нефтепродуктопроводов и газопроводов (статья 167.1 УК), требует дополнительной аргументации, в том числе подтверждения статистическими данными. В свою очередь, введение в УК указанной статьи создаст коллизию с уже имеющимися нормами - статьями 167 (Умышленное уничтожение или повреждение имущества), 215.2 (Приведение в негодность объектов жизнеобеспечения) УК.
Кроме того, преступления, связанные с повреждением нефтепроводов, нефтепродуктопроводов и газопроводов, должны квалифицироваться по статьям 167, 215.2 УК. В том случае, если повреждение магистрального трубопровода связано с нарушением правил безопасности при его строительстве, эксплуатации или ремонте, и повлекло по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью человека, то содеянное подлежит квалификации по статье 269 (Нарушение правил безопасности при строительстве, эксплуатации или ремонте магистральных трубопроводов) УК.
Предложение дополнить УК статьей 171.2, устанавливающей ответственность за хранение и переработку нефти, газа и продуктов их переработки, осуществляемое без специального разрешения (лицензии), не учитывает, что Федеральный закон "О лицензировании отдельных видов деятельности" не предусматривает лицензирование таких видов деятельности.
Представляется нецелесообразным отнесение к преступлениям средней тяжести по части второй статьи 175 (Приобретение или сбыт имущества, заведомо добытого преступным путем) УК действий по приобретению или сбыту имущества, заведомо добытого преступным путем, в отношении нефти или нефтепродуктов без учета стоимости данного имущества.
Следует отметить, что позиция Правительства Российской Федерации в отношении предложений, касающихся внесения изменений в статьи 158, 175 УК и дополнения УК статьей 167.1, нашла отражение в официальном отзыве Правительства Российской Федерации от 12 декабря 2005 г. N 4048п-П4.
С учетом изложенного представленный законопроект Правительством Российской Федерации не поддерживается.
Заместитель |
А. Жуков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Письмо Правительства РФ от 23 августа 2006 г. N 3095п-П4 "Официальный отзыв на проект федерального закона "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации", вносимый депутатами Государственной Думы В.Г. Драгановым, В.С. Катренко, П.В. Крашенинниковым, В.А. Пехтиным"
Текст письма официально опубликован не был