Пояснительная записка
к проекту федерального закона "О внесении изменений в статью 214 Уголовного кодекса Российской Федерации и статью 20.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" (в части усиления уголовной и административной ответственности за правонарушения экстремистской направленности)
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона "О внесении изменений в статью 214 Уголовного кодекса Российской Федерации и статью 20.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" (далее - проект) разработан в целях совершенствования уголовного законодательства и законодательства об административных правонарушениях Российской Федерации. Объективная необходимость разработки и принятия данного Закона вызвана несовершенством законодательной базы, определяющей уголовную и административную ответственность за проявления экстремистской направленности.
Резкая активизация деятельности молодежных объединений экстремистской направленности ("Скинхэды", "Российское национальное единство", "Национал-большевистская партия", "Актив красной молодежи" и др.), формирование большинством из них в регионах Российской Федерации структур и ячеек своих объединений, организованная финансовая поддержка - все это создает серьезную угрозу поддержанию законности и правопорядка в Российской Федерации.
Экстремистские организации и их члены используют любые социальные, этнические и религиозные осложнения, разногласия между политическими партиями и объединениями, иные факторы нестабильности в целях достижения своих идеологических и политических интересов.
Члены экстремистских организаций активно участвовали в акциях протеста, связанных с монетизацией льгот, реформой жилищно-коммунального хозяйства и иных, в том числе разрешенных в законном порядке публичных акциях, в ходе которых призывали участников к блокированию автодорог, зданий органов власти и управления и иным противоправным действиям. Членами экстремистских организаций неоднократно осуществлялись попытки проникновения в здания органов государственной власти и управления, что наносит не только материальный вред, но и значительно подрывает авторитет государственной власти.
Общественная опасность объединений экстремистской направленности и необходимость принятия эффективных мер по противодействию и усилению борьбы с проявлениями любых форм экстремизма в нашей стране очевидна.
Довольно часто действия экстремистов приобретают характер вандализма, выражаются в осквернении зданий, порче имущества, как государственного, так и личного и квалифицируются по статье 214 Уголовного кодекса Российской Федерации (далее - УК РФ).
В связи с этим назрела объективная необходимость разработки и принятия нормативных актов, вносящих изменения в законодательную базу, определяющую уголовную и административную ответственность за проявления экстремистской направленности.
Законопроектом предлагается дополнить статьей 214 УК РФ "Вандализм" частью второй, в которую включить квалифицирующие признаки совершения указанного преступления: а) группой лиц, б) по мотиву идеологической, политической, национальной, расовой, религиозной ненависти или вражды.
Согласно действующему законодательству вандализм относится к простому виду состава преступления, то есть при совершении его группой лиц, группой лиц по предварительному сговору или организованной группой, по мотиву идеологической, политической, национальной, расовой, религиозной ненависти или вражды и т.д. квалификация преступления в любом случае производится по статье 214 УК РФ, несмотря на квалифицирующие признаки. На восполнение этого пробела направлен пункт 1 предлагаемого к принятию законопроекта.
Установление санкции по части 2 статьи 214 УК РФ до трех лет лишения свободы обусловлено возросшей общественной опасностью такого состава преступления как вандализм и количеством совершаемых преступлений. По статистическим данным за 2004 год по статье 214 УК РФ было возбуждено 1575 уголовных дел, выявлено 515 лиц, совершивших указанные преступления. Согласно же данным Верховного Суда Российской Федерации в 2004 году по статье 214 УК РФ было осуждено 148 лиц, при этом к лишению свободы приговорен лишь один человек.
Производство и распространение агитационных материалов, пропагандистской литературы так же является одной из основных направлений экстремистской деятельности. Указанные материалы часто содержат в себе нацистскую символику или символику максимально приближенную к нацистской, прямые призывы к совершению противоправных действий против государственной власти и управления.
В то время как в России пропаганда и публичное демонстрирование нацистской атрибутики или символики влечет наложение лишь административного наказания, в ФРГ распространение пропагандистских материалов антиконституционных организаций, в том числе направленных на достижение намерений бывшей национал-социалистической организации, наказывается до 3 лет лишения свободы (параграфы 86, 86а, гл. 3 Уголовного кодекса ФРГ).
Пользуясь этим обстоятельством, международные экстремистские организации находят территорию России более подходящей, а законодательство - лояльным для их деятельности. Зачастую экстремистские организации в России финансируются из-за рубежа, на ее территории печатаются агитационные материалы и пропагандистская литература экстремистского толка, распространяемые как у нас в стране, так и за рубежом.
В этой связи законопроектом предусматривается внесение изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях, которыми предлагается введение нового состава административного правонарушения, устанавливающего ответственность за незаконное изготовление, сбыт, и приобретение в целях сбыта нацистской атрибутики или символики.
Статьей 20.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена ответственность за пропаганду и публичное демонстрирование нацистской атрибутики или символики.
В то же время не установлена ответственность за незаконное производство, сбыт или приобретение в целях сбыта нацистской атрибутики или символики.
Изменения, предлагаемые законопроектом, являются актуальными, восполняют имеющиеся пробелы в уголовном и административном законодательстве.
Финансово-экономическое обоснование
проекта федерального закона "О внесении изменений в статью 214 Уголовного кодекса Российской Федерации и статью 20.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" (в части усиления уголовной и административной ответственности за правонарушения экстремистской направленности)
Реализация проекта федерального закона "О внесении изменений в статью 214 Уголовного кодекса Российской Федерации и статью 20.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" (в части усиления уголовной и административной ответственности за правонарушения экстремистской направленности), в случае его принятия в качестве закона, дополнительных бюджетных затрат не потребует.
Перечень
актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению, дополнению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в статью 214 Уголовного кодекса Российской Федерации и статью 20.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" (в части усиления уголовной и административной ответственности за правонарушения экстремистской направленности)
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в статью 214 Уголовного кодекса Российской Федерации и статью 20.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" (в части усиления уголовной и административной ответственности за правонарушения экстремистской направленности) не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения, дополнения или принятия актов федерального законодательства.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.