Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по природным ресурсам и природопользованию от 7 сентября 2006 г.
на проект федерального закона N 306167-4 "О внесении изменений в Федеральный закон "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов" (в части выделения береговых квот), внесенный Мурманской областной Думой
Комитет Государственной Думы по природным ресурсам и природопользованию рассмотрел проект федерального закона N 306167-4 "О внесении изменений в Федеральный закон "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов", внесенный Мурманской областной Думой, и отмечает следующее.
В настоящее время в связи со сложным экономическим положением отечественного рыбопромышленного комплекса назрела проблема обеспечения сырьем береговых рыбоперерабатывающих предприятий.
В целях решения данной проблемы авторы законопроекта предлагают ввести "береговые квоты добычи (вылова) водных биоресурсов)", которые определены как "гарантированная часть общего объема квот добычи (вылова) водных биоресурсов для их переработки на рыбоперерабатывающих предприятиях, зарегистрированных в прибрежных субъектах Российской Федерации". По их мнению, введение данных квот позволит обеспечить загрузку рыбоперерабатывающих предприятий в субъектах Российской Федерации, приведет к расширению занятости в сфере береговой инфраструктуры, а также будет способствовать стимулированию инвестиционной активности, расширит налогооблагаемую базу и снизит уровень социальных проблем прибрежных территорий нашей страны.
Аналогичный законопроект уже вносился Мурманской областной Думой в 2005 году, но был отклонен Государственной Думой в первом чтении 17 февраля 2006 года. Основная причина состояла в том, что авторы законопроекта не указали, из каких источников должны формироваться "береговые квоты".
В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 20 ноября 2003 года N 704 "О квотах на добычу (вылов) водных биологических ресурсов" был определен порядок распределения квот добычи (вылова) водных биоресурсов. Пользователи получили право долгосрочного пользования водными биологическими ресурсами путем закрепления долей от общего допустимого улова. Это право было предоставлено судовладельцам сроком на 5 лет.
Принятый 20 декабря 2004 года Федеральный закон N 166-ФЗ "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов" закрепил право долгосрочного пользования. Таким образом, в настоящее время все квоты добычи (вылова) водных биоресурсов переданы рыбодобывающим организациям до 2008 года, и пересмотр такого распределения квот невозможен.
В пояснительной записке к рассматриваемому законопроекту указано, что основным источником формирования береговых квот добычи (вылова) водных биоресурсов на ближайшие годы могут быть промышленные квоты добычи (вылова) вновь введенных для промысла видов водных биоресурсов и изъятые доли в общем объеме квот добычи (вылова) водных биологических ресурсов для осуществления промышленного рыболовства.
В этой связи следует отметить, что квота или доля в общем объеме квот водных биоресурсов закрепляется за победителем аукциона, который проводится на основании статьи 38 Федерального закона "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов" и в соответствии с Приказом Министерства сельского хозяйства от 5 сентября 2005 г. N 163 "Об утверждении порядка проведения аукционов по продаже промышленных квот добычи (вылова) водных биоресурсов для осуществления промышленного рыболовства", изданного во исполнение Постановления Правительства Российской Федерации от 20 мая 2005 г. N 317 "О возложении на федеральные органы исполнительной власти осуществления некоторых функций в области рыболовства и сохранения водных биологических ресурсов.
С победителем аукциона заключается договор о закреплении за ним предоставленной доли на вылов (добычу) водных биологических ресурсов во внутренних морских водах, в территориальном море, на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне Российской Федерации, а также в районах действия международных договоров Российской Федерации по рыболовству. В качестве существенного условия данного договора может быть указано закрепление конкретных объемов водных биоресурсов, направляемых на переработку на территорию Российской Федерации.
Необходимо также отметить, что в условиях резкого сокращения ресурсной базы дополнительное дробление общего объема квот на береговые квоты не приведет к достижению желаемых положительных результатов.
Стимулирование поставок выловленного российскими рыбаками рыбного сырья необходимо осуществлять экономическими методами с учетом реалий существующего рынка оборота рыбопродукции. В качестве канала товарообращения могут выступить организованные по аналогии со странами, имеющими развитое рыночное обращение и рыбное хозяйство (например, Япония, Норвегия), оптовые рынки рыботоваров (и других продуктов агропромышленного комплекса) в местах производства и/или потребления перечисленной продукции, формирование цен на которых происходит на аукционной основе.
На законопроект из субъектов Российской Федерации поступил шестьдесят один отзыв. Из них три субъекта Российской Федерации поддержали принятие законопроекта.
Учитывая изложенное, Комитет Государственной Думы по природным ресурсам и природопользованию не поддерживает принятие проекта федерального закона N 306167-4 "О внесении изменений в Федеральный закон "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов" (в части выделения береговых квот), внесенный Мурманской областной Думой, и рекомендует Государственной Думе отклонить его в первом чтении.
Председатель Комитета |
Н.В. Комарова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.