Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ
по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству от 11 сентября 2006 г.
на проект N 323423-4 части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации, внесенный Президентом Российской Федерации
В современном хозяйственном обороте все большее значение приобретают вопросы правового регулирования отношений, объектом которых выступают результаты интеллектуальной деятельности. Обращение результатов интеллектуальной деятельности и исключительных прав на них подчиняется общим правилам гражданского оборота, однако их специфика весьма существенна. Эта специфика предопределила различные подходы как к пониманию правовой природы интеллектуальной собственности, так и к особенностям ее правового режима, в том числе применительно к отдельным объектам, проблема унификации которых решена проектом четвертой части Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - Проект). Проект четвертой части Гражданского кодекса РФ имеет важное значение не только как акт кодификации гражданского права Российской Федерации, но и как нормативный правовой акт, содержащий немало новелл, в том числе устраняющих ранее существовавшие пробелы в гражданском законодательстве.
В Проекте учтены особенности всех основных правовых режимов отдельных видов объектов интеллектуальной собственности, в том числе тех объектов, права на которые ранее не были четко урегулированы законодателем, таких как коммерческие обозначения, ноу-хау, доменные имена и другие. Безусловным достоинством проекта является выделение общих норм, регулирующих отношения в сфере интеллектуальной собственности в целом и объединение их в главе 69 Кодекса. Впервые унифицированы нормы, регулирующие динамику отношений в сфере интеллектуальной собственности, а именно договорные отношения, предметом которых являются исключительные права.
Внесенный Президентом Российской Федерации Проект позволяет решить следующие задачи кодификационного характера:
- полное сосредоточение в Гражданском кодексе Российской Федерации всего гражданского законодательства об интеллектуальной собственности и ряда неразрывно связанных с ним иных норм;
- приведение федерального законодательства об интеллектуальной собственности в единую систему, что позволяет сформулировать некоторые единые для законодательства в сфере интеллектуальной собственности принципиальные положения;
- непосредственное решение вопроса о соотношении норм об интеллектуальной собственности с общими положениями гражданского законодательства (о субъектах, сделках, исковой давности, представительстве, договорах и др.);
- устранение многих неоправданных расхождений в правовом регулировании сходных отношений, имеющихся в действующих законах по отдельным видам интеллектуальной собственности;
- унификация используемой в законодательстве об интеллектуальной собственности терминологии;
- проведение сложной кодификационной работы юридико-технического характера.
Комитет отмечает, что концептуальные положения проекта Кодекса в необходимой степени обеспечивают решение следующих ключевых задач содержательного характера:
- введение в законодательство об интеллектуальной собственности норм, регулирующих обращение (отчуждение, предоставление права использования, залог) объектов интеллектуальной собственности;
- расширение и усиление защиты авторов и других обладателей исключительных прав (на содержание баз данных информационных систем, на доменные имена и некоторые другие);
- усиление гражданско-правовой ответственности за нарушения прав авторов и других обладателей исключительных прав, в том числе путем введения новых видов такой ответственности;
- отражение в российском законодательстве положений, вытекающих из международных обязательств Российской Федерации в сфере интеллектуальной собственности.
Признавая концепцию представленного законопроекта приемлемой для дальнейшей работы, Комитет по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству считает в то же время необходимым учесть при подготовке его ко второму чтению ряд положений, в частности о сохранении отдельных устоявшихся и апробированных правоприменительной практикой конструкций, используемых в действующих федеральных законах в сфере интеллектуальной собственности. Одним из таких примеров является отнесение программ для электронных вычислительных машин и баз данных к объектам авторского права, а именно литературным произведениям. В ст. 1225 Проекта указанные объекты перечислены наряду с произведениями науки, литературы и искусства.
Кроме того, нуждаются в уточнении определение отдельных понятий, в частности, коммерческие обозначения, единая технология, ноу-хау и соотношения их с особенностями правового режима сходных объектов - общеизвестных товарных знаков, информации и др. Так, определенной доработки требуют нормы параграфа 4 главы 76, посвященные праву на коммерческое обозначение. В частности, не вполне определен момент возникновения исключительных прав на коммерческое обозначение, порядок установления известности коммерческого обозначения в пределах определенной территории, возможность предоставления прав на коммерческое обозначение по иным договорам, не предусмотренным пунктом 5 статьи 1539 и др.
По мнению Комитета, указанные замечания могут быть учтены при внесении соответствующих поправок в рамках подготовки законопроекта ко второму чтению. С учетом этого Комитет по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству рекомендует к принятию в первом чтении проекта четвертой части Гражданского кодекса Российской Федерации, внесенного Президентом Российской Федерации.
Председатель Комитета |
П.В. Крашенинников |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.