город Ростов-на-Дону |
дело N А32-7318/2007-26/164 |
11 января 2009 г. |
15АП-4018/2008 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24 декабря 2008 года.
Полный текст постановления изготовлен 11 января 2009 г.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Золотухиной С.И.,
судей Ивановой Н.Н., Ткаченко Т.И.
при ведении протокола судебного заседания судьей Золотухиной С.И.
при участии:
представитель Пендюрин Никита Петрович по доверенности от 18.07.2008 г. N 2701 паспорт 60 05 025153 выдан ОВД Пролетарского района г. Ростова-на-Дону 03.06.2004 г.
от заинтересованного лица: не явилось, извещено надлежащим образом.
от третьего лица: не явилось, извещено надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Новорослесэкспорт" на решение Арбитражного суда Краснодарского края
по делу N А32-7318/2007-26/164 по заявлению открытого акционерного общества "Новорослесэкспорт" к заинтересованному лицу Управлению Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Краснодарскому краю при участии третьего лица Территориального управления Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Краснодарскому краю о признании недействительным расчета кадастровой стоимости земельных участков и незаконным отказа в перерасчете их кадастровой стоимости, исходя из рыночной стоимости, принятое в составе судьи Ветер И.В.,
УСТАНОВИЛ:
открытое акционерное общество "Новорослесэкспорт" обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением к Управлению Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Краснодарскому краю о признании недействительным расчета кадастровой стоимости земельных участков площадью 129 959 кв. м (кадастровый номер 23:47:03 01 001:0002(, площадью 85 750 кв. м (кадастровый номер 23:47:03 01 001), площадью 168 939 кв. м (кадастровый номер 23:47:01 11 007:0003), площадью 68 374 кв. м (кадастровый номер 23:47:01 11 012:0003), площадью 4 488 кв. м (кадастровый номер 23:47:01 11 012:0002), площадью 55 989 кв.м (кадастровый номер 23:47:02 06 005:0009), расположенных по адресу г. Новороссийск, в районе улиц Портовой, Шиллеровской и Магистральной, арендуемых обществом по заключенному с Территориальным управлением Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Краснодарскому краю договору аренды от 23.07.1999 г. N 7700000160, а также признании незаконным отказа Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Краснодарскому краю произвести перерасчет кадастровой стоимости указанных участков исходя из их рыночной стоимости.
В порядке ст. 51 АПК РФ к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Территориальное управление Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Краснодарскому краю.
Решением суда от 12.05.2008 г. в удовлетворении заявленных требований отказано. Судебный акт мотивирован тем, что само по себе несоответствие рыночным ценам показателей кадастровой стоимости не является доказательством того, что при проведении кадастровой оценки не соблюдены требования законодательства, заявитель не представил доказательств недостоверности величины стоимости объекта оценки, доказательства нарушения утвержденной методики и технологии при определении кадастровой стоимости земельного участка и другие данные, свидетельствующие о правомерности позиции общества.
Не согласившись с принятым решением, открытое акционерное общество "Новорослесэкспорт" обжаловало его в порядке, предусмотренном гл. 34 АПК РФ. В апелляционной жалобе заявитель просит решение суда отменить, ссылаясь на то, что суд не оценил, является ли рассчитанная кадастровая стоимость завышенной, не учел, что в нарушение Методики государственной кадастровой оценки земель поселений, утвержденной Федеральной службой земельного кадастра РФ 18.10.2000 г., при проведении кадастровой оценки земель их рыночная стоимость не учитывалась, норма п. 3 ст. 66 Земельного кодекса имеет непосредственное действие, а потому констатированное судом отсутствие нормативных актов, принятых в ее развитие, не является препятствием для применения данной правовой нормы.
В отзыве на апелляционную жалобу Управление Роснедвижимости по Краснодарскому краю просит решение суда оставить без изменения, ссылаясь на то, что в 2002 г. проведена кадастровая оценка земель, результаты оценки утверждены постановлением главы администрации г. Новороссийска от 15.12.2002 г. N 1002, кадастровая оценка земель поселений входит в компетенцию Управления Роснедвижимости; ссылка заявителя на отчет "НТПП" по состоянию на 2006 г. является необоснованной, метод сравнения результатов расчета рыночной стоимости по состоянию на 2006 г. и кадастровой стоимости 2002 г. является ошибочным.
Определением от 20.08.2008 г. производство по делу приостанавливалось до вступления в законную силу решения арбитражного суда Краснодарского края по делу N А32-13711/08-34/289, в рамках которого обществом "Новорослесэкспорт" оспаривалось постановление главы администрации г. Новороссийска N 1002 от 15.12.2002 г. "Об утверждении результатов кадастровой оценки земель поселений г. Новороссийска", положенное в основу расчета кадастровой стоимости земельных участков, оспариваемого заявителем в рамках настоящего дела.
Определением арбитражного суда Краснодарского края от 10.09.2008 г. производство по указанному делу (N А32-13711/08-34/289) прекращено, в связи с чем производство по настоящему делу возобновлено.
В судебное заседание представитель ОАО "Новорослесэкспорт" представил дополнение к апелляционной жалобе, в котором указал, что судом первой инстанции не применен закон, подлежащий применению - п. 10 Правил проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 08.04.2000 г. N 316, постановление Главы г. Новороссийска от 15.12.2002 г. N 1002 не имеет юридической силы и не может использоваться при исчислении ставок арендной платы, что подтверждено вступившим в законную силу определением суда от 10.09.2008 г. по делу (N А32-13711/08-34/289. Заявитель жалобы также ссылается на то, что спорные участки расположены в портовой зоне, относятся к землям промышленности и транспорта, в связи с чем их кадастровая стоимость равна рыночной в силу положений Методики государственной кадастровой оценки земель промышленности и иного специального назначения, утвержденной приказом Росземкадастра от 20.03.2003 г. N П/49.
Иные участвующие в деле лица, надлежаще извещенные о месте и времени судебного разбирательства, в судебное заседание не явились, дело рассмотрено в порядке ст. 156 АПК РФ в отсутствие заинтересованного лица и третьего лица.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителя общества, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, 23 июля 1999 года Администрация г. Новороссийска и общество "Новорослесэкспорт" заключили договор аренды N 4700001299 следующих земельных участков: площадью 129 959 кв. м (кадастровый номер 23:47:03 01 001:0002), площадью 85 750 кв. м (кадастровый номер 23:47:03 01 001:001), площадью 168 939кв. м (кадастровый номер 23:47:01 11 007:0003), площадью 68 374 кв. м (кадастровый номер 23:47:01 11012:0003), площадью 4 488 кв. м (кадастровый номер 23:47:01 11012:0002), площадью 55 989 кв. м (кадастровый номер 23:47:02 06 005:0009), расположенных по адресу: г. Новороссийск, в районе улиц Портовой, Шиллеровской и Магистральной, в целях эксплуатации производственной базы (л.д. 33 том 1). Указанные участки отнесены к категории земель поселений.
В связи с государственной регистрацией права собственности Российской Федерации на предоставленные заявителю в аренду земельные участки, администрация и ТУ ФАУФИ по Краснодарскому краю подписали соглашение от 15.12.05г. о переводе на последнее прав и обязанностей по договору аренды от 23.07.99г. (т.1 л.д. 41-42).
Уведомлением от 29.03.06г. N 6111/1352 МУ "Комитет по учету и управлению муниципальным имуществом и земельным отношениям" направило обществу расчет кадастровой стоимости арендуемых земельных участков, согласно которому их кадастровая стоимость составила: участка площадью 129 959 кв. м (кадастровый номер 23:47:03 01 001:0002) - 431 671 814 рублей 4 копейки, участка площадью 85 750 кв. м (кадастровый номер 23:47:03 01001:001) - 284 827 200 рублей, участка площадью 168 939 кв. м (кадастровый номер 23:47:01 11 007:0003) - 539 371 545 рублей 3 копейки, участка площадью 68 374 кв. м (кадастровый номер 23:47:01 11 012:0003) - 156 884 143 рублей, участка площадью 4 488 кв. м (кадастровый номер 23:47:01 11012:0002) -10 297 716 рублей, участка площадью 55 989 кв. м (кадастровый номер 23:47:02 06 005:0009) - 246 603 550 рублей 5 копеек, (т. 1 л. д. 9-10).
Считая, что кадастровая стоимость участков чрезмерно завышена, общество обратилось к управлению с письмом от 09.02.07г. с просьбой произвести перерасчет кадастровой стоимости участков исходя из их рыночной стоимости (т 1 л. д. 8).
В ответ на обращение заявителя в письме от 06.03.2007 г. N 10/762 Управление Роснедвижимости указало, что государственная кадастровая оценка земель населенных пунктов муниципального образования город Новороссийск производилась в 2002 году в соответствии с Методикой государственной кадастровой оценки земель поселений, утвержденной Федеральной службой земельного кадастра Российской Федерации 18.10.2000. Результаты оценки утверждены постановлением главы администрации г. Новороссийска от 15.12.2002 г. N 1002, а сравнение результатов расчета рыночной стоимости участков, произведенное Торгово-промышленной палатой в 2006 г. (на которое опирается общество) и кадастровой стоимости данных участков, расчет которой произведен в 2002 г., является некорректным (л.д. 11-12 т.1).
Изложенные обстоятельства послужили основанием для обращения ОАО "Новорослесэкспорт" в арбитражный суд с настоящими требованиями.
Принимая решение, суд первой инстанции пришел к правильному выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных обществом требований.
Оценивая обоснованность требования общества о признании недействительным расчета кадастровой стоимости земельных участков, суд апелляционной инстанции исходит из следующего.
В силу пункта 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи. Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель устанавливается Правительством Российской Федерации. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000г. N 316 утверждены Правила проведения государственной кадастровой оценки земель, которыми определяется порядок проведения государственной кадастровой оценки земель всех категорий на территории Российской Федерации для целей налогообложения и для целей земельного кадастра.
Согласно указанным Правилам государственная кадастровая оценка земель проводится Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости, его территориальными органами, а также находящимися в их ведении предприятиями и организациями. К указанным работам могут привлекаться лица, имеющие лицензию на осуществление оценочной деятельности.
Положением о Федеральном агентстве кадастра объектов недвижимости, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 19.08.2004г. N 418, предусмотрено, что Федеральное агентство кадастра объектов недвижимости осуществляет государственную кадастровую оценку земель и представление ее результатов в соответствии с законодательством Российской Федерации; ведение государственного земельного кадастра.
В соответствии с Правилами проведения государственной кадастровой оценки земель в процессе государственной кадастровой оценки земель проводится оценочное зонирование территории. Оценочной зоной признается часть земель, однородных по целевому назначению, виду функционального использования и близких по значению кадастровой стоимости земельных участков. По результатам оценочного зонирования составляется карта (схема) оценочных зон и устанавливается кадастровая стоимость единицы площади в границах этих зон.
Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов утверждают результаты государственной кадастровой оценки земель.
Из материалов дела следует, что результаты кадастровой оценки спорных земельных участков утверждены постановлением главы администрации г. Новороссийска N 1002 от 15.12.2002 г. "Об утверждении результатов кадастровой оценки земель поселений г. Новороссийска".
В соответствии со ст. 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, содержание приведенной статьи свидетельствует о том, что в порядке гл. 24 АПК РФ, в рамках которой обратился заявитель (т.1 л.д. 4), возможно оспаривание лишь ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственного органа, органа местного самоуправления или должностного лица.
Принимая во внимание изложенные правовые нормы и учитывая, что правовые последствия кадастровой оценки земель для собственников и владельцев земельных участков связаны с ее результатом, а не с процедурой оценки, суд апелляционной инстанции считает, что результаты государственной кадастровой оценки земель спорных земельных не могут быть оспорены вне рамок постановления главы администрации г. Новороссийска N 1002 от 15.12.2002 г.
Арбитражным судом Краснодарского края при рассмотрении дела N А32-13711/08-34/289 установлено, что указанное постановление N 1002 является нормативным правовым актом, не было опубликовано в порядке, установленном законодательством РФ для таковых, в связи с чем не имеет юридической силы (см. определение суда от 10.09.2008 г. - т.2 л.д. 135-138). Следовательно, нормы данного акта, касающиеся результатов расчета кадастровой стоимости, с которыми общество не согласно, также не имеют для ОАО "Новорослесэкспорт", равно как и для иных субъектов, юридической силы.
Иного акта, которым был бы утвержден оспариваемый ОАО "Новорослесэкспорт" расчет кадастровой стоимости земельных участков, в деле не имеется и на наличие такого акта лица, участвующие в деле не ссылаются. В уведомлении от 29.03.06г. N 6111/1352 МУ "Комитет по учету и управлению муниципальным имуществом и земельным отношениям" содержится лишь результат расчета кадастровой стоимости земли, но не сам расчет. Кроме того, данное уведомление в рамках настоящего дела обществом не оспорено.
Изложенное свидетельствует о том, что требование общества о признании недействительным расчета кадастровой стоимости земельных участков (не являющегося по своему существу ни ненормативным актом, ни решением, ни действием (бездействием) государственного органа) выходит за рамки главы 24 АПК РФ, отсутствие в материалах дела данного расчета как такового (с указанием его составляющих, показателей, на которых он основан и актов, на основании которых он произведен), не позволяет оценить, применялись ли при осуществлении соответствующего расчета данные о рыночной стоимости участков, а также установить правильность (либо ошибочность) примененной органом методики расчета. Кроме того, как указано выше, ввиду того, что соответствующий расчет порождает юридические последствия лишь после его утверждения компетентным органом, вне акта, его утверждающего данный расчет оспариваться не может.
В этой связи суд апелляционной инстанции считает, что основания для удовлетворения требований ОАО "Новорослесэкспорт" о признании соответствующего расчета недействительным отсутствуют.
Требование общества о признании незаконным отказа Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Краснодарскому краю произвести перерасчет кадастровой стоимости спорных земельных участков исходя из их рыночной стоимости также не подлежит удовлетворению.
Как обоснованно указал суд первой инстанции, действующее законодательство РФ не содержит положений, позволяющих четко определить соотношение кадастровой и рыночной стоимостей земельного участка. Пункт 3 статьи 66 Земельного кодекса определяет лишь, что в случаях определения рыночной стоимости участка его кадастровая стоимость устанавливается в процентах от рыночной. Однако соответствующее процентное соотношение нормативно не закреплено, равенство указанных показателей в законодательных и нормативных актах не презюмируется.
Ссылка ОАО "Новорослесэкспорт" на то, что к кадастровой оценке стоимости спорных участков подлежат применению нормы Методики государственной кадастровой оценки земель промышленности и иного специального назначения, утвержденной приказом Росземкадастра от 20.03.2003 г. N П/49, в соответствии с которыми кадастровая стоимость земельных участков равна их рыночной стоимости, признается судом апелляционной инстанции необоснованной.
Статьей 1 Земельного кодекса РФ в качестве одного из основополагающих принципов земельного законодательства установлено, что правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства.
Согласно ст. 7 Земельного кодекса РФ земли в РФ по своему целевому назначению подразделяются на следующие категории: земли сельскохозяйственного назначения, земли поселений, земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения; земли особо охраняемых территорий и объектов; земли лесного фонда; земли водного фонда; земли запаса.
В соответствии с нормами земельного законодательства РФ критерием разграничения земель на категории является различное целевое назначение, представляющее собой особое направление использования земель и определяющее цель, в соответствии с которой они используются. Следование субъектами земельных правоотношений целевому использованию земель является важнейшей составляющей земельного законодательства и заключается в том, что ни собственник земельного участка, ни его владелец, ни пользователь или арендатор, не вправе изменять целевое назначение земельного участка по своему усмотрению.
В отличие от целевого назначения, вид разрешенного использования земельного участка определяется его собственником самостоятельно, без каких-либо дополнительных согласований, соответствующее положение закреплено ст. 7 Земельного кодекса РФ. При этом вид разрешенного использования представляет собой конкретную деятельность, осуществляемую собственником на принадлежащем ему земельном участке либо определяемом собственником для пользователя земельного участка.
Материалами дела подтверждается, что спорные земельные участки относятся к категории земель "земли поселений" (л.д. 10-16 т.1), доказательств перевода их в установленном законом порядке в земли иных категорий в материалах дела не имеется.
Согласно ст. 83 ЗК РФ землями поселений являются земли, используемые и предназначенные для застройки и развития городских и сельских поселений и отделенные их чертой от земель других категорий. Порядок использования земель поселений определяется в соответствии с зонированием их территорий. Территория поселения в пределах его административных границ делится на территориальные зоны. Документы зонирования территорий утверждаются и изменяются нормативными правовыми актами местного самоуправления (правилами землепользования и застройки).
Разрешенное же использование спорного земельного участка, основанное на зонировании территорий г. Новороссийска, заключается в определении конкретных видов деятельности, которая может вестись арендатором на предоставленном ему земельном участке и возведенных на нем зданиях. Согласно материалам дела спорные земли используются для эксплуатации производственной базы, однако данное обстоятельство отражает разрешенное использование участков, но не их целевое назначение.
В соответствии с пунктом 1.2 названной выше Методики, утвержденной приказом Росземкадастра от 20.03.2003 г. N П/49, она применяется для определения кадастровой стоимости земельных участков промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения. На земли поселений нормы данного акта не распространяются.
Само по себе расположение участков в портовой зоне и эксплуатация на них производственной базы (на которое ссылается заявитель жалобы), как указано выше категории спорных участков как земель поселений не изменяет. Следовательно, Методика, утвержденная приказом от 20.03.2003 г. N П/49 для земель промышленности и транспорта, для определения кадастровой стоимости участков, арендуемых ОАО "Новорослесэкспорт", применена быть не может.
Методические же указания по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, утвержденные Приказом Минэконромразвития РФ от 15.02.2007 г. N 39, на которые ссылается общество, вступили в силу с 26.05.2007 г. (а следовательно, не могли учитываться ни при проведении кадастровой оценки спорных участков в 2002 году, ни при направлении УФАКОН по КК обществу "Новорослесэкспорт" письма о 06.03.2007 г., содержащего оспариваемый заявителем отказ пересчитать кадастровую стоимость участка.
Кроме того, в силу п.3 Правил проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденных п. 3 Постановления Правительства РФ от 08.04.2000 г. N 316, государственная кадастровая оценка земель проводится не реже одного раза в пять лет и не чаще одного раза в три года.
Кадастровая оценка спорных участков утверждена 15.12.2002 г. (постановлением главы администрации города Новороссийск N 1002), следовательно, обязанность по осуществлению новой оценки на момент обращения ОАО "Новорослесэкспорт" в Управление Роснедвижимости по Краснодарскому краю (09.02.2007 г.) и на момент отказа УФАКОН по КК в пересчете кадастровой стоимости земли (06.03.2007 г.) у органа государственной власти не наступила.
В этой связи оснований для признания незаконным отказа УФАКОН по КК произвести перерасчет кадастровой стоимости спорных участков на основе данных об их рыночной стоимости, судом апелляционной инстанции не установлено.
Изложенное свидетельствует о том, что решение суда первой инстанции об отказе в удовлетворении заявленных ОАО "Новорослесэкспорт" требований является законным и обоснованным. Оснований к его отмене не имеется.
Госпошлина по апелляционной жалобе на основании ст. 110 АПК РФ относится на заявителя жалобы и была уплачена обществом при ее подаче (платежное поручение N 2179 от 06.06.2008 г. - т.2 л.д. 62).
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение арбитражного суда Краснодарского края от 12 мая 2008 года оставить без изменения.
В удовлетворении апелляционной жалобы отказать.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации, в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Председательствующий |
С.И. Золотухина |
Судьи |
Н.Н. Иванова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-7318/2007-26/164
Истец: открытое акционерное общество "Новорослесэкспорт", ОАО "Новорослесэкспорт"
Ответчик: Управление Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по КК
Третье лицо: Территориальное управление Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Краснодарскому краю
Хронология рассмотрения дела:
11.01.2009 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-4018/2008