город Ростов-на-Дону |
дело N А32-8731/2008-23/113 |
19 января 2009 г. |
15АП-8899/2008 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 января 2009 года.
Полный текст постановления изготовлен 19 января 2009 г.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Смотровой Н.Н.
судей С.И. Золотухиной, Н.Н. Ивановой
при ведении протокола судебного заседания судьёй Смотровой Н.Н.
при участии:
от таможни: представитель не явился (уведомление от 24.12.08г. N 77222);
от общества: Цимбаловой О.А. (доверенность от 15.09.08г., сроком на 1 год);
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Новороссийской таможни
на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 13.10.08г. по делу N А32-8731/2008-23/113
по заявлению закрытого акционерного общества "Группа Джей Эф Си"
к заинтересованному лицу Новороссийской таможне
о признании незаконными действий по корректировке таможенной стоимости; о признании недействительными требования от 26.02.08г. N 143 об уплате сумм таможенных пошлин и решения от 03.03.08г. N 159 о зачёте денежных средств,
принятое в составе судьи Н.В. Хахалевой
УСТАНОВИЛ:
закрытое акционерное общество "Группа Джей Эф Си" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением к Новороссийской таможне (далее - таможня) о признании незаконными действий по корректировке таможенной стоимости товаров по грузовой таможенной декларации N 10317060/130108/0000418 и начислению таможенных пошлин и налога на добавленную стоимость в результате корректировки таможенной стоимости товаров в сумме 356 148,12 рублей, а также пени в сумме 5 291,77 рублей; о признании недействительным требования от 26.02.08г. N 143 об уплате сумм таможенных пошлин в сумме 59 556,54 рублей, НДС в сумме 296 591,58 рублей и пени в сумме 5 291, 77 рублей; о признании недействительным решения от 03.03.08г. N 159 о зачёте денежных средств.
Решением суда от 13.10.08г. заявленные обществом требования удовлетворены. Судебный акт мотивирован тем, что корректировка таможенной стоимости товара, задекларированного в ГТД N 10317060/130108/0000418 была произведена таможней неверно. Таможня не доказала, что оспариваемые действия и ненормативные акты были вынесены таможней в соответствии с действующим законодательством РФ.
Не согласившись с принятым судебным актом, таможня подала в Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд апелляционную жалобу, в которой просит решение суда первой инстанции по делу отменить и принять по делу новый судебный акт. Жалоба мотивирована тем, что при определении таможенной стоимости товара было установлено, что заявленная таможенная стоимость товара находится на уровне 0,64$/кг., что ниже ценовых показателей ФТС России и данных о стоимости идентичных/однородных товаров, представленных в ценовой базе "Мониторинг-анализ". Правомерность отклонения первого метода основывается также на том, что документально цена сделки и таможенная стоимость, заявленная на основе цены сделки не подтверждена в полном объёме.
Общество в отзыве на апелляционную жалобу просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, ссылаясь на его законность и обоснованность.
Законность и обоснованность принятого судом первой инстанции решения проверяется Пятнадцатым арбитражным апелляционным судом в соответствии с гл. 34 АПК РФ.
Таможня своего представителя в судебное заседание не направила, о дате, месте и времени проведения судебного заседания извещена надлежащим образом.
Представитель общества не возражал против рассмотрения жалобы в отсутствие представителя таможни.
Учитывая изложенное, на основании ч.ч. 1, 3 ст. 156 АПК РФ суд рассматривает апелляционную жалобу в отсутствие представителя таможни.
Представитель общества возражал против отмены решения суда первой инстанции сославшись на доводы, приведённые в отзыве на апелляционную жалобу.
Исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства, оценив доводы апелляционной жалобы, изучив отзыв на апелляционную жалобу, выслушав представителя общества, суд апелляционной инстанции пришёл к выводу о том, что решение арбитражного суда первой инстанции не подлежит отмене по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, общество зарегистрировано Государственной Регистрационной палатой при Министерстве юстиции РФ 24.04.01г. в качестве юридического лица за основным государственным регистрационным номером 1027801530250, свидетельство серии 78 N 000852479, ИНН 7802168610, является участником внешнеэкономической деятельности.
Согласно контракту от 01.11.06г. N Group-Ecu 01/06 заключённому с фирмой BONANZA FRUIT CO S.A. CORBONANZA (Эквадор) в адрес общества поставляется товар - бананы свежие незрелые, сорт "премиум бананас Кавендиш вэраети".
Таможенное оформление товара производится на таможенном посту "Новороссийский" Новороссийской таможни.
13.01.08 г. обществом в таможню была подана грузовая таможенные декларация N 10317060/130108/0000418 на товар - бананы свежие незрелые, сорт "премиум бананас Кавендиш вэраети" весом нетто 3575424 кг., брутто 3873376 кг.
При определении таможенной стоимости товаров обществом был применен первый метод определения таможенной стоимости (по стоимости сделки с ввозимыми товарами). Таможенная стоимость товара по расчету декларанта, исходя из условий поставки, составила 55767612 руб., таможенные платежи - 12605887,06 рублей.
Для подтверждения заявленной таможенной стоимости по ГТД N 10317060/130108/0000418 декларант представил таможне следующие документы:
- коносамент от 12.12.07 г;
- коносамент от 08.12.07 г;
- ПС 06120048/2594/0001/2/0;
- возмездный договор GROUP-ECU 01/06 от 01.11.06 г;
- доп. согл. от 03.07.07 г;
- доп. согл. от 17.12.07 г;
- доп. согл. от 18.12.07 г;
- приложение от 08.12.07 г;
- счет N 001-001-0006870 от 12.12.07 г;
- счет N 002-001-0000045 от 08.12.07 г;
- сертификат о происхождении товара формы А 267277 от 20.12.07 г;
- сертификат о происхождении товара формы А 267276 от 20.12.07 г; -ДТС-1 от 13.01.08 г;
-ДУ 10317070/120108/0001359 от 12.01.08 г; -ДУ 10317070/120108/0001360 от 12.01.08 г;
- платежное поручение N 802-071129-811 от 29.11.07 г;
- платежное поручение N 802-071203-404 от 03.12.07 г;
- пояснение лица б/н. от 24.12.07 г;
- инвойс по фрахту N 07/JFCGR70059 от 31.12.07 г;
- договор морской перевозки б/н. от 01.11.06 г;
- доп. согл. от 01.11.06 г;
- доп. согл. N 2 от 05.06.07 г;
- доп. согл. от 11.10.07 г;
- приложение б/н. от 08.12.07 г;
- справка по отгрузкам N 43 КР от 24 12.07 г;
- таможенная расписка.
В ходе таможенного оформления таможенная стоимость не была принята таможней, в связи, с чем была ей условно откорректирована (КТС-1 от 13.02.08 г., бланк N 2112305), также таможней был рассчитан размер обеспечения уплаты таможенных платежей, который составил 779455,62 руб. и был осуществлен условный выпуск товара.
Таможней в адрес общества были направлены:
- запрос от 13.01.08 г. N 1 о предоставлении в срок до 13.02.08 г. дополнительных документов, необходимых для подтверждения правильности определенной декларантом таможенной стоимости, заявленной по ГТД N 10317060/130108/0000418, а именно: экспортной декларации страны отправления с переводом; прайс-листа производителя; пояснений по условиям продаж; сведений о затратах на реализацию и доставку на территории РФ, прибыли, о стоимости сырья, о технологических затратах; ценовой информации по однородным/идентичным товарам.
- уведомление от 13.01.08 г., об обеспечении уплаты таможенных платежей по расчету либо предоставлении запрашиваемых документов в соответствии с вышеуказанным запросом в срок до 13.02.08 г.;
- требование от 13.01.08 г., о необходимости корректировки таможенной стоимости товара N 1 из расчета 0,68 долларов США за 1 кг. и предоставления запрашиваемых документов либо обеспечения уплаты таможенных платежей по расчету.
13.01.08 г. обществом в связи с условной оценкой таможенной стоимости было подано заявление о зачете 779455,62 рублей авансовых платежей в счет обеспечения уплаты дополнительно начисленных платежей по ГТД N 10317060/130108/0000418. Таможенной распиской подтверждено зачисление 779455,62 рублей в качестве залога обеспечения уплаты таможенных платежей (ТР 0088545).
В соответствии с вышеуказанным запросом 13.01.08 г. общество представило таможне дополнительные документы, а именно: копии электронных сообщений, пояснения по условиям продаж, которые могли повлиять на цену сделки, сведения о затратах на реализацию и доставку на территории РФ прибыли, о стоимости сырья, о технологических затратах.
Однако, таможня отказала обществу в принятии основного метода определения таможенной стоимости товара, обосновав решение тем, что заявленная обществом таможенная стоимость товара не была подтверждена документально в полном объеме, имеет низкий ценовой уровень, и указала на необходимость корректировки таможенной стоимости ввезенного товара.
Общество отказалось определить таможенную стоимость товара другим методом определения таможенной стоимости товара, поскольку предоставленная обществом информация носила исчерпывающий и достаточный характер для применения основного метода определения таможенной стоимости.
На основании чего таможня самостоятельно откорректировала таможенную стоимость задекларированного товара по второму (по стоимости сделки с идентичными товарами) методу определения таможенной стоимости (КТС-1 от 13.02.08 г., бланк N 2112305, ДТС-2 от 24.02.08 г., бланк б/н.), в связи, с чем таможенная стоимость ввезенных обществом товаров составила 59243445,62 рублей, и обществу было доначислено 779455,62 руб. таможенных платежей.
26.02.08 г. таможней было выставлено требование об уплате таможенных платежей и пени N 143 о взыскании с общества 356 148,12 рублей задолженности и 5 291,77 рублей пени в связи с установлением окончательной стоимости по ГТД N 10317060/130108/0000418.
03.03.08 г. таможней в связи с неисполнением требования об уплате таможенных платежей от 26.02.08 г. N 143 было вынесено решение о зачете денежных средств N 159, согласно которому денежные средства общества в размере 356 148,12 рублей были зачтены в счет погашения задолженности по уплате таможенных платежей.
Не согласившись с действиями таможни по корректировке таможенной стоимости товара, задекларированного по ГТД N 10317060/130108/0000418, а также требованием и решением, общество обратилось в Арбитражный суд..
В силу ст. 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно ст. 45 ТК РФ любое лицо вправе обжаловать решение, действие (бездействие) таможенного органа или его должностного лица, если такими решением, действием (бездействием), по мнению этого лица, нарушены его права, свободы или законные интересы, ему созданы препятствия к их реализации либо незаконно возложена на него какая-либо обязанность.
В соответствии со ст. 30 НК РФ таможенные органы обладают полномочиями налоговых органов и действуют в пределах своей компетенции в соответствии с законодательством РФ.
Также в соответствии со ст.ст. 323, 361, 363, ч. 3 ст. 367 ТК РФ таможенные органы вправе проводить таможенный контроль (в том числе и контроль за правильностью определения таможенной стоимости и начисления таможенных платежей) вне зависимости от выпуска товаров таможенный контроль за ними может производиться в любое время.
Согласно ст. 12 Закона РФ от 21.05.1993 г. N 5003-1 "О таможенном тарифе" (далее - закон N 5003-1) определение таможенной стоимости товаров, ввозимых на таможенную территорию РФ, основывается на принципах определения таможенной стоимости товаров, установленных нормами международного права и общепринятой международной практикой, и производится путем применения одного из следующих методов определения таможенной стоимости товаров: метода по стоимости сделки с ввозимыми товарами; метода по стоимости сделки с идентичными товарами; метода по стоимости сделки с однородными товарами; метода вычитания; метода сложения; резервного метода.
Первоосновой для таможенной стоимости товаров является стоимость сделки в значении, установленном п. 1 ст. 19 закона N 5003-1. Если таможенная стоимость товаров не может быть определена по стоимости сделки с ввозимыми товарами, таможенная стоимость товаров определяется в соответствии с положениями, установленными ст.ст. 20, 21, 22, 23 закона N 5003-1, применяемыми последовательно.
При определении таможенной стоимости товаров декларант имеет право выбрать очередность применения методов, установленных ст.ст. 22 и 23 закона N 5003-1.
Если для определения таможенной стоимости товаров невозможно использовать ни один из указанных выше методов, то таможенная стоимость товаров определяется по резервному методу, установленному ст. 24 закона N 5003-1.
В соответствии с п. 3 ст. 13 закона N 5003-1 заявление и контроль таможенной стоимости товаров, ввозимых на таможенную территорию РФ, производятся в соответствии с ТК РФ.
Объектом обложения таможенными пошлинами, налогами согласно ст. 322 ТК РФ являются товары, перемещаемые через таможенную границу. Налоговой базой для целей исчисления таможенных пошлин, налогов являются таможенная стоимость товаров и (или) их количество.
Согласно ст. 323 ТК РФ таможенная стоимость товара определяется декларантом согласно методам определения таможенной стоимости, установленным законодательством РФ, и заявляется в таможенный орган при декларировании товаров.
Заявляемая декларантом таможенная стоимость товаров и представляемые им сведения, относящиеся к ее определению, должны основываться на достоверной и документально подтвержденной информации.
В соответствии с п. 4 вышеуказанной статьи, если представленные декларантом документы и сведения не являются достаточными для принятия решения в отношении заявленной таможенной стоимости товаров, таможенный орган в письменной форме запрашивает у декларанта дополнительные документы и сведения и устанавливает срок для их предоставления. Декларант имеет право доказать правомерность использования избранного им метода определения таможенной стоимости товаров и достоверность представляемых им сведений.
Если в сроки выпуска товаров процедура определения таможенной стоимости товаров не завершена, выпуск производится при условии обеспечения уплаты таможенных платежей, которые могут быть дополнительно начислены. Таможенный орган в письменной форме сообщает декларанту размер требуемого обеспечения уплаты таможенных платежей.
При отсутствии данных о товарах, подтверждающих правильность определения заявленной декларантом таможенной стоимости товаров, либо при обнаружении признаков того, что представляемые декларантом документы и сведения не являются достоверными (или) достаточным, таможенный орган вправе принять решение о несогласии с использованием избранного метода определения таможенной стоимости товаров и предложить декларанту определить таможенную стоимость товаров с использованием другого метода. В указанном случае между таможенным органом и декларантом могут проводиться консультации по выбору метода определения таможенной стоимости товаров.
В случаях, когда декларантом не представлены в установленные таможенным органом сроки дополнительные документы и сведения, либо таможенным органом обнаружены признаки того, что представленные декларантом сведения могут не являться достоверными и (или) достаточными, и при этом декларант отказался определить таможенную стоимость товаров на основе другого метода по предложению таможенного органа, таможенный орган самостоятельно определяет таможенную стоимость товаров, последовательно применяя методы определения таможенной стоимости товаров. Таможенный орган уведомляет декларанта о принятом решении в письменной форме. В случае если требуется доплата таможенных пошлин, налогов, таможенный орган выставляет требование об уплате таможенных платежей.
Кроме того, порядок контроля таможенной стоимости товаров при декларировании и выпуске товаров, а также после выпуска товаров в свободное обращение определен в "Положении о контроле таможенной стоимости товаров, ввозимых на территорию Российской Федерации", утвержденном Приказом ГТК РФ от 05.12.03 г. N 1399, "Инструкции по проведению проверки правильности определения таможенной стоимости товаров, ввозимых на таможенную территорию Российской Федерации", утвержденной Приказом ФТС РФ от 22.11.06 г. N 1206, Приказом ФТС РФ от 25.04.07 г. N 536 "Об утверждении перечня документов и сведений, необходимых для таможенного оформления товаров в соответствии с выбранным таможенным режимом" (действовавшим на момент таможенного оформления).
Согласно ст. 19 закона N 5003-1 таможенной стоимостью товаров, ввозимых на таможенную территорию РФ, является стоимость сделки, то есть цена, фактически уплаченная или подлежащая уплате за товары при их продаже на экспорт в РФ и дополненная в соответствии со ст. 19.1 закона N 5003-1. Ценой, фактически уплаченной или подлежащей уплате, для целей настоящей статьи является общая сумма всех платежей, осуществленных или подлежащих осуществлению покупателем непосредственно продавцу и (или) третьему лицу в пользу продавца за ввозимые товары.
При этом платежи могут быть осуществлены прямо или косвенно в любой форме покупателем продавцу или третьему лицу в пользу продавца.
В соответствии со ст. 19.1 закона N 5003-1 при определении таможенной стоимости ввозимых товаров по методу по стоимости сделки с ввозимыми товарами в цене, фактически уплаченной или подлежащей уплате за эти товары, должны быть учтены дополнительные начисления, которые производятся на основании документально подтвержденных и поддающихся количественному определению сведений с использованием данных бухгалтерского учета покупателя. При отсутствии сведений, документально подтвержденных и поддающихся количественному определению, для осуществления дополнительных начислений метод по стоимости сделки с ввозимыми товарами не применяется.
Судом первой инстанции правильно установлено, что общество оплатило эквадорской компании BONANZA FRUIT СО S.A. CORBONANZA (Эквадор) денежные средства в размере 1040969,80 долларов США за товары, поставленные по ГТД N 10317060/130108/0000418, в соответствии с суммой размера общей фактурной стоимости, указанной в графе N 42 вышеуказанной грузовой таможенной декларации, и суммой, указанной в инвойсе компании, что свидетельствует о правомерности применения обществом первого (основного) метода определения таможенной стоимости товаров.
Однако указанная обществом по ГТД N 10317060/130108/0000418 таможенная стоимость товаров не была принята таможенным органом.
Суд считает, что вывод таможенного органа о невозможности определения таможенной стоимости по первому методу и его аргументация не соответствуют действующему законодательству и фактическим обстоятельствам.
Как верно установлено судом первой инстанции и не оспаривается сторонами, что обществом своевременно предоставлялись в таможню документы, необходимые для определения таможенной стоимости по первому методу, кроме всех дополнительно истребуемых таможней документов.
Согласно п. 1 Приложения N 1 к Перечню документов и сведений, необходимых для таможенного оформления товаров в соответствии с выбранным таможенным режимом, утвержденному Приказом ФТС РФ от 25.04.07 г. N 536 (действовавшего на момент таможенного оформления) при декларировании товаров, ввозимых (ввезенных) на таможенную территорию РФ в соответствии с выбранным таможенным режимом, в зависимости от применяемого метода определения таможенной стоимости декларантом представляются документы для подтверждения заявленных сведений по таможенной стоимости, если такие документы не представляются в соответствии с пп. мам - "г", мем - "т", "ц" - "щ" п. 1 Перечня: а) при определении таможенной стоимости по методу по стоимости сделки с ввозимыми товарами: учредительные документы декларанта; внешнеторговый договор купли-продажи (возмездный договор поставки), действующие приложения, дополнения и изменения к нему; счет-фактура (инвойс); банковские платежные документы (если счет-фактура оплачен в зависимости от условий внешнеторгового контракта), а также другие платежные документы, отражающие стоимость товара; страховые документы в зависимости от установленных договором условий сделки; договор по перевозке (договор транспортной экспедиции, если такой договор заключался), погрузке, выгрузке или перегрузке товаров, счет-фактура (инвойс) за перевозку (транспортировку), погрузку, выгрузку или перегрузку товаров или бухгалтерские документы, отражающие стоимость перевозки (если перевозка товара осуществлялась собственным транспортом декларанта) - в случаях, когда транспортные расходы до аэропорта, порта или иного места прибытия товаров на таможенную территорию РФ не были включены в цену, фактически уплаченную или подлежащую уплате, или из цены, фактически уплаченной или подлежащей уплате, заявлены вычеты расходов по перевозке (транспортировке) товаров после их прибытия на таможенную территорию РФ; котировки мировых бирж в случае, если ввозится биржевой товар; договор об оказании посреднических услуг (агентский договор, договор комиссии, договор об оказании брокерских услуг), счета-фактуры (инвойсы), банковские платежные документы за оказание посреднических услуг в зависимости от установленных договором условий сделки; договоры, счета-фактуры (инвойсы), счета-проформы, бухгалтерские документы, таможенные декларации, оформленные таможенными органами РФ на вывоз товаров (если товары поставлялись из РФ), и другие документы о стоимости товаров и услуг, предоставленных покупателем бесплатно или по сниженным ценам для использования в связи с производством и продажей на экспорт в РФ ввозимых (ввезенных) товаров, если предоставление таких товаров и услуг предусмотрено внешнеторговой сделкой и их стоимость не включена в цену, фактически уплаченную или подлежащую уплате; лицензионный договор, счет-фактура, банковские платежные документы, бухгалтерские и другие документы, содержащие сведения о платежах за использование объектов интеллектуальной собственности, которые относятся к ввозимым (ввезенным) товарам (если указанные платежи предусмотрены условиями продажи ввозимых товаров); документы (в том числе бухгалтерские) и сведения, содержащие данные о размере дохода, который прямо или косвенно причитается продавцу в результате последующей продажи, распоряжения иным способом или использования ввезенных товаров (если это предусмотрено условиями внешнеторговой сделки); договоры, счета, банковские платежные документы о стоимости тары, упаковки, включая стоимость упаковочных материалов и работ по упаковке, в случае, если данные расходы произведены покупателем, но не были включены в цену, фактически уплаченную или подлежащую уплате за ввозимый товар (если это предусмотрено условиями внешнеторговой сделки); другие документы и сведения, которые декларант может представить в подтверждение заявленной таможенной стоимости.
Кроме того, в соответствии с п. 2 Приложения N 1 к Перечню документов и сведений, необходимых для таможенного оформления товаров в соответствии с выбранным таможенным режимом, утвержденному Приказом ФТС РФ от 25.04.07 г. N 536, в соответствии со ст.ст. 323, 367 ТК РФ, если представленные декларантом документы и сведения, перечисленные в подпунктах "а" - "д" п. 1 настоящего приложения, не являются достаточными для принятия решения в отношении заявленной таможенной стоимости товаров и (или) таможенным органом обнаружены признаки, указывающие на то, что заявленные при декларировании товаров сведения могут являться недостоверными или должным образом не подтверждены, по письменному запросу таможенного органа, декларант обязан представить следующие дополнительные документы и сведения в зависимости от обстоятельств конкретной сделки и от выбранного декларантом метода определения таможенной стоимости товаров (т.е. имеющие отношение к рассматриваемой сделке и ввозимым товарам), в частности: прайс-листы производителя ввозимых (ввезенных) товаров либо его коммерческое предложение; сведения о стоимости ввозимого (ввезенного) товара в стране отправления: экспортная таможенная декларация страны отправления и заверенный ее перевод на русский язык; сведения о стоимости ввозимых (ввезенных) товаров в разрезе торговых марок (брендов), моделей, артикулов, если эти сведения не указаны во внешнеторговом договоре (приложении, спецификации), счете-проформе (инвойсе); упаковочные листы (если ранее не представлялись); бухгалтерские документы о постановке товаров на учет; договоры на поставку товара для его продажи на внутреннем рынке РФ (калькуляцию цены реализации товара); сведения, разъясняющие основания предоставления продавцом скидок покупателю на конкретную партию товара, их величину, если такие скидки предусмотрены внешнеторговым договором, но не определены количественно; оферты, заказы, прайс-листы продавцов идентичных (однородных) товаров, а также товаров того же класса или вида на внутреннем рынке РФ; документы и сведения о физических характеристиках, качестве и репутации на рынке ввозимых товаров и их влиянии на ценообразование; документы и сведения о перевозке и перегрузке товаров (при транспортировке несколькими видами транспорта); документы и сведения, подтверждающие производимые после ввоза на таможенную территорию РФ оцениваемых товаров, строительство, возведение, монтаж (смета и график проведения монтажных и пуско-наладочных работ с указанием стоимости этих работ, подписанные и заверенные печатями продавца и покупателя); документы об урегулировании сторонами внешнеэкономической сделки претензий о несоответствии стоимости фактически поставленного товара и контрактной (инвойсной) стоимости в связи с отклонением количества и (или) качества поставленного товара от количества и качества, исходя из которого определялась контрактная (инвойсная) стоимость товара; документы и сведения о принадлежащих декларанту голосующих акциях российских и иностранных организаций; другие документы и сведения, в том числе полученные декларантом от иных лиц, включая лиц, имеющих отношение к производству, перемещению и реализации ввозимых (ввезенных) товаров.
Судом первой инстанции правильно установлено, что представленные обществом документы полностью соответствовали указанным выше нормам таможенного законодательства.
Письмом от 13.01.08 г. N 1 таможня затребовала у общества дополнительные документы, необходимые для подтверждения правильности определенной декларантом таможенной стоимости, а именно: экспортную декларацию страны отправления с переводом; прайс-лист производителя; пояснения по условиям продаж; сведения о затратах на реализацию и доставку на территории РФ, прибыли, о стоимости сырья, о технологических затратах; ценовую информацию по однородным/идентичным товарам.
По запросу таможни общество представило в таможню копии электронных сообщений; пояснения по условиям продажи, которые могли повлиять на цену сделки; сведения о затратах на реализацию и доставку на территории РФ, прибыли, о стоимости сырья, о технологических затратах.
Как верно установлено судом первой инстанции, общество не имело возможности представить таможенному органу экспортную декларацию страны отправления и прайс-лист производителя, поскольку по условиям контракта от 01.11.2006 г. N Group-Ecu 01/06 заключенного с фирмой BONANZA FRUIT СО S.A. CORBONANZA (Эквадор) предоставление покупателю данных документов не предусмотрено.
Из вышеизложенного следует, что обществом были представлены дополнительно истребуемые таможней документы, часть документов не была представлена таможне по объективным причинам, кроме того, необходимость в них для определения таможенной стоимости по первому методу определения таможенной стоимости (по стоимости сделки с ввозимыми товарами) отсутствовала, в связи с чем, требование таможни об их предоставлении неправомерно.
Кроме того, непредставление дополнительно запрошенных документов не может свидетельствовать о недостоверности и неопределенности данных, использованных заявителем при определении таможенной стоимости по первому методу.
По смыслу ч. 4 ст. 323 ТК РФ в ходе таможенного оформления товаров у декларанта возникает обязанность представить имеющиеся у него документы с целью подтверждения соответствия контрактной и таможенной стоимостей товара. В связи с этим таможенный орган обязан опровергнуть, при необходимости, сведения декларанта и доказать обратное -несоответствие действительной стоимости товаров стоимости, заявленной в таможенных целях. Декларант не обязан, а вправе доказать достоверность сведений. Поэтому отсутствие у него тех или иных документов, запрошенных таможенным органом, не может однозначно свидетельствовать о неопределенности и недостоверности, заявленных в таможенных целях сведений, если они подтверждаются и (или) не опровергаются иными документами (доказательствами). Таким образом, право таможенного органа подвергнуть сомнению истинность и достаточность представленной декларантом ценовой информации не может рассматриваться как произвольно (бездоказательно) позволяющее ему осуществлять корректировку таможенной стоимости товаров.
Судом первой инстанции правомерно признаны несостоятельными доводы таможни о правомерности применения 2-го (по стоимости сделки с идентичными товарами) метода определения таможенной стоимости, поскольку они основаны на неправильном толковании положений закона N 5003-1.
Исходя из правовой позиции, приведенной в п. 1 Постановления Пленума ВАС РФ от 26.07.05 г. N 29, следует, что документальная неподтвержденность заявленной таможенной стоимости заключается в следующем:
1) отсутствие документального подтверждения заключения сделки в любой не противоречащей закону форме. Документальным подтверждение заключения сделки является контракт от 01.11.06 г. N Group-Ecu 01/06 заключенный с фирмой BONANZA FRUIT СО S.A. CORBONANZA (Эквадор).
2) отсутствие в документах, выражающих содержание сделки, ценовой информации, относящейся к количественно определенным характеристикам товара. Согласно п. 2.1 контракта от 01.11.06 г. N Group-Ecu 01/06 общая сумма контракта составляет 40 000 000 долларов США, в соответствии с п. 2.2. цена на товары согласовывается сторонами отдельно для каждой товарной партии и указывается в Приложениях и Инвойсах для каждой поставки.
3) отсутствие в документах, выражающих содержание сделки, условий поставки и оплаты. Согласно п. 4.1 контракта от 01.11.06 г. N Group-Ecu 01/06 поставка осуществляется до 31.12.07 г. Условия поставки FOB ("Инкотермс-2000").
4) наличие доказательств недостоверности таких сведений, то есть их необоснованного расхождения с аналогичными сведениями в других документах, выражающих содержание сделки, а также коммерческих, транспортных, платежных (расчетных) и иных документах, относящихся к одним и тем же товарам.
Из анализа представленных при таможенном оформлении документов следует, что первые три из вышеперечисленных обстоятельств не имели места, а конкретных указаний на недостоверность сведений, содержащихся в представленных обществом документах к ГТД N 10317060/130108/0000418, таможней не сделано.
Кроме того, противоречий между одними и теми же сведениями, содержащимися в различных документах, относящихся к контракту от 01.11.06 г. N Group-Ecu 01/06 и представленными обществом для подтверждения таможенной стоимости товара, заявленного по ГТД N 10317060/130108/0000418, ни судом первой, ни судом апелляционной инстанций не выявлено.
На основании вышеприведенной позиции ВАС РФ довод таможни о том, что данные, использованные декларантом при заявлении таможенной стоимости, не подтверждены документально в полном объеме, не соответствует материалам дела.
В соответствии с п. 2 Постановления Пленума ВАС РФ от 26.07.05 г. N 29 "О некоторых вопросах практики рассмотрения споров, связанных с определением таможенной стоимости товаров" следует, что признаки недостоверности сведений о цене сделки при определении таможенной стоимости могут проявляться в значительном отличии цены сделки от ценовой информации, содержащейся в базах данных таможенных органов по сделкам с идентичными и однородными товарами, ввезенными на территорию РФ при сопоставимых условиях, а в случае отсутствия таковых - данных иных официальных или общепризнанных источников информации.
Под сопоставимыми условиями ввоза понимаются равноценные показатели условий контракта: по качеству, количеству, условиям поставки и технической характеристики товаров, по долгосрочности контракта и другие критерии, позволяющие сравнивать условия и характер ввоза.
Судом первой инстанции правильно установлено, что корректировка таможенной стоимости товара, задекларированного в ГТД N 10317060/130108/0000418, производилась на основе выписки из ГТД N 10317060/291107/0020981, полученной из Информационно-аналитической системы "Мониторинг-Анализ", согласно которой обществом ввозился товар по этому же контракту.
Как верно установлено судом первой инстанции, при применении таможней 2-го (по стоимости сделки с идентичными товарами) метода определения таможенной стоимости товара была использована ценовая информация на товар, не полностью соответствующий по сопоставимым условиям ввезенному обществом, что выразилось в следующем.
Так, по корректируемой ГТД был задекларирован товар - бананы свежие незрелые, сорт "премиум бананас Кавендиш вэраети" весом нетто 3575424 кг., брутто 3873376 кг., а по ГТД из ИАС "Мониторинг-Анализ" - бананы свежие незрелые, сорт "премиум бананас Кавендиш вэраети" весом нетто 308640 кг., брутто 334360 кг.
Таким образом, судом первой инстанции правильно установлено, что по корректируемой ГТД вес товара в десятки раз превышает вес товара по ГТД N 10317060/291107/0020981, полученной из Информационно-аналитической системы "Мониторинг-Анализ", т.е. условия ввезенного товара по корректируемой ГТД не сопоставимы с условиями ввезенного товара по ГТД, полученной из Информационно-аналитической системы "Мониторинг-Анализ".
На основании изложенного корректировка таможенной стоимости товара, задекларированного в ГТД N 10317060/130108/0000418, была произведена таможней неверно, следовательно, требование от 26.02.08 г. N 143 об уплате сумм таможенных пошлин в сумме 59 556,54 рублей, НДС в сумме 296 591,58 рублей и пени в сумме 5 291,77 рублей, а также решение от 03.03.08 г. N 159 о зачете денежных средств были вынесены таможней неправомерно.
В соответствии со ст. 13 ГК РФ ненормативный акт государственного органа не соответствующий закону и иным правовым актам, и нарушающий гражданские права и охраняемые законом интересы юридического лица, может быть признан судом недействительным полностью или частично.
В силу п. 6 Постановления Пленума Верховного суда РФ и Пленума Высшего Арбитражного суда РФ от 01.07.96 г. N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского Кодекса Российской Федерации" основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта государственного органа недействительным является одновременно как его несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых законом интересов юридического лица, обратившегося в суд с соответствующим требованием.
В силу ст. 201 АПК РФ суд при удовлетворении требований заявителя указывает на признание оспариваемых действий (бездействия) незаконными и обязанность соответствующих государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц совершить определенные действия, принять решения или иным образом устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя в установленный судом срок.
Согласно п. 5 ст. 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличие у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Таким образом, требования общества о признании незаконными действий по корректировке таможенной стоимости товаров по грузовой таможенной декларации N 10317060/130108/0000418 и начислению таможенных пошлин и налога на добавленную стоимость в результате корректировки таможенной стоимости товаров в сумме 356 148,12 рублей, а также пени в сумме 5 291,77 рублей; о признании недействительным требования от 26.02.08г. N 143 об уплате сумм таможенных пошлин в сумме 59 556,54 рублей, НДС в сумме 296 591,58 рублей и пени в сумме 5 291, 77 рублей; о признании недействительным решения от 03.03.08г. N 159 о зачёте денежных средств правомерно удовлетворены судом первой инстанции.
При таких обстоятельствах, у суда апелляционной инстанции отсутствуют основания для удовлетворения апелляционной жалобы таможни и отмены решения суда первой инстанции.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 13.10.08г. оставить без изменения, апелляционную жалобу оставить без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации, в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Председательствующий |
Н.Н. Смотрова |
Судьи |
С.И. Золотухина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-8731/2008-23/113
Истец: закрытое акционерное общество "Группа Джей Эф Си"
Ответчик: Новороссийская таможня