город Ростов-на-Дону |
дело N А32-13414/2008 |
20 марта 2009 г. |
15АП-1634/2009 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 марта 2009 года.
Полный текст постановления изготовлен 20 марта 2009 г..
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Смотровой Н.Н.
судей В.А. Александрова, Ю.И. Колесова
при ведении протокола судебного заседания судьей Смотровой Н.Н.
при участии:
от заявителя: представитель не явился, уведомлен надлежащим образом, уведомление N 68933,
от заинтересованного лица: представитель не явился, уведомлен надлежащим образом, уведомление факсом.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Товарищества собственников жилья N 112
на решение Арбитражного суда Краснодарского края
от 13.01.2009 г. по делу N А32-13414/2008
по заявлению Товарищества собственников жилья N 112
к Государственной жилищной инспекции Краснодарского края
о признании недействительным предписания Государственной жилищной инспекции Краснодарского края N 000777 от 27.03.2008 г.
принятое в составе Марчук Т.И.
УСТАНОВИЛ:
Товарищество собственников жилья N 112 (далее -ТСЖ) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением к Государственной жилищной инспекции Краснодарского края (далее -инспекция) о признании недействительным предписания инспекции N 000777 от 27.03.2008 г., которым ТСЖ предписано в срок до 12.04.2008 г. заключить со специализированными организациями следующие договоры: на обслуживание внутридомового газового оборудования, входящего в состав общего имущества многоквартирного дома (п.1 предписания); на обследование дымоходов, вентиляционных каналов (п.2 предписания); на проверку внутридомового электрооборудования (п.3 предписания).
Заявление мотивировано тем, что данным предписанием инспекция нарушает требования ст. 421 ГК РФ о свободе договора.
Решением от 13.01.2009 г. ТСЖ в удовлетворении заявленных требований отказано. Судебный акт мотивирован тем, что в соответствии с ч.1 и 2 ст.161 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества. Согласно п.5-7 Правилам содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 г. N 491, регулирующих отношения по содержанию общего имущества, принадлежащего на праве общей долей собственности собственникам помещений в многоквартирном доме, содержание общего имущества в многоквартирном доме, в состав общего имущества также включаются внутридомовые инженерные системы холодного и горячего водоснабжения и газоснабжения, внутридомовая система электроснабжения и иное оборудование. Положения статьи 421 ГК РФ, регулирующей гражданско-правовые отношения (основанные на равенстве и автономии их субъектов), к правоотношениям по настоящему делу (носящим публично-правовой характер) не применимы.
Не согласившись с решением суда, ТСЖ подало апелляционную жалобу, в которой просит отменить решение суда первой инстанции. Жалоба мотивированна ссылками на доводы, приведённые в рассмотренном судом первой инстанции заявлении.
Законность и обоснованность принятого судом первой инстанции определения проверяется Пятнадцатым арбитражным апелляционным судом в соответствии с гл. 34 АПК РФ.
ТСЖ и инспекция надлежащим образом уведомленные о месте, дате и времени рассмотрения апелляционной жалобы своих представителей в судебное заседание не направили. Инспекция направила по факсу отзыв на апелляционную жалобу, в котором решение суда первой инстанции просит оставить без изменения.
Учитывая изложенное, на основании ч.ч. 1, 3 ст. 156 АПК РФ суд рассматривает апелляционную жалобу в отсутствие участвующих в деле лиц.
Исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства, оценив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, инспекцией проведена проверка деятельности ТСЖ, в ходе которой было установлено, что товарищество не заключило договор на обслуживание внутридомового газового оборудования, входящего в состав общего имущества многоквартирного дома, а также не провело проверку электрооборудования, вентиляционных каналов, чем нарушило требования пп. 5.5.6, 5.7.2, 5.6.2 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Госстроя РФ от 27.09.2003 г. N 170.(л.д.6)
По результатам проверки, зафиксированных в акте от 27.03.2008 г. N 000841 (л.д.22), в адрес ТСЖ вынесено предписание от 27.03.2008 г. N 000777 об обязании заключить в срок до 09.04.2008 г. следующие договоры: на обслуживание внутридомового газового оборудования, входящего в состав общего имущества многоквартирного дома (п.1 предписания); на обследование дымоходов, вентиляционных каналов (п.2 предписания); на проверку внутридомового электрооборудования (п.3 предписания) (л.д. 21).
Не согласившись с данным предписанием, ТСЖ обжаловало его в арбитражный суд.
Повторно рассмотрев заявление ТСЖ, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что оспариваемое ТСЖ предписание не соответствует требованиям действующего законодательства в части пунктов 2 и 3 по следующим основаниям.
В соответствии со статьей 135 ЖК РФ товарищество собственников жилья признается некоммерческая организация, объединение собственников помещений в многоквартирном доме для совместного управления комплексом недвижимого имущества в многоквартирном доме, обеспечения эксплуатации этого комплекса, владения, пользования и в установленных законодательством пределах распоряжения общим имуществом в многоквартирном доме.
Согласно статье 138 ЖК РФ товарищество собственников жилья обязано, в частности, обеспечивать выполнение требований настоящей главы, положений других федеральных законов, иных нормативных правовых актов, заключать договоры о содержании и ремонте общего имущества в многоквартирном доме с собственниками помещений, не являющихся членами товарищества, обеспечивать надлежащее санитарное и техническое состояние общего имущества многоквартирном доме, обеспечивать выполнение всеми собственниками помещений в многоквартирном доме обязанностей по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме.
В соответствии с ч.1 ст. 161 ЖК РФ управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме.
Таким образом, приведенные нормы свидетельствуют о том, что законом на товарищество собственников жилья как орган управления общим имуществом многоквартирного дома возлагаются определенные обязанности по содержанию соответствующего имущества и поддержанию его в надлежащем, безопасном для эксплуатации собственниками жилых помещений состоянии. Однако данные обязанности товарищество осуществляет как на основе договоров со специализированными организациями, так и самостоятельно.
Согласно п. 5, 6 Положения о государственной жилищной инспекции в Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 26.09.1994г. N 1086 "О государственной жилищной инспекции в Российской Федерации" (далее - Положение)органы государственной жилищной инспекции осуществляют контроль за техническим состоянием жилищного фонда, общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме и их инженерного оборудования, своевременным выполнением работ по их содержанию и ремонту в соответствии с действующими нормативно-техническими и проектными документами. Органы государственной жилищной инспекции имеют право проводить инспекционные обследования и проверки подконтрольных объектов в соответствии с задачами и функциями, определенными данным Положением; давать предписания собственникам, владельцам и пользователям жилищного фонда, общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме и придомовых территорий об устранении выявленных нарушений.
Пунктом 2 данного Положения предусмотрено, что система органов государственной жилищной инспекции состоит из Главной государственной жилищной инспекции, и ее органов в субъектах Российской Федерации.
В соответствии с п. 1.1 Положения о государственной жилищной инспекции Краснодарского края, утвержденного постановлением Главы администрации Краснодарского края от 05.10.2006 г. N 861 инспекция является исполнительным органом государственной власти Краснодарского края, осуществляющим функции по государственному контролю и надзору за использованием и сохранностью жилищного фонда независимо от формы собственности, соответствием жилых помещений и коммунальных услуг установленным требованиям.
Согласно п. 4.1, 4.2, 4.5 Положения о государственной жилищной инспекции Краснодарского края, инспекция имеет право в пределах своей компетенции в случаях, установленных законодательством, и в предусмотренном им порядке проводить контрольные проверки состояния жилищного фонда в соответствии с задачами и функциями, определенными данным Положением, выдавать обязательные для исполнения предписания об устранении нарушений нормативных правовых актов собственникам, нанимателям, арендаторам, управляющим и жилищно-эксплуатационным организациям, товариществам собственников жилья, жилищным кооперативам либо иным потребительским кооперативам.
В силу п. 1 ст. 7, ст. 9, 11 Федерального закона от 08.08.2001 г. N 134-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)" мероприятия по контролю проводятся на основании распоряжений (приказов) органов государственного контроля (надзора). По результатам мероприятия по контролю должностным лицом (лицами) органа государственного контроля (надзора), осуществляющим проверку, составляется акт установленной формы в двух экземплярах. В случае выявления в результате мероприятия по контролю административного правонарушения должностным лицом органа государственного контроля (надзора) составляется протокол в порядке, установленном законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях, и даются предписания об устранении выявленных нарушений.
Приведенные нормы закона и подзаконных актов свидетельствуют о наличии у Государственной жилищной инспекции Краснодарского края права на выдачу предписаний об устранении выявленных нарушений.
В ходе проверки деятельности ТСЖ 27.03.2008г. жилищная инспекция установила нарушение товариществом требований нормативного правового акта - Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Госстроя РФ от 27.09.2003 г. N 170. Оспариваемое ТСЖ предписание от 27.03.2008 г. N 000777 вынесено инспекцией как органом, обладающим властными полномочиями, и направлено на устранение выявленных нарушений.
Судом первой инстанции сделан основанный на обстоятельствах дела вывод, о том, что положения ст. 421 ГК РФ, регулирующей гражданско-правовые отношения (основанные на равенстве и автономии их субъектов), к правоотношениям по настоящему делу (носящим публично-правовой характер) не применимы.
Так, п.2 и п. 3 предписания от 27.03.2008 г. на ТСЖ возложена обязанность по заключению договоров на обследование дымоходов, вентиляционных каналов, проверку внутридомового электрооборудования. Пункт 1 предписания указывает товариществу на необходимость заключения договора на обслуживание внутридомового газового оборудования, относящегося к общему имуществу многоквартирного дома. При этом инспекция указала на то, что товариществом нарушены положения пп. 5.5.6, 5.7.2, 5.6.2 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда.
Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 г. N 491 утверждены Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме, регулирующие отношения по содержанию общего имущества, принадлежащего на праве общей долевой собственности собственникам помещений в многоквартирном доме.
Согласно пункту 12 данных Правил собственники помещений вправе самостоятельно совершать действия по содержанию и ремонту общего имущества или привлекать иных лиц для оказания услуг и выполнения работ по содержанию и ремонту общего имущества с учетом выбранного способа управления многоквартирным домом.
В соответствии с подпунктом "б" пункта 16 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме надлежащее содержание общего имущества в зависимости от способа управления многоквартирным домом обеспечивается, в том числе, товариществом собственников жилья.
В силу п. 5.5.6, 5.6.2 названных Правил организация по обслуживанию жилищного фонда должна своевременно заключать договоры со специализированными организациями на техническое обслуживание и ремонт (в том числе замену) внутренних устройств газоснабжения, а также содержать в технически исправном состоянии вентиляционные каналы и дымоходы и обеспечивать эксплуатацию внутридомового оборудования и внутридомовых электрических сетей питания.
Анализ указанных норм свидетельствует о том, что обязанность по заключению договоров со специализированными организациями на техническое обслуживание и ремонт внутренних устройств газоснабжения у товарищества собственников жилья имеется (поскольку она прямо закреплена п. 5.5.6 Правил). Вместе с тем, пункты 5.5.6, 5.6.2, 5.7.2 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда не содержат императивного требования о заключении договора на обследование дымоходов, вентиляционных каналов и заключении договора на проверку внутридомового электрооборудования, предусматривая обязанность ТСЖ лишь обеспечивать содержание и эксплуатацию указанного имущества в технически исправном состоянии. С учетом приведенных выше положений Жилищного кодекса РФ это означает, что товарищество собственников жилья может осуществлять данные действия самостоятельно (в частности, приняв соответствующего работника в штат товарищества), без заключения договора со специализированной организацией.
Сходная позиция также высказана судом кассационной инстанции в постановлениях от 02.03.09г. по делу N А32-122322008-29/03 и от 20.02.09г. по делу N А32-6963/2008-29/159, в которых рассматривались заявления об оспаривании аналогичных предписаний той же Государственной жилищной инспекции Краснодарского края.
В силу п.2 ст. 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Основываясь на изложенном, суд апелляционной инстанции признал решение суда первой инстанции подлежащим изменению.
Требования пунктов 2 и 3 предписания Государственной жилищной инспекции Краснодарского края от 27.03.2008 г. N 000777 о заключении договоров на обследование дымоходов, вентиляционных каналов и проверку внутридомового электрооборудования противоречат положениям Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденным Постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27.09.2003 г. N 170, в связи с чем указанные пункты предписания подлежат признанию недействительными.
Требование инспекции, изложенное в пункте 1 названного предписания и обязывающее ТСЖ заключить со специализированными организациями договор на техническое обслуживание и ремонт внутренних устройств газоснабжения, соответствует пункту 5.5.6 названных Правил и направлено на устранение нарушений закона (правового акта) путем обязания выполнения его требований. В связи с этим суд первой инстанции правомерно отказал ТСЖ в удовлетворении заявления в части признания недействительным п.1 предписания инспекции.
В соответствии со ст. 110 АПК РФ расходы по госпошлине по заявлению и по делу относятся на инспекцию, но взысканию с неё не подлежат в силу п.п. 1 п.11 ст. 333.37 НК РФ.
Госпошлина в сумме 3000 рублей, уплаченная Товариществом собственников жилья N 112 в доход федерального бюджета за подачу заявления (2000 руб. по платёжной квитанции от 23.06.08г. через председателя ТСЖ Потапова Виталия Фёдоровича, л.д. 4) и за подачу апелляционной жалобы (1000 руб. по платёжному поручению от 13.02.09г. N 5, л.д. 78), подлежит возвращению плательщикам из федерального бюджета по справке о возврате госпошлины.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
1. Решение Арбитражного суда Краснодарского края от 13.01.09г. изменить, изложив в следующей редакции.
Признать недействительным предписание Государственной жилищной инспекции Краснодарского края от 27.03.2008 г. N 000777 в части пунктов 2 и 3 как не соответствующее Правилам и нормам технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденным Постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27.09.2003 г. N 170. В части требования о признании недействительным пункта 1 данного предписания отказать.
2. Возвратить Потапову Виталию Фёдоровичу из федерального бюджета 2000 рублей, уплаченных в качестве госпошлины за подачу заявления по платёжной квитанции от 23.06.08г.
Возвратить Товариществу собственников жилья N 112 из федерального бюджета 1000 рублей, уплаченных в качестве госпошлины за подачу апелляционной жалобы по платёжному поручению от 13.02.09г. N 5.
3. Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации, в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Председательствующий |
Н.Н. Смотрова |
Судьи |
В.А. Александров |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-13414/2008
Истец: ТСЖ N112
Ответчик: Государственная жилищная инспекция Краснодарского края
Третье лицо: ТСЖ N 112, Потапов Виталий Федорович( ТСЖ N12)
Хронология рассмотрения дела:
20.03.2009 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-1634/2009