город Ростов-на-Дону |
дело N А32-22125/2008 |
16 апреля 2009 г. |
15АП-1801/2009 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 апреля 2009 года.
Полный текст постановления изготовлен 16 апреля 2009 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Ломидзе О.Г.
судей Ильиной М.В., Тимченко О.Х.
при ведении протокола судебного заседания председательствующим
при участии: от заинтересованного лица Крылова В.В., доверенность N 3 от 11 января 2009 г.; от заявителя: не явился, извещен, ходатайствовал о рассмотрении апелляционной жалобы в его отсутствие;
от третьего лица: Колдомасов Д.В., доверенность от 13.03.2009г. N 02-02-928/09-24
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федеральной регистрационной службы по Краснодарскому краю
на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 20 января 2009 г. по делу N А32-22125/2008 (судья Колодкина В.Г.)
по заявлению главы КФХ Дробященко Алексея Николаевича
к заинтересованному лицу Управлению Федеральной регистрационной службы по Краснодарскому краю
при участии третьего лица Администрации муниципального образования Щербиновский район
о признании незаконным отказа в государственной регистрации договора аренды на земельный участок
установил:
Глава крестьянского (фермерского) хозяйства Дробященко Алексей Николаевич (далее глава хозяйства) обратился в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением к Управлению Федеральной регистрационной службы по Краснодарскому краю (далее УФРС по КК, Управление) о признании отказа от 18 сентября 2008 г. N 35/002/2008-367 в государственной регистрации договора аренды земельного участка, находящегося в государственной собственности Краснодарского края, из земель сельскохозяйственного назначения для ведения сельскохозяйственного производства от 29 июля 2008 г. N 8836000023 незаконным.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена Администрация муниципального образования Щербиновский район (далее Администрация).
В обоснование заявленных требований глава хозяйства указал на то, что Управление при рассмотрении документов, поданных на регистрацию указанного договора аренды, не приняло во внимание положения Федерального закона от 11.06.2003г. N 74-ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве". Согласно положениям данного Закона предоставление крестьянским хозяйствам земельных участков в аренду осуществляется без проведения торгов. Управление незаконно отказало в государственной регистрации.
В отзыве на заявление Администрация просила требования заявителя удовлетворить, ссылаясь на наделение органов местного самоуправления муниципальных образований в силу положений Закона Краснодарского края от 10.10.2006г. N 1101-КЗ государственными полномочиями по распоряжению земельными участками.
Решением суда от 20 января 2009 г. отказ УФРС по КК от 18.09.2008г. N 35/002/2008-367 в государственной регистрации договора аренды земельного участка признан незаконным. Суд обязал Управление зарегистрировать договор аренды от 29.07.2008г. N 8836000023 земельного участка, кадастровый номер 23:36:04 01 001:44, общей площадью 3 481 311 кв.м., расположенный примерно в 11,5 километрах по направлению на северо-восток от ориентира Краснодарский край, Щербиновский район, село Ейское Укрепление, расположенного за пределами участка. Суд пришел к выводу, что заключенный между главой хозяйства и Управлением имущественных и земельных отношений администрации МО Щербиновский район договор аренды соответствует требованиям действующего законодательства; у Управления отсутствовали основания для отказа в регистрации указанного договора.
Не согласившись с принятым судебным актом, УФРС по КК обжаловало его в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса РФ. В апелляционной жалобе Управление указывает на не представление главой хозяйства на регистрацию документов, подтверждающих предоставление земельного участка в порядке ст. 12 Закона "О крестьянском (фермерском) хозяйстве", а также документов, подтверждающих, что кроме Дробященко А.Н. заявление о предоставлении земельного участка никем более не подавалось. Управление также указывает на нарушение судом процессуальных норм, которое состоит в том, что дело, рассмотрение которого было назначено на 11 час. 40 мин фактически рассматривалось с 14 час. 40 мин, в связи с поступившей информацией о заложенном в здании суда взрывном устройстве.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции участвующие в деле лица, извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, представителей не направили.
С целью представления участвующими в деле лицами пояснений по существу спора суд отложил рассмотрение апелляционной жалобы.
В судебном заседании 14 апреля 2009 г. представитель УФРС по КК поддержала доводы апелляционной жалобы, пояснила суду, что согласно позиции УФРС при предоставлении земельного участка должны соблюдаться требования ст. 34 Земельного кодекса РФ, сведения о предоставлении должны быть опубликованы, при ином подходе не обеспечивается информированность иных потенциальных землепользователей, в том числе иных крестьянских (фермерских) хозяйств о наличии земельного участка.
Представитель Администрации пояснил суду, что договор аренды заключен в отношении земельного участка, который уже находился во владении КФХ "Дробященко", данный участок предоставлен в 2007 г. Однако приказ о предоставлении земельного участка 2007 г. Администрацией был отменен в связи с представлением прокуратуры. Впоследствии прокуратура информировала Администрацию о практике федерального окружного суда, согласно которой законодатель предоставил право КФХ на получение земельного участка, предназначенного непосредственно для осуществления сельскохозяйственной деятельности, на правах аренды или в собственность в соответствии с порядком, установленным в специальном законе. Руководствуясь данным подходом, Администрация издала новый приказ от 29 июля 2008 г. N 566-з на основании заявления главы КФХ Дробященко А.Н.
Заявитель Дробященко А.Н. в судебное заседание не явился, ходатайствовал о рассмотрении апелляционной жалобы в его отсутствие.
В судебном заседании объявлялся перерыв до 15 апреля 2009 г.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, выслушав объяснения заинтересованного и третьего лица, Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд считает, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Материалами дела подтверждается следующее.
22 октября 2007 г. Дробященко А.Н.зарегистрирован в качестве главы крестьянского фермерского хозяйства (свидетельство о внесении записи в ЕГРИП серия 23N 006588437 - л.д. 7).
Приказом от 29 июля 2008 г. N 566-з главе КФХ Дробященко А.Н. предоставлен в аренду на 10 лет земельный участок, кадастровый номер 23:36:04 01 001:44, общей площадью 3 481 311 кв.м., расположенный примерно в 11,5 километрах по направлению на северо-восток от ориентира Краснодарский край, Щербиновский район, село Ейское Укрепление (л.д.15).
На основе данного приказа между Администрацией и заявителем подписан договор аренды от 29.07.2008 N 8836000023 (л.д.9).
В соответствии с п. 1 ст. 26 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" государственная регистрация аренды недвижимого имущества проводится посредством государственной регистрации договора аренды этого недвижимого имущества; с заявлением о государственной регистрации договора аренды недвижимого имущества может обратиться одна из сторон договора аренды недвижимого имущества.
8 августа 2008 г. заявитель обратился в УФРС по КК с заявлением о регистрации договора аренды.
Сообщением от 08.09.2008 N 35/002/2008-367 УФРС по КК сообщило об отказе в государственной регистрации прав на недвижимое имущество. Отказ мотивирован несоблюдением порядка предоставления земельного участка, предусмотренного ст. 10 Федерального закона "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения", отсутствием документов, подтверждающих проведение торгов на заключение договора аренды и публикации в средствах массовой информации о наличии свободного земельного участка, предоставляемого в аренду, а также отсутствием подписи арендатора Дробященко А.Н. в представленном на государственную регистрацию договоре аренды и отсутствием согласия супруги арендатора на заключение договора.
В то же время, в апелляционной жалобе Управление указывает: из дела правоустанавливающих документов в отношении земельного участка следует, что на государственную регистрацию Дробященко А.Н. были представлены: договор аренды земельного участка N 8836000023 от 29.07.2008г., заключенный между Управлением имущественных и земельных отношений администрации МО Щербиновский район и Дробященко А.Н., согласие супруги арендатора N 23АБ 904844 от 21.04.2008г. на заключение договора аренды земельного участка, удостоверенное нотариусом Левенец В.А. Щербиновского нотариального округа; приказ Управления имущественных и земельных отношений администрации МО Щербиновский район N 566-з от 29.07.2008г. о предоставлении земельного участка в аренду, кадастровый паспорт земельного участка.
Таким образом, исходя из содержания апелляционной жалобы и с учетом п.5 ст. 200 АПК РФ апелляционный суд исходит из того, что для целей регистрации был представлен подписанный арендатором договор, также было представлено согласие супруги. Поэтому суд первой инстанции правомерно оценивал только довод о несоблюдении порядка заключения договора аренды: отсутствие торгов и публикации. При оценке данной причины отказа в регистрации договора аренды апелляционный суд исходит из следующего.
Статья 34 ЗК РФ предусматривает общий порядок предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством.
Специальные правила предоставления земельных участков сельскохозяйственного назначения предусмотрены в главе 14 Земельного кодекса РФ.
Положения главы 14 Земельного кодекса РФ (статья 81) не устанавливают безусловный приоритет норм Федерального закона "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" над положениями иных федеральных законов.
В соответствии с п. 1 ст. 81 ЗК РФ гражданам, изъявившим желание вести крестьянское (фермерское) хозяйство, земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения предоставляются в соответствии с указанным Кодексом, федеральным законом о крестьянском (фермерском) хозяйстве.
Таким образом нормы Федерального закона "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" по сравнению с нормами Федерального закона "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" являются специальными, имеют приоритет.
Статья 12 Федерального закона от 11.06.2003 N 74-ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" устанавливает следующий порядок предоставления земельного участка для создания фермерского хозяйства и осуществления его деятельности:
- заинтересованные граждане обращаются в уполномоченный орган с заявлением о предоставлении им земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения для создания фермерского хозяйства и осуществления его деятельности, к заявлению должно быть приложено соглашение, заключенное между членами фермерского хозяйства;
- уполномоченный орган с учетом зонирования территорий в течение месяца утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории;
- заявитель обеспечивает за свой счет выполнение в отношении этого земельного участка кадастрового учета;
- в течение четырнадцати дней со дня представления кадастрового паспорта испрашиваемого земельного участка уполномоченный орган принимает решение о предоставлении этого земельного участка в собственность за плату или бесплатно либо в аренду заявителю.
Договор аренды земельного участка для создания, осуществления деятельности или расширения фермерского хозяйства заключается в течение семи дней со дня принятия уполномоченным органом решения о предоставлении этого земельного участка в собственность за плату или бесплатно либо в аренду заявителю.
Из представленных для целей регистрации документов ясно следовало, что земельный участок предоставляется для осуществления деятельности крестьянского (фермерского) хозяйства.
Следовательно, Управление должно было руководствоваться нормами ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве", которые устанавливают специальный порядок получения КФХ земельного участка, предназначенного непосредственно для осуществления сельскохозяйственной деятельности, на правах аренды или в собственность. Причем из положений статьи 12 указанного закона следует, что изложенный в ней порядок предоставления земельных участков применяется не только для создания фермерского хозяйства, но и в целях осуществления его деятельности, пункт 5 ст. 12 указывает в том числе и на расширение фермерского хозяйства.
Специальный порядок предоставления земельных участков не предусматривает обязательной публикации сообщения о предоставлении земельного участка.
Анализ положений ст. 12 Федерального закона от 11.06.2003 N 74-ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйств" позволяет сделать вывод, что данные положения не предполагают конкуренцию нескольких граждан, создавших крестьянское (фермерское) хозяйство, в получении земельного участка для создания фермерского хозяйства и осуществления его деятельности. Уполномоченный орган обязан предоставить соответствующие земельные участки каждому обратившемуся лицу, за исключением случаев, когда свободные земельные участки будут отсутствовать. Данные нормы по упрощенному предоставлению земельных участков направлены на стимулирование развития крестьянских (фермерских) хозяйств.
Наличие общей нормы о необходимости (обязанности органов государственной власти и органов местного самоуправления) заблаговременно публиковать информацию о свободных земельных участках, не может служить основанием для отказа в государственной регистрации договора аренды в тех случаях, когда специальный порядок, установленный законом, соответствующего требования не предусматривает.
В случае, если свободные земельные участки отсутствуют и имелась действительная конкуренция лиц, претендовавших на один и тот же участок для целей организации или расширения КФХ, лицо, полагающее, что его право нарушено, не лишено возможности защищать сове право и обосновывать необходимость проведения торгов в связи с отсутствием свободных земельных участков и наличием нескольких претендентов.
Однако, опираясь только на одно предположение гипотетической возможности такой ситуации, регистрирующий орган не может отказать в регистрации договора аренды.
Иное толкование будет означать, что в связи с ненадлежащим осуществлением органом местного самоуправления своих общих полномочий, граждане будут лишены возможности по своевременному (в сроки, предусмотренные специальной процедурой) получению земельных участков.
При таких обстоятельствах основания, предусмотренные п. 1 ст. 20 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", для отказа в государственной регистрации права отсутствовали.
Суд первой инстанции обосновано удовлетворил заявленные требования.
Управление также указывает на нарушение судом процессуальных норм, которое состоит в том, что дело, рассмотрение которого было назначено на 11 час. 40 мин фактически рассматривалось с 14 час. 40 мин, в связи с поступившей информацией о заложенном в здании суда взрывном устройстве.
Данный довод апелляционным судом отклоняется. Управление было уведомлено о времени и месте судебного разбирательства надлежащим образом (л.д.35). В судебном заседании был объявлен перерыв, вызванный поступившей информацией о заложенном в здании суда взрывном устройстве. О перерыве и о продолжении судебного заседания было объявлено публично, имело фактическую возможность узнать о времени и месте продолжения судебного заседания.
Выводы суда первой инстанции построены на относимых и допустимых доказательствах, соответствуют обстоятельствам дела, нормы материального и процессуального права применены судом правильно.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271, Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Краснодарского края от 20 января 2009 г. по делу N А32-22125/2008 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Председательствующий |
О.Г. Ломидзе |
Судьи |
М.В. Ильина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-22125/2008
Истец: КФХ Дробященко Алексей Николаевич
Ответчик: Управление федеральной регистрационной службы по Краснодарскому краю Щербиновский отдел
Третье лицо: УФРС по Краснодарскому краю, Администрация муниципального образования Щербиновский район