город Ростов-на-Дону |
дело N А32-7382/2009-46/43 |
23 июня 2009 г. |
N 15АП-4212/2009 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23 июня 2009 года.
Полный текст постановления изготовлен 23 июня 2009 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Андреевой Е.В.
судей Захаровой Л.А., Шимбаревой Н.В.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Батехиной Ю.П.
при участии:
от заявителя: Ковалевский М.В., представитель по доверенности от 11.01.2009г. ,N 252,
от ИФНС России N 2 по г. Краснодару: представитель не явился, извещен (уведомление N 05613)
от Межрайонной ИФНС России по крупнейшим налогоплательщикам по КК: представитель не явился, извещен (уведомление N 09544)
от УФНС России по КК: представитель не явился, извещен (уведомление N 09540)
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
ИФНС России N 2 по г. Краснодару
на определение Арбитражного суда Краснодарского края от 30 марта 2009 г. по делу N А32-7382/2009-46/43
о приостановлении действия ненормативного правового акта
по заявлению закрытое акционерное общество "Научно-исследовательский проектно-изыскательский институт "ИнжГео"
к заинтересованным лицам ИФНС России N 2 по г. Краснодару,
УФНС России по Краснодарскому краю
при участии третьего лица Межрайонной ИФНС России по крупнейшим налогоплательщикам по Краснодарскому краю
о признании решения недействительным
принятое в составе судьи Рыбалко И.А.
УСТАНОВИЛ:
Закрытое акционерное общество "Научно-исследовательский проектно-изыскательский институт "ИнжГео" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением к ИФНС России N 2 по г. Краснодару, УФНС России по Краснодарскому краю (далее - налоговая инспекция, управление) заявлением о признании недействительным решения налоговой инспекции N 12-18/54 от 17.12.08г., согласно которому заявителю доначислена недоимка, начислена пеня и привлечен к ответственности в виде штрафа в сумме: штраф в сумме 12925195руб.; пени в сумме 15 627 046,64 руб.; недоимка по налогам 89 418 408 руб., всего в общей сумме 117 970 649,64 руб.; о признании недействительным решения управления от 10.03.2009г. N 13-12-22-249.
27.03.2009г. общество обратилось с ходатайством о приостановлении действия оспариваемого решения налоговой инспекции от 17.12.08г. N 12-18/54.
Определением суда от 30 марта 2009 г. заявление общества о принятии обеспечительных мер - удовлетворено. Приостановлено действие решения налоговой инспекции N 12-18/54 от 17.12.08г., до рассмотрения дела по существу.
В Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд обратилась налоговая инспекция с апелляционной жалобой, в которой просит отменить определение суда от 30.03.2009г., отказать обществу в удовлетворении заявления о принятии обеспечительных мер.
По мнению подателя жалобы, в оспариваемом определении суда от 30.03.2009г. отсутствуют ссылки на конкретные документы, на основании которых судом сделаны соответствующие выводы. К заявлению о принятии обеспечительных мер заявителем должны быть представлены доказательства, подтверждающие обоснованность заявленного ходатайства, а именно возможность причинения ущерба, значительность его размера, связь возможного ущерба с предметом спора, а также необходимость и достаточность для его предотвращения именно такой обеспечительной меры. Из принятого судом первой инстанции судебного акта не следует, что судом была дана оценка имеющимся у налогоплательщика имуществу и обязательствам, их динамике (не произведен анализ бухгалтерской и налоговой отчетности за 2007-2008 гг.). В то же время судом по собственной инициативе не предложено налогоплательщику в порядке ст. 94 АПК РФ предоставить обеспечение возмещения возможных для заинтересованного лица убытков (встречное обеспечение) путем внесения на депозитный счет суда денежных средств. Следовательно, вывод суда о том, что при удовлетворении заявленных требований налоговый орган имеет возможность немедленно взыскать доначисленные решением N 12-18/54 сумм налогов, пени и налоговых санкций, является необоснованным, поскольку отсутствуют сведения о наличии у общества свободных денежных средств или ликвидного имущества, стоимость которого достаточна для уплаты налогов, пеней и налоговых санкций по решению от 17.12.2008г. N 12-18/54.
В отзыве на апелляционную жалобу третье лицо просит отменить определение суда от 30.03.2009г., требования налоговой инспекции удовлетворить, отказав обществу в удовлетворении заявления о принятии обеспечительных мер.
В судебное заседание третье лицо направило отзыв, в котором просит определение суда от 30 марта 2009 г. отменить. Кроме того, поступило ходатайство о рассмотрении жалобы в отсутствии его представителя. Представитель заявителя оставил рассмотрение ходатайства на усмотрение суда. Протокольным определением суда: ходатайство удовлетворено. Судом получено ходатайство ИФНС России N 2 по г. Краснодару о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие его представителя. Представитель заявителя оставил рассмотрение ходатайства на усмотрение суда. Протокольным определением суда: ходатайства удовлетворено. Представитель заявителя возражал против удовлетворения апелляционной жалобы налогового органа, просил определение суда от 30 марта 2009 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, выслушав представителя участвующего в деле лица, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, на основании вынесенного налоговой инспекцией решения N 12-18/54 от 17.12.2008 Межрайонной ИФНС России по крупнейшим налогоплательщикам по Краснодарскому краю в адрес общества направлено требование N 96 от 16.03.2009.
Предметом заявленных требований по настоящему делу является обжалование решения налогового органа об уплате налогоплательщиком доначисленных налогов, соответствующих налоговых санкций и пени.
В целях обеспечения требования заявлено ходатайство, направленное на приостановление исполнения решения налогового органа до окончания рассмотрения споя существу, т.к. оспариваемым решением предусматривается единовременное взыскание заявителя значительной денежной суммы, что в свою очередь причинит значительный ущерб финансово-хозяйственной деятельности предприятия.
При рассмотрении апелляционной жалобы, суд руководствовался следующим.
В соответствии со ст.90 АПК РФ арбитражный суд по заявлению лица, участвующего в деле, может принять срочные временные меры, направленные на обеспечение иска или имущественных интересов заявителя (обеспечительные меры).
В случае незаконности решения налоговой инспекции и его исполнения до принятия судом решения по данному спору законные права и интересы налогоплательщика, могут быть нарушены, что может причинить значительный ущерб предприятию.
В силу ст. 2 АПК РФ основной целью судопроизводства в арбитражных судах является защита нарушенных или оспариваемых прав и охраняемых законом интересов лиц, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность. Это предполагает не только возможность для заинтересованного лица обратиться в суд за защитой нарушенного или оспариваемого права или охраняемого законом интереса (ст.4 АПК), но и реальность такой защиты.
Обеспечительные меры допускаются на любой стадии арбитражного процесса, если непринятие этих мер может затруднить или сделать невозможным исполнение судебного акта, а также в целях предотвращения причинения значительного ущерба заявителю.
Пленум ВАС РФ в п. 13 Постановления от 09.12.2002 N 11 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации" разъяснил, что арбитражные суды не должны принимать обеспечительные меры, если заявитель не обосновал причины обращения с заявлением об обеспечении требования конкретными обстоятельствами, подтверждающими необходимость принятия обеспечительных мер, и не представил доказательства, подтверждающие его доводы.
В соответствии с п. 2 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 13.08.2004 N 83 "О некоторых вопросах, связанных с применением части 3 статьи 199 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации" с учетом содержания ч.2 ст.90 АПК РФ в определении арбитражного суда о приостановлении действия оспариваемого акта, решения должны быть приведены мотивы, по которым удовлетворено ходатайство заявителя.
Не может быть удовлетворено ходатайство, если заявитель не представил доказательства, свидетельствующие о том, что в случае непринятия обеспечительной меры могут возникнуть последствия, указанные в ч. 2 ст.90 АПК РФ.
Согласно п.29 Постановления Пленума ВАС РФ от 12.10.2006 N 55 "О применении арбитражными судами обеспечительных мер" приостановление действия оспариваемого решения налогового органа допустимо только при наличии оснований, предусмотренных ч.2 ст.90 АПК РФ. В обоснование необходимости принятия обеспечительных мер общество указало на то, что непринятие таких мер причинит значительный материальный ущерб.
Из доказательств, представленных в материалы дела усматривается, что общество является исполнителем по государственному контракту N П-10/10-21/2815 от 10.10.2008 предметом которого является разработка Проектной документации объекта "Международный конференц-центр для проведения саммита АТЭС-2012 в составе подпрограммы "Развитие г. Владивостока как центра международного сотрудничества в Азиатско-Тихоокеанском регионе".
Общество пояснило, что исполнение оспариваемого решения налоговой инспекции N 12-18/54 от 17.12.2008 приведет к тому, что общество не сможет обеспечить надлежащее выполнение обязанностей по указанному государственному контракту, как в части сроков, так и в части результатов, определенных его условиями, поскольку денежные средства необходимы обществу для выполнения принятых по нему обязанностей, что соответственно приведет не только к причинению значительного ущерба заявителю, в частности имущественного (неустойка), но и к ущемлению деловой репутации заявителя, а также и к нарушению публичных интересов государства, наличие которых подтверждается распоряжением Правительства Российской Федерации от 17.11.2008 N 1663-р.
Среднесписочная численность сотрудников общества по состоянию на 28 февраля 2009 года составляет 687 человек, а фонд оплаты труда за февраль 2009 года составил 28 256 634,13 рублей (т.1,л.д.147). Таким образом, в случае не приостановления действия оспариваемого решения общество не сможет исполнить свои социальные обязательства, что приведет к нарушению охраняемых законом интересов третьих лиц - работников общества.
Кроме того, приостановление действия оспариваемого решения не нарушит баланс интересов заявителя и публичных интересов, поскольку общество надлежащим образом исполняет обязанность налогоплательщика в части сроков осуществления текущих налоговых платежей, и по состоянию на 26.03.2009 имело переплату по налогу на прибыль в сумме 37 988 979, 50 руб., а также по налогу на добавленную стоимость в сумме 2 014 758, 00 руб. (т.1,л.д.146).
В материалы дела представлены бухгалтерский баланс по состоянию на 31.12.2007г., бухгалтерский баланс по состоянию на 31.12.2008г. (т.1,л.д. 138-145).
Судом первой инстанции правильно установлено, что общество не имеет намерения скрыться само или скрыть имеющееся у него имущество в целях уклонения от уплаты налогов, по балансовому отчету актив баланса по состоянию на 31.12.07г. составляет 1670212 тыс. руб., внеоборотные активы 515 597 тыс. руб.; по состоянию на 31.12.2008г. - 1662580 руб., внеоборотные активы 560 808 руб., проанализировав которые можно сделать вывод о положительной динамики развития финансово-хозяйственной деятельности общества.
Согласно с п. 9 Постановления Пленума ВАС РФ N 55 от 12.10.06 г. "О применении арбитражными судами обеспечительных мер" в целях предотвращения причинения значительного ущерба заявителю обеспечительные меры могут быть направлены на сохранение существующего состояния отношений между сторонами.
В Определении Конституционного суда от 06.11.2003г. N 390-О отмечено, что обеспечительные меры в арбитражном процессе носят временный характер, а применительно к административному судопроизводству, осуществляемому арбитражными судами, не носят дискриминационного характера по отношению к какой-либо стороне в процессе, их применение осуществляется в рамках дискреционных полномочий арбитражных судов и на основе принципа состязательности и процессуального равноправия сторон.
В соответствии с п. 5 ч. 2 ст. 92 АПК РФ при обращении в суд с требованием о применении обеспечительных мер заявитель должен обосновать необходимость их применения.
Обеспечительные меры применяются при условии их обоснованности, поэтому арбитражный суд удовлетворяет заявление стороны о применении обеспечительных мер, если представлены доказательства наличия, хотя бы одного из оснований, предусмотренных ч. 2 ст. 90 АПК РФ: непринятие этих мер может затруднить или сделать невозможным исполнение судебного акта; предотвращение причинения значительного ущерба заявителю.
Вопрос о принятии обеспечительных мер либо отклонении заявления об обеспечении иска решается с учетом доводов заявителя, обосновывающих заявленные в суд требования и необходимость принятия обеспечительных мер, а также конкретных обстоятельств дела.
Согласно разъяснениям Пленума ВАС РФ, изложенным в пункте 10 постановления от 12.10.2006г. N 55, при оценке доводов заявителя в соответствии с частью 2 статьи 90 АПК РФ, следует иметь в виду разумность и обоснованность требования заявителя о применении обеспечительных мер, вероятность причинения заявителю значительного ущерба в случае непринятия обеспечительных мер, обеспечения баланса интересов заинтересованных сторон, предотвращения нарушения при принятии обеспечительных мер публичных интересов, интересов третьих лиц. При этом суд оценивает, насколько истребуемая заявителем конкретная обеспечительная мера связана с предметом заявленного требования, соразмерна ему и каким образом она обеспечит фактическую реализацию целей обеспечительных мер, обусловленных основаниями, предусмотренными частью 2 статьи 90 АПК РФ.
Судом было исследовано и то обстоятельство, что обеспечительные меры соответствуют заявленным требованиям, то есть непосредственно связаны с предметом спора соразмерны заявленному требованию, необходимы и достаточны для обеспечения исполнения судебного акта или предотвращения ущерба.
В соответствии с п.2 ч.1 ст. 91 АПК РФ допускается принятие судом обеспечительных мер в виде запрещения ответчику и другим лицам совершать определенные действий касающиеся предмета спора.
В то же время в соответствии с требованиями ч. 3 ст. 199 АПК РФ принятие обеспечительных мер не является препятствием к исполнению иных исполнительных документов в соответствии с очередностью, установленной законом, тогда как неприятие таких мер приведет к бесспорному взысканию начисленных сумм налога, пени и налоговых санкций, что в свою очередь нанесет предприятию непоправимый ущерб, в связи с изъятием из оборота значительных денежных средств, необходимых для ведения хозяйственных операций приостановит на длительный срок выполнение государственного контракта.
Представленные документы свидетельствуют о том, что при неудовлетворении заявленных требований налоговый орган имеет возможность немедленно взыскать доначисленные решением N 12-18/54 от 17.12.08г. суммы налогов, пени и налоговых санкций.
При совокупности приведенных обстоятельств, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что общество представило необходимые доказательства, свидетельствующие о наличии оспоренного права и возможности причинения ему значительного ущерба в случае непринятия обеспечительных мер.
Суды первой и апелляционной инстанций, проанализировав и оценив финансовое состояние общества, установили, что принятие обеспечительных мер не нарушает баланс интересов общества и третьих лиц, публичных интересов, а также не повлечет за собой утрату возможности исполнения оспариваемого акта.
В п.29 Постановления Пленума ВАС РФ от 12.10.2006 N 55 "О применении арбитражными судами обеспечительных мер" обращено внимание на то, что при обжаловании решений налоговых органов арбитражный суд при наличии соответствующего ходатайства приостанавливает исполнение оспариваемого решения до вынесения судебного акта.
Из смысла статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации следует, что признание арбитражным судом оспариваемого ненормативного акта государственного органа недействительным не означает лишь констатацию юридического факта незаконности обжалуемого ненормативного акта, а влечет еще и обязанность государственного органа устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя. Общим последствием признания недействительным решения налогового органа, которое к моменту вынесения судебного акта будет уже исполнено, является обязанность налоговой инспекции устранить допущенные нарушения прав налогоплательщика, а именно: возвратить последнему излишне взысканные суммы налогов, пеней и штрафов.
С учетом изложенного суд сделал обоснованный вывод, что обеспечительная мера связана с предметом основного требования общества. Учел, что решения налогового органа оспариваются обществом полностью, и принял соразмерную предмету основного требования меру в виде приостановления действия оспариваемого ненормативного акта налоговой инспекции.
Суд первой инстанции установил, что общество является хозяйствующим субъектом, осуществляющим реальную экономическую деятельность. Доказательств отчуждения обществом принадлежащего ему имущества, совершения операций, направленных на сокращение оборотных средств, деятельности, свидетельствующей о недобросовестном намерении общества уклониться от уплаты налогов, пени и штрафов налоговый орган судам не представил.
Согласно ст. 94 АПК РФ, арбитражный суд, допуская обеспечение иска, может предложить лицу, заявившему ходатайство, по собственной инициативе предоставить обеспечение возмещения возможных для ответчика (заинтересованного лица) убытков (встречное обеспечение) путем внесения на депозитный счет суда денежных средств в размере, предложенном судом, либо предоставление банковской гарантии, поручительства или иного финансового обеспечения на ту же сумму.
Из содержания данной нормы следует, что принятие определения о встречном обеспечении - это право, а не обязанность суда.
Налоговый орган в нарушение пункта 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не представил суду доказательств того, что для бюджета может быть причинен убыток в случае непринятия судом встречного обеспечения.
При указанных обстоятельствах, суд апелляционной инстанции, исследовав представленные в дело доказательства согласно требованиям ст. 162 АПК РФ и оценив их в совокупности и взаимосвязи с учетом положений ст. 71 АПК РФ, считает, что суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что неприменение обеспечительных мер причинит значительный ущерб обществу и непринятие таких мер может затруднить или сделать невозможным исполнение судебного акта, ходатайство о принятии обеспечительных мер подлежит удовлетворению.
По правилам ст. 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. Учитывая изложенное, фактические обстоятельства дела, суд не принимает доводы налоговой инспекции, изложенные в апелляционной жалобе, как основанные на неверном толковании норм налогового законодательства, а также не соответствующие фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций.
Нормы права при разрешении спора применены судом правильно. Нарушений процессуальных норм, влекущих отмену судебного акта (ст.270 АПК РФ), не установлено.
При указанных обстоятельствах основания для отмены или изменения обжалуемого судебного акта отсутствуют.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 272 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Определение Арбитражного суда Краснодарского края от 30 марта 2009 г. по делу N А32-7382/2009-46/43 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации, в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Председательствующий |
Е.В. Андреева |
Судьи |
Л.А Захарова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-7382/2009
Истец: ЗАО "НИ проектно-изыскательский институт"ИнжГео"
Ответчик: Инспекция Федеральной налоговой службы России N2 по г. Краснодару
Третье лицо: УФНС России по КК, МИФНС России по КН по КК