город Ростов-на-Дону |
дело N А53-2312/2009 |
13 июля 2009 г. |
15АП-4457/2009 |
Резолютивная часть постановления объявлена 13 июля 2009 года.
Полный текст постановления изготовлен 13 июля 2009 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Пономаревой И.В.
судей Величко М.Г., Барановой Ю.И.
При ведении протокола судебного заседания председательствующим судьей по делу Пономаревой И.В.
В судебном заседании участвуют представители:
от истца:
- главный государственный таможенный инспектор отдела медицинского обеспечения тыловой службы управления - Кажанов Владимир Викторович, доверенность N 49-29/3452 от 04.03.2009 г.
- старший государственный таможенный инспектор правового отдела правовой службы управления - Сердюкова Виктория Николаевна, доверенность N 49-29/550 от 19.01.2009 г.
от ответчиков:
- ООО СМК "Айболит": начальник юридического отдела Репина Галина Александровна, доверенность N 33 от 16.10.2008 г.
- Ростовский областной фонд обязательного медицинского страхования:
- зам. начальника юридического отдела Яицкая Татьяна Михайловна, доверенность N 4 от 11.01.2009 г.
- специалист 1 категории юридического отдела Добрякова Кристина Святославовна, доверенность N 8 от 11.01.2009 г.
Рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда по адресу: г. Ростов-на-Дону, пер. Газетный, 34/70/75 лит. А апелляционную жалобу Южного таможенного управления на решение Арбитражного суда Ростовской области от 24 апреля 2009 г. принятое в составе судьи Соколовой Т.Б. по делу N А53-2312/2009 о понуждении заключить договор обязательного медицинского страхования
по иску: Южного таможенного управления
к ответчикам:
- обществу с ограниченной ответственностью СМК "Айболит"
- Ростовскому областному фонду обязательного медицинского страхования
УСТАНОВИЛ:
Южное таможенное управление обратилось в арбитражный суд Ростовской области с иском к ООО Страховой медицинской компании "Айболит" и Ростовскому областному фонду обязательного медицинского страх о понуждении заключить договор обязательного медицинского страхования сотрудников Южного таможенного управления на условиях освобождения от уплаты страховых взносов сроком на один год.
Решением суда от 24.04.2009г. в иске отказано.
Южное таможенное управление не согласилось с решением суда и обжаловало его в порядке, предусмотренном главой 34 АПК РФ в Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд.
В апелляционной жалобе заявитель просит решение суда отменить и удовлетворить заявленные требования. По мнению подателя жалобы, вывод суда об отсутствии у ответчиков обязанности заключить договор обязательного медицинского страхования противоречит положениям статей 426, 927 Гражданского кодекса Российской Федерации, Закону Российской Федерации от 28.06.1991 N 1499-1 "О медицинском страховании граждан в Российской Федерации", статье 41 Конституции РФ, согласно которой каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь.
В судебном заседании представитель заявителя доводы, изложенные в апелляционной жалобе, поддержал.
Представители ответчиков против удовлетворения апелляционной жалобы возражали, ссылаясь на законность и обоснованность судебного акта. Представили отзывы на жалобу.
Изучив и оценив представленные в материалы дела документы, доводы, изложенные в апелляционной жалобе и отзывах на нее, выслушав пояснения представителей лиц, участвующих в деле, Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд считает ее не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела между Южным таможенным управлением и ООО Страховой медицинской компанией "Айболит" заключен договор обязательного медицинского страхования работающих граждан от 14.10.2002 года N 5112.
Дополнительным соглашением N 1 к договору обязательного медицинского страхования от 14.10.2002 года N 5112 срок действия указанного договора продлен до 13.10.2009 года.
Ссылаясь на условия вышеуказанного договора, Южное таможенное управление 02.07.2008 года обратилось в страховую компанию с целью заключения договора на обязательное медицинское страхование сотрудников управления, ввиду отсутствия у сотрудников таможенного органа полисов обязательного медицинского страхования.
28.11.2008 года в Южное таможенное управление поступил ответ ООО СМК "Айболит" о том, что таможенное управление имеет право обратиться непосредственно в лечебные учреждения, работающие в системе ОМС, и заключить договор на предоставление медицинской помощи напрямую в отношении сотрудников таможенных органов. Согласно указанного письма ООО СМК "Айболит" Южному таможенному управлению было отказано в заключении договора обязательного медицинского страхования сотрудников управления.
Считая, что данный отказ ООО СМК "Айболит" в заключении договора обязательного медицинского страхования сотрудников управления неправомерен и противоречит нормам действующего законодательства, истец обратился с настоящим иском в суд.
Ответчик ООО СМК "Айболит" против иска возражает, поясняя, что заключенный 14.10.2002 года между истцом и ответчиком договор N 5112 обязательного медицинского страхования, срок действия которого продлен до 13.10.2009 года в соответствии с заключенным сторонами дополнительным соглашением от 22.08.2008 года N 1, соответствует требованиям, предъявляемым Правилами ОМС, в связи с чем не был перезаключен в соответствии с пунктом 3 Постановления Администрации РО от 16.05.2003 года N 228.
В соответствии с пунктами 1.5.2, 1.5.3 договора на Управлении лежит обязанность по представлению СМК списка, изменений в список застрахованных лиц, в который включаются лица, работающие по трудовому договору (контракту) при наличии трудовой книжки в отделе кадров.
В соответствии с предоставленными Управлением изменениями списка застрахованных лиц СМК в соответствии с пунктом 1.4.2 Договора выдает страхователю медицинские полисы ОМС в течение 10 дней со дня представления сведений об изменениях в списках застрахованных.
Письмом от 20.11.2008 года N 02-02.08/628 Управлению разъяснен порядок включения лиц, выполняющих возложенные на них обязанности в таможенных органах.
Третье лицо, Ростовский областной фонд обязательного медицинского страхования, возражая против исковых требований, представил пояснения, в которых просит в удовлетворении иска отказать.
Истец - Южное таможенное управление, ссылаясь на нормы Закона РФ от 28.06.1991 года N 1499-1 "О медицинском страховании граждан в Российской Федерации", настаивает на том, что объемы услуг по добровольному и обязательному страхованию не совпадают и в соответствии со статьей 9 указанного Закона страхователь имеет право на участие во всех видах медицинского страхования. Истец не согласен с позицией РОФРМС, который считает, что ЮТУ должно заключить с соответствующими муниципальными или государственными медучреждениями договоры по форме, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 31.12.2004 года N 911, и оплачивать предоставляемую ими медицинскую помощь за счет средств, выделяемых из федерального бюджета соответствующими федеральными органами на эти цели в порядке, предусмотренном Постановлением Правительства РФ от 31.12.2004 года N 911. Однако, в связи с тем, что в соответствии с пунктом 2 статьи 245 Налогового кодекса РФ от уплаты единого социального налога освобождены сотрудники таможенной системы РФ по всем видам выплат, выплата средств на эти цели не предусмотрена федеральным бюджетом главному распорядителю Федеральной таможенной службе. Таким образом, неучет освобождения таможенных органов от уплаты страховых взносов при утверждении бюджета Фонда обязательного медицинского страхования не может служить основанием для освобождения ООО СМК "Айболит" от заключения договора обязательного медицинского страхования сотрудников ЮТУ.
В свою очередь ООО СМК "Айболит" и Ростовскому областному фонду обязательного медицинского страхования следует решить вопрос о компенсации льготных освобождений в установленном порядке.
Изучив представленные в материалы дела доказательства, заслушав пояснения сторон, суд первой инстанции правомерно пришел к выводу о том, что в удовлетворении исковых требований следует отказать по следующим основаниям.
Предметом настоящего спора является отказ ООО СМК "Айболит" от заключения договора обязательного медицинского страхования сотрудников истца на условиях освобождения от уплаты страховых взносов сроком на один год.
Истец основывает свои требования на установленном Конституцией Российской Федерации праве гражданина на получение бесплатной медицинской помощи в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения; при этом истец указывает, что предоставленная гражданам бесплатно медицинская помощь оплачивается медицинскому учреждению за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов и иных поступлений.
Вместе с тем, как следует из материалов дела и установлено судом, поскольку с 01.01.2001 года страховые взносы на обязательное медицинское страхование уплачиваются налогоплательщиками в составе единого социального налога, а согласно части 2 статьи 245 Налогового кодекса РФ истец освобожден от уплаты ЕСН с сумм денежного довольствия, продовольствия, вещевого обеспечения и иных выплат, получаемых сотрудниками таможенной системы, указанные сотрудники освобождены от уплаты единого социального налога по всем видам выплат, в том числе с сумм денежного довольствия, продовольственного и вещевого обеспечения.
Предоставляемая последним государственными и муниципальными медицинскими учреждениями медицинская помощь не может быть оплачена из такого источника, как страховые взносы: частью 1 статьи 957 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что договор страхования вступает в силу с момента уплаты страховой премии; статья 9 Закона "О медицинском страховании граждан в РСФСР" устанавливает в качестве одной из обязанностей страхователя, вносить страховые взносы в порядке, установленном указанным Законом или договором, то есть в порядке, установленном Налоговым кодексом РФ.
Отчисления в фонд обязательного медицинского страхования являются частью единого социального налога, за счет которых формируются финансовые средства территориального фонда обязательного медицинского страхования, обеспечивающего реализацию Закона о медицинском страховании граждан.
Частью 2 статьи 927 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что "для страховщиков заключение договора на предложенных страхователем условиях не является обязательным".
Следовательно, у истца нет оснований требовать от ООО СМК "Айболит" заключения договора обязательного медицинского страхования, и тем более - на условиях отсрочки уплаты страховых взносов.
В соответствии с Федеральным законом РФ от 21.07.1997 года N 114-ФЗ "О службе в таможенных органах РФ" в структуре таможенных органов выделяют две категории лиц, выполняющих возложенные на них обязанности (ст.ст. 3,4):
- работники таможенных органов, обеспечивающие техническое обеспечение деятельности таможенных органов. Отношения с указанной группой лиц регулируются законодательством о труде;
- сотрудники таможенных органов - граждане, занимающие должности в указанных органах и которым в установленном порядке присвоены специальные звания или квалификационные разряды. В отношении указанной группы лиц действует отраслевое законодательство.
Законом о медицинском страховании граждан РФ определен субъектный состав медицинского страхования (статья 2), в соответствии с которым страхователями при обязательном медицинском страховании для работающего населения являются организации, заключившие трудовые договоры с работниками, а также выплачивающие по договорам гражданско-правового характера вознаграждения, на которые в соответствии с законодательством РФ начисляются налоги в части, подлежащей зачислению в фонды обязательного медицинского страхования - для работающего населения.
В отношении с работниками таможенных органов (первая категория лиц) таможенная служба выступает страхователем, поскольку производит уплату страховых взносов в ФОМС.
Относительно второй категории лиц (сотрудников) необходимо отметить, что за указанных лиц не производится уплата единого социального налога и, следовательно, управление не может выступать страхователем в том смысле, в котором это предусмотрено законом.
Между тем, указанной группе лиц в соответствии с пунктом 1 статьи 45 Закона N 114, действительно гарантируется предоставление медицинских услуг в учреждениях государственной или муниципальной систем здравоохранения в объеме, предусмотренном территориальной программой обязательного медицинского страхования при отсутствии учреждений здравоохранения в системе таможенных органов по месту службы или месту жительства.
Федеральным законом от 29.06.2004 года N 58-ФЗ "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с осуществлением мер по совершенствованию государственного управления" внесены изменения в редакцию статьи 45 Федерального закона "О службе таможенных органов Российской Федерации", (регламентирующей право сотрудников таможенных органов на бесплатное медицинское обслуживание в учреждениях здравоохранения системы таможенных органов), согласно которым расходы на оказание медицинской помощи возмещаются Федеральной таможенной службой.
Вместе с тем, постановлением Правительства РФ от 31.12.2004 года N 911 "О порядке оказания медицинской помощи, санаторно-курортного обеспечения и осуществления отдельных выплат некоторым категориям военнослужащих, сотрудников правоохранительных органов и членам их семей" утвердило Правила возмещения учреждениям государственной и муниципальной систем здравоохранения расходов на оказание медицинской помощи военнослужащим, гражданам, призванным на военные сборы, сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, уголовно-исполнительной системы, таможенных органов и лицам начальствующего состава фельдъегерской связи". В соответствии с этими Правилами истец должен заключить с соответствующими муниципальными или государственными медучреждениями договоры по форме, утвержденной вышеназванным постановлением и оплачивать предоставляемую медицинскую помощь за счет средств, выделяемых из федерального бюджета соответствующим федеральным органам на эти цели в порядке, предусмотренном этим же постановлением.
Таким образом, Федеральным законом "О службе таможенных органов Российской Федерации" и постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2004года N 911 установлен порядок предоставления медицинской помощи сотрудникам таможенных органов не за счет средств фонда обязательного медицинского страхования, а за счет средств соответствующего бюджета.
На основании изложенного, суд первой инстанции правомерно отказал Южному таможенному управлению об обязании ответчиков заключить договор обязательного медицинского страхования сотрудников управления.
Учитывая изложенное и принимая во внимание, что доводы апелляционной жалобы направлены на переоценку выводов суда первой инстанции, основанных на правильном применении норм материального и процессуального права, установленных фактических обстоятельствах и имеющихся в деле доказательствах, Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд считает, что обжалуемый судебный акт изменению либо отмене не подлежат.
Доводы заявителя апелляционной жалобы рассмотрены апелляционным судом в полном объеме, однако отклоняются как не обоснованные.
Нарушений норм процессуального права, в том числе влекущих безусловную отмену судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение арбитражного суда Ростовской области от 24 апреля 2009 г. по делу N А53-2312/2009 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации, в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Председательствующий |
И.В. Пономарева |
Судьи |
М.Г.Величко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А53-2312/2009
Истец: Южное таможенное управление
Ответчик: общество с ограниченной ответственностью СМК "Айболит"
Третье лицо: Ростовский областной фонд обязательного медицинского страхования, ООО СМК "Айболит"
Хронология рассмотрения дела:
13.07.2009 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-4457/2009