г. Тула |
|
07 апреля 2011 г. |
Дело N 68-8136/10 |
Резолютивная часть постановления объявлена 31 марта 2011 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 07 апреля 2011 года.
Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Тимашковой Е.Н.,
судей Тиминской О.А, Ерёмичевой Н.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Гришиным И.В.,
рассмотрев апелляционную жалобу УФНС России по Тульской области
на решение Арбитражного суда Тульской области от 04 февраля 2011 года
по делу N А68-8136/2010 (судья Коновалова О.А.), принятое
по заявлению ОАО "Щекино-Лада"
к УФНС России по Тульской области,
третье лицо: МИФНС России N 5 по Тульской области,
о признании частично незаконным решения,
при участии в судебном заседании:
от заявителя: Лаврухина С.А. - представитель (доверенность от 10.06.2010 N 19),
от ответчика: Белишев А.Е. - начальник юротдела (доверенность от 20.12.2010 N 01-42/139), Лещева С.Б. - главный госналогинспектор отдела досудебного аудита (доверенность от 06.12.2010 N 01-42/133),
от третьего лица: Карева С.В. - начальник отдела налогового аудита (доверенность от 31.03.2011 N 03-32/03643),
УСТАНОВИЛ:
открытое акционерное общество "Щекино-Лада" (далее - ОАО "Щекино-Лада", Общество, налогоплательщик) обратилось в Арбитражный суд Тульской области с заявлением о признании незаконным решения Управления ФНС России по Тульской области (далее - Управление, налоговый орган, ответчик) N 160-А от 18.08.2010 в части привлечения к налоговой ответственности по п.1 ст.122 НК РФ за неполную уплату НДС в виде штрафа в размере 48 417 рублей, доначисления НДС в сумме 242085 рублей и начисления пени по НДС в сумме 64 100,66 рублей.
В качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований, привлечена Межрайонная ИФНС России N 5 по Тульской области (далее - Инспекция).
Решением Арбитражного суда Тульской области от 04.02.2011 заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с состоявшимся судебным актом, Управление подало апелляционную жалобу.
Исследовав материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, выслушав пояснения сторон, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта исходя из следующего.
Как следует из материалов дела, Межрайонной ИФНС N 5 по Тульской области была проведена выездная налоговая проверка ОАО "Щекино-Лада", результаты которой отражены в акте от 20.05.2010 N19-В.
По результатам рассмотрения акта и возражений на акт 11.06.2010 Межрайонной ИФНС N 5 по Тульской области было вынесено решение N 21-В о привлечении ОАО "Щекино-Лада" к налоговой ответственности, предусмотренной п.1 ст.122 НК РФ, за неполную уплату НДС в виде штрафа в размере 56 947 руб., за неполную уплату налога на прибыль в виде штрафа в размере 22 320 руб.
Указанным решением Обществу начислены пени по НДС в сумме 75 688 руб., по налогу на прибыль в сумме 16 203 руб., по НДФЛ в сумме 109 091 руб., по ЕСН в сумме 49 руб., и предложено уплатить недоимку по НДС в сумме 285 660 руб., недоимку по налогу на прибыль в сумме 111 600 руб., недоимку по НДФЛ в сумме 4 690 руб., недоимку по ЕСН в сумме 741 руб.
При этом основанием для доначисления вышеуказанных налогов и пени послужили следующие обстоятельства.
ОАО "Щекино-Лада" закупало у ОАО "АВТОВАЗ" автомобили в рамках договоров от 23.05.2007 N 25630155, от 04.06.2007 N 25630156, от 14.06.2007 N 25630157, от 26.06.2007 N 25630158, от 30.06.2007 N 25630159, от 13.10.2008 N25470425, от 28.10.2008 N 25470430, от 06.11.2008 N 25470435, от 20.11.2008 N25470441, от 04.12.2008 N 25470447, от 17.12.2008 N 25470453.
Предметом договора является приобретение ОАО "Щекино-Лада" автомобилей.
В рамках проведения ОАО "АВТОВАЗ" акции к указанным договорам были заключены дополнительные соглашения, по условиям которых в целях увеличения объема розничных продаж, повышения потребительского спроса на отдельные модели товарных автомобилей производства ОАО "АВТОВАЗ" и повышения оборачиваемости оборотных средств поставщик (ОАО "АВТОВАЗ") обязался выплатить покупателю (ОАО "Щекино-Лада") премию за реализованные конечному покупателю по рекомендованным розничным ценам автомобили.
Перечень моделей автомобилей, рекомендованные розничные цены содержатся в приложениях N 1 дополнительных соглашений.
В соответствии с условиями дополнительных соглашений покупатель (ОАО "Щекино-Лада") обязан реализовывать автомобили конечному потребителю по рекомендованным розничным ценам, еженедельно предоставляя поставщику (ОАО "АВТОВАЗ") отчет о реализованных автомобилях вместе с расчетом премии и счетом-платежным требованием.
В 2007 году ОАО "Щекино-Лада" было выплачено премий на сумму 912 000 руб., в 2008 году - на сумму 675 000 руб., всего 1 587 000 руб.
Межрайонная ИФНС России N 5 по Тульской области пришла к выводу, что из условий дополнительных соглашений покупатель обязан выполнить для поставщика определенные действия (реализовать отдельные модели товарных автомобилей конечному потребителю по рекомендуемым розничным ценам), способствующие продвижению отдельных моделей автомобилей производства ОАО "АВТОВАЗ" на рынке. Данные действия рассмотрены налоговым органом как оказанные услуги, подлежащие обложением НДС.
По результатам проверки установлена неуплата НДС в сумме 285 660 руб., в том числе 164 160 руб. за 2007 год и 121 500 руб. за 2008 год.
Доходы в виде вознаграждения за оказанные услуги в 2008 году в сумме 675 000 руб. признаны налоговым органом доходами от реализации товаров (работ, услуг), которые следовало включить в полном объеме при налогообложении прибыли за 2008 год.
В результате проверки МИФНС России N 5 по Тульской области установлена неуплата налога на прибыль за 2008 год в сумме 111 600 руб. в связи с занижением доходов на 465 000 руб.
На решение N 21-В от 11.06.2010 Обществом была подана апелляционная жалоба в Управление ФНС России по Тульской области, в которой ОАО "Щекино-Лада" просило отменить решение в части признания занижения объекта налогообложения по НДС и налогу на прибыль.
Решением Управления ФНС России по Тульской области N 160-А от 18.08.2010 вышеуказанное решение налогового органа изменено.
В соответствии с изменениями ОАО "Щекино-Лада" привлечено к налоговой ответственности, предусмотренной п.1 ст.122 НК РФ, только за неполную уплату НДС в виде штрафа в сумме 48 417 руб. В решении начислены пени по НДС в сумме 64 100,66 руб., предложено уплатить НДС в сумме 242 085 руб. Начисление налога на прибыль и пени отсутствует. В остальной части решение не изменено.
При этом из текста решения N 160-А следует, что Управление пришло к следующим выводам.
Премии, предоставленные ОАО "Щекино-Лада", неразрывно связаны с реализацией товара, то есть выручка поставщика подлежит уменьшению на соответствующую премию, соответственно, подлежит уменьшению налогооблагаемая база при исчислении НДС. В связи с этим, по мнению Управления, ОАО "Щекино-Лада" не вправе было принять к вычету суммы налога на добавленную стоимость, предъявленного поставщиком, без учета полученной премии.
Управление посчитало, что налоговые вычеты по НДС неправомерно завышены за 2007 год на сумму 139 119 руб. (912 000 х 18 : 118), за 2008 год на сумму 102 966 руб. (675 000 х 18 : 118).
По вопросу доначисления налога на прибыль Управление посчитало, что ОАО "Щекино-Лада" правомерно отнесло премии к внереализационным доходам, которые учтены при определении налогооблагаемой базы по налогу на прибыль по правилам ст.271 НК РФ.
Общество, частично не согласившись с решением Управления, обратилось в арбитражный суд с заявлением.
Рассматривая дело по существу, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что требование Общества подлежит удовлетворению.
Апелляционная инстанция согласна с таким выводом ввиду следующего.
Основанием к доначислению НДС явился вывод Управления о том, что ведение в договоры поставки (путем заключения дополнительных соглашений) положений о предоставлении премий изменяет первоначальную цену (стоимость) приобретения автомобилей.
В соответствии с пп.1 п.1 ст.146 НК РФ объектом налогообложения признаются операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации.
В силу пункта 1 статьи 39 Кодекса реализацией товаров, работ, услуг организацией или индивидуальным предпринимателем признается соответственно передача на возмездной основе (в том числе обмен товарами, работами, услугами) права собственности на товары, результатов выполненных работ одним лицом для другого лица, возмездное оказание услуг одним лицом другому лицу, а в случаях, предусмотренных Кодексом, передача права собственности на товары, результатов выполненных работ одним лицом для другого лица, оказание услуг одним лицом другому лицу - на безвозмездной основе.
При определении налоговой базы выручка от реализации товаров (работ, услуг), передачи имущественных прав определяется исходя из всех доходов налогоплательщика, связанных с расчетами по оплате указанных товаров (работ, услуг), имущественных прав, полученных им в денежной и (или) натуральной формах (пункт 2 статьи 153 Кодекса).
Пунктом 1 статьи 154 НК РФ установлено, что налоговая база при реализации налогоплательщиком товаров (работ, услуг), если иное не предусмотрено настоящей статьей, определяется как стоимость этих товаров (работ, услуг), исчисленная исходя из цен, определяемых в соответствии со статьей 40 настоящего Кодекса, с учетом акцизов (для подакцизных товаров) и без включения в них налога.
Исходя из вышеназванных норм закона, денежные средства должны включаться в налоговую базу по НДС только в том случае, если они являются оплатой поставленных товаров (выполненных услуг) либо связаны с такой оплатой.
Согласно п.1 ст.166 НК РФ сумма налога при определении налоговой базы в соответствии со статьями 154-159 и 162 настоящего Кодекса исчисляется как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы, а при раздельном учете - как сумма налога, полученная в результате сложения сумм налогов, исчисляемых отдельно как соответствующие налоговым ставкам процентные доли соответствующих налоговых баз.
В силу положений ст.171 НК РФ налогоплательщик имеет право уменьшить общую сумму налога, исчисленную в соответствии со статьей 166 настоящего Кодекса, на установленные настоящей статьей налоговые вычеты.
Вычетам подлежат суммы налога, предъявленные налогоплательщику при приобретении товаров (работ, услуг), а также имущественных прав на территории Российской Федерации либо уплаченные налогоплательщиком при ввозе товаров на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, в таможенных процедурах выпуска для внутреннего потребления, временного ввоза и переработки вне таможенной территории либо при ввозе товаров, перемещаемых через границу Российской Федерации без таможенного оформления, в отношении: товаров (работ, услуг), а также имущественных прав, приобретаемых для осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения в соответствии с настоящей главой, за исключением товаров, предусмотренных пунктом 2 статьи 170 настоящего Кодекса; товаров (работ, услуг), приобретаемых для перепродажи.
Налоговые вычеты, предусмотренные статье 171 настоящего Кодекса, производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиком товаров (работ, услуг), имущественных прав, документов, подтверждающих фактическую уплату сумм налога при ввозе товаров на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, документов, подтверждающих уплату сумм налога, удержанного налоговыми агентами, либо на основании иных документов в случаях, предусмотренных пунктами 3, 6-8 статьи 171 настоящего Кодекса.
Вычетам подлежат, если иное не установлено настоящей статьей, только суммы налога, предъявленные налогоплательщику при приобретении товаров (работ, услуг), имущественных прав на территории Российской Федерации, либо фактически уплаченные ими при ввозе товаров на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, после принятия на учет указанных товаров (работ, услуг), имущественных прав с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей и при наличии соответствующих первичных документов (п.1 ст.172 НК РФ).
Из анализа указанных норм следует, что налоговая база по НДС определяется от стоимости реализованного имущества, указанной в договоре, счетах-фактурах.
Вычеты по НДС применяются покупателями на основании счетов-фактур, выставленных продавцом товара.
Как усматривается из материалов дела, в соответствии с условиями дополнительных соглашений к договорам поставки от 23.05.2007 N 25630155, от 04.06.2007 N 25630156, от 14.06.2007 N 25630157, от 26.06.2007 N 25630158, от 30.06.2007 N 25630159, от 13.10.2008 N 25470425, от 28.10.2008 N 25470430, от 06.11.2008 N 25470435, от 20.11.2008 N 25470441, от 04.12.2008 N 25470447, от 17.12.2008 N 25470453 ОАО "АВТОВАЗ" обязалось выплатить ОАО "Щекино-Лада" премию в случае реализации автомобилей ЛАДА конечному потребителю по рекомендованным заводом на территории Российской Федерации розничным ценам (без изменения отпускной цены завода).
Условия дополнительных соглашений по всем договорам аналогичны. В них указано, что премии выплачиваются без изменения отпускной цены автомобилей, указанной в спецификации к договору. Сумма премии за каждый реализованный автомобиль указана в приложении.
Из вышеупомянутого приложения также следует, что предоставляемые премии не влияют на цену приобретаемых автомобилей.
В связи с этим премия означает форму поощрения поставщиком покупателя за выполнение условий дилерского договора, т.е. неразрывно связана с обязательствами покупателя по приобретению товаров у поставщика.
Следовательно, получение от продавца премии не уменьшает для покупателя стоимости, т.е. денежных затрат на приобретение товара.
К данному выводу позволяет прийти и анализ нормы, содержащейся в подпункте 19.1 пункта 1 статьи 265 Налогового кодекса Российской Федерации, в соответствии с которой в состав внереализационных расходов включаются расходы в виде премии (скидки), выплаченной (предоставленной) продавцом покупателю вследствие выполнения определенных условий договора, в частности объема покупок, т.е. законодатель, рассматривая премии за достижение определенного объема продаж в качестве внереализационного расхода, тем самым подтвердил, что эти премии не связаны с реализацией товаров (работ, услуг).
В настоящем случае премии ОАО "Автоваз" были выплачены ОАО "Щекино-Лада" вследствие выполнения договорных отношений, а именно реализации конечному потребителю автомобилей ЛАДА без изменения отпускной цены завода.
При таких обстоятельствах, поскольку суммы премий не подпадают под реализацию товаров (работ, услуг) в смысле положений статей 39 и 146 Налогового кодекса Российской Федерации, то они не подлежат обложению налогом на добавленную стоимость, а следовательно, выручка поставщика не подлежит уменьшению на соответствующую премию, соответственно, не подлежит уменьшению налогооблагаемая база при исчислении НДС.
В связи с этим и у ОАО "Щекино-Лада" не имелось правовых оснований для уменьшения налоговых вычетов ввиду получения премий от поставщика.
Такой вывод суда подтверждается и выводом Управления, сделанным в отношении налога на прибыль. Налогоплательщик полученные от поставщика суммы премий включил во внереализационные доходы. Причем со стороны Управления такие действия Общества были признаны правомерными.
Довод апелляционной жалобы об изменении поставщиком первоначальной цены (стоимости) приобретения тех автомобилей, в отношении которых Обществом реализовано право на получение премии, отклоняется апелляционной инстанцией по следующим основаниям.
Как установлено судом, условия дополнительных соглашений по всем договорам аналогичны. В них указано, что премии выплачиваются без изменения отпускной цены автомобилей, указанной в спецификации к договору.
Кроме того, в письме от 25.01.2011 N 90400/23-162, полученном по запросу суда, ОАО "АВТОВАЗ" пояснило, что цену реализованных ОАО "Щекино-Лада" автомобилей оно не изменяло и реализация автомобилей произведена по утвержденным рекомендованным ценам ОАО "АВТОВАЗ".
В книге покупок ОАО "Щекино-Лада" отражались счета-фактуры, выставленные поставщиком за приобретенные автомобили. Цены за автомобили и размер НДС соответствуют суммам, указанным в спецификациях к договорам и в счетах-фактурах.
В этой связи налоговые вычеты по НДС обоснованно были применены ОАО "Щекино-Лада" в суммах, указанных в счетах-фактурах ОАО "АВТОВАЗ" при продаже автомобилей.
Также не может быть принят во внимание судом довод жалобы о том, что ОАО "АВТОВАЗ" имело возможность внести корректировку в налоговые декларации по НДС, с учетом уменьшения стоимости реализованных товаров.
Согласно статье 81 НК РФ обязанность исправить данные прошедших отчетных или налоговых периодов возникает у налогоплательщика только тогда, когда он обнаружит или неполное отражение каких-либо сведений, или ошибки, которые повлекли занижение суммы налога, подлежащей уплате в бюджет.
Таким образом, поскольку в данном случае занижения суммы налога, подлежащего уплате в бюджет, не установлено, обязанности представить уточненную налоговую декларацию у Общества в рассматриваемой ситуации не возникает.
Иных доводов, способных повлечь за собой отмену обжалуемого судебного акта, апелляционная жалоба не содержит.
Судом первой инстанции полно установлены все обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения дела, как то предусмотрено ст.71 АПК РФ, правильно применены нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения.
Нарушений норм процессуального права, влекущих по правилам ч.4 ст.270 АПК РФ безусловную отмену судебных актов, не выявлено.
Руководствуясь п.1 ст. 269, ст. 271 АПК РФ, Двадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Тульской области от 04.02.2011 по делу N А68-8136/10 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
Е.Н. Тимашкова |
Судьи |
О.А. Тиминская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А53-1106/2009
Истец: общество с ограниченной ответственностью ТФ "Донские зори", Вознякова Людмила Лаврентьевна
Ответчик: индивидуальный предприниматель Вознякова Людмила Лаврентьевна
Третье лицо: Филиал Коммерческого банка "Петрокоммерц"