город Ростов-на-Дону |
дело N А32-6592/2009 |
14 августа 2009 г. |
15АП-6169/2009 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11 августа 2009 года.
Полный текст постановления изготовлен 14 августа 2009 г.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ткаченко Т.И.,
судей Золотухиной С.И., Ивановой Н.Н.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Хорошайло Е.А.,
при участии:
от заявителя: представитель не явился, извещен надлежащим образом (уведомление N 46633);
от заинтересованного лица: представитель не явился, извещен надлежащим образом (уведомление N 46634);
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Комплекс"
на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 21.04.2009 г. по делу N А32-6592/2009
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Комплекс"
к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор) по Краснодарскому краю
о признании незаконными и отмене постановлений по делам об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 7.3, 8.2, 8.9, ч. 1 ст. 8.10 и ст. 8.41 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
принятое судьей Буренковым Л.В.,
УСТАНОВИЛ:
ООО "Комплекс" обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Краснодарскому краю о признании незаконными отмене постановлений N N01-056-100ГВ/8-4, 01-056-100 ГВ/1-4, 01-056-100ГВ/2-4, 01-056-100ГВ/6-4 и N 01-056-100ГВ/4-4 от 26.02.09г., которыми общество было привлечено к административной ответственности по ст. ст. 7.3, 8.2., 8.9, ч. 1 ст. 8.10 и ст. 8.41 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 21.04.2009 г. в удовлетворении заявленных обществом требований отказано. Судебный акт мотивирован наличием в действиях общества состава вмененных ему правонарушений.
Не согласившись с принятым судебным актом, ООО "Комплекс" обратилось в Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции, сославшись на то, что общество не имеет отношения к деятельности, в результате которой образуются опасные отходы; общество невиновно в неполучении лицензии на пользование недрами, поскольку у органа местного самоуправления, являющегося собственником скважин, отсутствуют документы на земельные участки. Также общество полагает, что нет его вины в использовании источников водоснабжения без озеленения, дорожек с твердым покрытием, не спланированных для отвода сточных вод, поскольку имущество было передано в таком виде без средств на их ремонт и восстановление, а также правоустанавливающих документов.
Отзыв на апелляционную жалобу административным органом не представлен.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд рассматривает апелляционную жалобу в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В судебное заседание представители лиц, участвующих в деле, не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, что не препятствует рассмотрению апелляционной жалобы в порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в их отсутствие.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции пришёл к выводу об отсутствии оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, на основании распоряжения заместителя руководителя Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Краснодарскому краю N 1.09/85 от 22.01.2009 г., выданного на основании письма ОВД Новокубанского района (исх. N 83/-511 от 22.01.2009 г.), в период с 26.01.09 по 28.01.09 административным органом была проведена внеплановая проверка соблюдения обществом требований природоохранного законодательства Российской Федерации, в ходе которой было установлено, что ООО "Комплекс" осуществляет добычу пресных подземных вод из 6-ти артезианских скважин с целью реализации воды населению. Лицензии на право пользования недрами ООО "Комплекс" не имеет. Также было установлено, что ООО "Комплекс" оказывает услуги населению по вывозу ТБО. Лицензии на обращение с опасными отходами ООО "Комплекс" также не имеет.
Предприятием не разработаны проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, паспорта опасных отходов, не получены лимиты на их размещение; лица, допущенные к обращению с опасными отходами, не имеют свидетельства, подтверждающего их профессиональную подготовку; территории первых поясов зон санитарной охраны источников питьевого водоснабжения не ограждены, не спланированы для отвода сточных вод, не имеют охраны, не озеленены, дорожки к сооружениям не имеют твердого покрытия.
Согласно провизорной калькуляции затрат на подачу воды в 2008 г. потери воды в сетях составили 144 тыс. куб. м. Ввиду того, что предприятием не представлены утвержденные нормативы потерь, все потери считаются сверхнормативными. Также в ходе проверки было установлено, что ООО "Комплекс" не вносит плату за негативное воздействие на окружающую среду.
По итогам проверки был составлен акт проверки N 01-056-100 2В-1 от 26.01.2009 г., которым были зафиксированы все вышеперечисленные нарушения.
02.02.2009 г. в присутствии законного представителя в отношении общества были составлены протоколы об административных правонарушениях N 01-056-100ГВ 4/2, N 01-056-100ГВ/8-2, N 01-056-100ГВ/1-2, N 01-056-100ГВ/6-2, N 01-056-100-ГВ/2-2, а 26.02.2009 г. главным специалистом-экспертом отдела экологического контроля Управления Росприроднадзора по Краснодарскому краю вынесены постановления N01-056-100ГВ/8-4, 01-056-100 ГВ/1-4, 01-056-100ГВ/2-4, 01-056-100ГВ/6-4, 01-056-100ГВ/4-4, которыми общество ОО "Комплекс" признано виновным в совершении административных правонарушений, предусмотренных, ст. ст. 7.3, 8.2., 8.9, ч. 1 ст. 8.10, ст. 8.41 Кодекса российской Федерации об административных правонарушениях, и обществу назначены административные наказания в виде административных штрафов: по ст. 7.3 КоАП РФ - 30 000 руб.; по ст. 8.2 КоАП РФ - 120 000 руб.; по ст. 8.9 КоАП РФ - 10 000 руб., по ч. 1 ст. 8.10 КоАП РФ - 60 000 руб. и по ст. 8.41 КоАП РФ - 100 000 руб.
Не согласившись с указанными постановлениями административного органа, общество с ограниченной ответственностью "Комплекс" обратилось в арбитражный суд с заявлением по настоящем делу.
Статьей 7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за пользование недрами без разрешения (лицензии) либо с нарушением условий, предусмотренных разрешением (лицензией).
Согласно статье 11 Закона РФ от 21.02.1992 г. N 2395-1 "О недрах" предоставление недр в пользование, в том числе предоставление их в пользование органами государственной власти субъектов Российской Федерации, оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии, включающей установленной формы бланк с Государственным гербом Российской Федерации, а также текстовые, графические и иные приложения, являющиеся неотъемлемой составной частью лицензии и определяющие основные условия пользования недрами.
Предоставление участка (участков) недр в пользование на условиях соглашения о разделе продукции оформляется лицензией на пользование недрами. Лицензия удостоверяет право пользования указанным участком (участками) недр на условиях соглашения, определяющего все необходимые условия пользования недрами в соответствии с Федеральным законом "О соглашениях о разделе продукции" и законодательством Российской Федерации о недрах.
Лицензия является документом, удостоверяющим право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной в ней целью в течение установленного срока при соблюдении владельцем заранее оговоренных условий. Между уполномоченными на то органами государственной власти и пользователем недр может быть заключен договор, устанавливающий условия пользования таким участком, а также обязательства сторон по выполнению указанного договора.
Пунктом 2.1 Положения о порядке лицензирования пользования недрами, утвержденного Постановлением Верховного Совета РФ от 15.07.1992 г. N 3314-1, предусмотрено, что недра в соответствии с Законом Российской Федерации "О недрах" предоставляются в пользование на основании лицензий. Лицензия является документом, удостоверяющим право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной целью в течение установленного срока при соблюдении им заранее оговоренных требований и условий.
Как было установлено в ходе проверки, подтверждается актом проверки и протоколом об административном правонарушении, ООО "Комплекс" осуществляет добычу пресных подземных вод из 6-ти артезианских скважин с целью реализации воды населению, однако лицензии на право пользования недрами не имеет.
При этом довод общества о том, что лицензия не получена из-за отсутствия правоустанавливающих документов на земельные участки не принимается судом апелляционной инстанции, поскольку данное обстоятельство не свидетельствует о наличии у общества права осуществлять пользование недрами без соответствующей лицензии. До начала пользования недрами общества должно было предпринять все меры для получения предусмотренной законом лицензии в установленном законом порядке, а при наличии необходимости позаботиться о получении документов на землю, необходимых для получения лицензии.
Таким образом, материалами дела подтверждается наличие в действиях заявителя состава правонарушения, предусмотренного ст. 7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Статьей 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, складировании, использовании, сжигании, переработке, обезвреживании, транспортировке, захоронении и ином обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами.
Согласно ст. 9 Федерального закона "Об отходах производства и потребления" деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению опасных отходов подлежит лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с ч.2 и 3 ст. 14 названного Федерального закона, индивидуальные предприниматели и юридические лица, в процессе деятельности которых образуются опасные отходы, обязаны подтвердить отнесение данных отходов к конкретному классу опасности в порядке, установленном федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами.
На опасные отходы должен быть составлен паспорт. Паспорт опасных отходов составляется на основании данных о составе и свойствах опасных отходов, оценки их опасности. Порядок паспортизации определяет уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти.
Часть 1 ст. 15 Федерального закона "Об отходах производства и потребления" предъявляет требования к профессиональной подготовке лиц, допущенных к обращению с опасными отходами и указывает, что лица, которые допущены к обращению с опасными отходами, обязаны иметь профессиональную подготовку, подтвержденную свидетельствами (сертификатами) на право работы с опасными отходами.
В соответствии с ч.2 и 3 ст. 18 ФЗ "Об отходах производства и потребления" лимиты на размещение отходов устанавливают в соответствии с нормативами предельно допустимых вредных воздействий на окружающую природную среду уполномоченные федеральные органы исполнительной власти или органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией.
Индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, разрабатывают проекты нормативов образования отходов и лимитов на их размещение.
Как установлено административным органом в ходе проверки, ООО "Комплекс" оказывает услуги населению по вывозу ТБО. Лицензии на обращение с опасными отходами общество не имеет; предприятием не разработан проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение; не разработаны паспорта опасных отходов, не получены лимиты на их размещение; лица, допущенные к обращению с опасными отходами, не имеют свидетельств, подтверждающих их профессиональную подготовку.
Таким образом, в действиях общества ООО "Комплекс" имеется состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ст. 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Довод общества о том, что общество не имеет отношения к деятельности, в результате которой образуются опасные отходы, противоречит материалам дела, в том числе объяснениям генерального директора ООО "Комплекс" Отрохова А.С. к протоколу об административном правонарушении (том 2, л.д.14), в которых руководитель пояснил, что новое руководство общества заключило договор о разработке проекта лимитов образования отходов, материалов экологического обоснования для получения лицензии на право обращения с отходами. Также директор пояснил, что договор на разработку паспортов на опасные отходы будет заключен после разработки проекта лимитов образования отходов. Кроме того, законный представитель юридического лица пояснил, что обществом заключен договор с Гарбуз О.А., прошедшим обучение в мае-июне 2005 года по программе "Подготовка специалистов на право обращения с опасными отходами" и имеющим свидетельство С 011802. Данные пояснения свидетельствуют о том, что общество осуществляет деятельность, связанную с обращением с опасными отходами.
Статья 8.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусматривает ответственность за нарушение требований по охране недр и гидроминеральных ресурсов, которое может вызвать загрязнение недр и гидроминеральных ресурсов либо привести месторождение полезных ископаемых и гидроминеральных ресурсов в состояние, непригодное для разработки.
Материалами дела установлено, что территории первых поясов зон санитарной охраны (ЗСО) источников питьевого водоснабжения обществом не ограждены, не спланированы для отвода сточных вод, не имеют охраны, не озеленены, дорожки к сооружениям не имеют твердого покрытия, что является нарушением п. 3.2.1.1. СанПиН 2.1.4.1110-02 "Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения". Территория первого пояса ЗСО должна быть спланирована для отвода поверхностного стока за ее пределы, озеленена, ограждена и обеспечена охраной. Дорожки к сооружениям должны иметь твердое покрытие.
Также предприятием в нарушении п. 6 ст. 23 Закона "О недрах" не ведется достоверный учет извлекаемых и оставляемых в недрах запасов основных и совместно с ними залегающих полезных ископаемых и попутных компонентов при разработке месторождений полезных ископаемых.
Таким образом, в действиях общества ООО "Комплекс" имеется состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ст. 8.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Ссылка общества на то, что имущество в таком состоянии без средств на восстановление и ремонт было передано нынешнему собственнику - администрации Советского сельского поселения Новокубанского района, не свидетельствует об отсутствии вины юридического лица, состоящей в непринятии всех необходимых мер для соблюдения вышеназванных правил и норм.
Часть 1 ст. 8.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусматривает административную ответственность за выборочную (внепроектную) отработку месторождений полезных ископаемых, приводящую к необоснованным потерям запасов полезных ископаемых, разубоживание полезных ископаемых, а равно иное нерациональное использование недр, ведущее к сверхнормативным потерям при добыче полезных ископаемых или при переработке минерального сырья.
Согласно провизорной калькуляции затрат на подачу воды в 2008 г. потери воды в сетях составили 144 тыс. куб. м. Предприятием не представлены утвержденные нормативы потерь, т.е. все потери считаются сверхнормативными.
Указанное является нарушением п. 2 ч. 2 ст. 22 Закона "О недрах" требований технических проектов, планов и схем развития горных работ, приводит к сверхнормативным потерям, разубоживанию полезных ископаемых.
Таким образом, в действиях общества ООО "Комплекс" имеется состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 1 ст. 8.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Статья 8.41 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушения предусматривает административную ответственность за невнесение в установленные сроки платы за негативное воздействие на окружающую среду.
Согласно ч.1 ст. 16 ФЗ "Об охране окружающей среды", негативное воздействие на окружающую среду является платным.
Порядок определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 28.08.1992 г. N 632 "Об утверждении Порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия" и постановлением Правительства Российской Федерации от 12.06.2003 N 344 "О нормативах платы за выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ стационарными и передвижными источниками, сбросы загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, размещение отходов производства и потребления".
Приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 8 июня 2006 г. N 557 "Об установлении сроков уплаты платы за негативное воздействие на окружающую среду" установлен срок уплаты платы за негативное воздействие на окружающую среду, подлежащей уплате по итогам отчетного периода, не позднее 20 числа месяца, следующего за отчетным периодом. Отчетным периодом признается календарный квартал.
ООО "Комплекс", в нарушении данных сроков, не вносило плату за негативное воздействие на окружающую среду на протяжении всего 2008 года вплоть до 22.01.2009 г.
Изложенное свидетельствует о том, что в действиях общества ООО "Комплекс" имеется состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ст. 8.41 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Нарушений порядка привлечения к административной ответственности, являющихся безусловными основаниями для признания незаконными и отмены постановлений административного органа, не выявлено.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в соответствии со статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены обжалуемого решения, не установлено.
Таким образом, решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, в связи с чем апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Краснодарского края от 21.04.2009 г. по делу N А32-6592/2009 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации, в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Председательствующий |
Т.И. Ткаченко |
Судьи |
С.И. Золотухина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-6592/2009
Истец: общество с ограниченной ответственностью "Комплекс"
Ответчик: Управление Федеральной Службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор) по Краснодарскому краю