город Ростов-на-Дону |
дело N А53-6052/2009 |
07 сентября 2009 г. |
15АП-3870/2009 |
Резолютивная часть постановления объявлена 31 августа 2009 года.
Полный текст постановления изготовлен 07 сентября 2009 г.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Золотухиной С.И.,
судей Ивановой Н.Н., Ткаченко Т.И.
при ведении протокола судебного заседания судьей Золотухиной С.И.
при участии:
от заявителя: представитель Бородачева И.С. по доверенности от 27.08.2009 г.,
от заинтересованного лица: ведущий специалист эксперт юридического отдела Сидорович Ю.В. по доверенности от 08.04.2009 г. N 03-18,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Алла"
на решение Арбитражного суда Ростовской области от 23.04.2009 г. по делу N А53-6052/2009
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Алла"
к заинтересованному лицу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N 20 по Ростовской области
о признании незаконным и отмене постановления по делу об административном правонарушении,
принятое в составе судьи Гришко С.В.,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Алла" обратилось в Арбитражный суд Ростовской области с заявлением к инспекции Федеральной налоговой службы России по Константиновскому району Ростовской области о признании незаконным и отмене постановления N 100009 от 24.03.2009г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 15.1 КоАП РФ (с учетом уточненных требований - т.1 л.д. 120-121, т.2 л.д. 130-131).
Определением от 14.04.2009 г. произведена замена заинтересованного лица на Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы N 20 по Ростовской области в связи с реорганизацией.
Решением суда от 23.04.2009 г. в удовлетворении заявленных обществом требований отказано. Судебный акт мотивирован наличием в деянии общества состава вменяемого ему правонарушения.
Не согласившись с принятым решением, общество с ограниченной ответственностью "Алла" обжаловало его в порядке, предусмотренном гл. 34 АПК РФ. В апелляционной жалобе заявитель просит решение суда отменить, ссылаясь на то, что ведение кассовой книги в обществе осуществляется автоматическим способом, помещение кассы, отвечающее установленным законом требованиям, расположено отдельно от торговой точки.
В отзыве на апелляционную жалобу МИФНС N 20 по Ростовской области просит решение суда оставить без изменения, ссылаясь на то, что наличие в деянии общества состава вменяемого ему правонарушения подтверждается материалами дела, процессуальных нарушений со стороны инспекции не допущено.
В судебном заседании представители сторон поддержали доводы жалобы и отзыва на нее.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, выслушав представителей участвующих в деле лиц, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, на основании поручения начальника Инспекции ФНС России по Константиновскому району Ростовской области N 40 от 16 марта 2009 г. сотрудниками инспекции проведена проверка полноты учета выручки, порядка работы с денежной наличностью в магазине "Продукты", расположенном по адресу: ст.Николаевская, ул.Центральная 61, принадлежащем обществу с ограниченной ответственностью "Алла", в результате которой установлен факт неоприходования обществом выручки в сумме 39 966 рублей в период с 01.03.2009г. по 15.03.2009г. в кассу предприятия, а также несоблюдения порядка хранения свободных денежных средств (отсутствие изолированного помещения, предназначенного для выдачи и временного хранения наличных денег, несгораемого металлического шкафа, охранно-пожарной сигнализации).
По результатам проверки, зафиксированным актом N 2 от 16 марта 2009 г., в отношении ООО "Алла" ИФНС по Константиновскому району составлен протокол N 100013 от 17.03.2009г. об административном правонарушении, предусмотренном ст. 15.1 КоАП РФ. Постановлением начальника ИФНС по Константиновскому району от 24.03.2009 г. общество привлечено к административной ответственности, предусмотренной ст.15.1 КоАП РФ, с назначением административного наказания в виде штрафа в размере 40 000 руб.
Указанное постановление обжаловано обществом в судебном порядке.
Принимая решение, суд первой инстанции пришел к правильному выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных обществом требований.
Статья 15.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях устанавливает административную ответственность за нарушение порядка работы с денежной наличностью и порядка ведения кассовых операций, выразившееся в осуществлении расчетов наличными деньгами с другими организациями сверх установленных размеров, неоприходовании (неполном оприходовании) в кассу денежной наличности, несоблюдении порядка хранения свободных денежных средств, а равно в накоплении в кассе наличных денег сверх установленных лимитов.
Порядок ведения кассовых операций в Российской Федерации утвержден решением совета директоров Центрального банка России от 22.09.93г. N 40 (далее - Порядок). В соответствии с пунктом 1 Порядка предприятия, объединения, организации и учреждения независимо от организационно-правовых форм и сферы деятельности обязаны хранить свободные денежные средства в учреждениях банков. Согласно пункту 3 Порядка для осуществления расчетов наличными деньгами каждое предприятие должно иметь кассу и вести кассовую книгу по установленной форме.
Данное требование распространяется на все общество в целом, а не только на его головную часть в месте регистрации общества, а потому довод заявителя жалобы о том, что оно арендует помещение под кассу, оборудованное в соответствии с требованиями названного выше Порядка, территориально удаленное от места нахождения проверяемого инспекцией магазина "Продукты", не опровергает обязанности общества соблюдать названный выше Порядок осуществления расчетов наличными денежными средствами в месте, где соответствующие расчеты фактически осуществляются.
В силу статьи 29 Порядка руководители предприятий обязаны оборудовать кассу (изолированное помещение, предназначенное для приема, выдачи и временного хранения наличных денег) и обеспечить сохранность денег в помещении кассы, а также при доставке их из учреждения банка и сдаче в банк.
Единые требования по технической укрепленности и оборудованию сигнализацией помещений касс предприятий приведены в приложении N 3 к Порядку. Для обеспечения надежной сохранности наличных денежных средств и ценностей помещение кассы должно отвечать следующим требованиям: быть изолированным от других служебных и подсобных помещений; располагаться на промежуточных этажах многоэтажных зданий (в двухэтажных зданиях - на верхних этажах, в одноэтажных зданиях окна кассового помещения оборудуются внутренними ставнями); иметь капитальные стены, прочные перекрытия пола и потолка, надежные внутренние стены и перегородки; закрываться на две двери: внешнюю, открывающуюся наружу и внутреннюю, изготовленную в виде стальной решетки, открывающейся в сторону внутреннего расположения кассы; оборудоваться специальным окошком для выдачи денег; иметь сейф (металлический шкаф) для хранения денег и ценностей, в обязательном порядке, прочно прикрепленным к строительным конструкциям пола и стены стальными ершами; располагать исправным огнетушителем; оборудоваться пожарной и охраной сигнализациями (пункты 2 и 3 приложения N 3 к Порядку).
Из акта проверки от 16.03.2009 г. и протокола осмотра от 16.03.2009 г. (л.д. 131, 136 т.1) следует, что изолированное помещение кассы, оборудованное сигнализацией, несгораемым металлическим сейфом и средствами охранно-пожарной сигнализации у общества "Алла" отсутствует.
Вышеизложенное подтверждает наличие в действиях (бездействии) общества объективной стороны правонарушения, предусмотренного ст. 15.1 КоАП РФ.
Кроме того, в ходе проверки налоговым органом установлен факт нарушения обществом порядка оприходования поступающей денежной наличности.
Так, в соответствии с пунктом 3 Порядка для осуществления расчетов наличными деньгами каждое предприятие должно иметь кассу и вести кассовую книгу по установленной форме. Прием наличных денег предприятиями при осуществлении расчетов с населением производится с обязательным применением контрольно-кассовых машин. При этом прием наличных денег кассами предприятий должен производится по приходным кассовым ордерам, подписанным главным бухгалтером (пункт 13 Порядка).
Согласно пунктам 22, 24 Порядка все поступления и выдача наличных денег предприятия учитываются в кассовой книге, записи в кассовую книгу производятся кассиром сразу же после получения или выдачи денег по каждому ордеру или другому заменяющему его документу. Ежедневно в конце рабочего дня кассир подсчитывает итоги операций за день, выводит остаток денег в кассе на следующее число и передает в бухгалтерию в качестве отчета кассира второй отрывной лист (копию записей в кассовой книге за день) с приходными и расходными кассовыми документами под расписку в кассовой книге.
В силу пункта 11 Методических рекомендаций по использованию данных учета выручки, полученных с применением контрольно-кассовых машин, утвержденных письмом Центрального банка Российской Федерации от 18.08.93г. N 51, а также пункта 6.1 Типовых правил эксплуатации контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением, утвержденных письмом Министерства финансов Российской Федерации от 30.08.93г. N 104, кассир также обязан при закрытии предприятия или по прибытии инкассатора (если он по графику прибывает до закрытия предприятия) подготовить денежную выручку, составить кассовый отчет и сдать выручку вместе с кассовым отчетом по приходному ордеру старшему (главному) кассиру (в небольших предприятиях с одной - двумя кассами сдает деньги непосредственно инкассатору банка).
Приведенные выше нормы свидетельствуют о том, что организации обязаны совершить следующие операции по оприходованию наличных денежных средств в день их поступления: оформить приходные кассовые ордера о поступивших наличных денежных средствах в кассу организации и внести в тот же день в кассовую книгу организации записи о поступивших денежных средствах, а несвоевременное оприходование обществом денежных средств составляет административное правонарушение, предусмотренное статьей 15.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Материалами дела подтверждается, что денежные средства в сумме 39 966 рублей, поступившие в кассу предприятия в период с 01.03.2009г. по 15.03.2009г., не внесены в кассовую книгу и не оприходованы обществом. Учитывая изложенное, суд первой инстанции сделал правильный вывод о том, что данное обстоятельство также свидетельствует о совершении обществом правонарушения, предусмотренного статьи 15.1 КоАП РФ.
Довод заявителя жалобы о том, что им ведется кассовая книга в электронной форме, доказательственно не подтвержден, ни машинограммы "Вкладной лист кассовой книги" и "Отчет кассира", ни электронные распечатки карточек счетов бухгалтерского учета, подтверждающие факт оприходования обществом денежных средств, суду не представлены.
Кроме того, апелляционный суд учитывает, что при проведении инспекцией ФНС по Константиновскому району проверки общества "Алла" директором общества Золотаревой А.В. были даны собственноручные объяснения о том, что кассовая книга не заполнялась, так как не знали, что кассовая книга заполняется ежедневно (т.1 л.д. 134).
Таким образом, приведенные обстоятельства подтверждают наличие в действиях (бездействии) ООО "Алла" объективной стороны правонарушения, предусмотренного статьей 15.1 КоАП РФ.
Согласно части 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Доказательств принятия обществом "Алла" всех необходимых мер для соблюдения установленного законодательством РФ порядка работы с денежной наличностью и порядка ведения кассовых операций, в материалах дела не имеется, в связи с чем вывод о вине общества в совершении указанного выше правонарушения также признается правильным.
Процессуальных нарушений при производстве по делу об административном правонарушении налоговым органом не допущено, протокол и постановление о привлечении общества к административной ответственности вынесены в присутствии законного представителя общества - директора Золотаревой А.В.
При указанных обстоятельствах вывод суда первой инстанции об обоснованном привлечении общества к административной ответственности, предусмотренной статьей 15.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, является правомерным.
Изложенное свидетельствует о том, что решение суда первой инстанции об отказе в удовлетворении требований ООО "Алла" является законным и обоснованным, оснований для его отмены не имеется.
В силу части 4 статьи 208 АПК РФ заявление об оспаривании решения о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается, следовательно, госпошлина по апелляционной жалобе, поданной по результатам рассмотрения соответствующего заявления, также не подлежит уплате.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение арбитражного суда Ростовской области от 23 апреля 2009 г. оставить без изменения.
В удовлетворении апелляционной жалобы отказать.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации, в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Председательствующий |
С.И. Золотухина |
Судьи |
Н.Н. Иванова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А53-6052/2009
Истец: общество с ограниченной ответственностью "Алла"
Ответчик: Межрайонная Инспекция Федеральной налоговой службы России N 20 по Ростовской области, Межрайонная Инспекция Федеральной налоговой службы России N 20 по Константиновскому району