г. Челябинск
28 января 2008 г. |
N 18АП -8323/2007 |
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Кузнецова Ю.А., судей Дмитриевой Н.Н., Баканова В.В., при ведении протокола секретарем судебного заседания Соловьевой В.В., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Нефаз" на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 24.10.2007 по делу N А07-9561/2007 (судья Азаматов А.Д.), при участии: от открытого акционерного общества "Нефаз" - Зайнаковой Ф.С. (доверенность N 70 от 13.04.2007), от Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Республике Башкортостан - Хашимова А.А. (доверенность N 04-17\01184 от 25.01.2008),
УСТАНОВИЛ:
02.07.2007 в Арбитражный суд Республика Башкортостан обратилось открытое акционерное общество "Нефаз" (далее - заявитель, общество) с заявлением о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Республике Башкортостан (далее - инспекция, налоговый орган) N 11-13\4689 от 29.03.2007 о начислении налога на прибыль.
Решение принято по результатам налоговой проверки уточненной налоговой декларации по налогу на прибыль за 2003 год и незаконно по следующим основаниям:
В уточненную декларацию включены расходы на содержание лечебно-профилактического комплекса (далее - ЛПК) и объектов жилищно-коммунального хозяйства (далее - ЖКХ). Убытки по содержанию этих объектов не приняты в состав затрат, начислен налог, право на их применение связывается с соблюдением условий ст. 275.1 НК РФ.
Не учтено, что ЛПК не является структурным подразделением, он находится на территории предприятия, не имеет обособленности, расходы по его содержанию следует учитывать по п.п. 7 п.1 ст. 264 НК РФ как расходы, связанные с содержанием здравпунктов, находящихся на территории предприятия, обязанность по охране здоровья работников по трудовому законодательству возлагается на работодателей.
Плательщик является градообразующей организацией и вправе принимать для целей налогообложения фактически осуществленные расходы в пределах нормативов для аналогичных органов местного самоуправления. Общество исключило из налоговой базы расходы в пределах этих нормативов (л.д.7-9 т.2).
Решением суда первой инстанции от 24.10.2007 в удовлетворении требований отказано. Суд пришел к выводу о том, что заявитель не подтвердил, что выполняемые на предприятии работы относятся к вредным и тяжелым, по признакам ЛПК не подпадает под понятие здравпункта. Нет подтверждения того, что предприятие является градообразующим (л.д.47-50 т.2).
20.11.2007 от общества поступила апелляционная жалоба, где поставлен вопрос об отмене судебного решения. Суд не учел, что работы по сборке кузовов, сборка на конвейере являются вредными производственными факторами, требуют организации и содержания медицинской службы. Предприятие по численности работающих - более 5000 человек относится к категории градообразующих.
Арбитражный суд апелляционной инстанции, повторно рассмотрев дело в порядке статей 268, 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, выслушав стороны, исследовав имеющиеся в деле доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы, установил следующие обстоятельства.
ОАО "Нефтекамский автозавод" зарегистрировано в качестве юридического лица, является плательщиком налогов и сборов (л.д.12 т.1).
Представлена уточненная декларация по налогу на прибыль за 2003 год, где увеличена сумма расходов (л.д.20-40 т.1).
Инспекцией проведена камеральная проверка достоверности данной декларации. О результатах извещен плательщик (л.д.17-18 т.1).
Решением N 11-13\4689 от 29.03.2007 в привлечении к налоговой ответственности отказано, начислен налог на прибыль в сумме 688 497 руб. Указано, что к обслуживающим производствам относятся лечебно - профилактические комплексы, убытки по их эксплуатации принимаются при соблюдении требований ст. 275.1 НК РФ, они не должны превышать стоимости аналогичных услуг, оказываемых специализированными организациями и должны быть аналогичны им. По представленным документам плательщик соблюдение этих условий не подтвердил, в связи, с чем начисляется налог на прибыль. ЛПК отнесен к обслуживающим производствам (л.д.10-11 т.1).
Расходы подтверждены первичными документами.
По данным статистической отчетности среднесписочная численность работников предприятия в 2003 году составила 8037 человек (л.д.10, 38 т.2). Решением сессии Нефтекамского городского Совета утверждены нормативы по содержанию жилого фонда для общежитий 2400 руб. за кв. м. (л.д.11-12 т.2). По справке администрации г. Нефтекамска ОАО "Нефтекамский автозавод" является градообразующим предприятием (л.д.96 т.2).
По штатному расписанию ЛПК численность медицинских работников составляет 31 человек (л.д.19 т.2). По положению медицинско - санитарная часть выполняет задачи по оказанию первой помощи работникам завода, проводит медицинские осмотры, проводит мероприятия по сохранению и укреплению здоровья работников предприятия (л.д.20-21 т.2). По заключению Министерства труда и социальной защиты населения Республики Башкортостан от 23.12.2002 на рабочих местах с вредными и тяжелыми условиями труда занято 1638 работников (л.д.12 т.2).
При правовой оценке материалов дела, доводов апелляционной жалобы и возражений плательщика суд исходит из следующего:
По ст. 247 Налогового Кодекса Российской Федерации объектом налогообложения по налогу на прибыль организаций (далее в настоящей главе - налог) признается прибыль, полученная налогоплательщиком.
Прибылью в целях настоящей главы признается для российских организаций - полученные доходы, уменьшенные на величину произведенных расходов, которые определяются в соответствии с настоящей главой.
По ст. 252 НК РФ расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных статьей 265 настоящего Кодекса, убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком.
Порядок определения расходов определяется НК РФ.
По ст. 169 Федеральный закон от 26 октября 2002 г. N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" градообразующими организациями признаются юридические лица, численность работников которых составляет не менее двадцати пяти процентов численности работающего населения соответствующего населенного пункта.
Положения, предусмотренные настоящим параграфом, применяются также к иным организациям, численность работников которых превышает пять тысяч человек.
По материалам дела, плательщик, имея численность работающих более 8 000 человек относится к градообразующим предприятиям, что подтверждено справкой администрации. По ст. 275.1 НК РФ налогоплательщики, которые являются градообразующими организациями в соответствии с законодательством Российской Федерации и в состав которых входят структурные подразделения по эксплуатации объектов жилищного фонда, вправе принять для целей налогообложения, фактически осуществленные расходы на содержание указанных объектов. Указанные расходы для целей налогообложения признаются в пределах нормативов на содержание аналогичных хозяйств, производств и служб, утвержденных органами местного самоуправления по месту нахождения налогоплательщика.
Факт реальности расходов и их целевое назначение не отрицается налоговым органом. Льгота применена в пределах установленных норм. Суд апелляционной инстанции не видит оснований для признания налогового вычета незаконным.
По п.п.7 п.1 ст.264 НК РФ к затратам относятся расходы на обеспечение нормальных условий труда и мер по технике безопасности, предусмотренных законодательством Российской Федерации, расходы на лечение профессиональных заболеваний работников, занятых на работах с вредными или тяжелыми условиями труда, расходы, связанные с содержанием помещений и инвентаря здравпунктов, находящихся непосредственно на территории организации. Содержание на территории предприятия медсанчасти для проведения медосмотров работников, оказания им помощи соответствует данному пункту. Следует учесть наличие значительного количества рабочих мест с вредными и опасными условиями труды.
Учитывая, что выводы суда первой инстанции не соответствуют обстоятельствам дела решение подлежит отмене, а заявленные плательщиком требования удовлетворению.
По смыслу подп. 1 п. 1 ст. 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации прокуроры, государственные органы, органы местного самоуправления и иные органы освобождаются от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в арбитражных судах при обращении в арбитражные суды в случаях, предусмотренных законом, в защиту государственных и (или) общественных интересов.
Таким образом, Налоговый кодекс Российской Федерации не содержит положений, предусматривающих освобождение государственных органов, органов местного самоуправления и иных органов, выступающих в суде от имени публично-правового образования, от уплаты государственной пошлины при совершении соответствующих процессуальных действий по делам, по которым данные органы или соответствующее публично-правовое образование выступали в качестве ответчика.
Пунктом 47 ст. 2 и п. 1 ст. 7 Федерального закона от 27.07.2006 N 137-ФЗ "О внесении изменений в часть первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и в отдельные законодательные акты Российской Федерации" с 01.01.2007 признан утратившим силу п. 5 ст. 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации.
Соответственно с 01.01.2007 в отношении налоговых органов подлежит применению общий порядок распределения судебных расходов, предусмотренный гл. 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, с инспекции в пользу плательщика взыскиваются расходы по госпошлине в связи с подачей заявления в суд и рассмотрением апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 176, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 24.10.2007 по делу N А07-9561/2007 отменить.
Решение Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщика по Республике Башкортостан N 11-13\4689 от 29.03.2007 признать недействительным.
Взыскать с Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Республике Башкортостан в пользу открытого акционерного обществу "Нефаз" в возмещение расходов по госпошлине 3000 руб.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
В случае обжалования постановления в порядке кассационного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения кассационной жалобы можно получить на интернет-сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа www. fasuo. arbitr. ru.
Председательствующий судья |
Ю.А.Кузнецов |
Судьи |
Н.Н.Дмитриева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А07-9561/2007
Истец: ОАО "Нефтекамский автозавод"
Ответчик: межрайонная ИФНС России по крупнейшим налогоплательщикам по РБ
Третье лицо: Территориальный орган Федеральной слкжбы государственной статистики по РБ