г. Челябинск
17 января 2008 г. |
N 18АП-8861/2007 |
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Костина В.Ю., судей Тремасовой-Зиновой М.В., Чередниковой М.В., при ведении протокола секретарем судебного заседания Соловьевой В.В., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Калининой Натальи Владимировны на решение Арбитражного суда Оренбургской области от 24 ноября 2007 года по делу А47-544/2007 (судья Малышева И.А.),
УСТАНОВИЛ:
индивидуальный предприниматель Калинина Наталья Владимировна (далее - предприниматель, ИП Калинина, заявитель) обратилась в Арбитражный суд Оренбургской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления от 17.01.2007 N 7, вынесенного Инспекцией Федеральной налоговой службы по г.Орску Оренбургской области (далее - административный орган, инспекция), которым она привлечена к административной ответственности по части 3 статьи 14.16 КоАП РФ в виде административного штрафа в размере 3000 рублей.
Решением Арбитражного суда Оренбургской области от 24.10.2007 по настоящему делу в удовлетворении требований отказано.
ИП Калинина Н.В. не согласилась с решением арбитражного суда первой инстанции по настоящему делу и обжаловала его в апелляционном порядке.
В апелляционной жалобе указывает, что выводы суда не соответствуют фактическим обстоятельствам дела, судом не дана надлежащая оценка всем имеющимся в материалах дела доказательствам. Указала, что "Правила продажи отдельных видов товаров_" применяются при регулировании пищевой алкогольной продукции и не распространяются реализацию на реализацию непищевой спиртосодержащей продукции. Понятия алкогольной и спиртосодержащей продукции являются различными. Полагает, что Правила не распространяют свое действие на розничную продажу непищевой спиртосодержащей продукции.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в судебное заседание не явились.
В соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации с учетом мнения инспекции, дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие сторон.
Арбитражный суд апелляционной инстанции, повторно рассмотрев дело в порядке статей 268, 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исследовав имеющиеся в деле доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы, не находит оснований для отмены судебного акта.
Как следует из материалов дела, Калинина Н.В., зарегистрирована в качестве индивидуального предпринимателя инспекцией ФНС РФ по г. Осрку Оренбургской области ОГРН 304561402000061.
09.01.2007 инспекцией проведена проверка соблюдения требований законодательства Российской Федерации о государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной, спиртосодержащей и табачной продукции в магазине "Теремок", принадлежащем ИП Калининой Н.В., расположенном по адресу : г.Орск, ул.Горького, д.153 "а".
В ходе проверки, проведенной в магазине, расположенном по адресу: г.Орск, ул. Горького, 153а, принадлежащему ИП Калининой Н.В., инспекцией установлено, что реализация спиртосодержащей продукции - "Тройной одеколон", производитель "Абар" г.Минеральные воды, емк. 100 мл., содержащий спирт этиловый 60%, в количестве 37 флаконов, по цене 12 р. без сертификатов соответствия и разделы Б справок к грузовой таможенной декларации не оформлены надлежащим образом, а именно не указан конечный покупатель алкогольной продукции со ссылкой на товарно-транспортную декларацию, чем нарушены Федерального закона РФ N 171 -ФЗ от 22.11.1995 "О государственной регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" и п.139 Правил продажи видов товаров", утвержденных Постановлением Правительства N 55 от 19.01.1998.
Результаты проверки оформлены актом проверки правильности выдачи чека ККТ или документа строгой отчетности (ДСО), приравниваемого к чеку (л.д. 49), протоколом осмотра помещений, территорий и находящихся там вещей и документов N 7 от 09.01.2007; протоколом ареста спиртосодержащей продукции от 09.01.2007; протоколом изъятия документов на спиртосодержащую непищевую продукцию от 09.01.2007.
Инспекцией составлен протокол об административном правонарушении от 10.01.2007 N 7 по факту нарушения правил продажи наименований спиртосодержащей продукции, в присутствии ИП Калининой Н.В.
17.01.2007 инспекцией вынесено постановление по делу об административном правонарушении, которым ИП Калинина Н.В. привлечена к административной ответственности по части 3 статьи 14.16 КоАП РФ в виде штрафа в размере 3000 руб.
Заявитель не согласилась с вынесенным постановлением и обжаловала его в судебном порядке.
В соответствии с частью 3 статьи 14.16 КоАП РФ административным правонарушением в области предпринимательской деятельности признается нарушение правил розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции, помимо предусмотренных в ч. 1 и 2 ст. 14.16 КоАП РФ, которое влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от трех тысяч до четырех тысяч рублей с конфискацией алкогольной и спиртосодержащей продукции или без таковой; на юридических лиц - от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей с конфискацией алкогольной и спиртосодержащей продукции или без таковой.
Как указал Верховный Суд РФ в Постановлении Пленума от 24.10.2006 N 18 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Особенной части Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", при квалификации действий лица по части 3 статьи 14.16 КоАП РФ надлежит учитывать, что нарушением иных правил розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции является нарушение любых правил продажи указанной продукции, кроме перечисленных в частях 1 и 2 статьи 14.16 КоАП РФ.
Согласно пункту 1 статьи 26 Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" с изменениями, внесенными Федеральным законом от 31.12.2005 N 209-ФЗ (далее - Федеральный закон N 171-ФЗ) в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции запрещаются оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции без сопроводительных документов, установленных в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона; оборот алкогольной продукции без сертификатов соответствия либо без маркировки в соответствии со статьей 12 настоящего Федерального закона, либо с маркировкой поддельными марками; розничная продажа алкогольной продукции без сопроводительных документов, предусмотренных статьей 10.2 настоящего Федерального закона (справка к ТТН, ГТД).
В силу статьи 10.2 Федерального закона N 171-ФЗ оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции осуществляется только при наличии следующих сопроводительных документов, удостоверяющих легальность их производства и оборота: 1) товарно-транспортная накладная; 2) справка, прилагаемая к грузовой таможенной декларации (для импортированных этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции); 3) справка, прилагаемая к товарно-транспортной накладной (для этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, производство которых осуществляется на территории Российской Федерации); 4) уведомление (для этилового спирта (в том числе денатурата) и нефасованной спиртосодержащей продукции с содержанием этилового спирта более 60 процентов объема готовой продукции). Этиловый спирт, алкогольная и спиртосодержащая продукция, оборот которых осуществляется при полном или частичном отсутствии сопроводительных документов, указанных в пункте 1 настоящей статьи, считаются продукцией, находящейся в незаконном обороте. Форма справки, прилагаемой к грузовой таможенной декларации, форма справки, прилагаемой к товарно-транспортной накладной, и порядок заполнения таких справок устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Согласно пункту 12 Правил продажи отдельных видов товаров, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 19.01.1998 N 55 (далее - Правила), при продаже товаров продавец доводит до сведения покупателя информацию о подтверждении соответствия товаров установленным требованиям путем маркировки товаров в установленном порядке знаком соответствия и ознакомления потребителя по его требованию с одним из следующих документов: с сертификатом или декларацией о соответствии; копией сертификата, заверенной держателем подлинника сертификата, нотариусом или органом по сертификации товаров, выдавшим сертификат; товарно-сопроводительными документами, оформленными изготовителем или поставщиком (продавцом) и содержащими по каждому наименованию товара сведения о подтверждении его соответствия установленным требованиям (номер сертификата соответствия, срок его действия, орган, выдавший сертификат, или регистрационный номер декларации о соответствии, срок ее действия, наименование изготовителя или поставщика (продавца), принявшего декларацию, и орган, ее зарегистрировавший). Эти документы должны быть заверены подписью и печатью изготовителя (поставщика, продавца) с указанием его адреса и телефона.
Пунктом 4 Постановления Правительства Российской Федерации от 31.12.2005 N 872 "О справке, прилагаемой к грузовой таможенной декларации" в редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 22.07.2006 N 452, установлено, что организация покупатель при поступлении продукции от производителя заверяет относящиеся к этой организации данные в обоих разделах справки подписью уполномоченного должностного лица.
В соответствии с пунктом 6 Правил заполнения справки, прилагаемой к грузовой таможенной декларации, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2005 N 872 "О справке, прилагаемой к грузовой таможенной декларации" в редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 22.07.2006 N 452, раздел "Б" справки заполняется при каждой последующей оптовой реализации (передаче) последним собственником товара (продавцом) и покупателем (получателем) и заверяется их печатями. Индивидуальные предприниматели, реализующие товар, вместо наименования организации указывают фамилию, имя, отчество, а также серию, номер, дату и место выдачи паспорта (документа, удостоверяющего личность). Ответственность за достоверность сведений, указываемых в разделе "Б" справки на каждом этапе реализации (передачи) товара, несут собственник товара (продавец) и покупатель (получатель) товара.
Материалами дела, исследованными апелляционным судом согласно требованиям, установленным ст. 65, 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, подтверждается факт отсутствия надлежаще оформленных товаросопроводительных документов в торговой точке на момент проведения проверки.
Согласно п. 1 ст. 1 Закона N 171-ФЗ этот Закон регулирует правоотношения, возникающие в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции в Российской Федерации.
В подп. 5 ст. 2 Закона N 171-ФЗ дано следующее понятие спиртосодержащей непищевой продукции - спиртосодержащая непищевая продукция (в том числе спиртосодержащая парфюмерно-косметическая продукция), произведенная с использованием этилового спирта, иной спиртосодержащей продукции или спиртосодержащих отходов производства этилового спирта, с содержанием этилового спирта более 1,5 процента объема готовой продукции.
В соответствии со ст. 3 Закона N 171-ФЗ законодательство о государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции состоит из названного Закона, иных федеральных законов и нормативных актов Российской Федерации, а также принимаемых в соответствии с ними законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.
Розничная продажа алкогольной и спиртосодержащей парфюмерно-косметической продукции осуществляется в соответствии с Законом N 171-ФЗ и Правилами продажи.
Как следует из п. 12 Правил продажи, при продаже товаров продавец знакомит покупателя по его требованию, в частности, с сертификатом или декларацией о соответствии, копией сертификата, заверенной держателем подлинника сертификата, нотариусом или органом по сертификации товаров, выдавшим сертификат. Указанное положение в силу п. 53 Правил продажи распространяется и на парфюмерно-косметическую продукцию как спиртосодержащую, к которой относится и одеколон.
Судом первой инстанции установлен и материалами дела подтверждается факт отсутствия в момент проверки сертификата соответствия на одно наименование спиртосодержащей продукции, находящейся на реализации в торговой точке предпринимателя.
Также судом установлено, что в материалы дела после проверки представлен сертификат соответствия N РОСС.RU.ПК 08.В02561, свидетельствующий о легальности реализуемой спиртосодержащей продукции.
Нарушение предпринимателем п. 12 Правил продажи, допущенное при реализации спиртосодержащей продукции, является нарушением иных правил продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции, ответственность за которое предусмотрена ч. 3 ст. 14.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Вывод суда первой инстанции о наличии в действиях предпринимателя состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч.3 ст. 14.16 Кодекса, является правильным.
В данном случае предприниматель привлечен к ответственности за нарушение правил продажи спиртосодержащей продукции, выразившееся в отсутствии у данного лица на момент проверки в торговой точке документов, подтверждающих легальность производства алкогольной продукции (сертификата), что является нарушением иных правил розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции и образует состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 3 ст. 14.16 Кодекса.
В силу ч. 2 ст. 1.7 Кодекса, п. 5 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 27.01.2003 N 2 закон, смягчающий или отменяющий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом улучшающий положение лица, совершившего административное правонарушение, имеет обратную силу, то есть распространяется и на лицо, которое совершило административное правонарушение до вступления такого закона в силу и в отношении которого постановление о назначении административного наказания не исполнено.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.06.2007 N 401, вступившим в силу с 01.07.2007, утвержден Перечень парфюмерно-косметической продукции в соответствии с Общероссийским классификатором продукции, на деятельность по обороту которой не распространяется действие Федерального закона "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции", исходя из объема потребительской тары (упаковки) парфюмерно-косметической продукции. Согласно указанному Перечню максимальный объем потребительской тары (упаковки) парфюмерно-косметической продукции для одеколонов, вод душистых и туалетных составляет 150 мл.
Предпринимателем реализовывалась парфюмерно-косметическая продукция, максимальный объем потребительской тары (упаковки) которой не превышает 150 мл. таким образом суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что действие Закона на эту продукцию не распространяется.
Административное правонарушение, ответственность за которое предусмотрена ч.3 ст. 14.16 КоАП РФ, является правонарушением в области предпринимательской деятельности. Данное административное правонарушение посягает на установленный нормативными правовыми актами порядок общественных отношений в сфере оборота этилового спирта и алкогольной продукции, на экономические интересы государства в области производства и оборота этилового спирта и алкогольной продукции, на интересы граждан в области торговли и оказания услуг, а также на правила разрешительной системы - системы допуска хозяйствующих субъектов в сферу торговли и финансов. Государственный контроль в сфере оборота алкогольной продукции направлен на защиту прав потребителей и обеспечение качества алкогольной продукции.
Часть 3 ст. 14.16 КоАП РФ предусматривает возможность назначения административного наказания в пределах минимального и максимального размеров санкции с учетом характера совершенного правонарушения, данных о правонарушителе, его материального и финансового положения, а также обстоятельств смягчающих административную ответственность. В данном случае административный орган назначил ИП Калининой Н.В. минимальный размер штрафа.
На основании материалов дела, суд считает, что административное правонарушение, предусмотренное ч.3 ст. 14.16 КоАП РФ доказано, ответственность применена в соответствии с действующим законодательством.
Доводы заявителя основаны на ошибочном толковании закона и опровергаются материалами дела, а потому оснований для удовлетворения заявления не имеется.
Обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, не усматривается. Существенных процессуальных нарушений порядка привлечения общества к административной ответственности административным органом не допущено. Наказание назначено с учетом всех обстоятельств дела в пределах санкции статьи инкриминируемого правонарушения, в минимальном размере.
Всем доказательствам, представленным сторонами, обстоятельствам дела, а также доводам, в том числе, изложенным в жалобе, суд первой инстанции дал надлежащую правовую оценку, оснований для переоценки выводов у суда апелляционной инстанции в силу ст. 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не имеется.
С учетом изложенного обжалуемый судебный акт подлежит оставлению без изменения, апелляционная жалоба - без удовлетворения.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании ч. 4 ст. 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не установлено.
Руководствуясь статьями 176, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Оренбургской области от 24 октября 2007 года по делу N А47-544/2007 оставить без изменения, апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Калининой Натальи Владимировны - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
В случае обжалования постановления в порядке кассационного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения кассационной жалобы можно получить на интернет-сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа по адресу http://fasuo.arbitr.ru.
Председательствующий судья |
В.Ю. Костин |
Судьи |
М.В. Тремасова-Зинова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А47-544/2007
Истец: ИП Калинина Н.В.
Ответчик: инспекция Федеральной налоговой службы РФ по г. Орску
Хронология рассмотрения дела:
17.01.2008 Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда N 18АП-8861/2007