г. Челябинск
27 февраля 2008 г. |
N 18АП-836/2008 |
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Тимохина О.Б., судей Кузнецова Ю.А., Костина В.Ю., при ведении протокола секретарем судебного заседания Коваленко А.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Валенсия" на решение Арбитражного суда Оренбургской области от 29 декабря 2007 года по делу N А47-10440/2007 (судья Книгина Л.Н.),
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Валенсия" (далее - общество, заявитель, ООО "Валенсия") обратилось в Арбитражный суд Оренбургской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления от 04.12.2007 N 18-21/73012 Инспекции Федеральной налоговой службы по Дзержинскому району г. Оренбурга (далее - инспекция, административный орган, налоговый орган) о привлечении к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ, Кодекс) в виде взыскания административного штрафа в размере 30 000 рублей.
Решением Арбитражного суда Оренбургской области от 29 декабря 2007 года по настоящему делу в удовлетворении заявления обществу отказано.
Заявитель не согласился с решением арбитражного суда и обжаловал его по следующим основаниям. По мнению заявителя, административным органом не установлено место совершения правонарушения, поскольку во всех процессуальных документах таковым указано кафе по адресу: г. Оренбург, ул. Транспортная, 2, тогда как общество осуществляет свою деятельность в кафе по адресу: г. Оренбург, Северный проезд, 4.
Административный орган представил отзыв на апелляционную жалобу, в котором указал, что с доводами апелляционной жалобы не согласен, просит решение суда первой инстанции оставить без изменения.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в судебное заседание представители сторон не явились.
В соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие представителей общества.
Арбитражный суд апелляционной инстанции, повторно рассмотрев дело в порядке статей 268, 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исследовав имеющиеся в деле доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы, не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, общество с ограниченной ответственностью "Валенсия" зарегистрировано в качестве юридического лица в 2006 году по адресу: Оренбургская область, Оренбургский район, пос. Пригородный, ул. Парковая, 24, ОГРН 1065638051918, действует на основании устава (л.д. 19-31, 74-92).
Инспекцией на основании распоряжения от 19.11.2007 N 000614 проведена проверка соблюдения требований законодательства Российской Федерации о государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции в отношении ООО "Валенсия" (л.д. 37).
Проверкой установлены следующие нарушения. В кафе "Валенсия", расположенном по адресу: г. Оренюург, ул. Транспортная, 2, принадлежащем обществу, в момент проведения проверки осуществлялась реализация алкогольной продукции:
1. Вино виноградное натуральное столовое красное полусладкое "Барон де сен Жак", емк. 0,7 л., алк. 10-12%, производство "Клинские напитки" Россия, дата розлива 22.12.2006, в количестве 2 бутылок по цене 350 рублей за 1 бутылку - без ценника, без указания цены в прейскуранте цен, с не заверенным печатью ООО "Валенсия" и подписью должностного лица разделом "Б" копии справки к ТТН;
2. Российское шампанское полусладкое "Черная жемчужина", емк. 0,75 л., алк. 10,5-12,5%, производство ОАО "Исток" Россия, дата розлива 16.08.2007, в количестве 4 бутылок по цене 300 руб. за 1 бутылку - без ценника, без указания цены в прейскуранте цен, с не заверенным печатью ООО "Валенсия" и подписью должностного лица разделом "Б" копии справки к ТТН;
3. Вино столовое белое полусладкое "Маркиз де Клермон", емк. 0,7 л., алк. 10-12%, производство "Клинские напитки" Россия, дата розлива 03.07.2007, в количестве 5 бутылок по цене 350 рублей за 1 бутылку - без ценника, без указания цены в прейскуранте цен, с не заверенным печатью ООО "Валенсия" и подписью должностного лица разделом "Б" копии справки к ТТН;
4. Вино виноградное натуральное столовое белое сухое "Камбрас", емк. 0,7 л., алк. 10-12%, производство "Клинские напитки" Россия, дата розлива 02.10.2006, в количестве 1 бутылки по цене 600 рублей за 1 бутылку - без ценника, без указания цены в прейскуранте цен, с не заверенным печатью ООО "Валенсия" и подписью должностного лица разделом "Б" копии справки к ТТН;
5. Вино виноградное натуральное красное полусладкое "Сеньорита де Наварра", емк. 0,75 л., алк. 12%, производство Испания, в количестве 6 бутылок по цене 600 рублей за 1 бутылку - без ценника, без указания цены в прейскуранте цен, с не заверенным печатью ООО "Валенсия" и подписью должностного лица разделом "Б" копии справки к ГТД;
6. Виски купажированное марки "Джонни Уокер Бэк Лейбл", емк. 1 л., алк. 43%, производство Соединенное Королевство Великобритании и Северной Ирландии, дата розлива 28.06.2006, в количестве 1 бутылки по цене 5000 руб. - без ценника, без указания цены в прейскуранте цен, с не заверенным печатью ООО "Валенсия" и подписью должностного лица разделом "Б" копии справки к ГТД;
7. Водка "Мягков", емк. 0,5 л., алк. 40%, производство ЗАО "Первый ликеро-водочный завод" Украина, дата розлива 05.07.2007, в количестве 2 бутылок по цене 350 рублей за 1 бутылку - без ценника, без указания цены в прейскуранте цен, с не заверенным печатью ООО "Валенсия" и подписью должностного лица разделом "Б" копии справки к ГТД;
8. Вино виноградное натуральное белое полусладкое "Ле Виляж Молле", емк. 0,75 л., алк. 10-12%, производство ООО "Малета" Россия, дата розлива 22.03.2007, в количестве 1 бутылки по цене 550 рублей за 1 бутылку - без ценника, без указания цены в прейскуранте цен, с не заверенным печатью ООО "Валенсия" и подписью должностного лица разделом "Б" копии справки к ТТН.
В ходе проверки составлены: акт от 19.11.2007 проверки правильности выдачи чека ККМ, протокол от 19.11.2007 осмотра помещений, территорий и находящихся там вещей и документов, принадлежащих юридическому лицу, протокол от 19.11.2007 изъятия вещей и документов, протокол от 19.11.2007 ареста алкогольной продукции, а также взяты объяснения у директора Козловой Е.М. и бармена-кассира Лучинина А.И. (л.д. 38-44).
Определением от 19.11.2007 в отношении общества возбуждено административное расследование (л.д. 46-48).
По результатам проверки в присутствии директора общества Козловой Е.М. административным органом составлен протокол от 23.11.2007 N 000199 об административном правонарушении по части 3 статьи 14.16 КоАП РФ (л.д. 57-60).
04.12.2007 инспекцией вынесено постановление N 18-21/73012 по делу об административном правонарушении, которым ООО "Валенсия" привлечено к административной ответственности по части 3 статьи 14.16 КоАП РФ в виде штрафа в размере 30 000 руб. (л.д. 61-64), что и послужило основанием для обращения общества в арбитражный суд.
Отказывая в удовлетворении требований ООО "Валенсия", арбитражный суд первой инстанции исходил из доказанности административным органом события и состава вмененного административного правонарушения, наличия вины заявителя в содеянном, отсутствия нарушений со стороны налогового органа порядка привлечения юридического лица к административной ответственности.
В соответствии с частью 3 статьи 14.16 КоАП РФ административным правонарушением в области предпринимательской деятельности признается нарушение правил розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции, помимо предусмотренных в ч. 1 и 2 ст. 14.16 КоАП РФ, которое влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от трехсот до четырехсот минимальных размеров оплаты труда с конфискацией алкогольной и спиртосодержащей продукции или без таковой.
Как указал Верховный Суд РФ в Постановлении Пленума от 24.10.2006 N 18 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Особенной части Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", при квалификации действий лица по части 3 статьи 14.16 КоАП РФ надлежит учитывать, что нарушением иных правил розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции является нарушение любых правил продажи указанной продукции, кроме перечисленных в частях 1 и 2 статьи 14.16 КоАП РФ.
Порядок осуществления розничной торговли спорной продукцией в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.02.2006 N 80 регламентирован Правилами продажи отдельных видов товаров, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 19.01.1998 N 55 (далее - Правила).
Согласно пункту 19 Правил продавец обязан обеспечить наличие единообразных и четко оформленных ценников на реализуемые товары с указанием наименования товара, его сорта, цены за вес или единицу товара, подписи материально ответственного лица или печати организации, даты оформления ценника. При продаже товаров, осуществляемой посредством разносной торговли, представитель продавца обязан иметь прейскурант, заверенный подписью лица, ответственного за его оформление, и печатью продавца, с указанием наименования и цены товаров, а также предоставляемых с согласия покупателя услуг.
При продаже алкогольной продукции продавец к образцам имеющегося в продаже товара прикрепляет ценники, на которых указаны наименование продукции и цена. По требованию покупателя ему должна предоставляться полная и достоверная информация о приобретаемой в организации общественного питания продукции (пункт 141 Правил).
В соответствии с пунктом 1 статьи 26 Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" (далее - Закон N 171-ФЗ) в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции запрещаются оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции без сопроводительных документов, установленных в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона; оборот алкогольной продукции без сертификатов соответствия либо без маркировки в соответствии со статьей 12 настоящего Федерального закона, либо с маркировкой поддельными марками; розничная продажа алкогольной продукции без сопроводительных документов, предусмотренных статьей 10.2 настоящего Федерального закона (справка к ТТН, ГТД).
В силу статьи 10.2 Закона N 171-ФЗ оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции осуществляется только при наличии следующих сопроводительных документов, удостоверяющих легальность их производства и оборота: 1) товарно-транспортная накладная; 2) справка, прилагаемая к грузовой таможенной декларации (для импортированных этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции); 3) справка, прилагаемая к товарно-транспортной накладной (для этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, производство которых осуществляется на территории Российской Федерации); 4) уведомление (для этилового спирта (в том числе денатурата) и нефасованной спиртосодержащей продукции с содержанием этилового спирта более 60 процентов объема готовой продукции). Этиловый спирт, алкогольная и спиртосодержащая продукция, оборот которых осуществляется при полном или частичном отсутствии сопроводительных документов, указанных в пункте 1 настоящей статьи, считаются продукцией, находящейся в незаконном обороте. Форма справки, прилагаемой к грузовой таможенной декларации, форма справки, прилагаемой к товарно-транспортной накладной, и порядок заполнения таких справок устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Согласно пункту 12 Правил при продаже товаров продавец доводит до сведения покупателя информацию о подтверждении соответствия товаров установленным требованиям путем маркировки товаров в установленном порядке знаком соответствия и ознакомления потребителя по его требованию с одним из следующих документов: сертификат или декларация о соответствии; копия сертификата, заверенная держателем подлинника сертификата, нотариусом или органом по сертификации товаров, выдавшим сертификат; товарно-сопроводительные документы, оформленные изготовителем или поставщиком (продавцом) и содержащие по каждому наименованию товара сведения о подтверждении его соответствия установленным требованиям (номер сертификата соответствия, срок его действия, орган, выдавший сертификат, или регистрационный номер декларации о соответствии, срок ее действия, наименование изготовителя или поставщика (продавца), принявшего декларацию, и орган, ее зарегистрировавший). Эти документы должны быть заверены подписью и печатью изготовителя (поставщика, продавца) с указанием его адреса и телефона.
В пункте 139 Правил установлено, что на продаваемую алкогольную продукцию продавец обязан иметь следующие сопроводительные документы: товарно-транспортную накладную; копию справки, прилагаемой к грузовой таможенной декларации для импортируемой алкогольной продукции; копию справки, прилагаемой к товарно-транспортной накладной на алкогольную продукцию, производство которой осуществляется на территории Российской Федерации.
Из требований пунктов 5, 7 и 8 Правил заполнения справки к товарно-транспортной накладной на этиловый спирт, алкогольную и спиртосодержащую продукцию, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2005 N 864 "О справке к товарно-транспортной накладной на этиловый спирт, алкогольную и спиртосодержащую продукцию" в редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 16.06.2006 N 379, вытекает, что при каждой последующей реализации продукции организацией-продавцом заполняется только раздел "Б" справки. При этом организация-продавец заполняет обе части раздела "Б", заверяя подписью уполномоченного должностного лица и своей печатью данные, указанные в левой части раздела. При получении алкогольной продукции организация-покупатель заверяет данные, указанные в правой части раздела "Б", подписью уполномоченного должностного лица и своей печатью. Раздел "Б" справки заполняется с соблюдением следующих требований: в левой части раздела указываются реквизиты и данные организации-продавца; в правой части раздела при заполнении справки организацией-продавцом указываются реквизиты и данные организации-покупателя. При заполнении справки все записи, а также оттиски печатей на ней должны быть четкими и ясными.
Пунктом 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 31.12.2005 N 872 "О справке, прилагаемой к грузовой таможенной декларации" в редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 22.07.2006 N 452, установлено, что при реализации в розницу импортированных алкогольной, спиртосодержащей, табачной продукции и пива (далее - товар) собственник товара обязан предъявить по требованию покупателя или контролирующего органа копию справки, прилагаемой к грузовой таможенной декларации, заверенную оригиналами оттисков его печати и печати предыдущего собственника товара; при реализации товара собственником товара через принадлежащую ему розничную торговую сеть каждая торговая точка по продаже товара должна иметь копию справки, прилагаемой к грузовой таможенной декларации, заверенную оригиналом оттиска печати собственника товара.
В соответствии с пунктом 6 Правил заполнения справки, прилагаемой к грузовой таможенной декларации, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2005 N 872 "О справке, прилагаемой к грузовой таможенной декларации" в редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 22.07.2006 N 452, раздел "Б" справки заполняется при каждой последующей оптовой реализации (передаче) последним собственником товара (продавцом) и покупателем (получателем) и заверяется их печатями. Индивидуальные предприниматели, реализующие товар, вместо наименования организации указывают фамилию, имя, отчество, а также серию, номер, дату и место выдачи паспорта (документа, удостоверяющего личность). Ответственность за достоверность сведений, указываемых в разделе "Б" справки на каждом этапе реализации (передачи) товара, несут собственник товара (продавец) и покупатель (получатель) товара.
Указанные документы у продавца алкогольной и спиртосодержащей продукции должны быть в наличии, то есть находиться в торговой точке и быть готовыми к предъявлению по первому требованию покупателя и для проверки.
Хотя бы одно нарушение вышеперечисленных требований, закрепленных в Федеральном законе от 22.11.1995 N 171-ФЗ и Правилах продажи отдельных видов товаров, образует состав соответствующего административного правонарушения.
Доводы подателя апелляционной жалобы арбитражным судом апелляционной инстанции отклоняются в связи со следующим.
Судом установлено и материалами дела подтверждается, что на момент проверки в торговой точке общества осуществлялась реализация алкогольной продукции с указанными нарушениями.
Перечисленные надлежащим образом оформленные документы у продавца алкогольной и спиртосодержащей продукции должны быть в наличии, то есть находиться в торговой точке и быть готовыми к предъявлению по первому требованию покупателя и для проверки.
Вина общества в совершении рассмотренного правонарушения заключается в том, что у него имелась возможность для соблюдения действующего законодательства в сфере оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, однако им не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ): не обеспечено наличие в месте торговли ценников и документов, сопровождающих оборот алкогольной и спиртосодержащей продукции.
При таких обстоятельствах, выводы суда первой инстанции о том, что в действиях общества имеется состав правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена ч. 3 статьи 14.16 КоАП РФ, основаны на материалах дела.
Суд первой инстанции, отказывая обществу в удовлетворении заявленных требований, дал полную оценку обстоятельствам, установленным по делу, и правильно применил нормы материального права.
Ссылка общества на ошибку в адресе места осуществления деятельности, то есть места расположения кафе, существенным нарушением процессуальных норм не является, в связи с чем является несостоятельной.
Инспекцией не нарушены порядок и сроки привлечения заявителя к административной ответственности, а также не нарушены права лица, привлекаемого к административной ответственности. Размер штрафа определен в пределах санкции статьи части 3 статьи 14.16 КоАП РФ, в минимальном размере, что свидетельствует о том, что налоговым органом были учтены смягчающие ответственность обстоятельства. Обстоятельств, свидетельствующих о малозначительности совершенных правонарушений, судом апелляционной инстанции не выявлено.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании частей 3 и 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не установлено.
При подаче апелляционной жалобы ООО "Валенсия" была излишне уплачена государственная пошлина в сумме 1000 руб., которая в силу ст. 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации подлежит возврату из федерального бюджета.
Руководствуясь статьями 176, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Оренбургской области от 29 декабря 2007 года по делу N А47-10440/2007 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Валенсия" - без удовлетворения.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "Валенсия" из федерального бюджета 1000 (одна тысяча) рублей излишне уплаченной по платежному поручению от 18.01.2008 N 8 государственной пошлины по апелляционной жалобе.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
В случае обжалования постановления в порядке кассационного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения кассационной жалобы можно получить на интернет-сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа по адресу www.fasuo.arbitr.ru.
Председательствующий судья |
О.Б. Тимохин |
Судьи |
Ю.А. Кузнецов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А47-10440/2007
Истец: ООО "Валенсия"
Ответчик: инспекция Федеральной налоговой службы РФ по Дзержинскому району г. Оренбурга
Хронология рассмотрения дела:
27.02.2008 Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда N 18АП-836/2008