г. Челябинск |
|
13 марта 2008 г. |
Дело N А34-8001/2007 |
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Костина В.Ю., судей Кузнецова Ю.А., Тимохина О.Б., при ведении протокола секретарем судебного заседания Свечниковым А.П., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу открытого акционерного общества "НК Роснефть-Курганнефтепродукт" на решение Арбитражного суда Курганской области от 05 февраля 2008 года по делу N А34-8001/2007 (судья Деревянко Л.А.), при участии: от инспекции Федеральной налоговой службы России по г. Кургану - Аристанова Н.М. (доверенность от 11.03.2008), Сухановой Н.Р. (доверенность от 28.12.2007),
УСТАНОВИЛ:
открытое акционерное общество (далее - заявитель, ОАО "НК Роснефть-Курганнефтепродукт", общество) обратилось в Арбитражный суд Курганской области с заявлением об отмене постановления от 27.12.2007 N 145 инспекции Федеральной налоговой службы России по г. Кургану (далее - заинтересованное лицо, инспекция, налоговый орган) о привлечении его к административной ответственности по ч. 3 ст. 14.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) в виде штрафа в сумме 30000 руб.
Решением арбитражного суда первой инстанции от 05 февраля 2008 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
В апелляционной жалобе заявитель просит решение суда отменить и принять новый судебный акт, ссылаясь на нарушение судом при принятии решения норм материального и процессуального права.
По мнению заявителя, представитель юридического лица, действующий на основании доверенности, в том числе руководитель его филиала или подразделения, законным представителем не является, поэтому его извещение не может рассматриваться как извещение законного представителя. Кроме того, из протокола осмотра, описи, ареста, изъятия, принадлежащих юридическому лицу вещей и документов от 19.11.2007, не ясно какие документы были проверены налоговым инспектором, а также он составлен в отсутствии законного представителя общества с нарушением положений КоАП РФ. Заявитель считает, что в данном случае вина ОАО "НК Роснефть-Курганнефтепродукт" в совершении вменяемого ему административного правонарушения административным органом не устанавливалась, порядок проведения расследования нарушен, следовательно, постановление от 27.12.2007 N 145 налогового органа незаконно.
Заинтересованное лицо представило отзыв на апелляционную жалобу ОАО "НК Роснефть-Курганнефтепродукт", в котором высказало возражение на ее доводы, просит оставить без изменения решение суда первой инстанции. Считает, что заявитель правомерно привлечен к административной ответственности по ч. 3 ст. 14.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в судебное заседание представитель заявителя не явился.
В судебном заседании представитель налогового органа поддержал доводы отзыва на апелляционную жалобу.
В соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие представителя заявителя.
Арбитражный суд апелляционной инстанции, повторно рассмотрев дело в порядке статей 268, 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исследовав имеющиеся в деле доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы, заслушав объяснения представителя заинтересованного лица, не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, налоговым органом проведена проверка соблюдения законодательства в сфере оборота алкогольной продукции в магазине "АЗС N 6", расположенном по адресу: г. Курган, 6 и принадлежащем заявителю.
В ходе проверки выявлен факт реализации алкогольной продукции водка особая "Зеленая марка" (ржаная), ем. 0,5 л, производитель ЗАО ЛВЗ "Топаз", дата розлива 09.10.2007, остаток 5 бутылок, цена реализации и 120, 00 руб. с нарушением п.3 ст. 11, п.2 ст. 16, п.1 ст. 26 Федерального законом от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" (далее - Закон) и п.12, п. 139 "Правил продажи отдельных видов товаров", утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации N 55 от 19.01.1998, а именно без сертификата соответствия и справки к товарно-транспортной накладной.
По результатам проверки составлен акт N 383 от 29.11.2007 (л.д. 7) и протокол осмотра, изъятия от 29.11.2007, протокол об административном правонарушении N 163 от 19.12.2007 (л.д. 7-9).
Рассмотрев материалы проверки заместитель начальника инспекции Федеральной налоговой службы России по г.Кургану вынес постановление от 27.12.2007 N 145 о привлечении общества к административной ответственности по ч. 3 ст. 14.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде штрафа в сумме 30000 руб.(л.д.6).
Считая указанное постановление инспекции незаконным ОАО "НК Роснефть-Курганнефтепродукт" обратилось в арбитражный суд с заявлением об его отмене.
Принимая решение об отказе в удовлетворении заявленных требования, суд первой инстанции исходил из того, что в действиях заявителя имеется состав административного правонарушения, предусмотренного ч.3 ст. 14.16 КоАП РФ.
Данный вывод являются верным, подтверждается материалами дела и соответствует действующему законодательству.
В силу ч. 6 ст. 205 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имелось ли событие административного правонарушения и имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности.
Частью 3 ст. 14.16 КоАП РФ установлена административная ответственность за нарушение иных (кроме поименованных в ч. 1 и 2 названной статьи) правил розничной торговли алкогольной и спиртосодержащей продукции.
Правовые основы оборота алкогольной продукции установлены Федеральным законом от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" (далее - Закон). Согласно статье 2 Закона под оборотом понимается, в том числе розничная продажа алкогольной продукции.
В соответствии с положениями статьи 10.2 Закона оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции осуществляется только при наличии товарно-транспортной накладной и справки, прилагаемой к товарно-транспортной накладной. Этиловый спирт, алкогольная и спиртосодержащая продукция, оборот которых осуществляется при полном или частичном отсутствии указанных документов, считаются продукцией, находящейся в незаконном обороте.
Порядок осуществления розничной торговли спорной продукцией в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.02.2006 N 80 регламентирован Правилами продажи отдельных видов товаров, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 19.01.1998 N55.
Согласно п. 12 Правил продавец при продаже товаров доводит до сведения покупателя информацию о подтверждении соответствия товаров установленным требованиям путем ознакомления потребителя с товарно-сопроводительными документами, в том числе сертификатом или декларацией о соответствии; копией сертификата, заверенной держателем подлинника сертификата, нотариусом или органом по сертификации товаров, выдавшим сертификат.
Пункт 139 Правил установлено, что на продаваемую алкогольную продукцию продавец обязан иметь, в том числе следующие сопроводительные документы:
товарно-транспортную накладную;
копию справки, прилагаемой к товарно-транспортной накладной на алкогольную продукцию, производство которой осуществляется на территории Российской Федерации.
В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2005 N 864 "О справке к товарно-транспортной накладной на этиловый спирт, алкогольную и спиртосодержащую продукцию" обе части раздела "Б" заполняет организация-продавец, заверяя подписью уполномоченного должностного лица и своей печатью данные, указанные в левой части раздела. При получении алкогольной продукции организация-покупатель заверяет данные, указанные в правой части раздела "Б", подписью уполномоченного должностного лица и своей печатью (п. 5 Правил заполнения справки).
В силу п. 19 Правил продажи отдельных видов товаров, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 19.01.1998 N 55 продавец обязан обеспечить наличие единообразных и четко оформленных ценников на реализуемые товары с указанием наименования товара, его сорта, цены за вес или единицу товара, подписи материально ответственного лица или печати организации, даты оформления ценника.
Материалами дела подтвержден и заявителем не оспаривается факт реализации алкогольной продукции в момент проверки в отсутствие сертификата и справки к товарно-транспортной накладной на алкогольную продукцию - водка особая "Зеленая марка" (ржаная), ем. 0,5 л, производитель ЗАО ЛВЗ "Топаз", дата розлива 09.10.2007, остаток 5 бутылок, цена в реализации и 120, 00 руб.
Факт наличия предусмотренных Законом и Правилами продажи отдельных видов товаров документов не освобождает заявителя от административной ответственности, предусмотренной ч.3 ст. 14.16 КоАП РФ, поскольку отсутствие документов непосредственно в месте торговли и не предъявление их представителям проверяющего органа образует самостоятельный состав административного правонарушения.
Подлежит отклонению довод апелляционной жалобы о том, что акт проверки, протокол осмотра, изъятия принадлежащих юридическому лицу документов составлены с нарушением требования КоАП РФ.
Согласно п. 10 Постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 N 10 нарушение административным органом при производстве по делу об административном правонарушении процессуальных требований, установленных КоАП РФ, является основанием для признания незаконным и отмены оспариваемого постановления административного органа при условии, если указанные нарушения носят существенный характер и не позволяют всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело. Существенный характер нарушений определяется исходя из последствий, которые данными нарушениями вызваны, и возможности устранения этих последствий при рассмотрении дела.
Статьей 26.2 КоАП РФ установлено, что доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами. Не допускается использование доказательств, полученных с нарушением закона.
Положениями пунктов 2, 4, 6 статьи 27.8 КоАП РФ установлено, что осмотр принадлежащих юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю помещений, территорий и находящихся там вещей и документов осуществляется в присутствии представителя юридического лица, индивидуального предпринимателя или его представителя и двух понятых. Об осмотре принадлежащих юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю помещений, территорий и находящихся там вещей и документов составляется протокол, в котором указываются дата и место его составления, должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол, сведения о соответствующем юридическом лице, а также о его законном представителе либо об ином представителе, об индивидуальном предпринимателе или о его представителе, об осмотренных территориях и помещениях, о виде, количестве, об иных идентификационных признаках вещей, о виде и реквизитах документов. Протокол об осмотре принадлежащих юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю помещений, территорий и находящихся там вещей и документов подписывается должностным лицом, его составившим, законным представителем либо в случаях, не терпящих отлагательства, иным представителем юридического лица.
В силу ч. 1 ст. 27.10 КоАП РФ изъятие вещей, явившихся орудиями совершения или предметами административного правонарушения, и документов, имеющих значение доказательства по делу об административном правонарушении и обнаруженных на месте совершения административного правонарушения, осуществляется уполномоченным лицом в присутствии двух понятых.
Судом первой инстанции установлено, что протокол осмотра, описи, ареста, изъятия принадлежащих юридическому лицу вещей и документов от 29.11.2007, а также акт проверки от 29.11.2007 составлены в присутствии двух понятых. Копия протокола вручена Афанасьевой Н.А., которая отказалась от подписи протокола в присутствии понятых.
Вывод суда первой инстанции о том, что налоговым органом приняты все необходимые и достаточные меры для извещения общества о составлении протокола и рассмотрении дела об административном правонарушении подтвержден материалами дела.
Доводы апелляционной жалобы основаны на неверном толковании законодательства и опровергаются материалами дела, а потому оснований для удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Всем доказательствам, представленным сторонами, обстоятельствам дела, а также доводам, в том числе, изложенным в жалобе, суд первой инстанции дал надлежащую правовую оценку, оснований для переоценки выводов у суда апелляционной инстанции в силу ст. 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не имеется.
С учетом изложенного обжалуемый судебный акт подлежит оставлению без изменения, апелляционная жалоба - без удовлетворения.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании ч. 4 ст. 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не установлено.
Руководствуясь статьями 176, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Курганской области от 05.02.2008 года по делу N А34-8001/2007 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "НК NРоснефть - Курганнефтепродукт" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
В случае обжалования постановления в порядке кассационного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения кассационной жалобы можно получить на интернет-сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа по адресу http://fasuo.arbitr.ru.
Председательствующий судья |
В.Ю. Костин |
Судьи |
Ю.А. Кузнецов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А34-8001/2007
Истец: ОАО "НК "Роснефть" - Курганнефтепродукт"
Ответчик: ИФНС России по г. Кургану
Хронология рассмотрения дела:
13.03.2008 Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда N 18АП-1225/2008