г.Челябинск |
|
03 марта 2008 г. |
Дело N А76-18406/2007 |
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Пивоваровой Л.В., судей Малышева М.Б., Чередниковой М.В., при ведении протокола секретарем судебного заседания Андреевой Е.А., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Лайнер" на решение Арбитражного суда Челябинской области от 29.12.2007 по делу N А76-18406/2007 (судья Анциферова О.В.), при участии от подателя апелляционной жалобы - Александрова А.Г. (доверенность от 23.08.2007), от администрации Сосновского муниципального района Челябинской области - Осокина И.Е. (доверенность от 02.05.2007 N 1215); от Комитета по управление имуществом и земельным отношениям Сосновского муниципального района Челябинской области - Антонова В.М. (доверенность от 29.01.2008 N 236),
УСТАНОВИЛ
общество с ограниченной ответственностью "Лайнер" (далее - ООО "Лайнер", общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Челябинской области к администрации Сосновского муниципального района Челябинской области (далее - администрация, заинтересованное лицо), с привлечением к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, - Комитета по управление имуществом и земельным отношениям Сосновского муниципального района Челябинской области (далее - КУИЗО), Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Челябинской области (далее - УФАКОН), с заявлением о признании недействительным постановления главы Сосновского муниципального района Челябинской области от 04.07.2007 N 581 "О признании недействительным постановления главы района N 785 от 29.12.2006 "О предварительном согласовании места строительства логистического комплекса и утверждении проекта границ земельного участка ООО "Лайнер"" и обязании администрации вынести постановление об утверждении границ земельного участка под строительство логистического комплекса в 2,2 км. восточнее п.Красное Поле согласно землеустроительному делу N 790.
Решением Арбитражного суда Челябинской области от 29.12.2007 в удовлетворении заявленных требований заявителю отказано.
Мотивируя вынесенное решение, суд указал на наличие у органов местного самоуправления полномочий на отмену вынесенных ими ранее незаконных ненормативных актов; публикация информации о предоставлении ООО "Лайнер" земельного участка в аренду не соответствует требованиям п.2 ст.10 Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" (далее - Закон об обороте земель сельскохозяйственного назначения); действующее законодательство не предусматривает возможность предоставления в аренду для целей строительства земельных участков, отнесенных к землям сельскохозяйственного назначения.
С указанным решением общество не согласилось и обратилось в арбитражный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, заявленные требования удовлетворить.
В обоснование доводов апелляционной жалобы указано, что норма п.2 ст.10 Закона об обороте земель сельскохозяйственного назначения о предварительной публикации информации о предлагаемых для предоставления земельных участках сельскохозяйственного назначения в данном случае неприменима, так как отсутствует сформированный земельный участок; возможность предоставления земельных участков сельскохозяйственного назначения для целей строительства предусмотрена абзацем пятым п.1 ст.4 Закона об обороте земель сельскохозяйственного назначения.
В судебном заседании представитель ООО "Лайнер" поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе.
Иные лица, участвующие в деле, письменные отзывы на апелляционную жалобу не представили.
Представитель заинтересованного лица в судебном заседании с доводами подателя апелляционной жалобы не согласился, указав, что из заключения экспертной комиссии государственной экологической экспертизы от 11.10.2006 N 493 следует, что кадастровая стоимость земельного участка, испрашиваемого заявителем, превышает среднерайонную кадастровую стоимость земельных участков земель сельскохозяйственного назначения, в связи с чем перевод данного участка из земель сельскохозяйственного назначения невозможен в силу противоречия норме подп.4 п.1 ст.7 Федерального закона от 21.12.2004 N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" (далее - Закон о переводе земель); опубликованное объявление не соответствует требованиям, установленным п.2 ст.10 Закона об обороте земель сельскохозяйственного назначения; предоставление земельных участков сельскохозяйственного назначения для строительства невозможно.
Представитель КУИЗО поддержал доводы представителя администрации.
Законность и обоснованность оспоренного судебного акта проверяются судом апелляционной инстанции в порядке, определенном гл.34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
На основании ст.156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации апелляционная жалоба рассмотрена без участия представителя УФАКОНа.
Как следует из материалов дела, постановлением главы района от 29.12.2006 N 785 "О предварительном согласовании места строительства логистического комплекса и утверждении проекта границ земельного участка ООО "Лайнер"" органом местного самоуправления предварительно согласовано место размещения названного объекта на земельном участке общей площадью 27,5 га, утвержден акт выбора земельного участка указанной площади, расположенного в 2,2 км. восточнее п.Красное Поле, утвержден предварительный проект границ земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения (л.д.9).
09.11.2006 в газете "Сосновая нива" опубликовано объявление, согласно которому администрация информирует местное население о предоставлении земельного участка ООО "Лайнер" под строительство логистического комплекса (л.д.14).
05.06.2007 заявлением N 195 общество обратилось к главе с просьбой утвердить границы земельного участка и разрешить аренду земельного участка сроком на 11 месяцев для начала строительства и перевода земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения в категорию земель промышленности (л.д.12).
Ненормативный акт об утверждении границ испрашиваемого земельного участка и о предоставлении данного участка в аренду обществу вынесен не был.
04.07.2007 главой вынесено постановление N 581 "О признании недействительным постановления главы района N 785 от 29.12.2006 "О предварительном согласовании места строительства логистического комплекса и утверждении проекта границ земельного участка ООО "Лайнер"", согласно которому постановление от 29.12.2006 N 785 следует считать недействительным с момента его издания (л.д.13).
Не согласившись с названным постановлением, общество обратилось в арбитражный суд с рассматриваемыми требованиями.
Изучив материалы дела, заслушав объяснения представителей лиц, участвующих в деле, оценив в совокупности имеющиеся в деле доказательства, суд апелляционной инстанции находит решение суда первой инстанции не подлежащим отмене или изменению в силу следующего.
В соответствии с ч.1 ст.198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Из анализа названной нормы права следует, что для признания незаконным ненормативного акта органа местного самоуправления необходимо наличие в совокупности двух обстоятельств: противоречие акта требованиям законодательства и нарушение данным актом прав и законных интересов заявителя.
При этом суд апелляционной инстанции отмечает, что для удовлетворения заявленных требований необходимо наличие совокупности названных условий.
По мнению суда апелляционной инстанции, оспариваемый в рамках настоящего дела ненормативный акт органа местного самоуправления является законным и не нарушил права и законные интересы заявителя.
В соответствии с п.1 ст.77 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) землями сельскохозяйственного назначения признаются земли за чертой поселений, предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей.
Пунктом 1 ст.78 ЗК РФ определено, что земли сельскохозяйственного назначения могут использоваться для ведения сельскохозяйственного производства, создания защитных лесных насаждений, научно-исследовательских, учебных и иных связанных с сельскохозяйственным производством целей.
В соответствии с п.1 ст.1 Закона об обороте земель сельскохозяйственного назначения названный Закон, в том числе определяет условия предоставления земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, а также изъятия их в государственную или муниципальную собственность.
Ни ЗК РФ, ни Закон об обороте земель сельскохозяйственного назначения не предусматривают возможность выделения земель сельскохозяйственного назначения без перевода их из данной категории в другую для строительства объектов, не связанных с сельскохозяйственным производством.
Суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что заявитель неправомерно ссылается в качестве правового обоснования заявленных требований на норму п.2 ст.10 Закона об обороте земель сельскохозяйственного назначения, согласно которой передача в аренду находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения осуществляется в порядке, установленном ст.34 ЗК РФ, в случае, если имеется только одно заявление о передаче земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения в аренду, при условии предварительного и заблаговременного опубликования сообщения о наличии предлагаемых для такой передачи земельных участков в средствах массовой информации, определенных субъектом Российской Федерации. В случае, если подано два и более заявлений о передаче земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения в аренду, такие земельные участки предоставляются в аренду на торгах (конкурсах, аукционах).
Указанная норма регулирует предоставление земельных участков для целей, названных в п.1 ст.78 ЗК РФ, но не для строительства объекта, не связанного с сельскохозяйственным использованием.
Из материалов дела следует, что предоставление испрашиваемого обществом земельного участка начато в порядке, установленном ЗК РФ для строительства.
Так, в силу п.1 ст.30 ЗК РФ предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию: 1) без предварительного согласования мест размещения объектов; 2) с предварительным согласованием мест размещения объектов. Предоставление земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта осуществляется с выбором земельного участка и принятием в порядке, установленном ст.31 ЗК РФ, решения о предварительном согласовании места размещения объекта. (п.5 ст.30 ЗК РФ).
Согласно п.п. 1 и 2 ст.31 ЗК РФ гражданин или юридическое лицо, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные ст.29 Кодекса, с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта. В данном заявлении должны быть указаны назначение объекта, предполагаемое место его размещения, обоснование примерного размера земельного участка, испрашиваемое право на земельный участок. Орган местного самоуправления по заявлению гражданина или юридического лица обеспечивает выбор земельного участка на основе документов государственного земельного кадастра и документов землеустройства с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями.
Именно в указанном порядке ООО "Лайнер" согласован и утвержден акт выбора земельного участка.
Также в порядке, установленном в п.3 ст.31 ЗК РФ осуществлено информирование населения о возможном предоставлении земельного участка ООО "Лайнер".
Суд апелляционной инстанции считает необоснованной ссылку подателя апелляционной жалобы на норму абзаца пятого п.1 ст.4 Закона об обороте земель сельскохозяйственного назначения, согласно которой требование о минимальном размере вновь образуемых земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения не распространяется на формируемые земельные участки в целях их изъятия, в том числе путем выкупа, для государственных или муниципальных нужд и (или) последующего изменения целевого назначения земель на основании утвержденных актов о выборе земельных участков для строительства и материалов предварительного согласования мест размещения объектов и (или) документов территориального планирования, документации по планировке территории и землеустроительной документации.
По мнению суда апелляционной инстанции, изложенное положение должно применяться в совокупности с нормами Закона о переводе земель.
Так, п.1 ст.7 названного Закона содержит закрытый перечень случаев возможного перевода земель сельскохозяйственных угодий или земельных участков в составе таких земель из земель сельскохозяйственного назначения в другую категорию.
В частности, такая возможность предусмотрена для размещения промышленных объектов на землях, кадастровая стоимость которых не превышает средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу), а также на других землях и с иными несельскохозяйственными нуждами при отсутствии иных вариантов размещения этих объектов.
При этом в силу п.1 ст.79 ЗК РФ сельскохозяйственные угодья - это пашни, сенокосы, пастбища, залежи, земли, занятые многолетними насаждениями (садами, виноградниками и другими).
Из акта выбора испрашиваемого земельного участка видно, что он состоит из пастбища, сенокоса и прочих земель (л.д.10).
В материалах дела имеется заключение от 11.10.2006 N 493 экспертной комиссии государственной экологической экспертизы (л.д.78-84), из которого следует, что кадастровая стоимость испрашиваемого земельного участка превышает среднерайонную кадастровую стоимость земель, на что верно указал представитель администрации.
Суд апелляционной инстанции отмечает, что из содержания п.п.1 и 2 ст.31 ЗК РФ следует, что при выборе испрашиваемого земельного участка должны учитываться назначение объекта, выбор земельного участка осуществляется с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории.
В связи с указанным администрация правомерно вынесла оспариваемое постановление.
Часть 2 ст. 44 Федерального закона от 28.08.1995 N 154-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" предусматривает возможность отмены решений органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления органами и лицами, их принявшими, либо признания их недействительными по решению суда.
До начала рассмотрения апелляционной жалобы заявителем поддержано ходатайство, заявленное в суде первой инстанции, о привлечении к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, - общества с ограниченной ответственностью "Белруснефтегаз" (далее - ООО "Белруснефтегаз") (л.д.67).
Определением суда первой инстанции от 14.12.2007 в удовлетворении названного ходатайства заявителю было отказано.
Представители заинтересованного лица и третьего лица возражают против повторно заявленного ходатайства ООО "Лайнер" в связи с тем, что права на земельный участок у названного общества не возникли, следовательно, не могут быть нарушены.
Суд апелляционной инстанции определил в удовлетворении ходатайства заявителя о привлечении к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, ООО "Белруснефтегаз" отказать в связи с отсутствием у указанного лица прав на испрашиваемый земельный участок.
Из смысла ст.51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации следует, что под третьими лицами, не заявляющими самостоятельные требования относительно предмета спора, понимаются такие участвующие в деле лица, которые вступают в дело на стороне истца или ответчика для охраны собственных интересов, поскольку судебный акт по делу может повлиять на их права и обязанности по отношению к одной из сторон.
В качестве обоснования ходатайства заявитель указал, что по заявлению названного юридического лица утвержден акт выбора земельного участка, который по месту расположения входит в состав испрашиваемого ООО "Лайнер" земельного участка.
В материалах дела имеется акт выбора земельного участка, расположенного в 2,2 км. Восточнее п.Красное Поле, площадью 10,82 га, предназначенного для строительства торгово-логистического комплекса "Беларусь". Акт составлен по заявлению ООО "Белруснефтегаз". При этом данный акт находится в стадии согласования с компетентными органами и организациями (л.д.71).
По мнению суда апелляционной инстанции, указанный документ свидетельствует лишь о намерении ООО "Белруснефтегаз" приобрести земельный участок. Акт выбора земельного участка не согласован и не утвержден, что следует из самого акта и справки администрации от 14.12.2007 N 3683 (л.д.62). Следовательно, у ООО "Белруснефтегаз" отсутствуют возникшие права, которые могут быть затронуты судебным актом по настоящему делу.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта в порядке ч.4 ст.270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не установлено.
Руководствуясь ст.ст.258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Челябинской области от 29.12.2007 по делу N А76-18406/2007 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Лайнер" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
В случае обжалования постановления в порядке кассационного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения кассационной жалобы можно получить на интернет-сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа по адресу http://fasuo.arbitr.ru.
Председательствующий судья |
Л.В.Пивоварова |
Судьи |
М.Б.Малышев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А76-18406/2007
Истец: ООО "Лайнер"
Ответчик: Администрация Сосновского муниципального района Челябинской области
Третье лицо: Управление Роснедвижимости по Челябинской области, ООО "Лайнер", КУИЗО Сосновского муниципального района Челябинской области