Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда
от 9 апреля 2008 г. N 18АП-1395/2008
г. Челябинск
09 апреля 2008 г. |
N 18АП-1395/2008 |
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Тимохина О.Б., судей Дмитриевой Н.Н., Костина В.Ю., при ведении протокола секретарем судебного заседания Коваленко А.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Чишминский сахарный завод" на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 31 января 2008 года по делу N А07-157/2008 (судья Салиева Л.В.), при участии: от открытого акционерного общества "Чишминский сахарный завод" - Шагиева Р.Р. (доверенность от 01.08.2007 N 1, паспорт),
УСТАНОВИЛ:
открытое акционерное общество "Чишминский сахарный завод" (далее - заявитель, общество, ОАО "ЧСЗ") обратилось в Арбитражный суд Республики Башкортостан с заявлением к Прибельскому межрайонному управлению Министерства природопользования, лесных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Башкортостан (далее - заинтересованное лицо, управление, административный орган) о признании незаконным и отмене постановления от 19.12.2007 N 03/50 о привлечении общества к административной ответственности, предусмотренной статьей 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ, Кодекс) в виде административного штрафа в размере 100 000 рублей.
Решением Арбитражного суда Республики Башкортостан от 31 января 2008 года по настоящему делу заявление ОАО "ЧСЗ" удовлетворено частично, постановление от 19.12.2007 N 03/50 изменено в части назначенного административного наказания, размер административного штрафа снижен до 50 000 рублей.
Заявитель не согласился с решением арбитражного суда первой инстанции и обжаловал его в апелляционном порядке. В жалобе указал, что в протоколе и постановлении не указано, на основании какого нормативно-правового акта объекты, обнаруженные на территории общества, являются опасными отходами, не указан собственник отходов, проверка в нарушение ст. 7 Федерального закона "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" проведена до истечения двухгодичного срока с момента проведения предыдущей проверки в 2005 году, а акт проверки составлен с нарушением требований ст. 9 названного закона.
Административным органом представлен письменный отзыв на апелляционную жалобу с возражениями против ее удовлетворения.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в судебное заседание представитель управления не явился, в письменном отзыве ходатайствовал о рассмотрении жалобы в свое отсутствие.
В соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие представителя административного органа.
Дополнительно в судебном заседании представитель общества пояснил, что деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению опасных отходов ОАО "ЧСЗ" не осуществляет, таковая согласно Уставу не относится к основным видам деятельности общества, лицензия у заявителя на эту деятельность отсутствует, как и утвержденные нормативы образования отходов и лимитов на их размещение. Поддержал доводы апелляционной жалобы.
Арбитражный суд апелляционной инстанции, повторно рассмотрев дело в порядке статей 268, 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), исследовав имеющиеся в деле доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителя заявителя, не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, открытое акционерное общество "Чишминский сахарный завод" зарегистрировано в качестве юридического лица свидетельством от 05.08.1996 N 429, ОГРН 1020201396412, действует на основании устава (л.д. 7-12).
Управлением в декабре 2007 года, на основании распоряжения от 30.11.2007 N 52, проведена плановая проверка соблюдения обществом законодательства в области охраны окружающей среды и природопользования, результаты которой оформлены актом от 10.12.2007 N 854 (л.л. 30-55, 62).
В ходе проверки установлено: 1) отсутствие лицензии на осуществление деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению опасных отходов (ст. 9 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ); 2) не утверждены лимиты на размещение отходов производства и потребления (ст. 18 Закона N 89-ФЗ); 3) не разработаны паспорта на опасные отходы - фильтры масляные отработанные, отходы черных металлов, шпалы железнодорожные пропитанные отработанные (ч. 3 ст. 14 Закона N 89-ФЗ).
10 декабря 2007 года управлением составлен протокол N 03/50 в отношении ОАО "ЧСЗ" по ст. 8.2 КоАП РФ в связи с обнаружением указанных нарушений (л.д. 58).
Постановлением от 19.12.2007 N 03/50 общество привлечено к административной ответственности, предусмотренной статьей 8.2 Кодекса в виде штрафа в размере 100000 рублей (л.д. 61).
Не согласившись с постановлением о привлечении к административной ответственности, общество обратилось в арбитражный суд с заявлением об отмене указанного постановления.
Отказывая в удовлетворении требований заявителя, суд первой инстанции исходил из доказанности факта правонарушения, наличия вины общества в его совершении, отсутствии нарушений порядка привлечения к установленной ответственности, посчитав возможным снизить размер штрафа.
Выводы арбитражного суда первой инстанции являются правильными, соответствующими установленным обстоятельствам и действующему законодательству.
Статьей 1 Закона N 89-ФЗ определено, что отходы производства и потребления - это остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства или потребления, а также товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства.
Из материалов дела следует, что обществом осуществляется временное складирование образующихся в процессе его производственной деятельности отходов.
В силу ст. 11 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (далее - Закон N 52-ФЗ) юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны, в частности, выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний и санитарно-эпидемиологических заключений осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц; разрабатывать и проводить санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия; обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг, а также продукции производственно-технического назначения, пищевых продуктов и товаров для личных и бытовых нужд при их производстве, транспортировке, хранении, реализации населению; осуществлять производственный контроль, в том числе посредством проведения лабораторных исследований и испытаний, за соблюдением санитарных правил и проведением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий при выполнении работ и оказании услуг, а также при производстве, транспортировке, хранении и реализации продукции; исполнять иные обязанности, возложенные на них названным Законом.
В соответствии со ст. 24 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Закон N 7-ФЗ) нормативы образования отходов производства и потребления и лимиты на их размещение устанавливаются в целях предотвращения их негативного воздействия на окружающую среду в соответствии с законодательством.
Обязательность и порядок паспортизации опасных отходов установлены Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.10.2000 N 818 "О порядке ведения государственного кадастра отходов и проведения паспортизации опасных отходов" и Приказом Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 02.12.2002 N 785 "Об утверждении паспорта опасного отхода".
Статьей 8.2 Кодекса установлена административная ответственность за несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, складировании, использовании, сжигании, переработке, обезвреживании, транспортировке, захоронении и ином обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами.
Судом первой инстанции установлен, материалами дела подтвержден и обществом не оспаривается факт отсутствия у него на момент проверки паспортов опасных отходов, утвержденных проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение.
При таких обстоятельствах правильным является вывод арбитражного суда первой инстанции о наличии в действиях общества состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ст. 8.2 Кодекса.
Вместе с тем суд апелляционной инстанции отмечает необоснованность указания управления на наличие такого нарушения со стороны общества, как обязанность иметь лицензию на осуществление деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке и размещению опасных отходов.
В силу ст. 9 Закона N 89-ФЗ, подп. 74 п. 1 ст. 17 Федерального закона от 08.08.2001 N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Закон N 128-ФЗ) лицензированию подлежит деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению опасных отходов.
В соответствии с п. 3 ст. 17 Закона N 128-ФЗ введение лицензирования иных видов деятельности возможно только путем внесения дополнений в предусмотренный законом перечень видов деятельности, на осуществление которых требуется лицензия.
Следовательно, представление лицензии при установлении лимитов на размещение отходов является обязанностью тех лиц, которые осуществляют деятельность непосредственно по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению опасных отходов.
Из материалов дела следует, что в процессе производственной деятельности общества образуются отходы, относящиеся к 1 - 4 классам опасности. Обществом осуществляется их частичное накопление и временное хранение на своей территории в специально обустроенных местах до момента их передачи соответствующим лицензированным организациям, непосредственно занимающимся деятельностью по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке и размещению опасных отходов.
Поскольку накопление и временное размещение отходов не являются целенаправленной самостоятельной деятельностью общества, обязанность иметь лицензию на осуществление деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению опасных отходов у общества отсутствует.
Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ).
Доказательств невозможности соблюдения обществом требований экологического законодательства и принятия им всех возможных мер, направленных на недопущение нарушений закона, материалы дела не содержат.
Возможности применения в данном случае положений ст. 2.9 КоАП РФ о малозначительности суд апелляционной инстанции не находит.
Нарушений процедуры привлечения к административной ответственности судом апелляционной инстанции не установлено, наказание назначено в пределах санкции ст. 8.2 Кодекса.
Несостоятельна ссылка заявителя на нарушение административным органом положений Федерального закона от 08.08.2001 N 134-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)", поскольку предыдущая проверка проводилась управлением два года назад - в декабре 2005 года.
При таких обстоятельствах апелляционная жалоба общества, доводы которой полно, всесторонне исследованы и обоснованно отвергнуты арбитражным судом первой инстанции в оспоренном судебном акте, и фактически направлены на переоценку его верных выводов, удовлетворению не подлежит.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании частей 3 и 4 ст. 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не установлено.
Руководствуясь статьями 176, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 31 января 2008 года по делу N А07-157/2008 оставить без изменения, апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Чишминский сахарный завод" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
В случае обжалования постановления в порядке кассационного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения кассационной жалобы можно получить на интернет-сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа по адресу www.fasuo.arbitr.ru.
Председательствующий судья |
О.Б. Тимохин |
Судьи |
Н.Н. Дмитриева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А07-157/2008
Истец: ОАО "Чишминский сахарный завод"
Ответчик: Прибельское межрайонное управление Министерства природопользования, лесных ресурсов и охраны окружающей среды РБ
Хронология рассмотрения дела:
09.04.2008 Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда N 18АП-1395/2008