г. Челябинск |
|
23 мая 2008 г. |
Дело N А76-27256/2007 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21 мая 2008 г.
Полный текст постановления изготовлен 23 мая 2008 г.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Чередниковой М.В., судей Малышева М.Б., Пивоваровой Л.В., при ведении протокола секретарём судебного заседания Андреевой Е.А., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Государственного учреждения - Челябинского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации на решение Арбитражного суда Челябинской области от 02 апреля 2008 года по делу N А76-27256/2007 (судья Катульская И.К.)
УСТАНОВИЛ:
Златоустовское городское отделение Челябинской областной общественной организации Всероссийского общества инвалидов "Новозлатоустовское" (далее - заявитель, общественная организация, страхователь, ЧООО ВОИ "Новозлатоустовское") обратилось в Арбитражный суд Челябинской области с заявлением о признании частично недействительным решения Государственного учреждения - Челябинского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации (далее - ГУ-ЧРО ФСС РФ, заинтересованное лицо, Фонд социального страхования, фонд, учреждение) от 12.11.2007 N 4 (пункт 3 признать недействительным в сумме недоимки 443 218 рублей 51 копейка, пени в сумме 64 558 рублей 57 копеек), о признании частично недействительным решения Фонда социального страхования от 12.11.2007 N 5 (пункт 1 признать недействительным в сумме недоимки 41 812 рублей 04 копейки, пункт 3 признать недействительным в сумме недоимки 209 060 рублей 19 копеек, пени в сумме 18 449 рублей 85 копеек) (с учетом уточнений требований, принятых судом в порядке, предусмотренном статьей 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (том 2, л.д. 1, 31, 47).
Решением арбитражного суда первой инстанции от 02 апреля 2008 года заявленные требования удовлетворены в полном объеме.
В апелляционной жалобе заинтересованное лицо просит решение суда отменить, в удовлетворении заявленных требований отказать.
В обоснование доводов жалобы ссылается на то, что судом при принятии решения нарушены нормы материального права и выводы, изложенные в решении, не соответствуют обстоятельствам дела. Податель апелляционной жалобы считает, что ЧООО ВОИ "Новозлатоустовское", несмотря на форму общественной организации инвалидов, фактически осуществляет коммерческую деятельность, следовательно, заявителем необоснованно применены налоговые льготы.
Заявитель представил отзыв на апелляционную жалобу, в котором отклонил ее доводы, просит решение суда первой инстанции оставить без изменения. Также заявитель в отзыве указал, что в компетенцию заинтересованного лица не входит решение вопроса об осуществления общественной организацией предпринимательской деятельности, а также это обстоятельство не может иметь юридическое значение для разрешения спора о возмещении расходов на цели социального страхования.
В судебном заседании представители сторон поддержали доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее.
Арбитражный суд апелляционной инстанции, повторно рассмотрев дело в порядке статей 268, 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исследовав имеющиеся в деле доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы и отзыва, не находит оснований для отмены решения суда.
Как следует из материалов дела, Государственным учреждением - Челябинским региональным отделением Фонда социального страхования Российской Федерации на основании постановления от 16.08.2007 N 1н/с проведена повторная проверка по вопросам начисления, уплаты страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний и расходования данных средств и обоснованности применения льготы по уплате страховых взносов за период с 01.01.2004 по 31.12.2005.
Результаты проверки отражены в акте документальной выездной проверки страхователя по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний от 20.09.2007 N 30/04-16 н/с (том 1, л.д. 70-76).
Фонд социального страхования в названном акте указал на то, что проверкой установлено осуществление структурными подразделениями Златоустовского городского отделения Челябинской областной общественной организации Всероссийского общества инвалидов "Новозлатоустовское" осуществляется предпринимательская деятельность, ввиду чего учреждение пришло к выводу о необоснованности применения льготы, предусмотренной статьей 2 Федерального закона от 12.02.2001 N 17-ФЗ в части деятельности, осуществляемой производственным отделом и транспортным участком заявителя.
По итогам проверки вынесено решение о привлечении страхователя к ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний от 12.11.2007 N 4, которым страхователю предложено уплатить недоимку в сумме 445 213 рублей 72 копейки, пени в сумме 65 637 рублей 26 копеек (том 1, л.д. 89).
Кроме того, Фондом социального страхования на основании решения от 15.08.2007 N 19 проведена проверка заявителя по вопросам начисления, уплаты страховых взносов на обязательное социальное страхование, расходования данных средств и обоснованности применения льготы по уплате страховых взносов за период с 01.01.2006 по 30.06.2007, результаты которой отражены в акте документальной выездной проверки страхователя по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний от 20.09.2007 N 31/04-16 н/с (том 1, л.д. 77-83).
В ходе данной проверки фондом выявлены нарушения аналогичные выявленным в ходе проверки за период с 01.01.2004 по 31.12.2005.
По итогам данной проверки учреждением вынесено решение о привлечении страхователя к ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний от 12.11.2007 N 5, которым страхователь привлечен к ответственности за нарушение порядка уплаты страховых взносов в виде штрафа в размере 42 189 рублей 61 копейки, ему предложено уплатить недоимку в сумме 215 146 рублей 13 копеек, пени в сумме 21 801 рубль 16 копеек (том 1, л.д. 90).
В связи с вышеизложенным ЧООО ВОИ "Новозлатоустовское" были направлены требования от 03.12.2007 N N 4,5 (том 1, л.д. 91-92).
Не согласившись с решениями Фонда социального страхования, общественная организация обратилась в арбитражный суд с требованием о признании их частично недействительными.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции обоснованно исходил из следующего.
Согласно абзацу 2 пункта 2 статьи 2 Федерального закона Российской Федерации от 12.02.2001 N 17-ФЗ "О страховых тарифах на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на 2001 год" в 2001 году страховые взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний уплачиваются в размере 60 процентов размера страховых тарифов, установленных статьей 1 названного Федерального закона общественными организациями инвалидов (в том числе созданными как союзы общественных организаций инвалидов), среди членов которых инвалиды и их законные представители составляют не менее 80 процентов.
Федеральным законом Российской Федерации от 08.12.2003 N 167-ФЗ "О страховых тарифах на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на 2004 год" установлено, что в 2004 году страховые взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний уплачиваются страхователем в порядке и по тарифам, которые установлены Федеральным законом от 12 февраля 2001 года N 17-ФЗ "О страховых тарифах на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на 2001 год".
Согласно абзацу а) пункта 2 статьи 2 Федерального закона Российской Федерации от 29.12.2004 N 207-ФЗ "О страховых тарифах на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на 2004 год" в 2005 году страховые взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний уплачиваются в размере 60 процентов размера страховых тарифов, установленных статьей 1 названного Федерального закона общественными организациями инвалидов (в том числе созданными как союзы общественных организаций инвалидов), среди членов которых инвалиды и их законные представители составляют не менее 80 процентов.
Согласно абзацу а) пункта 2 статьи 2 Федерального закона Российской Федерации от 22.12.2005 N 179-ФЗ "О страховых тарифах на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на 2006 год" в 2006 году страховые взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний уплачиваются в размере 60 процентов размера страховых тарифов, установленных статьей 1 названного Федерального закона общественными организациями инвалидов (в том числе созданными как союзы общественных организаций инвалидов), среди членов которых инвалиды и их законные представители составляют не менее 80 процентов.
Федеральным законом Российской Федерации от 19.12.2006 N 235-ФЗ "О страховых тарифах на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на 2007 год" установлено, что в 2007 году страховые взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний уплачиваются страхователем в порядке и по тарифам, которые установлены Федеральным законом от 22 декабря 2005 года N 179-ФЗ "О страховых тарифах на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на 2006 год".
Из анализа указанных норм следует, что в целях применения льготы по тарифу на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, организация должна отвечать одновременно двум критериям: организация должна быть создана в форме общественной организации или союза и в составе членов общественной организации (союза) должно быть не мене 80 % инвалидов и их законных представителей. Иных требований к общественным организациям инвалидов и условий для применения льготы законом не предусматривается.
Материалами дела подтверждается соответствие общественной организации указанным в законе критериям, заявитель ежегодно уведомлялся о наличии у него льготы по оплате страховых взносов по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (том 1, л.д. 105-107), доказательств неисполнения заявителем обязанности ежеквартально представлять заверенный печатью и подписями руководителя и главного бухгалтера полный список членов общественной организации фондом не представлено. Следовательно, имеются основания для применения заявителем вышеуказанной льготы.
Кроме того, в силу требований статьи 38 Федерального закона Российской Федерации от 19.05.1995 N 82 "Об общественных объединениях" контроль за соответствием деятельности общественных объединений уставным целям возложен на орган, принимающий решения о государственной регистрации общественных объединений, то есть на Управление Федеральной регистрационной службы по Челябинской области. Между тем, законом не предусмотрено право производить контроль за соответствием деятельности общественных объединений уставным целям фондом социального страхования.
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции считает, что у Челябинского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации не имелось правовых оснований для вынесения решений от 12.11.2007 N N 4, 5 в оспариваемых частях.
Доводы апелляционной жалобы основаны на неверном толковании законодательства и опровергаются материалами дела, а потому оснований для удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
С учетом изложенного обжалуемый судебный акт подлежит оставлению без изменения, апелляционная жалоба - без удовлетворения.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не установлено.
Судебные расходы распределяются между сторонами в соответствии с правилами, установленными статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 176, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Челябинской области от 02 апреля 2008 года по делу N А76-27256/2007 оставить без изменения, апелляционную жалобу Государственного учреждения - Челябинского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации - без удовлетворения.
Возвратить Государственному учреждению - Челябинскому региональному отделению Фонда социального страхования Российской Федерации из федерального бюджета государственную пошлину в сумме 1000 (одна тысяча) рублей, излишне уплаченную платежным поручением от 17.04.2008 N 1137. Платежное поручение оставить в деле.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
В случае обжалования постановления в порядке кассационного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения кассационной жалобы можно получить на интернет-сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа по адресу http://fasuo.arbitr.ru.
Председательствующий судья |
М.В. Чередникова |
Судьи |
М.Б. Малышев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А76-27256/2007
Истец: Общественная организация Златоустовского городского отделения ЧООО ВОИ "Новозлатоустовское"
Ответчик: Государственное учреждение - ЧРО ФСС РФ
Хронология рассмотрения дела:
23.05.2008 Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда N 18АП-2824/2008