г. Челябинск |
|
"15" июля 2008 г. |
Дело N А76-2557/2008 |
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Костина В.Ю., судей Дмитриевой Н.Н., Тимохина О.Б., при ведении протокола секретарем судебного заседания Свечниковым А.П., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Главного управления МЧС России по Челябинской области на решение Арбитражного суда Челябинской области от 17.04.2008 по делу N А76-2557/2008 (судья О.В. Анциферова), при участии: от Главного управления МЧС России по Челябинской области - Степанова А.В. (доверенность N 5653-2 от 08.08.2007),
УСТАНОВИЛ:
администрация Златоустовского городского округа Челябинской области (далее - заявитель, администрация) обратилась в арбитражный суд Челябинской области с заявлением о признании недействительным постановления главного государственного инспектора Златоустовского городского округа по пожарному надзору Главного управления МЧС России по Челябинской области (далее - заинтересованное лицо, административный орган, инспектор) N 110 от 19.02.2008, вынесенного по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст. 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), которым заявитель привлечен к административной ответственности в виде штрафа в размере 15000 рублей.
Решением Арбитражного суда Челябинской области от 17 апреля 2008 года по настоящему делу заявленные требования удовлетворены.
Заинтересованное лицо не согласилось с решением арбитражного суда и обжаловало его по следующим основаниям.
К полномочиям органов местного самоуправления отнесены, в том числе следующие функции по принятию мер по локализации пожара и спасению людей и имущества до прибытия подразделений Государственной противопожарной службы; организация и принятие мер по оповещению населения и подразделений Государственной противопожарной службы о пожаре.
Принятие мер по локализации пожара подразумевают под собой какие-либо практические действия, направленные на ограничение развития пожара, которые должны осуществляться имеющимися силами: пожарной дружиной, подразделением муниципальной пожарной охраной и д.р. Понятие термина локализация пожара определено ГОСТ 12.1.033-81 "Пожарная безопасность. Термины и определения", и определяется как "действия, направленные на предотвращение возможности дальнейшего распространения горения и создание условий для его успешной ликвидации имеющимися силами и средствами".
В п. Центральный Златоустовского городского округа создана добровольная пожарная дружина, имеющая пожарный автомобиль, однако на пожар данная дружина не выехала, никаких мер по локализации пожаров не осуществлялось.
Администрации Златоустовского городского округа неоднократно предлагалось обеспечить действия по локализации пожаров в границах городского округа, однако меры до настоящего времени не предприняты.
Согласно ст. 19 Федерального закона Российской Федерации "О пожарной безопасности" N 69-ФЗ от 21.12.1994 органы местного самоуправления обязаны принимать меры по локализации пожаров и спасению людей и имущества до прибытия подразделений Государственной противопожарной службы.
В соответствии с п.21 ст.27 Устава Златоустовского городского округа па администрацию Златоустовского городского округа возложено обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах Городского округа. Администрация Златоустовского городского округа является в силу ч.1 ст.26 Устава исполнительно-распорядительным органом Городского округа. Администрация Златоустовского городского округа не обеспечивает действия по локализации пожаров, в результате отсутствия нормативных правовых актов.
В соответствии статьи 19 Федерального закона РФ N 69-ФЗ полномочиям органов местного самоуправления отнесено разработка и утверждение нормативных актов, определяющих организационно-правовое, финансовое, материально-техническое обеспечение первичных мер пожарной безопасности.
На территории Златоустовского городского округа создана и осуществляет деятельность Единая дежурная диспетчерская служба 01 (ЕДДС), которая находится в здании администрации и круглосуточно принимает все сообщения о происшествиях на территории городского округа, в том числе пожаров. В состав данной службы входят диспетчера МУ "Гражданская защита Златоустовского городского округа", входящая в свою очередь в структуру Администрации Златоустовского городского округа.
В результате, информация о пожаре, происшедшем 3 февраля 2008 года в п.Центральный Златоустовского городского округа поступила в ЕДДС, и соответственно Администрацию Златоустовского городского округа.
У Администрации имелась возможность соблюдения требований пожарной безопасности, но при этом не были приняты все зависящие меры по их соблюдению, что указывает на наличие состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.4 КоАП РФ.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в судебное заседание представитель администрации не явился.
В соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствии заявителя.
Арбитражный суд апелляционной инстанции, повторно рассмотрев дело в порядке статей 268, 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исследовав имеющиеся в деле доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы, заслушав мнение представителя заинтересованного лица, не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, на основании рапорта сотрудника Златоустовского городского округа ОГПН об обнаружении признаков преступления б/н от 03.02.2008, письма отряда Государственной противопожарной службы N 1 Главного управления МЧС России по Челябинской области N 88-1-12 от 04.02.2008 было возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.20.4 КоАП РФ.
11.02.2008 по данному факту инспектором составлен протокол об административном правонарушении N 110, в котором зафиксировано, что Администрация Златоустовского городского округа 03.02.2008 в 02 час. 49 мин. в поселке Центральный Златоустовского городского округа на территории СПК "Айское" не реализовала меры пожарной безопасности, а именно не приняла мер по локализации происшедшего пожара до прибытия подразделений Государственной противопожарной службы. Представитель Администрации Златоустовского городского округа ознакомлен с указанным протоколом, о чем свидетельствует его подпись (л.д. 19).
19.02.2008 Главным государственным инспектором Златоустовского городского округа вынесено постановление N 110 о наложении на Администрацию Златоустовского городского округа административного наказания в виде штрафа в сумме 15000 рублей за нарушение требований пожарной безопасности. Постановление вынесено в отсутствие представителя Администрации, о чем имеется отметка в постановлении (л.д. 18).
Считая постановление инспектора незаконным, Администрация обратилась в арбитражный суд с требованием признать его незаконным и отменить.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из отсутствия в действиях администрации состава вменяемого правонарушения и вины в его совершении.
Вывод суда первой инстанции об отсутствии в действиях администрации состава вменяемого правонарушения и вины в его совершении апелляционная инстанция считает ошибочным, однако такой вывод не привел к принятию неправильного решения по существу дела поскольку характер рассматриваемого по настоящему делу правонарушения свидетельствует о его малозначительности.
На основании ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ нарушение требований пожарной безопасности, установленных стандартами, нормами и правилами, за исключением случаев, предусмотренных статьями 8.32, 11.16 настоящего Кодекса, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на юридических лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
В соответствии со ст. 19 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" к полномочиям органов местного самоуправления поселений и городских округов по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах сельских населенных пунктов относится, в том числе, принятие мер по локализации пожара и спасению людей и имущества до прибытия подразделений Государственной противопожарной службы.
Вопросы организационно-правового, финансового, материально-технического обеспечения первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселений, городских округов устанавливаются нормативными актами органов местного самоуправления.
Приказом от 18.06.2003 N 313 Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий с 30.06.2003 введены в действие Правила пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03).
Пункт 1 Правил пожарной безопасности (ППБ 01-03) определяет, что эти Правила устанавливают требования пожарной безопасности, обязательные для применения и исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, их должностными лицами, предпринимателями без образования юридического лица, гражданами Российской Федерации, иностранными гражданами, лицами без гражданства в целях защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества, охраны окружающей среды.
В соответствии с ч.2 ст. 2.1 Кодекса об административных правонарушения Российской Федерации юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Из материалов дела видно, что Администрация Златоустовского городского округа не реализовала меры пожарной безопасности в пределах своей компетенции, определенных ст. 19 Федерального закона "О пожарной безопасности". Вышеуказанная статья нормативного правового акта и п. 11 Правил пожарной безопасности, утвержденных Приказом МЧС Российской Федерации от 18.06.2003 N 313 обязывают органы местного самоуправления принимать меры по локализации пожара и спасению людей и имущества до прибытия подразделений Государственной противопожарной службы. Закрепление конкретных мер по локализации пожара находится в ведении органов местного самоуправления посредствам принятия нормативных правовых актов организационно-правового, финансового, материально-технического обеспечения первичных мер пожарной безопасности. До настоящего времени механизм локализации пожара нормативными правовыми актами органов местного самоуправления не предусмотрен.
В материалах дела имеется письмо ГУ МЧС России по Челябинской области от 07.12.2007 N 1899, направленное в адрес Главы Златоустовского городского округа с просьбой принять меры к исполнению положений Федерального закона N 230-ФЗ (л.д. 39). В приложенных к указанному письму рекомендаций имеется ссылка на то, что к полномочиям органов местного самоуправления относится, в том числе принятие мер по локализации пожара и спасению людей и имущества до прибытия подразделений Государственной противопожарной службы, однако конкретизации в чем данные действия должны выражаться нет (л.д. 40-41).
В соответствии с п. 21 ст. 27 Устава Златоустовского городского округа на администрацию Златоустовского городского округа возложено обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах Городского округа.
На основании п. 2,4 "Положения об обеспечении первичных мер пожарной безопасности в границах Златоустовского городского округа", утвержденных Решением Собрания депутатов Златоустовского городского округа Челябинской области N 107-ЗГО от 30.12.2005 первичные меры пожарной безопасности - реализация принятых в установленном порядке норм и правил по предотвращению пожаров, спасению людей и имущества от пожаров, являющихся частью комплекса мероприятий по организации пожаротушения.
Согласно статьи 38 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут собственники имущества, руководители федеральных органов исполнительной власти, руководители органов местного самоуправления, лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций, лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности, должностные лица в пределах их компетенции.
При таких обстоятельствах апелляционная инстанция полагает, что доводы апелляционной жалобы нашли свое подтверждение, материалы дела свидетельствуют о наличии в действиях Администрации Златоустовского городского округа состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 1 ст.20.4 КоАП РФ.
В соответствии со статьей 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием. Если малозначительность правонарушения будет установлена в ходе рассмотрения дела об оспаривании постановления о привлечении к административной ответственности, суд, руководствуясь частью 2 статьи 211 АПК РФ и статьей 2.9 КоАП РФ, принимает решение о признании незаконным этого постановления и о его отмене (пункт 3 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ, пункт 17 Постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях").
Как указано в пункте 21 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", малозначительным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.
Одновременно с этим суд апелляционной инстанции учитывает, что в действиях администрации отсутствует существенная угроза охраняемым общественным интересам и отношениям в данной сфере, поэтому возможно в таком случае применить положения ст. 2.9 Кодекса, оставив без изменения решение суда первой инстанции о признании незаконным и отмене спорного постановления административного органа.
С учетом изложенного решение суда первой инстанции отмене не подлежит, оснований для удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании ч. 4 ст. 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не установлено.
Руководствуясь статьями 176, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Челябинской области от 17.04.2008 по делу N А76-2557/2008 оставить без изменения, апелляционную жалобу Главного управления МЧС России по Челябинской области - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
В случае обжалования постановления в порядке кассационного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения кассационной жалобы можно получить на интернет-сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа по адресу http://fasuo.arbitr.ru.
Председательствующий судья |
В.Ю. Костин |
Судьи |
Н.Н. Дмитриева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А76-2557/2008
Истец: Администрация Златоустовского городского округа
Ответчик: Главное управление МЧС России по Челябинской области (ОГПН Златоустовского ГО)