12 апреля 2011 г. |
Дело N А55-22345/2010 |
г. Самара
Резолютивная часть постановления объявлена 11 апреля 2011 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 12 апреля 2011 года
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Кувшинова В.Е., судей Филипповой Е.Г., Поповой Е.Г.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Горяевой Н.Н.,
с участием в судебном заседании:
представителя общества с ограниченной ответственностью "Северный Ветер" - Карикова В.И. (доверенность от 23.10.2008),
представителя Министерства имущественных отношений Самарской области - Литвиновой И.Г. (доверенность от 29.12.2010 N 343),
представителя ГАУ Самарской области "Центр размещения рекламы" - Ивлиева С.А. (доверенность от 25.02.2011),
рассмотрев в открытом судебном заседании 11 апреля 2011 года в помещении суда апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Северный Ветер", г.Самара,
на решение Арбитражного суда Самарской области от 25 января 2011 года по делу N А55-22345/2010 (судья Черномырдина Е.В.),
принятое по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Северный Ветер", г.Самара,
к Министерству имущественных отношений Самарской области, г.Самара,
третье лицо: ГАУ Самарской области "Центр размещения рекламы", г.Самара,
о признании недействительным приказа,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Северный ветер" (ОГРН 1036302391124, ИНН 6367000648) (далее - ООО "Северный ветер", Общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением о признании недействительным приказа Министерства имущественных отношений Самарской области (далее - заинтересованное лицо, Министерство) от 11.11.2009 N 1734 (л.д.5-7).
Суд привлек к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельного требования относительно предмета спора - государственное автономное учреждение Самарской области "Центр размещения рекламы" (далее - ГАУ Самарской области "Центр размещения рекламы", третье лицо).
Решением Арбитражного суда Самарской области от 25.01.2011 по делу N А55-22345/2010 в удовлетворении заявления отказано (л.д.84-86).
В апелляционной жалобе ООО "Северный ветер" просит отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт (л.д.89-94).
Министерство и третье лицо отзыв на апелляционную жалобу не представили.
В судебном заседании представитель Общества поддержал апелляционную жалобу по основаниям, приведенным в жалобе.
Представитель Министерства отклонил апелляционную жалобу.
Представитель третьего лица отклонил апелляционную жалобу.
Рассмотрев дело в порядке апелляционного производства, проверив обоснованность доводов изложенных в апелляционной жалобе, в выступлении представителей сторон и исследовав материалы дела, суд апелляционной инстанции считает, что апелляционная жалоба подлежит удовлетворению.
Как следует из материалов дела, 27.08.2009 ГАУ Самарской области "Центр размещения рекламы" обратилось в Министерство с заявлением о предоставлении в постоянное (бессрочное) пользование земельного участка площадью 9,5 кв.м. с кадастровым номером 63:01:0506006:0525, расположенного по адресу: г.Самара, Ленинский район, ул.Галактионовская / ул.Полевая под размещение сооружения, не являющегося объектом недвижимости, в целях оказания социальных услуг (л.д.71).
По результатам рассмотрения обращения Министерством издан приказ от 11.11.2009 N 1734 о предоставлении ГАУ Самарской области "Центр размещения рекламы" в постоянное (бессрочное) пользование испрашиваемого земельного участка (л.д.13-14).
ООО "Северный ветер" обратилось с заявлением в арбитражный суд о признании оспариваемого приказа Министерства недействительным.
Заявитель полагает, что оспариваемым приказом нарушены права ООО "Северный ветер", так как на данном земельном участке располагается рекламная конструкция, на которую имеется разрешение на распространение наружной рекламы и ненормативный правовой акт противоречит требованиям статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ), пункт 2.4 Порядка предоставления земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара для целей, не связанных со строительством, утвержденным Постановлением Правительства Самарской области от 21.06.2006 N 74 (далее - Порядок).
Суд апелляционной инстанции считает, что суд первой инстанции, отказав в удовлетворении заявления, неправильно применил нормы материального права и неполно выяснил обстоятельства, имеющие значение для дела.
Суд первой инстанции, отказывая заявителю в удовлетворении требований, исходил из того, что Министерством во исполнение требований пункта 2.4 Порядка с целью сбора информации об испрашиваемом земельном участке, позволяющей сделать вывод о наличии либо отсутствии правовых оснований для предоставления земельного участка, а также о наличии прав третьих лиц на испрашиваемый земельный участок, были направлены соответствующие запросы в Управление Роснедвижимости по Самарской области и Управление Росрегистрации по Самарской области. Отсутствие каких-либо ограничений и обременений вышеуказанного земельного участка не препятствовало Министерству в предоставлении ГАУ СО "ЦРР" испрашиваемого участка путем издания соответствующего приказа.
Суд первой инстанции посчитал несостоятельной ссылку заявителя на то, что на предоставленных ГАУ СО "ЦРР" земельном участке расположена рекламная конструкция, принадлежащая заявителю, что влечет для него возникновение основания для приобретения прав аренды соответствующего земельного участка, сославшись на то, что в рассматриваемой ситуации положения статьи 36 ЗК РФ, предусматривающие исключительное право собственников объектов, расположенных на земельном участке, на приобретение этих участков, не подлежат применению, так как рекламные конструкции не являются объектами недвижимости.
Суд первой инстанции указал, что договор аренды земельного участка от 07.07.2010 года заключенный между Министерством (арендодатель) и ООО "Северный Ветер" (арендатор), заключен во исполнение решения Арбитражного суда Самарской области от 15.12.2008 года по делу N А55-14776/2008 (л.д.9-12).
Предметом данного договора является спорный земельный участок.
Из пункта 2.1. договора аренды следует, что срок действия договора истекает 13.01.2014 года, что свидетельствует о том, что срок действия договора аренды более одного года. Следовательно, договор аренды, подписанный между Министерством и ООО "Северный Ветер" подлежит государственной регистрации в обязательном порядке. Указанное обстоятельство подтверждается пунктом 8.1. договора аренды, который прямо указывает на вступление договора в силу с момента его государственной регистрации (л.д.23).
Управление Росреестра по Самарской области сообщением N 01/367/2010-241 отказало Министерству и ООО "Северный Ветер" в государственной регистрации договора аренды спорного земельного участка (л.д.28-32).
В качестве одного из оснований отказа в государственной регистрации Управление Росреестра по Самарской области указало на наличие в ЕГРП актуальной записи о праве постоянного (бессрочного) пользования спорным земельным участком.
Суд первой инстанции указал, что критически относится к доводу заявителя о том, что наличие в ЕГРП актуальной записи о праве постоянного (бессрочного) пользования спорным земельным участком, сделанной на основании оспариваемого приказа, нарушает права и законные интересы ООО "Северный ветер".
Суд первой инстанции сделал вывод, что Министерством соблюден принцип публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления спорных земельных участков, что подтверждается представленной в материалы дела публикацией в газете "Волжская коммуна" от 31.10.2009 N 405 (26864) (л.д.72).
Таким образом, отсутствие исключительного права заявителя на предоставление в аренду спорных земельных участков является обстоятельством, исключающим приоритет права аренды над правом постоянного бессрочного пользования земельными участками.
Суд первой инстанции сделал вывод, что оспариваемый приказ издан Министерством в пределах предоставленных ему полномочий, в соответствии с требованиями положений статьи 34 ЗК РФ, пункта 2.4 Порядка предоставления земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара для целей, не связанных со строительством, утвержденным Постановлением Правительства Самарской области от 21 июня 2006 года N 74 и не нарушают права заявителя в сфере предпринимательской деятельности.
Суд апелляционной инстанции находит выводы суда первой инстанции ошибочными, исходя из следующего.
Согласно пункту 1 статьи 34 ЗК РФ органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) в ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков.
Суд апелляционной инстанции считает, что оспариваемый заявителем приказ Министерства от 11.11.2009 N 1734 указанной норме закона не соответствует, поскольку нахождение на предоставленных ГАУ СО "ЦРР" земельном участке рекламной конструкции заявителя влечет для него возникновение основания для приобретения прав аренды соответствующего земельного участка.
Из материалов дела видно, что ООО "Северный ветер" осуществляет предпринимательскую деятельность в области распространения наружной рекламы, имея в собственности рекламный щит размером 3 х 6 метров, расположенный по адресу: город Самара, Ленинский район, улица Галактионовская / улица Полевая.
В соответствии с приказом руководителя Департамента строительства и архитектуры Администрации города Самары от 22.03.2004 N ДО4-05-5-0-0 у Общества имелось разрешение N 364-щ на распространение наружной рекламы на указанном рекламном щите сроком действия до 04 марта 2009 года.
ООО "Северный ветер", реализуя свои права и исполняя обязанности, вытекающие из фактического пользования земельного участка, в 2007 году предприняло необходимые действия, выполнило работы и понесло расходы по формированию земельного участка под рекламной конструкцией и его постановке на кадастровый учет.
Обществом получен кадастровый план земельного участка с кадастровым номером 63:01:0506006:0525.
После выполнения работ по формированию занимаемого земельного участка и постановке на кадастровый учет, 31.01.2008 Общество обратилось в Министерство с заявлениям о предоставлении его в аренду.
Министерство письмом от 25.08.2008 года N 12-1/0138/08 отказало Обществу в предоставлении земельного участка.
Общество обратилось с заявлением в арбитражный суд о признании незаконными действия Министерства по отказу в предоставлении в аренду земельного участка.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 15.12.2008 года по делу N А55-14776/2008 заявленные требования Общества были удовлетворены. Суд признал незаконными действия Министерства по отказу в предоставлении Обществу в аренду земельного участка и обязал Министерство устранить допущенные нарушения прав и законных интересов Общества (л.д.9-12).
Вместе с тем, тот же самый земельный участок в ноябре 2009 года был предоставлен третьему лицу - ГАУ Самарской области "Центр размещения рекламы" в постоянное (бессрочное) пользование, и хотя не изменился ни правовой статус, ни расположение данного земельного участка, Министерство не усмотрело оснований, по которым было отказано Обществу в предоставлении указанного участка в аренду.
Издание оспариваемого приказа до окончания срока действия разрешения на распространение наружной рекламы, а так же наличие судебного акта, по мнению подателя жалобы, создало для Общества правовые препятствия при оформлении прав аренды занимаемого рекламной конструкцией земельного участка и свидетельствует о злоупотреблении Министерством своими правами по распоряжению спорным земельным участком.
На переданном ГАУ СО "ЦРР" земельном участке до настоящего времени расположена рекламная конструкция заявителя.
Указанная рекламная конструкция в соответствии с правилом статьи 16 Федерального закона от 16 октября 2006 года N 160-ФЗ (в редакции Федерального закона от 04.12.2007 N 329-ФЗ) является законно установленной.
Как видно из материалов дела, что Министерству в период принятия оспариваемого приказа было известно о решении Арбитражного суда Самарской области от 15.12.2008 года по делу N А55-14776/2008, обязывающего его устранить допущенные нарушения Общества и о нахождении на спорном земельном участке принадлежащего Обществу рекламной конструкции.
Таким образом, наличие у Министерства данных о судебном акте и расположении на спорном земельном участке принадлежащей заявителю рекламной конструкции предполагало обязанность Министерства обратиться с соответствующим запросом в Департамент строительства и архитектуры городского округа Самары, поскольку указанный орган обладает полномочиями на выдачу разрешений на установку рекламных конструкций в соответствии с пунктом 2.1. Правил на установку и эксплуатацию рекламных конструкций на территории городского округа Самара, утвержденного решением Думы городского округа Самара от 19.07.2006 года N 301.
Размещение информации о предоставлении земельного участка в соответствии с правилом пункта 2.7. Порядка предоставления земельных участков имеет правовое значение для определения круга лиц, заинтересованных в приобретении прав на земельный участок, что вытекает из правила статьи 34 ЗК РФ.
Пунктом 2.9. Порядка представления земельных участков установлен двухнедельный срок со дня публикации информации для обращения заинтересованными гражданами и юридическими лицами с заявлением о предоставлении земельного участка.
Из материалов дела видно, что информация о предоставлении земельного участка опубликована в газете "Волжская коммуна" N 405 от 31 октября 2009 года (л.д.72), а оспариваемый приказ издан 11 ноября 2009 года (л.д.13).
Следовательно, оспариваемый приказ издан Министерством до истечения установленного двухнедельного срока, что свидетельствует о несоблюдении Министерством установленного законодательством порядка издания оспариваемого приказа о предоставлении спорного земельного участка третьему лицу по данному делу.
Суд апелляционной инстанции считает, что оспариваемый приказ Министерства является незаконным, поскольку не соответствует нормам Земельного кодекса Российской Федерации, Порядку предоставления земельных участков, в нарушение имеющего судебного акта, вступившего в законную силу, что нарушает права и законные интересы ООО "Северный Ветер".
При таких обстоятельствах решение суда первой инстанции следует отменить, требования заявителя удовлетворить, признать недействительным приказ Министерства имущественных отношений Самарской области от 11.11.2009 N 1734 и обязать Министерство устранить допущенные нарушения прав и законных интересов Общества.
Согласно пункту 3 части 4 статьи 201 АПК РФ в резолютивной части решения по делу об оспаривании ненормативных правовых актов, решений государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц должны содержаться указания на признание оспариваемого акта недействительным или решения незаконным полностью или в части и обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя либо на отказ в удовлетворении требования заявителя полностью или в части.
Из буквального толкования данной нормы не следует, что при применении пункта 3 части 4 статьи 201 АПК РФ суду необходимо указать, каким образом необходимо устранить нарушение прав и законных интересов заявителя, поскольку на необходимость подобного указания содержится лишь в пункте 3 части 5 статьи 201 АПК РФ, касающейся оспаривания действий (бездействия).
Расходы по государственной пошлине, согласно статье 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации следует отнести на Министерство.
Руководствуясь статьями 110, 112, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Самарской области от 25 января 2011 года по делу N А55-22345/2010 отменить.
Принять новый судебный акт.
Заявление общества с ограниченной ответственностью "Северный Ветер" удовлетворить.
Признать недействительным приказ Министерства имущественных отношений Самарской области от 11.11.2009 N 1734.
Обязать Министерство имущественных отношений Самарской области устранить допущенное нарушение прав и законных интересов общества с ограниченной ответственностью "Северный Ветер".
Взыскать с Министерства имущественных отношений Самарской области в пользу общества с ограниченной ответственностью "Северный Ветер" судебные расходы в сумме 1000 (Одна тысяча) рублей.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "Северный Ветер" из федерального бюджета излишне уплаченную платежным поручением от 22.02.2011 N 13 государственную пошлину в размере 1000 (Одна тысяча) рублей.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и в двухмесячный срок может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий |
В.Е.Кувшинов |
Судьи |
Е.Г.Филиппова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А55-22345/2010
Истец: ООО "Северный ветер"
Ответчик: Министерство имущественных отношений Самарской области
Третье лицо: Государственное автономное учреждение Самарской области "Центр размещения рекламы", ООО "Северный Ветер"
Хронология рассмотрения дела:
06.03.2012 Постановление Президиума ВАС РФ N 13874/11
06.03.2012 Постановление Президиума ВАС РФ N ВАС-13874/11
23.12.2011 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-13874/11
28.06.2011 Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-5073/11
12.04.2011 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-2550/11