г. Челябинск |
|
08 августа 2008 г. |
Дело N А76-3507/2008 |
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Бояршиновой Е.В., судей Баканова В.В., Малышева М.Б., при ведении протокола секретарём судебного заседания Моисеевой Ю.А., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 9 по Челябинской области на решение Арбитражного суда Челябинской области от 04 мая 2008 г. по делу N А76-3507/2008 (судья Костылев И.В.), при участии от подателя апелляционной жалобы Краснова Е.В. (доверенность от 29.12.2007 N 07-14407), от общества с ограниченной ответственностью "Автолинии" Важениной С.Г. (доверенность от 20.01.2008), Почкиной Н.А. (доверенность от 03.04.2008),
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Автолинии" (далее- заявитель, ООО "Автолинии", налогоплательщик) обратилось в Арбитражный суд Челябинской области с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 9 по Челябинской области (далее по тексту- заинтересованное лицо, налоговый орган, инспекция) о признании недействительным решения от 29.12.2007 N 14-23/14395 "О привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения": пункт 3.1 в части уплаты налога на добавленную стоимость (далее по тексту- НДС) в размере 305237,80 рублей, пункты 2, 3.3 в части уплаты пени в размере 89246,75 рублей за неуплату НДС в сумме 305237,80 рублей, пункт 3.2 в части привлечения к налоговой ответственности по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации (далее по тексту- НК РФ) в размере 61047,56 рублей за неуплату НДС. Также заявитель просит суд уменьшить в порядке статей 112, 114 НК РФ размер налоговых санкций по пункту 1 статьи 122 НК РФ по НДС, налогу на прибыль организаций, транспортному налогу и по статье 123 НК РФ по налогу на доходы физических лиц (далее по тексту- НДФЛ) (с учётом уточнения предмета заявленного требования, принятого судом в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации- л.д.90).
Решением суда первой инстанции от 04.05.2008 заявленное требование удовлетворено частично, решение инспекции признано недействительным в части предложения уплатить НДС в сумме 305237,80 рублей, пени по НДС в сумме 89246,75 рублей, штраф по пункту 1 статьи 122 НК РФ в сумме 61047,56 рублей за неуплату НДС; предложения уплатить штраф по пункту 1 статьи 122 НК РФ в сумме 7371,72 рублей за неуплату НДС в размере, превышающем 305237,80 рублей доначисленного НДС; предложения уплатить штраф по пункту 1 статьи 122 НК РФ в сумме 1557,30 рублей за неуплату налога на прибыль организаций; предложения уплатить штраф по пункту 1 статьи 122 НК РФ в сумме 14070 рублей за неуплату транспортного налога; предложения уплатить штраф по статье 123 НК РФ в сумме 18053 рублей за неперечисление НДФЛ. В удовлетворении остальной части заявленных требований отказано.
Не согласившись с вынесенным решением суда, заинтересованное лицо обратилось в арбитражный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда в обжалуемой части отменить ввиду его незаконности и необоснованности с принятием по делу нового судебного акта об отказе в удовлетворении заявленного требования.
В судебном заседании представитель заинтересованного лица поддержал доводы и требование апелляционной жалобы по изложенным в ней мотивам.
В обоснование своей позиции по делу налоговый орган считает, что заявитель по условиям пункта 3 статьи 170 НК РФ должен был восстановить к уплате в бюджет НДС в сумме 305237,80 рублей, в том числе в июле 2005 г. в сумме 214554,80 рублей, в марте 2006 г. в сумме 90683 рублей, по похищенным основным средствам: автомобилям КАМАЗ 6520 госномер О 800 РК остаточной стоимостью 1191971,08 рублей и КАМАЗ 3740 госномер К 647 РН остаточной стоимостью 503795,96 рублей.
Податель апелляционной жалобы, ссылаясь на положения статей 39, 146, 170, 171 НК РФ, указывает, что, поскольку выбытие автомобилей в результате хищения не является объектом налогообложения НДС, суммы налога, ранее правомерно принятые к вычету по данному имуществу, необходимо восстановить. При этом инспекция указывает, что налогоплательщиком на рассмотрение возражений не представлены доказательства установления виновных лиц, а восстановление НДС следует производить в том налоговом периоде, в котором недостающее имущество списывается с учёта.
Также податель апелляционной жалобы считает, что суд первой инстанции необоснованно применил положения статей 112, 114 НК РФ для снижения размера налоговых санкций. В этой части инспекция отмечает, что целью создания ООО "Автолинии" согласно уставу является извлечение прибыли, в связи с чем наличие тяжёлого материального положения, о чём заявляет налогоплательщик, свидетельствует лишь о ненадлежащем исполнении учредителями и руководителем ООО "Автолинии" производственных функций, и не может являться основанием для снижения налоговых санкций. В апелляционной жалобе также отмечается, что ранее заявитель привлекался к налоговой ответственности по аналогичным правонарушениям, о чём свидетельствуют представленные в материалы дела документы.
Представитель ООО "Автолинии" в судебном заседании возражает против доводов и требования апелляционной жалобы по мотивам представленного отзыва, решение суда считает законным и обоснованным и просит оставить его без изменения.
В обоснование своей позиции в споре заявитель указывает, что хищение товара к числу случаев, перечисленных в пункте 3 статьи 170 НК РФ в качестве основания для восстановления НДС, не относится, ссылаясь при этом на решение Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 23.10.2006 N 10652/06. Ссылку инспекции на письмо Министерства финансов Российской Федерации от 01.11.2007 N 03-07-15/175 заявитель считает неправомерной, поскольку данное письмо не является нормативным документом и его содержание противоречит действующему НК РФ.
Заявитель полагает, что суд первой инстанции правомерно, на основе применения статей 112, 114 НК РФ и представленных в дело доказательств учёл в качестве обстоятельства, смягчающего налоговую ответственность, тяжёлое материальное положение налогоплательщика, перечень таких обстоятельств по статье 112 НК РФ не является исчерпывающим.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверяются арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
На основании части 5 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации проверка законности и обоснованности решения суда в порядке апелляционного производства производится только в обжалуемой заинтересованным лицом части. Возражений против этого от лиц, участвующих в деле, не поступило, в отказанной части требований решение суда заявителем не обжалуется.
Арбитражный суд апелляционной инстанции, повторно рассмотрев дело в порядке статей 268, 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исследовав имеющиеся в деле доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы, заслушав доводы представителей лиц, участвующих в деле, считает, что обжалуемый судебный акт отмене либо изменению не подлежит.
Как установлено судом и следует из материалов дела, в отношении ООО "Автолинии" проведена выездная налоговая проверка по вопросам соблюдения законодательства о налогах и сборах, в том числе правильности исчисления и своевременности уплаты (удержания, перечисления) налога на прибыль организаций за период с 01.01.2004 по 31.12.2006, НДС за период с 01.06.2004 по 31.08.2007, транспортного налога за период с 01.01.2005 по 31.12.2006, НДФЛ за период с 01.01.2004 по 24.09.2007. Итоги налоговой проверки оформлены актом от 07.12.2007 N 74 (л.д.56-84).
По результатам рассмотрения материалов проверки инспекцией вынесено решение от 29.12.2007 N 14-23/14395, которым начислены оспариваемые суммы налогов, пени и штрафов (л.д.8-27).
Не согласившись с решением налогового органа в оспариваемой части, налогоплательщик обратился заявлением в арбитражный суд.
Арбитражный суд первой инстанции, признавая незаконными начисления НДС в сумме 305237,80 рублей, пени и штрафа на данную сумму, по эпизоду спора, связанному с восстановлением инспекцией сумм налога, ранее принятых к вычету, по похищенным автомобилям на основе изучения и оценки материалов дела нашёл установленным факт их хищения, а также предшествующие этому факты уплаты и предъявления к вычету НДС в составе стоимости. Мотивируя принятое в этой части решение, суд исходил из того, что положениями статей 170, 171, 172 НК РФ не предусмотрена обязанность налогоплательщика по восстановлению и уплате в бюджет сумм НДС, ранее предъявленных к вычету по товарам, приобретённым для использования в операциях, признаваемых объектами налогообложения, но впоследствии не использованным в этих операциях в связи с хищением. В части рассмотрения требования заявителя о снижении размера начисленных сумм оставшихся штрафов суд признал его подлежащим частичному удовлетворению, указав, что заявитель не оспаривает законность их начисления и факт допущенных правонарушений. При этом суд принял во внимание документальное подтверждённое тяжёлое финансовое положение налогоплательщика, уменьшив размер штрафов по пункту 1 статьи 122 и статье 123 НК РФ в два раза.
Выводы суда являются правильными, основанными на представленных в материалы дела письменных доказательствах и законодательстве.
Как установлено судом и следует из решения налогового органа, спорное начисление НДС в сумме 305237,80 рублей, пени в размере 89246,75 рублей и штрафа по пункту 1 статьи 122 НК РФ в размере 61047,56 рублей произведено по следующим основаниям.
В ходе налоговой проверки инспекция установила факт выбытия у налогоплательщика двух автомобилей КАМАЗ 6520 госномер О 800 РК остаточной стоимостью 1191971,08 рублей и КАМАЗ 3740 госномер К 647 РН остаточной стоимостью 503795,96 рублей в результате их хищения в июле 2005 г. и в марте 2006 г. соответственно.
Налоговый орган на основе применения положений статей 39, 146, 171, 170 НК РФ исходит из того, что, поскольку выбытие автомобилей в результате хищения не является операцией, признаваемой объектом налогообложения НДС, ранее принятые к вычету суммы налога следует восстановить согласно пунктам 2 и 3 статьи 170 НК РФ. Сумму НДС, подлежащую восстановлению- 305237,80 рублей, в том числе в июле 2005 г. в сумме 214554,80 рублей, в марте 2006 г. в сумме 90683 рублей, - инспекция определила в размере суммы, пропорциональной остаточной стоимости этих основных средств.
Данную позицию налогового органа следует признать неправомерной.
Факт хищения у заявителя названных автомобилей налоговым органом не оспаривается, подтверждён документальным образом надлежащими и допустимыми доказательствами- справками органов внутренних дел от 03.08.2006 и от 30.11.2006 (л.д.47, 48). Факты уплаты заявителем НДС в составе стоимости транспортных средств при приобретении и применения по ним вычета в установленном законом порядке на законных основаниях, предшествующие их хищению, инспекция также не отрицает. Таким образом, правомерность применения заявителем ранее вычетов по похищенным автомобилям инспекция не оспаривает.
В соответствии со статьёй 23 НК РФ на налогоплательщике лежит обязанность уплачивать законно установленные налоги.
Следовательно, обязанность по уплате в бюджет ранее правомерно принятой к зачету суммы НДС должна быть прямо предусмотрена законом.
Как верно указал суд первой инстанции, пункт 3 статьи 170 НК РФ, устанавливающий закрытый перечень случаев восстановления налогоплательщиком сумм НДС, ранее принятых к вычету, хищение товара к числу таких случаев не относит. Данная правовая позиция подтверждена решением Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 23.10.2006 N 10652/06.
Таким образом, суд первой инстанции при рассмотрении данного эпизода спора сделал правильный вывод о том, что статьями 170, 171, 172 НК РФ не предусмотрена обязанность налогоплательщика по восстановлению и уплате в бюджет сумм НДС, ранее предъявленных к вычету по товарам, приобретённым для использования в операциях, признаваемых объектами налогообложения, но впоследствии не использованным в этих операциях в связи с хищением.
Доводы апелляционной жалобы в этой части подлежат отклонению как основанные на неправильном толковании приведённых норм материального права. Довод подателя апелляционной жалобы о непредставлении заявителем доказательств установления виновных лиц следует отклонить, поскольку названными выше справками органов внутренних дел от 03.08.2006 и от 30.11.2006 факт хищения автомобилей подтверждён.
Достоверность факта хищения имущества инспекцией не опровергнута, названные выше справки, выданные полномочными органами, подтверждают данное обстоятельство как юридический факт, подлежащий установлению и доказыванию, как выявление виновных в преступлении лиц, в рамках уголовно-процессуальных процедур, следовательно, данные документы отвечают требованиям статей 67, 68 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Доказательств виновности, недобросовестности заявителя материалы дела не содержат.
Ссылка подателя апелляционной жалобы на письмо Министерства финансов Российской Федерации от 01.11.2007 N 03-07-15/175 также подлежит отклонению. Как верно отмечает заявитель, данное письмо не является нормативным правовым актом. В силу статьи 4 НК РФ данное письмо не влечёт правовых последствий для неопределённого круга лиц, в том числе налогоплательщиков, так как не отвечает критериям, позволяющим признать его в качестве нормативного правового акта, к законодательству о налогах и сборах по статье 1 НК РФ не относится и не имеет обязательной юридической силы. В соответствии с частью 1 статьи 13 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации упомянутое письмо Министерства финансов Российской Федерации от 01.11.2007 N 03-07-15/175 не входит в круг нормативных правовых актов, применяемых при рассмотрении дел.
При таких обстоятельствах решение суда, признавшего данные доначисления незаконными, является законным и обоснованным, в связи с чем подлежит оставлению в силе.
Законность оснований начисления налога на прибыль организаций, транспортного налога и НДФЛ, приведённых в решении налогового органа, заявитель не оспаривает и просит уменьшить размер соответствующих штрафов со ссылкой на статьи 112, 114 НК РФ. Поскольку заявителем факт вменяемых нарушений при исчислении данных налогов признаётся, арбитражный суд в силу части 1 статьи 168, части 1 статьи 198, части 1 статьи 199, части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не правомочен выходить за пределы доводов, возражений и требования заявителя в оценке законности оснований самих доначислений.
Обжалуя решение суда в части снижения размера налоговых санкций, налоговый орган указывает на необоснованное применение судом последствий наличия обстоятельств, смягчающих налоговую ответственность.
Данный довод апелляционной жалобы, исходя из конкретных обстоятельств и материалов дела, следует признать неосновательным.
Пунктом 3 статьи 114 НК РФ предусмотрена возможность уменьшения размера штрафа не меньше, чем в два раза по сравнению с размером, установленным соответствующей статьёй настоящего Кодекса, при наличии хотя бы одного смягчающего ответственность обстоятельства. В соответствии с пунктом 4 статьи 112 НК РФ обстоятельства, смягчающие или отягчающие ответственность за совершение налогового правонарушения, устанавливаются судом или налоговым органом, рассматривающим дело, и учитываются при применении налоговых санкций.
Как верно отмечает заявитель и указал суд первой инстанции, перечень обстоятельств, смягчающих ответственность за совершение налогового правонарушения, указанный в пункте 1 статьи 112 НК РФ, не является исчерпывающим, так как согласно подпункту 3 пункта 1 данной статьи смягчающими могут быть признаны и иные обстоятельства, которые судом или налоговым органом, рассматривающим дело, могут быть таковыми.
Учитывая, что пунктом 3 статьи 114 НК РФ установлен лишь минимальный предел снижения налоговой санкции, суд по результатам оценки соответствующих обстоятельств (например, характера и обстоятельств совершённого правонарушения, количества смягчающих ответственность обстоятельств, тяжёлого материального положения налогоплательщика) вправе уменьшить размер взыскания и более чем в два раза. Судом в качестве смягчающих во внимание могут быть приняты любые обстоятельства, которые могут быть оценены в качестве таковых по усмотрению суда, перечень таких обстоятельств является открытым и может быть дополнен судом с учётом конкретных обстоятельств дела. Рассматривая возможность уменьшения размера налоговой санкции, арбитражный суд в соответствии со статьёй 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.
Арбитражный суд при оценке обоснованности и законности оспариваемого решения налогового органа вправе проверять соразмерность применённой меры ответственности, и с учётом установленных в судебном порядке обстоятельств, смягчающих налоговую ответственность, вправе изменить оспариваемое решение налогового органа в части определения размера налоговой санкции. Иное не обеспечило бы эффективное восстановление нарушенных прав налогоплательщика и означало бы необоснованный отказ в судебной защите, что противоречит статье 46 Конституции Российской Федерации, части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьям 137, 138 НК РФ.
В Постановлении от 15.07.1999 N 11-П Конституционный Суд Российской Федерации указал, что, исходя из общих принципов права, санкции штрафного характера должны отвечать требованиям справедливости и соразмерности. Принцип соразмерности, выражающий требования справедливости, предполагает дифференциацию наказания в зависимости от тяжести содеянного, размера и характера причинённого ущерба, степени вины правонарушителя и иных существенных обстоятельств, обуславливающих индивидуализацию наказания.
В качестве подтверждения тяжёлого финансового положения заявителем в материалы представлены бухгалтерская отчётность, справки о наличии задолженности перед персоналом по заработной плате и кредитам (л.д.39-42), достоверность которых инспекция не опровергает. Ссылка инспекции на ранее выносившееся решение от 25.01.29006 N 3 о привлечении заявителя к налоговой ответственности и решение арбитражного суда по проверке его законности (л.д.93-101) подлежит отклонению, поскольку налоговый орган данные обстоятельства в качестве отягчающих ответственность самостоятельно в оспариваемом в рамках настоящего дела решении не применял, суд апелляционной инстанции самостоятельных оснований для этого не усматривает.
Довод подателя апелляционной жалобы о том, что тяжёлое финансовое положение налогоплательщика не является для него смягчающим ответственность обстоятельством, подлежит отклонению как противоречащий положениям пункта 1 статьи 112 НК РФ и выходящий за рамки судебного усмотрения, право чего предоставлено арбитражному суду названными положениями НК РФ. Вывод суда в данной части основан на оценке письменных доказательств согласно требованиям статей 65-71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Довод инспекции о том, что тяжёлое финансовое положение налогоплательщика свидетельствует о ненадлежащем исполнении учредителями и руководителем заявителя производственных функций, отклоняется как бездоказательный и не имеющий отношения к предмету рассматриваемого спора.
Нарушений норм процессуального права, являющихся согласно части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены вынесенного судебного акта, не установлено.
С учётом изложенного апелляционная жалоба заинтересованного лица удовлетворению не подлежит, решение суда первой инстанции следует оставить без изменения.
На основании статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате госпошлины по апелляционной жалобе относятся на заинтересованное лицо. Поскольку госпошлина уплачена инспекцией в установленном размере платёжным поручением от 28.05.2008 N 321, взыскание в судебном порядке не производится.
Руководствуясь статьями 176, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Челябинской области от 04 мая 2008 г. по делу N А76-3507/2008 оставить без изменения, апелляционную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 9 по Челябинской области- без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
В случае обжалования постановления в порядке кассационного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения кассационной жалобы можно получить на интернет-сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа по адресу http://fasuo.arbitr.ru.
Председательствующий судья |
Е.В. Бояршинова |
Судьи |
В.В. Баканов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А76-3507/2008
Истец: ООО "Автолинии"
Ответчик: МИФНС N9по Челябинской обл.