г. Челябинск
28 августа 2008 г. |
N 18АП-4233/2008 |
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Степановой М.Г., судей Кузнецова Ю.А., Костина В.Ю., при ведении протокола секретарем судебного заседания Уфимцевой А.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N 11 по Челябинской области на решение Арбитражного суда Челябинской области от 23.05.2008 по делу N А76-3801/2008 (судья Харина Г.Н.), при участии от Муниципального унитарного предприятия "Энергетик" - Филиппова Д.С. (доверенность от 14.01.08 N1), Локмариной В.М. (доверенность от 20.05.08 б/н), от Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N 11 по Челябинской области - Субботиной Н.В. (доверенность от 22.01.2008 г. N 04-251), Беспалова Е.В. (доверенность от 28.12.2007 N 04-6924),
УСТАНОВИЛ:
Муниципальное унитарное предприятие "Энергетик" (далее предприятие, МУП "Энергетик", налогоплательщик) обратилось в Арбитражный суд Челябинской области к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N 11 по Челябинской области (далее инспекция, налоговый орган) с заявлением о признании недействительным решения от 11.01.2008 N2 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения в части привлечения к ответственности по п.1 ст.122 Налогового кодекса Российской Федерации (далее НК РФ) в виде штрафа в сумме 211803 руб. 22 коп., доначисления налога на добавленную стоимость в сумме 1059016 руб. 11 коп., начисления пени в сумме 55746 руб. 37 коп. (с учетом уточнения требований в порядке, предусмотренном ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Решением суда от 23.05.2008 заявленные требования удовлетворены частично. Решение инспекции признано недействительным в части доначисления налога на добавленную стоимость (далее НДС) в сумме 783921 руб., начисления соответствующих пени по НДС и привлечения к ответственности по п.1 ст.122 НК РФ в виде штрафа в сумме 156784 руб. 20 коп. В удовлетворении остальной части заявленных требований отказано.
Не согласившись с решением суда в части удовлетворения требований налогоплательщика, инспекция обратилась в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда изменить, принять новый судебный акт об отказе предприятию в удовлетворении заявленных требований, указывая на то, что судом при рассмотрении дела неправильно применены нормы материального права, в частности п.п.1 п.1 ст.146, п.2 ст.154, ст.162 НК РФ.
По мнению налогового органа суммы льгот, возмещаемые из бюджетов на покрытие разницы между государственной регулируемой ценой и отпускной ценой в связи с предоставлением услуг отдельным потребителям по сниженным ценам увеличивают доход предприятия, и связаны с оплатой за оказанные услуги, следовательно, на основании подп.2 п.1 ст.162 НК РФ указанные суммы учитываются при определении объекта обложения НДС.
Инспекция считает, что суд при принятии решения необоснованно сослался на письмо Министерства социальных отношений Челябинской области N 25-ОЛ от 11.08.2008, которое, не может являться разъяснением по вопросам применения налогового законодательства.
В судебном заседании представители налогового органа поддержали доводы, изложенные в апелляционной жалобе, представители предприятия просили оставить жалобу без удовлетворения по мотивам, изложенным в отзыве на жалобу.
Суд апелляционной инстанции, проверив в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее АПК РФ) законность и обоснованность обжалуемого решения, не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы налогового органа по следующим мотивам.
Как следует из материалов дела, инспекцией проведена выездная налоговая проверка МУП "Энергетик" по вопросам соблюдения законодательства о налогах и сборах за период с 25.08.2005 по 30.09.2007 по результатам которой составлен акт от 29.11.2007 N 67 (т.1, л.д.16-24) и принято решение от 11.01.2008 N2 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения (т.1, л.д.9-14).
Указанным решением предприятие привлечено к ответственности, предусмотренной п. 1 ст. 122, ст. 120 НК РФ, в виде взыскания штрафов, также ему начислены НДС и соответствующие суммы пеней.
Основанием для начисления НДС в сумме 783921 руб. послужил вывод инспекции о том, что предприятием неправомерно не включены в налогооблагаемую базу по НДС суммы льгот, возмещаемые из бюджетов на покрытие разницы между государственной регулируемой ценой и отпускной ценой в связи с предоставлением коммунальных услуг отдельным категориям населения по сниженным ценам (т.1, л.д.10).
По мнению инспекции, денежные средства, получаемые из бюджета в связи с реализацией товаров (работ, услуг) по льготным ценам и тарифам, выделяются не на компенсацию расходов организации по оплате приобретаемых ею материальных ресурсов или на покрытие убытков, связанных с применением указанных льгот, а на оплату подлежащих налогообложению налогом на добавленную стоимость товаров (работ, услуг), реализуемых отдельным категориям граждан, то есть, такие денежные средства включаются в налоговую базу по налогу на добавленную стоимость.
Считая принятое инспекцией решение незаконным, предприятие обратилось с соответствующим заявлением в арбитражный суд.
Удовлетворяя заявленные требования, арбитражный суд первой инстанции исходил из того, что налогоплательщиком не допущено нарушения требований пп. 1 п. 1 ст. 146, п. 2 ст. 154 и пп. 2 п. 1 ст. 162 НК РФ, а полученные предприятием денежные средства от Управления социальной защиты населения не связаны с оплатой оказанных им услуг, не являются финансовой помощью, пополнением фондов специального назначения или увеличивающими доход, но фактически являются бюджетным финансированием на покрытие убытков, и в силу условий пп. 2 п. 1 ст. 162 НК РФ, данные суммы не увеличивают налоговую базу для исчисления налога на добавленную стоимость.
Выводы суда являются правильными, соответствуют действующему законодательству и материалам дела.
В силу подп. 1 п. 1 ст. 146 НК РФ объектом обложения НДС признаются операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации.
Порядок определения налоговой базы по НДС установлен ст.ст. 153 - 162 НК РФ.
Положениями п. 2 ст. 153 НК РФ предусмотрено, что при определении налоговой базы выручка от реализации товаров (работ, услуг) определяется исходя из всех доходов налогоплательщика, связанных с расчетами по оплате указанных товаров (работ, услуг), полученных им в денежной и (или) натуральной формах, включая оплату ценными бумагами.
Согласно п. 1 ст. 154 НК РФ налоговая база при реализации налогоплательщиком товаров (работ, услуг) определяется как стоимость этих товаров (работ, услуг), исчисленная исходя из цен, определяемых в соответствии со ст. 40 НК РФ, с учетом акцизов (для подакцизных товаров) и без включения в них налога.
Пунктом 13 ст. 40 НК РФ предусмотрено, что при реализации товаров (работ, услуг) по государственным регулируемым ценам (тарифам), установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации, для целей налогообложения принимаются указанные цены (тарифы).
В соответствии с п. 2 ст. 154 НК РФ при реализации товаров (работ, услуг) с учетом дотаций, предоставляемых бюджетами различного уровня в связи с применением налогоплательщиком государственных регулируемых цен, или с учетом льгот, предоставляемых отдельным потребителям в соответствии с федеральным законодательством, налоговая база определяется как стоимость реализованных товаров (работ, услуг), исчисленная исходя из фактических цен их реализации.
Согласно положениям подп. 2 п. 1 ст. 162 НК РФ налоговая база, определенная в соответствии со ст. 153 - 158 НК РФ, увеличивается на суммы, полученные за реализованные товары (работы, услуги) в виде финансовой помощи, на пополнение фондов специального назначения, в счет увеличения доходов либо иначе связанных с оплатой реализованных товаров (работ, услуг).
Таким образом, налогоплательщики вправе определять налогооблагаемую базу по НДС по п. 2 ст. 154 НК РФ в том случае, если реализация товаров осуществляется ими по государственным регулируемым ценам и соответствующий бюджет возмещает фактически полученные убытки. Средства, выделяемые налогоплательщику из бюджета для возмещения фактически полученных убытков, связанных с применением государственных регулируемых цен на товары (работы, услуги), не включаются в налоговую базу в целях исчисления НДС, поскольку их получение не связано с расчетами по оплате реализованных товаров (работ, услуг).
Судом установлено и материалами дела подтверждается, что МУП "Энергетик" в проверяемый период оказывало жилищно-коммунальные услуги населению по государственным регулируемым ценам, а также с учетом льгот, предоставляемых на основе федерального законодательства, и является бюджетополучателем.
Перечисление налогоплательщику в проверяемый период субвенций из бюджета без НДС подтверждается платежными поручениями (т.1, л.д.38-45).
Письмом от 11.01.2008 N 25-ОЛ Министерство социальных отношений Челябинской области (т.1, л.д.33) сообщило Управлению социальной защиты населения Верхнеуфалейского городского округа о том, что средства федерального и областного бюджета, направляемые через органы социальной защиты населения всем организациям поставщикам жилищно-коммунальных услуг в связи с предоставлением отдельным категориям граждан мер социальной поддержки перечисляются без учета НДС.
При таких обстоятельствах суд обоснованно признал недействительным решение инспекции в указанной части.
Доводы подателя жалобы о неправильном применении судом норм материального права судом апелляционной инстанции отклоняются как не нашедшие своего подтверждения и основанные на ошибочном толковании этих норм налоговым органом.
С учетом изложенного, апелляционная жалоба инспекции не подлежит удовлетворению.
Выводы суда первой инстанции соответствуют фактическим обстоятельствам дела и положениям действующего законодательства.
Оснований для отмены обжалуемого судебного акта не имеется.
Руководствуясь статьями 176, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Челябинской области от 23.05.2008 по делу N А76-3801/2008 оставить без изменения, апелляционную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 11 по Челябинской области - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
В случае обжалования постановления в порядке кассационного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения кассационной жалобы можно получить на интернет-сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа по адресу http://fasuo.arbitr.ru.
Председательствующий судья |
М.Г. Степанова |
Судьи |
Ю.А. Кузнецов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А76-3801/2008
Истец: МУП "Энергетик"
Ответчик: МИФНС N11 по Челябинской обл.
Хронология рассмотрения дела:
28.08.2008 Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда N 18АП-4233/2008