г. Челябинск
04 сентября 2008 г. |
N 18АП-4840/2008 |
Резолютивная часть постановления объявлена 01 сентября 2008 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 04 сентября 2008 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Баканова В.В., судей Малышева М.Б. и Пивоваровой Л.В., при ведении протокола секретарем судебного заседания Моисеевой Ю.А., рассмотрев в открытом судебном заседании исковое заявление Территориального управления Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Курганской области к Администрации г. Кургана о признании права федеральной собственности, признании недействительным зарегистрированным права муниципальной собственности, при участии: Администрация г. Кургана - Колосовой Е.В. (доверенность N 2405 от 26 августа 2008 г.), Курганской городской Думы - Логинова Е. В. (доверенность N 176 от 29 мая 2008 г.),
УСТАНОВИЛ
в Арбитражный суд Курганской области обратилось Территориальное управление Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Курганской области (далее - ТУ ФАУФИ по Курганской области) с иском к Администрации г. Курган о признании права федеральной собственности на здание "Дом декабриста А.Е. Розена", расположенное по адресу: г. Курган, ул. Советская, д. 67 и признании недействительной государственной регистрации права муниципальной собственности на данный объект.
Определением арбитражного суда Курганской области от 20 декабря 2007 г. принято изменение предмета исковых требований в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, согласно которому истец просит признать право федеральной собственности и признать недействительным зарегистрированное право муниципальной собственности на данное здание.
В обоснование заявленных требований истцом указано Приложение N 1 к Постановлению Верховного Совета Российской Федерации от 27 декабря
1991 г. N 3020 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность", а также статьи 2, 64 Федерального закона "Об объектах культурного наследия (памятников истории и культуры Российской Федерации. По мнению истца, объект неправомерно отнесен ответчиком к муниципальной собственности, право зарегистрировано 13 сентября 2006 г.
Решением суда первой инстанции от 05 июня 2008 г. (резолютивная часть от 29 мая 2008 г.) в удовлетворении заявленных требований отказано. Суд первой инстанции пришел к выводу о том, что истцом избран неверный способ защиты права.
С решением суда не согласилось ТУ ФАУФИ по Курганской области, им подана апелляционная жалоба. По мнению заявителя, в силу постановления Совета Министров РСФСР от 30 августа 1960 г. N 1327 и Приложения N 1 к Постановлению Верховного Совета Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. N 3020 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность" указанный объект недвижимого имущества является исключительно федеральной собственностью, право собственности Российской Федерации на спорное имущество не прекращалось. Судом сделан немотивированный вывод о несоответствии исковых требований действующему законодательству без оценки и опровержения доводов истца, что не соответствует требованиям пункта 1 статьи 168, пункта 4 статьи 170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Кроме того, суд первой инстанции неверно истолковал закон - пункт 2 статьи 63 "Об объектах культурного наследия (памятников истории и культуры Российской Федерации".
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 11 августа 2008 г. решение Арбитражного суда Курганской области отменено по основаниям, предусмотренным пунктом 5 части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, дело рассматривается по правилам, установленным Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации для рассмотрения дела в арбитражном суде первой инстанции.
В судебное заседание представитель ТУ ФАУФИ по Курганской области не явился, будучи надлежаще извещенным о времени и месте рассмотрения дела.
Представители Администрации г. Курган и Курганской городской Думы доводы истца полагают необоснованными, просят в удовлетворении исковых требований отказать, представлены письменные отзывы.
Представители государственного учреждения - "НПЦ по охране и использованию объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) Курганской области, муниципального учреждения "Детская школа искусств N 1", Управления Федеральной регистрационной службы по Курганской области ,
Правительства Российской Федерации, Федерального агентства по управлению федеральным имуществом в судебное заседание не явились, извещены надлежаще о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, о причине неявки суд не известили, отзывы на иск в суд апелляционной инстанции не представили.
В соответствии со ст. 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие не явившихся представителей лиц, участвующих в деле, надлежаще извещенных о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы.
Исследовав материалы дела, заслушав доводы представителей Администрации г. Курган и Курганской городской Думы, арбитражный суд полагает заявленные исковые требования не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, здание, расположенное в г.Кургане по ул. Советская, 67 , лит. А-А1, общей площадью 1397, 7 кв.м. "Дом декабриста А.Е.Розена", является памятником культуры республиканского значения, что подтверждается Приложением 1 к постановлению Совета Министров РСФСР от 30.08.1960г.N 1327,паспорт).
В настоящее время в указанном здании расположено муниципальное учреждение "Детская школа искусств N 1".
Решением Курганского городского совета народных депутатов от 05 августа 1993 г. N 239 здание включено в перечень нежилых помещений, относящихся к муниципальной собственности.
Государственная регистрация права собственности муниципального образования г. Курган произведена 13 сентября 2006 г., о чем Управлением Федеральной регистрационной службы по Курганской области в ЕГРП сделана запись регистрации N 45-45-01/077/2006-494.
Полагая, что здание является федеральной собственностью, истец обратился в суд с настоящим исковыми требования.
Являются обоснованными доводы истца о том, что согласно Приложению N 1 к Постановлению N 3020-1, пункта 1 статьи 64 Закона "Дом декабриста А.Е. Розена", как объект историко-культурного наследия, памятник истории и культуры республиканского значения, признанный таковым до 27 декабря 1991 г., должен относиться к федеральной собственности.
В то же время, в судебном заседании представители Администрации г. Курган и Курганской городской Думы пояснили, что здание необходимо для обеспечения осуществления муниципальным образованием установленных федеральным законом полномочий, поскольку с 1973 года (л.д.94) там расположена детская школа искусств.
В соответствии со статьей 48 Федерального закона "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" объекты культурного наследия, независимо от их историко-культурного значения могут находиться в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной или частной собственности.
Как следует из содержания пункта 4 статьи 2 Федерального закона "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации", оформление права собственности субъектов Российской Федерации, муниципальных образований на объекты культурного наследия федерального значения, которые являлись недвижимыми памятниками истории и культуры государственного (общесоюзного и республиканского) значения до 27 декабря 1991 года и необходимы для обеспечения осуществления субъектами Российской Федерации и муниципальными образованиями установленных федеральными законами полномочий, производится в порядке, определенном пунктом 2 статьи 63 настоящего Федерального закона: Правительство Российской Федерации утверждает перечни объектов культурного наследия, которые необходимы для обеспечения осуществления субъектами Российской Федерации, муниципальными образованиями установленных федеральными законами полномочий, а также в отношении которых должно быть оформлено право собственности Российской Федерации.
Предложение муниципального образования г. Курган по включению в перечень объектов культурного наследия, которые необходимы для обеспечения осуществления муниципальным образованием установленных федеральными законами полномочий, содержащее указание на спорное имущество, направлено в Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом 13 июля 2007 г. письмом за исх. N 15/159 (л.д.57, 67), в установленный в Законе срок (до 01 декабря 2007 г.) получено третьим лицом, после чего направлено на согласование в Министерство культуры Российской Федерации.
До настоящего времени Правительством РФ перечень не согласован, что не оспаривается сторонами, однако ответчик обязанности, предусмотренные законом, исполнил.
Исходя из системного толкования пункта 4 статьи 2 и пункта 2 статьи 63 Федерального закона " Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" следует наличие последствия регистрации права муниципальной собственности на объект культурного наследия до 1 января 2007 года в зависимости от его включения либо невключения в указанный перечень.
В соответствии с пунктом 1 статьи 2 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права.
Поскольку право муниципальной собственности на здание школы зарегистрировано 13 сентября 2006 г., то у муниципального образования обязанность отказа от права собственности на данный объект в трехмесячный срок со дня вступления в силу решения Правительства Российской Федерации появляется только в случае, если объект включен в перечень объектов, на которые в соответствии с решением Правительства Российской Федерации должно быть оформлено право собственности Российской Федерации.
При этом, согласно пункта 2 статьи 63 названного Закона, Российская Федерация вправе требовать государственной регистрации права собственности Российской Федерации на данный объект в судебном порядке, если в трехмесячный срок муниципальное образование не отказалось от права собственности на объект. Неисполнение муниципальным образованием обязанности по отказу является основанием для требования государственной регистрации права собственности Российской Федерации.
Применительно к спорным правоотношениям для защиты нарушенных или оспоренных прав в отношении оформления права собственности Российской Федерации на объекты культурного наследия федерального значения, право собственности на которые было зарегистрировано субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием до 1 января 2007 года, пунктом 2 статьи 63 ФЗ РФ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" такой способ установлен.
При таких обстоятельствах, довод истца о том, что поскольку ранее возникшее право собственности Российской Федерации на указанное здание на основании Постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. N 3020 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность" не прекращалось, а потому заявленные требования являются обоснованными, арбитражным судом отклоняется.
Поскольку между муниципальным образованием и Российской Федерацией возникают обязательственные, а не имущественные отношения, а их неисполнение является основанием для предъявления иска обязательственного, а не имущественного характера, а именно, требования государственной регистрации права собственности Российской Федерации на данный объект в судебном порядке.
Таким образом, указанные спорные отношения между сторонами не могут быть разрешены при предъявлении вещного иска - требования о признании права собственности. Следовательно, истцом избран ненадлежащий способ защиты, что является основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований.
Судебные расходы распределяются между сторонами в соответствии с правилами, установленными статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 168, 170, 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции,
ПОСТАНОВИЛ:
В удовлетворении заявленных Территориальным управлением Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Курганской области исковых требований о признании права федеральной собственности на здание "Дом декабриста А.Е. Розена", расположенного по адресу: г. Курган, ул. Советская, д. 67 и признании недействительным зарегистрированного права собственности муниципального образования г. Курган на указанное здание - отказать.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
В случае обжалования постановления в порядке кассационного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения кассационной жалобы можно получить на интернет-сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа по адресу http://fasuo.arbitr.ru.
Председательствующий судья |
В.В. Баканов |
Судьи |
М.Б. Малышев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А34-7506/2007
Истец: ТУ Росимущества по Курганской области
Ответчик: Администрация г. Кургана
Третье лицо: Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом, УФРС по Курганской области, Правительство РФ, МУ "Детская школа искусств N 1", Курганская городская Дума, ГУ "НПЦ по охране и использованию объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) Курганской области"
Хронология рассмотрения дела:
04.09.2008 Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда N 18АП-4840/2008