г. Челябинск
04 сентября 2008 г. |
N 18АП-4587/2008 |
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Малышева М.Б., судей Баканова В.В., Пивоваровой Л.В., при ведении протокола секретарем судебного заседания Кургановой К.В., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по Кировскому району г. Уфы на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 13 мая 2008 года по делу N А07-24455/2006 (судья Аспанов А.Р.),
УСТАНОВИЛ:
Инспекция Федеральной налоговой службы по Кировскому району г. Уфы (далее - заявитель, налоговый орган, Инспекция ФНС России по Кировскому району г. Уфы) обратилась в Арбитражный суд Республики Башкортостан с заявлением о взыскании с государственного унитарного предприятия по подрядному строительству, ремонту и содержанию автомобильных дорог "Башкиравтодор" Республики Башкортостан (далее - заинтересованное лицо, налогоплательщик, ГУП "Башкиравтодор" РБ) налоговых санкций в общей сумме 1.916.320 руб. 12 коп., в том числе, предусмотренных: п. 1 ст. 122 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ): в сумме 617.733 руб. 03 коп. по налогу на прибыль (за 2003 год в общей сумме 80.245 руб. 31 коп., за 2004 год в общей сумме 267.597 руб. 57 коп., за 2005 год в общей сумме 269.887 руб. 15 коп., - что фактически составляет 617.730 руб. 03 коп., но не 617.333 руб. 03 коп., как указано налоговым органом в тексте заявления); в сумме 885.761 руб. 84 коп. по налогу на добавленную стоимость (в том числе, как указано налоговым органом, 636.615 руб. 69 коп. за 2003 год, 249.146 руб. 15 коп. за 2004 год); 101.112 руб. 96 коп. по транспортному налогу за 2005 год; 61.356 руб. 79 коп. по единому социальному налогу за 2003 год; ст. 123 Налогового кодекса Российской Федерации, штрафам в сумме 250.355 руб. 50 коп.
Решением арбитражного суда первой инстанции от 13 мая 2008 года требования, заявленные налоговым органом, удовлетворены частично: с ГУП "Башкиравтодор" РБ взысканы налоговые санкции в общей сумме 125.530 руб. 46 коп. и в доход федерального бюджета государственная пошлина 12.776 руб. 52 коп. В остальной части в удовлетворении заявленных требований Инспекции ФНС России по Кировскому району г. Уфы отказано.
Размер налоговых санкций, подлежащих взысканию с ГУП "Башкиравтодор" по каждому из неуплаченных налогов, не указан арбитражным судом первой инстанции; при этом, удовлетворяя в части требования, заявленные налоговым органом, арбитражный суд первой инстанции пришел к выводу о наличии оснований для применения положений пп. 3 п. 1 ст. 112, п. 3 ст. 114 Налогового кодекса Российской Федерации, уменьшив размер штрафов, подлежащих взысканию с налогоплательщика.
В апелляционной жалобе налоговый орган просит решение суда первой инстанции отменить полностью и принять по делу новый судебный акт. В обоснование доводов апелляционной жалобы заявитель ссылается на отсутствие правовых оснований для применения положений пп. 3 п. 1 ст. 112, п. 3 ст. 114 НК РФ, поскольку факт наличия тяжелого финансового положения налогоплательщиком не доказан, а кроме того, ГУП "Башкиравтодор" изначально оспаривало лишь часть решения, вынесенного Инспекцией ФНС России по Кировскому району г. Уфы, которым к налогоплательщику применены меры налоговой ответственности, следовательно, "_ГУП "Башкиравтодор" сам признал наличие суммы задолженности по штрафным санкциям".
Определением от 08 июля 2008 года апелляционная жалоба Инспекции ФНС России по Кировскому району г. Уфы была принята к производству Восемнадцатым арбитражным апелляционным судом и назначена к рассмотрению в судебном заседании 07.08.2008.
Налогоплательщик представил отзыв на апелляционную жалобу, в котором указал, что с доводами апелляционной жалобы не согласен, просит решение арбитражного суда первой инстанции оставить без изменения. Также ГУП "Башкиравтодор" РБ в отзыве на апелляционную жалобу указало на то, имеющиеся в материалах дела документы подтверждают факт наличия обстоятельств, которые могут быть расценены, как подпадающие под условия пп. 3 п. 1 ст. 112 Налогового кодекса Российской Федерации.
Вместе с тем, решение арбитражного суда первой инстанции от 13 мая 2008 года по настоящему делу является неисполнимым, поскольку ни в резолютивной части, ни в мотивировочной части данного судебного акта, суд не указал размер налоговых санкций, подлежащих взысканию с ГУП "Башкиравтодор" РБ, с учетом уменьшения размера штрафов. Кроме того, при рассмотрении спора в арбитражном суде первой инстанции налогоплательщик ссылался на то (т. 6, л. д. 95), что часть налоговых санкций подпадает под условия п. 1 ст. 103.1 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 04.11.2005 N 137-ФЗ "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых положений законодательных актов Российской Федерации в связи с осуществлением мер по совершенствованию административных процедур урегулирования споров"), - а потому, не подлежит взысканию в судебном порядке. Выводов о наличии либо об отсутствии оснований для применения к спорным правоотношениям положений п. 1 ст. 103 НК РФ решение арбитражного суда первой инстанции не содержит.
Учитывая изложенное, определением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 07 августа 2008 года рассмотрение апелляционной жалобы налогового органа было отложено, а лицам, участвующим в деле, под ответственность ГУП "Башкиравтодор" РБ было предложено провести сверку расчетов в целях установления сумм налогов, подпадающих под действие п. 1 ст. 103.1 Налогового кодекса Российской Федерации.
Налогоплательщик предпринял меры, направленные на проведение сверки расчетов, представив в Инспекцию ФНС России по Кировскому району г. Уфы акт сверки от 27.08.2008, содержащий суммы, подпадающие, по мнению ГУП "Башкиравтодор", под действие п. 1 ст. 103.1 НК РФ, и подпадающие под судебный порядок взыскания (сопроводительное письмо заинтересованного лица, содержащее входящий штамп налогового органа 28.08.2008).
Со стороны Инспекции ФНС России по Кировскому району г. Уфы определение Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.08.2008, проигнорировано: акт сверки не только не подписан со стороны уполномоченных должностных лиц налогового органа, но и не содержит записей о том, по каким именно причинам налогоплательщику отказано в подписании указанного акта.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом; в судебном заседание уполномоченные представители налогового органа и налогоплательщика не прибыли.
В соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие Инспекции ФНС России по Кировскому району г. Уфы и ГУП "Башкиравтодор" РБ.
Арбитражный суд апелляционной инстанции, повторно рассмотрев дело в порядке статей 268, 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исследовав имеющиеся в деле доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, приходит к выводу о наличии оснований для изменения обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, Инспекцией Федеральной налоговой службы по Кировскому району г. Уфы проведена выездная налоговая проверка ГУП "Башкиравтодор" РБ. По результатам проверки составлен акт от 07.09.2006 N 127 (т. 1, л. д. 13 - 150, т. 2, т. 3, л. д. 1 - 118) и вынесено решение от 25.09.2006 N 141 "О привлечении налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения" (т. 3, л. д. 119 - 151, т. 4, т. 5, т. 6, л. д. 1 - 15), которым в числе прочего, ГУП "Башкиравтодор" РБ привлечено к налоговой ответственности, предусмотренной (т. 5, л. д. 149, 150, т. 6, л. д. 1):
- п. 1 ст. 122 НК РФ, штрафам в сумме 617.733 руб. 03 коп. за неполную уплату налога на прибыль, в том числе за 2003 год - в сумме 80.245 руб. 31 коп., за 2004 год - в сумме 267.597 руб. 57 коп., за 2005 год - в сумме 269.887 руб. 15 коп. (при этом общая сумма налоговых санкций составляет 617.730 руб. 03 коп., но не 617.733 руб. 03 коп., как указано налоговым органом);
- п. 1 ст. 122 НК РФ, штрафам в сумме 1.188.454 руб. 22 коп. за неполную уплату налога на добавленную стоимость (в том числе, как указано налоговым органом, за 2003 год - в сумме 696.464 руб. 86 коп., за 2004 год - в сумме 357.852 руб. 96 коп., за 2005 год - 134.227 руб. 40 коп.);
- п. 1 ст. 122 НК РФ за неполную уплату налога с продаж за 2003 год (как указано налоговым органом), - штрафам в сумме 525 руб. 92 коп.;
- п. 1 ст. 122 НК РФ за неполную уплату транспортного налога, штрафам в сумме 124.255 руб. 71 коп. (в том числе за 2003 год - 11.927 руб. 35 коп., за 2004 год - 11.215 руб. 40 коп., за 2005 год - 101.112 руб. 96 коп.);
- п. 1 ст. 122 НК РФ за неполную уплату налога на рекламу за 2004 год (как указано налоговым органом), - штрафам в сумме 483 руб. 00 коп.;
- п. 1 ст. 122 НК РФ за неполную уплату налога на имущество организаций, штрафам в сумме 12.400 руб. 60 коп. (в том числе за 2003 год - 403 руб. 20 коп., за 2004 год - 379 руб. 00 коп., за 2005 год - 11.618 руб. 40 коп.);
- п. 1 ст. 122 НК РФ за неполную уплату налога на добычу полезных ископаемых, штрафам в сумме 44.587 руб. 93 коп. (в том числе, как указано налоговым органом, за 2003 год - 29.256 руб. 72 коп., за 2004 год - 303 руб. 96 коп., за 2005 год - 15.027 руб. 25 коп.);
- п. 1 ст. 122 НК РФ за неполную уплату земельного налога, штрафам в сумме 19.785 руб. 58 коп., в том числе за 2003 год - 7.423 руб. 80 коп., за 2004 год - 8.619 руб. 00 коп., за 2005 год - 3.742 руб. 78 коп.);
- п. 1 ст. 122 НК РФ за неполную уплату водного налога за 2005 год (как указано налоговым органом), штрафу 6 руб. 48 коп.;
- п. 1 ст. 122 НК РФ за неполную уплату единого социального налога, штрафам в сумме 79.236 руб. 02 коп. (в том числе за 2003 год - 61.356 руб. 79 коп., за 2004 год - 12.433 руб. 55 коп., за 2005 год - 5.445 руб. 68 коп.);
- п. 2 ст. 119 НК РФ за непредставление в установленный срок налоговой декларации по транспортному налогу за 2003 год, штрафу 36.817 руб. 50 коп.;
- п. 2 ст. 119 НК РФ за непредставление в установленные сроки налоговых деклараций по налогу на рекламу за 2004 год (как указано налоговым органом), штрафам в сумме 3.381 руб. 00 коп.;
- п. 2 ст. 119 НК РФ за непредставление в установленные сроки налоговых деклараций по налогу с продаж за 2003 год (как указано налоговым органом), штрафам в сумме 300 руб. 00 коп.;
- ст. 123 НК РФ, штрафам в сумме 277.355 руб. 00 коп. за неперечисление удержанных сумм налога на доходы физических лиц;
- п. 1 ст. 126 НК РФ, штрафам в сумме 41.300 руб. 00 коп. за непредставление в установленные сроки налогоплательщиком (налоговым агентом) документов и иных сведений, в том числе: по НДФЛ за 2003 год - 7.950 руб. 00 коп.; по НДФЛ за 2004 год - 12.600 руб. 00 коп.; по НДФЛ за 2005 год - 19.800 руб. 00 коп.; по налогу на добавленную стоимость - 950 руб. 00 коп.
Инспекцией ФНС России по Кировскому району г. Уфы ГУП "Башкиравтодор" РБ было направлено (т. 1, л. д. 8, 9, оборотная сторона) требование N 10988 об уплате налоговой санкции от 26.09.2006 (т. 1, л. д. 7), которым заинтересованному лицу предписывалось в срок до 16.10.2006 уплатить (далее приводятся ссылки на статьи Налогового кодекса Российской Федерации, так, как они указаны Инспекцией ФНС России по Кировскому району г. Уфы в вышеозначенном требовании):
1) налоговые санкции по ст. ст. 122, 119, 126 НК РФ в общей сумме 110.092 руб. 23 коп. (код бюджетной классификации 182 1 01 01011 01 3000 110 штрафы по налогу на прибыль организаций, зачисляемому в федеральный бюджет - письмо ФНС России от 16.12.2005 N ММ-6-10/1059@);
2) налоговые санкции по ст. ст. 122, 119, 126 НК РФ в общей сумме 317.705 руб. 00 коп. (КБК 182 1 01 01012 02 3000 110 штрафы по налогу на прибыль организаций, зачисляемому в бюджеты субъектов Российской Федерации);
3) налоговые санкции по ст. ст. 122, 119, 126 НК РФ в общей сумме 6 руб. 48 коп. (КБК 182 1 07 03000 01 3000 110 штрафы по водному налогу);
4) налоговые санкции по ст. ст. 122, 119, 126 НК РФ в общей сумме 3.864 руб. 00 коп. (КБК 182 1 09 07010 03 3000 110 штрафы по налогу на рекламу);
5) налоговые санкции по ст. ст. 122, 119, 126 НК РФ в общей сумме 1.189.495 руб. 22 коп. (КБК 182 1 03 01000 01 3000 110 штрафы по налогу на добавленную стоимость на товары (работы, услуги), реализуемые на территории Российской Федерации));
6) налоговые санкции по ст. ст. 122, 119, 126 НК РФ в общей сумме 825 руб. 92 коп. (КБК 182 1 09 06010 02 3000 110 штрафы по налогу с продаж);
7) налоговые санкции по ст. ст. 122, 119, 126 НК РФ в общей сумме 3.338 руб. 01 коп. (КБК 182 1 02 01020 07 3000 110 штрафы по единому социальному налогу, зачисляемому в Фонд социального страхования Российской Федерации);
8) налоговые санкции по ст. ст. 122, 119, 126 НК РФ в общей сумме 371 руб. 82 коп. (КБК 182 1 02 01030 08 3000 110 штрафы по единому социальному налогу, зачисляемому в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования);
9) налоговые санкции по ст. ст. 122, 119, 126 НК РФ в общей сумме 4.023 руб. 85 коп. (КБК 182 1 02 01040 09 3000 110 штрафы по единому социальному налогу, зачисляемому в территориальные фонды обязательного медицинского страхования);
10) налоговые санкции по ст. ст. 122, 119, 126 НК РФ в общей сумме 36.079 руб. 47 коп. (КБК 182 1 09 01000 03 3000 110 штрафы по налогу на прибыль организаций, зачисляемому в местные бюджеты);
11) налоговые санкции по ст. ст. 122, 119, 126 НК РФ в общей сумме 471.561 руб. 23 коп. (КБК 182 1 01 01012 02 3000 110 штрафы по налогу на прибыль организаций, зачисляемому в бюджеты субъектов Российской Федерации);
12) налоговые санкции по ст. ст. 122, 119, 126 НК РФ в общей сумме 64.651 руб. 55 коп. (КБК 182 1 02 01010 01 3000 110 штрафы по единому социальному налогу, зачисляемому в федеральный бюджет);
13) налоговые санкции по ст. ст. 122, 119, 126 НК РФ в общей сумме 161.073 руб. 21 коп. (КБК 182 1 06 04011 02 3000 110 штрафы по транспортному налогу с организаций);
14) налоговые санкции по ст. ст. 122, 119, 126 НК РФ в общей сумме 12.400 руб. 00 коп. (КБК 182 1 06 02010 02 3000 110 штрафы по налогу на имущество организаций, не входящему в Единую систему газоснабжения);
15) налоговые санкции по ст. ст. 122, 119, 126 НК РФ в общей сумме 19.785 руб. 58 коп. (КБК 182 1 09 04050 03 3000 110 штрафы по земельному налогу (по обязательствам, возникшим до 1 января 2006 года));
16) налоговые санкции по ст. ст. 122, 119, 126 НК РФ в общей сумме 44.587 руб. 93 коп. (КБК 182 1 07 01020 01 3000 110 штрафы по налогу на добычу общераспространенных полезных ископаемых).
В свою очередь, ГУП "Башкиравтодор" РБ, не согласившись с вынесенным налоговым органом решением, оспорило данный ненормативный правовой акт в Арбитражном суде Республики Башкортостан, что явилось основанием для приостановления производства по настоящему делу (определение от 08 ноября 2006 года, т. 1, л. д. 166, 167).
Решением Арбитражного суда Республики Башкортостан от 31 мая 2007 года по делу N А07-23174/2006 (т. 6, л. д. 18 - 54), оставленным без изменения постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 04 октября 2007 года (т. 6, л. д. 55 - 66), решение Инспекции ФНС России по Кировскому району г. Уфы от 25.09.2006 N 141, признано недействительным в числе прочего, в части привлечения ГУП "Башкиравтодор" РБ к налоговой ответственности, предусмотренной: п. 1 ст. 122 Налогового кодекса Российской Федерации - штрафам по налогу на прибыль в сумме 617.733 руб. 03 коп.; п. 1 ст. 122 НК РФ - штрафам по налогу на добавленную стоимость в сумме 1.188.545 руб. 22 коп.; п. 1 ст. 122 НК РФ - штрафам по единому социальному налогу в сумме 12.782 руб. 44 коп.
Постановлением Федерального арбитражного суда Уральского округа от 07.02.2008 N Ф09-141/08-С2 (т. 6, л. д. 67 - 79) решение арбитражного суда первой инстанции и постановление арбитражного апелляционного суда оставлены без изменения, кассационная жалоба Инспекции Федеральной налоговой службы по Кировскому району г. Уфы - без удовлетворения.
Производство по делу Арбитражного суда Республики Башкортостан N А07-24455/2006 было возобновлено определением от 22 февраля 2008 года (т. 6, л. д. 80, 81).
При этом по факту возобновления производства по делу, Инспекцией ФНС России по Кировскому району г. Уфы в материалы дела было представлено "заявление об уточнении заявленных требований", датированное 15 апреля 2008 года (исходящий номер 15-08/4035) (т. 6, л. д. 96), в соответствии с которым, налоговый орган просил, с учетом наличествующего вступившего в законную силу судебного акта по делу Арбитражного суда Республики Башкортостан N А07-23174/2006, взыскать с ГУП "Башкиравтодор" РБ, налоговые санкции в общей сумме 627.652 руб. 30 коп., в том числе (согласно статей Налогового кодекса Российской Федерации, указанных заявителем):
1) по ст. 119 НК РФ за непредставление налоговой декларации по транспортному налогу - 36.817 руб. 50 коп.;
2) по ст. 119 НК РФ за непредставление налоговых деклараций по налогу на рекламу - 3.381 руб. 00 коп.;
3) по ст. 119 НК РФ за непредставление налоговых деклараций по налогу с продаж - 300 руб. 00 коп.;
4) по ст. 122 НК РФ за неполную уплату налога с продаж - 525 руб. 92 коп.;
5) по ст. 122 НК РФ за неполную уплату транспортного налога - 124.255 руб. 71 коп.;
6) по ст. 122 НК РФ за неполную уплату налога на рекламу - 483 руб. 00 коп.;
7) по ст. 122 НК РФ за неполную уплату налога на имущество - 12.400 руб. 60 коп.;
8) по ст. 122 НК РФ за неполную уплату налога на добычу полезных ископаемых - 19.785 руб. 58 коп.;
9) по ст. 122 НК РФ за неполную уплату земельного налога - 19.785 руб. 58 коп.;
10) по ст. 122 НК РФ за неполную уплату водного налога - 6 руб. 48 коп.;
11) по ст. 122 НК РФ за неполную уплату единого социального налога - 66.453 руб. 58 коп.;
12) по ст. 123 НК РФ за неперечисление удержанного налога на доходы физических лиц - 277.355 руб. 00 коп.;
13) по ст. 126 НК РФ за непредставление налоговому органу сведений, необходимых для осуществления налогового контроля - 40.350 руб. 00 коп. по налогу на доходы физических лиц и 950 руб. 00 коп. по налогу на добавленную стоимость.
Уточненный расчет налоговых санкций прилагался налоговым органом к указанному заявлению (т. 6, л. д. 97).
Исходя из текста обжалуемого налоговым органом судебного акта (т. 6, л. д. 117), арбитражный суд первой инстанции счел возможным удовлетворить заявление Инспекции ФНС России по Кировскому району г. Уфы об уточнении требований о взыскании налоговых санкций, предъявляемых к ГУП "Башкиравтодор" РБ.
Между тем, арбитражным судом первой инстанции не учтено следующее.
В обжалуемом решении арбитражный суд первой инстанции указывает на то, что Инспекция ФНС России по Кировскому району г. Уфы уточнило заявленные требования в порядке ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), несмотря на то, что как таковых, ссылок на указанную АПК РФ, заявление налогового органа не содержит (т. 6, л. д. 96).
Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации, не содержит употребляемого в обиходе оборота "уточнение заявленных требований".
Нормы ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации сформулированы четко и конкретно, и предусматривают право истца при рассмотрении дела в арбитражном суде первой инстанции до принятия судебного акта, которым заканчивается рассмотрение дела по существу, изменить основание или предмет иска, увеличить или уменьшить размер исковых требований (ч. 1 ст. 49 АПК РФ).
Как отмечено выше, Инспекция ФНС России по Кировскому району г. Уфы обратилась в Арбитражный суд Республики Башкортостан с заявлением о взыскании с ГУП "Башкиравтодор" РБ:
1) налоговых санкций по п. 1 ст. 122 НК РФ в сумме 617.733 руб. 03 коп. за неполную уплату налога на прибыль за 2003 - 2005 гг.;
2) налоговых санкций по п. 1 ст. 122 НК РФ в сумме 885.761 руб. 84 коп. за неполную уплату налога на добавленную стоимость за 2003, 2004 гг.;
3) налоговых санкций по п. 1 ст. 122 НК РФ в сумме 101.112 руб. 96 коп. за неполную уплату транспортного налога за 2005 год;
4) налоговых санкций по п. 1 ст. 122 НК РФ в сумме 61.356 руб. 79 коп. за неполную уплату единого социального налога за 2003 год;
5) налоговых санкций по ст. 123 НК РФ в сумме 250.355 руб. 50 коп. за неперечисление удержанного налога на доходы физических лиц.
Требований о взыскании иных налоговых санкций за совершение налогоплательщиком иных налоговых правонарушений, изначально Инспекцией ФНС России по Кировскому району г. Уфы заявлено не было.
Между тем, исходя из существа правоотношений, основанием заявленных требований, является не "просто" совершение ГУП "Башкиравтодор" РБ налоговых правонарушений, но совершение заинтересованным лицом конкретных налоговых правонарушений, повлекших за собой неуплату сумм конкретных налогов, в результате определенных деяний налогоплательщика, и совершение налогоплательщиком иных налоговых правонарушений.
Предметом заявленных требований также является, не "просто" взыскание налоговых санкций, но взыскание налоговых санкций за совершение конкретных налоговых правонарушений, повлекших за собой, опять же, неуплату конкретных налогов.
Учитывая положения, закрепленные в ч. 1 ст. 49 АПК РФ, одновременное изменение и основания, и предмета заявленных требований, является недопустимым, а поскольку Инспекция ФНС России по Кировскому району г. Уфы, представив "заявление об уточнении заявленных требований" от 15.04.2008 N 15-08/4035 (т. 6, л. д. 96), фактически предприняло попытку изменения и основания, и предмета заявленных требований (заявив требования о взыскании налоговых санкций за неполную уплату сумм налогов и за иные налоговые правонарушения, - которые изначально не заявлялись налоговым органом), у арбитражного суда первой инстанции отсутствовали правовые основания для удовлетворения указанного заявления, но наличествовала обязанность рассмотрения спора по существу в пределах первоначально заявленных Инспекцией Федеральной налоговой службы по Кировскому району г. Уфы, требований.
Следует также отметить и тот факт, что в "заявлении об уточнении заявленных требований", налоговый орган, указывая на необходимость взыскания налоговых санкций (которые, как отмечено выше, не заявлялись первоначально к взысканию Инспекцией ФНС России по Кировскому району г. Уфы), намеренно, или в связи с допущенным упущением, не указывает в данном заявлении оснований возникновения у налогоплательщика обязанности по уплате данных налоговых санкций.
Одновременно, арбитражный суд апелляционной инстанции считает необходимым указать налоговому органу на то, что шансы на взыскание с ГУП "Башкиравтодор" РБ налоговых санкций, не фигурировавших первоначально в поданном Инспекцией ФНС России по Кировскому району г. Уфы заявлении, и упомянутых лишь в "заявлении об уточнении заявленных требований", при любых условиях отсутствовали изначально у налогового органа в силу наличия следующих обстоятельств.
В соответствии с п. 1 ст. 115 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений и обращения Инспекции ФНС России по Кировскому району г. Уфы в Арбитражный суд Республики Башкортостан), налоговые органы могут обратиться в суд с иском о взыскании налоговой санкции не позднее шести месяцев со дня обнаружения налогового правонарушения и составления соответствующего акта (срок давности взыскания санкции).
Как отмечено выше, акт по результатам проведенной в отношении ГУП "Башкиравтодор" РБ, выездной налоговой проверки, был составлен Инспекцией ФНС России по Кировскому району г. Уфы 07.09.2006 (т. 1, л. д. 13).
Заявление о взыскании с ГУП "Башкиравтодор" РБ сумм налоговых санкций (по налогу на прибыль, по НДС, по транспортному налогу, по ЕСН, по ст. 123 НК РФ) за номером 15-09/11686 датировано Инспекцией ФНС России по Кировскому району г. Уфы 19.10.2006 (т. 1, л. д. 3) и поступило в Арбитражный суд Республики Башкортостан 25.10.2006 (т. 1, л. д. 3).
"Заявление об уточнении заявленных требований", - содержащее указание на необходимость взыскания с ГУП "Башкиравтодор" РБ сумм налоговых санкций (исходящий номер 15-08/4035), первоначально не заявлявшихся к взысканию, как отмечено выше, датировано 15.04.2008 (т. 6, л. д. 96) и представлено непосредственно в судебное заседание арбитражного суда первой инстанции 15.04.2008 (т. 6, л. д. 98).
Таким образом, срок, установленный п. 1 ст. 115 НК РФ, при любых условиях был пропущен Инспекцией ФНС России по Кировскому району г. Уфы по состоянию на 15.04.2008, а что касается заявления "об уточнении заявленных требований", то, помимо того, что, как отмечено выше, является недопустимым одновременное изменение основания или предмета иска (заявленных требований), но и в то же время, взыскание с налогоплательщика сумм налоговых санкций, регламентируется специальными нормами Налогового кодекса Российской Федерации, а потому, "уточнение" Инспекцией ФНС России по Кировскому району г. Уфы размера заявленных требований, не дает оснований полагать о том, что требования о взыскании налоговых санкций (по ст. ст. 119, 126 НК РФ, по п. 1 ст. 122 НК РФ в части налога с продаж, налога на рекламу, налога на имущество организаций, налога на добычу полезных ископаемых, земельного налога (а также налоговых санкций по п. 1 ст. 122 НК РФ: по транспортному налогу в сумме 23.142 руб. 75 коп. ("уточненная" сумма 124.255 руб. 71 коп. за минусом первоначально заявленной суммы 101.112 руб. 96 коп.), по ЕСН в сумме 5.096 руб. 79 коп. ("уточненная" сумма 66.453 руб. 58 коп. за минусом первоначально заявленной суммы 61.356 руб. 79 коп.), по НДФЛ в сумме 26.999 руб. 50 коп. ("уточненная" сумма 277.355 руб. 00 коп. за минусом первоначально заявленной суммы 250.355 руб. 50 коп.)), - с ГУП "Башкиравтодор", заявлялись налоговым органом изначально, при подаче заявления от 19.10.2006 N 15-09/11686 (хотя, в любом случае, данное обстоятельство не имеет значения, так как срок на обращение с заявлением о взыскании налоговых санкций в арбитражный суд, пропущен налоговым органом).
Обстоятельств, аналогичных перечисленным в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 14.07.2005 N 9-П, применительно к рассматриваемой ситуации, не имеется.
Помимо изложенного, заявляя требования о взыскании с ГУП "Башкиравтодор" РБ налоговых санкций в суммах: по налогу с продаж - 20 руб. 00 коп. за апрель 2003 года, 28 руб. 56 коп. за июнь 2003 года, 109 руб. 96 коп. за июль 2003 года, 367 руб. 40 коп. за август 2003 года (за неполную уплату налога), 100 руб. 00 коп. - за май 2003 года, 100 руб. 00 коп. - за июнь 2003 года, 100 руб. - за июль 2003 года (за непредставление налоговых деклараций (описание вменяемого правонарушения приведено заявителем в решении от 25.09.2006 N 141, т. 5, л. д. 39); по налогу на добычу полезных ископаемых - 504 руб. 38 коп. за январь 2003 года, 906 руб. 70 коп. за февраль 2003 года, 203 руб. 86 коп. за март 2003 года, 8.762 руб. 93 коп. за апрель 2003 года, 218 руб. 75 коп. за июль 2003 года (за неполную уплату налога), налоговый орган не учитывает, что изначально, привлечение налогоплательщика к налоговой ответственности за неуплату (неполную уплату) данных налогов и за непредставление в установленный срок в налоговый орган по месту учета налоговых деклараций по налогу с продаж, являлось незаконным в силу условий п. 1 ст. 113 Налогового кодекса Российской Федерации (акт выездной налоговой проверки, как отмечено выше, составлен Инспекцией ФНС России по Кировскому району г. Уфы, 07.09.2006).
С учетом изложенного, заявление Инспекции ФНС России по Кировскому району г. Уфы подлежит рассмотрению в пределах первоначальных требований.
В силу условий ч. 2 ст. 69 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом арбитражного суда по ранее рассмотренному делу, не доказываются вновь при рассмотрении арбитражным судом другого дела, в котором участвуют те же лица.
Выше отмечено, что вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Республики Башкортостан от 31.05.2007 по делу N А07-23174/2006 решение налогового органа от 25.09.2006 N 141 признано недействительным, в числе прочего, в части привлечения ГУП "Башкиравтодор" РБ у налоговой ответственности, предусмотренной п. 1 ст. 122 НК РФ, штрафам: по налогу на прибыль в сумме 617.733 руб. 03 коп.; по налогу на добавленную стоимость в сумме 1.188.545 руб. 22 коп.; по единому социальному налогу в сумме 12.784 руб. 44 коп. (т. 6, л. д. 36, 37) (арбитражным судом первой инстанции в рамках дела N А07-23174/2006 признано незаконным доначисление единого социального налога: за 2003 год - в сумме 17.725 руб. 29 коп., за 2004 год - 16.600 руб. 35 коп., за 2005 год - 17.126 руб. 93 коп., 70.123 руб. 00 коп. за 2003 год, т. 6, л. д. 50 - 52).
Учитывая изложенное, заявленные налоговым органом требования о взыскании с ГУП "Башкиравтодор" РБ налоговых санкций по п. 1 ст. 122 Налогового кодекса Российской Федерации за неполную уплату налога на прибыль и налога на добавленную стоимость, единого социального налога, не подлежат удовлетворению (в части, приходящейся на заявленные изначально налоговым органом, требования).
В части взыскания с ГУП "Башкиравтодор" РБ налоговых санкций по ст. 123 Налогового кодекса Российской Федерации в сумме 250.355 руб. 50 коп. заявление Инспекции ФНС России по Кировскому району г. Уфы подлежит оставлению без рассмотрения.
Доказательств направления Инспекцией ФНС России по Кировскому району г. Уфы в адрес ГУП "Башкиравтодор" РБ, требования об уплате налоговых санкций по основаниям, предусмотренным ст. 123 Налогового кодекса Российской Федерации, заявителем в материалы дела при рассмотрении спора в арбитражном суде первой инстанции, не представлено, несмотря на длительность судебного разбирательства.
Обстоятельств, свидетельствующих об объективном отсутствии у Инспекции ФНС России по Кировскому району г. Уфы, возможности представления в материалы дела при рассмотрении спора в арбитражном суде первой инстанции, доказательств направления (вручения) ГУП "Башкиравтодор" РБ, требования об уплате налоговых санкций, приходящихся на правонарушение, предусмотренное ст. 123 НК РФ, не установлено.
Обратного налоговым органом не доказано.
В силу условий ст. 70, п. 1 ст. 104 Налогового кодекса Российской Федерации, у налоговых органов наличествует обязанность до обращения в суд с заявлением о взыскании налоговых санкций, предложить налогоплательщику (иному лицу) добровольно уплатить соответствующие суммы налоговых санкций.
Учитывая изложенное, на законодательном уровне установлен обязательный досудебный порядок урегулирования спорных правоотношений, возникающих между налоговым органом и налогоплательщиком (иным лицом) по факту вынесения налоговым органом решения о привлечении налогоплательщика (иного лица) к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения.
В соответствии с п. 2 ст. 148 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд оставляет исковое заявление без рассмотрения, если после его принятия к производству установит, что истцом не соблюден претензионный или иной досудебный порядок урегулирования спора с ответчиком, если это предусмотрено федеральным законом или договором.
Таким образом, поскольку Инспекцией ФНС России по Кировскому району г. Уфы не подтвержден документально факт направления ГУП "Башкиравтодор", требования об уплате налоговой санкции, приходящейся на ст. 123 НК РФ, заявление Инспекции ФНС России по Кировскому району г. Уфы в части взыскания с заинтересованного лица 250.355 руб. 50 коп. налоговых санкций, подлежало оставлению без рассмотрения.
Данные обстоятельства должны были быть учтены арбитражным судом первой инстанции при принятии решения, вне зависимости от того, ссылается, либо не ссылается на их наличие, налогоплательщик.
В то же время, с учетом положений ч. 2 ст. 69 АПК РФ, являются правомерными и подлежащими удовлетворению требования налогового органа о взыскании с ГУП "Башкиравтодор" РБ налоговых санкций за неуплату транспортного налога за 2005 год и единого социального налога за 2003 год (с учетом признания частично недействительным решения налогового органа от 25.09.2006 N 141 в рамках дела Арбитражного суда Республики Башкортостан N А07-23174/2006).
Поскольку вопрос о наличии оснований для применения положений пп. 3 п. 1 ст. 112, п. 3 ст. 114 Налогового кодекса Российской Федерации (с учетом вышеизложенных обстоятельств), фактически не рассмотрен по существу арбитражным судом первой инстанции, арбитражный апелляционный суд считает целесообразным уменьшить размер подлежащих взысканию с налогоплательщика, штрафов, до 25.000 рублей, в том числе до 15.000 рублей за неуплату транспортного налога за 2005 год и до 10.000 рублей за неуплату единого социального налога за 2003 год, признавая обстоятельствами, смягчающими ответственность за совершение налоговых правонарушений, следующие: совершение налоговых правонарушений впервые (документов, свидетельствующих об обратном, налоговым органом не представлено); отсутствие у налогоплательщика умысла, направленного на совершение налоговых правонарушений (доказательств обратного, налоговым органом в ходе проведенных мероприятий налогового контроля, не добыто); ведение ответчиком государственно и социально значимой деятельности; возможность наступления негативных последствий в случае взыскания налоговых санкций с ГУП "Башкиравтодор" РБ, не только для налогоплательщика, но и в целом для Республики Башкортостан, учитывая, что лишение заинтересованного лица значительных денежных средств (при том, что налогоплательщику следует уплатить значительные доначисленные суммы налогов и пеней), может повлечь за собой отсутствие надлежащей возможности проведения ГУП "Башкиравтодор" РБ работ, связанных со строительством новых автомобильных дорог, поддержания в актуальном состоянии ныне существующих автодорог и объектов инфраструктуры; возможность наступления негативных последствий для налогоплательщика, в случае взыскания налоговых санкций в полном объеме (ненадлежащее выполнение финансовых и иных обязательств перед контрагентами и последующее предъявление ГУП "Башкиравтодор" РБ, иными субъектами предпринимательской деятельности, пеней, штрафов, неустоек, в рамках гражданско-правовых отношений).
Таким образом, решение арбитражного суда первой инстанции подлежит изменению.
Государственная пошлина подлежит взысканию с ГУП "Башкиравтодор" в доход федерального бюджета, в соответствии с ч. 1 ст. 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, пропорционально размеру удовлетворенных требований.
Руководствуясь частью 1 статьи 110, пунктом 2 статьи 148, статьями 176, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 13 мая 2008 года по делу N А07-24455/2006 изменить, изложив его резолютивную часть в следующей редакции:
"В части взыскания с государственного унитарного предприятия по подрядному строительству, ремонту и содержанию автомобильных дорог "Башкиравтодор" Республики Башкортостан, 250.355 руб. 50 коп. налоговых санкций в порядке ст. 123 Налогового кодекса Российской Федерации, заявление Инспекции Федеральной налоговой службы по Кировскому району г. Уфы оставить без рассмотрения.
Требования, заявленные Инспекцией Федеральной налоговой службы по Кировскому району г. Уфы о взыскании с государственного унитарного предприятия по подрядному строительству, ремонту и содержанию автомобильных дорог "Башкиравтодор" Республики Башкортостан 1.665.964 руб. 62 коп. налоговых санкций в порядке п. 1 ст. 122 Налогового кодекса Российской Федерации (в том числе за неполную уплату налога на прибыль за 2003 - 2005 гг. - 617.733 руб. 03 коп., за неполную уплату налога на добавленную стоимость за 2003, 2004 гг. - 885.761 руб. 84 коп., за неполную уплату транспортного налога за 2005 год - 101.112 руб. 96 коп., за неполную уплату единого социального налога за 2003 год - 61.356 руб. 79 коп.), удовлетворить частично.
Взыскать с государственного унитарного предприятия по подрядному строительству, ремонту и содержанию автомобильных дорог "Башкиравтодор" Республики Башкортостан (Республика Башкортостан, Уфимский район, г. Уфа, ул. Кирова, 128 "а"), зарегистрированного в качестве юридического лица администрацией Кировского района города Уфы Республики Башкортостан 07.05.1998 за регистрационным номером 945, в доход бюджета налоговые санкции, предусмотренные п. 1 ст. 122 Налогового кодекса Российской Федерации в общей сумме 25.000 (двадцать пять тысяч) рублей, в том числе за неполную уплату транспортного налога за 2005 год - 15.000 (пятнадцать тысяч) рублей, за неполную уплату единого социального налога за 2003 год - 10.000 (десять тысяч) рублей, а также в доход федерального бюджета государственную пошлину в сумме 274 руб. 06 коп. (двести семьдесят четыре рубля 06 коп.).
В остальной части в удовлетворении заявленных требований отказать".
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Информацию о времени, месте и результатах рассмотрения кассационной жалобы можно получить на интернет-сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа по адресу: http://www.fasuo.arbitr.ru.
Председательствующий судья |
М.Б. Малышев |
Судьи |
В.В. Баканов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А07-24455/2006
Истец: ИФНС России по Кировскому району г. Уфы
Ответчик: ГУП по подрядному строительству, ремонту и содержанию автомобильных дорог "Башкиравтодор"
Хронология рассмотрения дела:
08.09.2008 Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда N 18АП-4587/2008