г. Челябинск |
|
22 сентября 2008 г. |
N 18АП-4598/2008 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19 сентября 2008 г.
Полный текст постановления изготовлен 22 сентября 2008 г.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Степановой М.Г., судей: Кузнецова Ю.А., Малышева М.Б., при ведении протокола секретарем судебного заседания Уфимцевой А.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Завод СтройМинерал" на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 22.05.2008 по делу N А07-19069/2007 (судья У.С. Искандаров), при участии: от общества с ограниченной ответственностью "Завод СтройМинерал" - Смышляева И.В. (доверенность от 01.03.2008 б/н), от Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 28 по Республике Башкортостан - Янсапова И.Е. (доверенность от 11.01.2008 N 14-02/00050),
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Завод СтройМинерал" (далее - ООО "Завод СтройМинерал", общество, налогоплательщик) обратилось в Арбитражный суд Республики Башкортостан с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 28 по Республике Башкортостан (далее - инспекция, налоговый орган) о признании недействительными решения от 10.10.2007 N 24 в части отказа в возмещении налога на добавленную стоимость в сумме 16454 руб., решения от 10.10.2007 N 4153 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения и обязать налоговый орган произвести возмещение налога на добавленную стоимость в размере 16454 руб.
Решением арбитражного суда первой инстанции от 22.05.2008 в удовлетворении заявленных требований обществу отказано.
Налогоплательщик, не согласившись с решением суда, обратился в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить, заявленные требования удовлетворить. Заявитель апелляционной жалобы ссылается на то, что им были выполнены установленные законом требования для подтверждения права на применение налоговой ставки 0 процентов и соблюдения условий для возмещения налога, товары на учет поставлены, оплата произведена, реальность хозяйственных операций налоговым органом не оспаривается. Достаточных доказательств, подтверждающих наличие в действиях налогоплательщика признаков недобросовестности налоговым органом не представлено, налоговый орган не доказал взаимозависимость участников сделок и их влияние на экономические результаты деятельности общества. Кроме того, по вопросу перемещения товара заявитель указал, что его не было, т.к. между ООО "Стройпроект" и ООО "Завод СтройМинерал" был заключен договор, согласно которому налогоплательщик производит из давальческого сырья ООО "Стройпроект" готовую продукцию, и готовая продукция до момента реализации на экспорт не транспортировалась в г. Москву, а располагалась на территории склада ООО "Завод СтройМинерал", соответственно, при приобретении товара его перемещение из г. Москвы в г. Учалы Республики Башкортостан не требовалось, т.к. при продаже товар уже находился в г. Учалы. Общество считает вывод суда о намеренном включении "лишних звеньев" в цепочку поставщиков не соответствующим фактическим обстоятельствам дела. Налогоплательщик не согласен с выводом суда о том, что снижение налоговой нагрузки ООО "Стройпроект" свидетельствует о согласованности действий, направленных на получение необоснованной налоговой выгоды, ссылаясь на то, что контрагент исполняет налоговые обязательства в полном объеме, задолженности по налогам не имеет, претензий со стороны налогового органа не получал.
Инспекция с апелляционной жалобой общества не согласна, решение арбитражного суда считает законным и обоснованным, ссылаясь на то, что финансово-хозяйственная деятельность налогоплательщика построена по принципу схемы, направленной на получение необоснованной налоговой выгоды и создание ситуации формального наличия права на возмещение из бюджета НДС. Производство и реализация экспортного товара совершалось внутри группы ЗАО "ТехноНиколь" исключительно с целью увеличения входного НДС.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, третье лицо - ООО "Стройпроект" явку своего представителя в судебное заседание не обеспечило, в соответствии с п.2 ч.2 ст.123, ч.3 ст. 156 АПК РФ судебное заседание проведено без участия ООО "Стройпроект".
В соответствии с ч.2 п.2 ст. 18 АПК РФ и п.37 Регламента арбитражных судов Российской Федерации произведена замена в составе суда судьи Костина В.Ю. на судью Малышева М.Б.
Законность и обоснованность решения проверены судом апелляционной инстанции в соответствии со ст. 266 АПК РФ.
В соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 18 АПК РФ и пунктом 37 Регламента арбитражных судов Российской Федерации произведена замена в составе суда судьи Костина В.Ю на судью Малышева М.Б.
Из материалов дела следует, что инспекцией проведена камеральная налоговая проверка налоговой декларации по НДС за апрель 2007 г. по вопросу обоснованности применения налоговой ставки 0 процентов и возмещения НДС в сумме 16454 руб., в ходе которой установлены факты нарушений налогового законодательства.
По результатам камеральной проверки данной декларации инспекцией принято решение от 10.10.2007 N 24. Согласно пункту 1 решения заявителю подтверждено применение налоговой ставки о процентов по НДС по операциям при реализации товаров (работ, услуг) в размере 999180 рублей. Пунктом 2 решения заявителю отказано в возмещении налога в сумме 16454 руб. и доначислен НДС в сумме 86330 руб.
Решением от 10.10.2007 N 4153 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения общество привлечено к налоговой ответственности в виде штрафа по п.1 ст. 122 НК РФ в сумме 17266 руб., доначислены пени в сумме 1062 руб., предложено уплатить налог в сумме 86330 руб.
Основанием для привлечения общества к налоговой ответственности и отказа в возмещении налога послужил вывод налогового органа о том, что налогоплательщик осуществлял экспорт товаров, используя схему уклонения от уплаты налога.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд сделал вывод о том, что проведенный анализ заключенных обществом договоров свидетельствует об отсутствии деловой разумной цели и экономического смысла осуществления сделок, товары и денежные средства в счет их оплаты совершали движение по кругу, целью которого было создание видимости хозяйственных операций, в цепочку поставщиков намеренно включены лишние звенья, что привело к увеличению сумм НДС, причитающихся к возмещению, что в совокупности указывает на недобросовестность действий налогоплательщика.
Изучив материалы дела, заслушав доводы сторон, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что апелляционная жалоба налогоплательщика подлежит удовлетворению.
Право налогоплательщика на возмещение из бюджета сумм налога на добавленную стоимость, уплаченных им при осуществлении операций, подлежащих налогообложению по ставке 0 процентов, и порядок реализации этого права предусмотрены пунктом 4 статьи 176 НК РФ.
Для подтверждения обоснованности применения налоговой ставки 0 процентов по налогу на добавленную стоимость и налоговых вычетов налогоплательщиком представляются в налоговые органы документы, предусмотренные подпунктами 1 - 4 пункта 1 статьи 165 НК РФ.
В силу пункта 2 статьи 171 НК РФ вычетам подлежат суммы налога, предъявленные налогоплательщику и уплаченные им при приобретении товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации, в отношении товаров (работ, услуг), приобретаемых для осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения в соответствии с главой 21 Налогового кодекса Российской Федерации, за исключением товаров, предусмотренных пунктом 2 статьи 170 названного Кодекса.
Согласно пункту 1 статьи 172 НК РФ налоговые вычеты, предусмотренные статьей 171 НК РФ, производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиком товаров (работ, услуг), документов, подтверждающих фактическую уплату сумм налога.
Таким образом, право на возмещение из бюджета НДС по ставке 0 процентов возникает у налогоплательщика в случае документального подтверждения им фактов уплаты налога поставщику, реального экспорта конкретного товара и представления полного пакета документов, перечисленных в статье 165 НК РФ.
Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 25.07.2001 N 138-О разъяснил, что по смыслу положения, содержащегося в пункте 7 статьи 3 Налогового кодекса, в сфере налоговых отношений действует презумпция добросовестности налогоплательщиков. Это означает, что правовой защитой пользуются налогоплательщики, которые в полном объеме исполняют свои обязанности по правильному исчислению, удержанию, полному и своевременному перечислению в бюджет законно установленных налогов и сборов, а также по соблюдению необходимых условий предоставления налоговых вычетов. Лица, недобросовестно выполняющие свои налоговые обязанности, не могут пользоваться теми же правами, что и законопослушные налогоплательщики.
В Постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 12.10.2006 N 53 "Об оценке арбитражными судами обоснованности получения налогоплательщиком налоговой выгоды" указано, что судебная практика разрешения налоговых споров исходит из презумпции добросовестности налогоплательщиков и иных участников правоотношений в сфере экономики. В связи с этим, предполагается, что действия налогоплательщика, имеющие своим результатом получение налоговой выгоды, экономически оправданны, а сведения, содержащиеся в налоговой декларации и бухгалтерской отчетности, - достоверны. Представление налогоплательщиком в налоговый орган всех надлежащим образом оформленных документов, предусмотренных законодательством о налогах и сборах, в целях получения налоговой выгоды является основанием для ее получения, если налоговым органом не доказано, что сведения, содержащиеся в этих документах, неполны, недостоверны и (или) противоречивы.
Из материалов дела следует, что между заявителем и ООО "Стройпроект" заключен договор купли-продажи от 01.10.2006 N ЗСМ/эксп-2006/10/01 (т.2, л.д.150-154) и договор от 01.11.2006 N 10-ЗСМ/эксп-2006/11/01 (т.2, л.д. 154-157), согласно которых налогоплательщик приобретает гранулят серый (минеральная).
В соответствии с контрактом от 11.07.2006 N 15/2006 общество отгружает продукцию согласно спецификации, являющееся приложением к указанному контракту в адрес ООО "Торговый Дом "Приднепровский" (Украина).
Судом первой инстанции установлено и материалами дела подтверждается, что налогоплательщиком были представлены все документы, предусмотренные законом для обоснования права на применение налоговой ставки 0 процентов, и соблюдены условия для возмещения налога.
В соответствии с частью 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия налоговым органом оспариваемого акта, возлагается на этот орган.
В соответствии с п. 7 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 18.12.2007 г. N 65 "О некоторых процессуальных вопросах, возникающих при рассмотрении арбитражными судами заявлений налогоплательщиков, связанных с защитой права на возмещение налога на добавленную стоимость по операциям, облагаемым названным налогом по ставке ноль процентов", при рассмотрении требования налогоплательщика о возмещении налога на добавленную стоимость, суд проверяет законность и обоснованность мотивов отказа, изложенных в решении налогового органа (при наличии такового), а также возражений против возмещения, представленных налоговым органом непосредственно в суд, и по результатам исследования принимает решение об удовлетворении либо об отказе в удовлетворении требования налогоплательщика.
В связи с этим при рассмотрении в арбитражном суде налогового спора налоговым органом могут быть представлены в суд доказательства необоснованного возникновения у налогоплательщика налоговой выгоды.
При этом вывод о необоснованности налоговой выгоды должен быть основан на объективной информации, с бесспорностью подтверждающей, что действия налогоплательщика не имели разумной деловой цели, а были направлены исключительно на создание благоприятных налоговых последствий.
Инспекция не представила доказательств того, что общество получало доход исключительно за счет налоговой выгоды в отсутствие намерения осуществлять реальную экономическую деятельность от сделок со своими контрагентами, как не представила и расчет этой выгоды.
В соответствии с правовой позицией Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 20.11.2007 N 9893/07, для признания за налогоплательщиком права на вычет НДС и на уменьшение налогооблагаемой прибыли на сумму произведенных затрат требуется подтверждение факта совершения реальных хозяйственных операций по реализации товаров.
Материалами дела подтверждается, что общество осуществляло сделки с реальным товаром и в последующем реализовало его на экспорт.
Статьей 9 Гражданского кодекса Российской Федерации закреплено положение о том, что граждане и юридические лица по своему усмотрению осуществляют принадлежащие им гражданские права, в том числе, предусмотрено право на свободное заключение договора (статья 421 ГК РФ).
Межрайонной инспекцией не представлены доказательства того, что условия заключенных сторонами договоров не исполнялись, либо исполнялись ненадлежащим образом, не представлены и доказательства того, что необходимость в заключение договоров отсутствовала.
При таких обстоятельствах выводы суда об отсутствии у налогоплательщика деловой цели в осуществляемой им хозяйственной деятельности не состоятельны.
Налоговый орган, ссылаясь о намеренном включении в цепочку поставщиков лишних звеньев с целью увеличения входного НДС, доказательств реализации налогоплательщиком приобретенного товара по завышенной цене, не соответствующей рыночной цене, не приводит.
В пункте 4 постановления Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 53 от 12 октября 2006 г. разъяснено, что возможность достижения того же экономического результата с меньшей налоговой выгодой, полученной налогоплательщиком путем совершения других предусмотренных или не запрещенных законом операций, не является основанием для признания налоговой выгоды необоснованной.
По смыслу ст. 252 НК РФ экономическая обоснованность понесенных налогоплательщиком расходов определяется не фактическим получением доходов, а направленностью таких расходов на получение дохода, то есть обусловленностью экономической деятельности налогоплательщика.
Учитывая, что налогоплательщик приобрел продукцию для ее последующей реализации на экспорт, расходы по ее приобретению были направлены на достижение цели деятельности общества, и, следовательно, являются экономически обоснованными.
Кроме того, НК РФ не содержит положений, предписывающих налоговому органу при осуществлении им контрольных функций в сфере налогов и сборов, проверять экономическую целесообразность, рациональность и эффективность заключаемых хозяйствующими субъектами сделок.
Исходя из правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в постановлении от 24.02.2004 N 3-П "По делу о проверке конституционности абзацев второго и третьего пункта 2 статьи 7 Федерального закона "О налоге на добавленную стоимость" в связи с жалобой закрытого акционерного общества "Востокнефтересурс", судебный контроль также не призван проверять экономическую целесообразность решений, принимаемых субъектами предпринимательской деятельности, которые в сфере бизнеса обладают самостоятельностью и широкой дискрецией.
Не основанное на законодательстве вмешательство государственного органа в финансово-хозяйственную деятельность налогоплательщика в виде указаний в актах проверки или решениях о возможном достижении экономического результата с меньшими затратами либо о нецелесообразности взаимоотношений с контрагентами является недопустимым.
Налоговым органом указано, что основанием для отказа в возмещении налога является участие налогоплательщика в сделках с взаимозависимыми лицами.
На основании пункта 1 статьи 20 НК РФ взаимозависимыми лицами для целей налогообложения признаются физические лица и (или) организации, отношения между которыми могут оказывать влияние на условия или экономические результаты их деятельности или деятельности представляемых ими лиц, а именно, если одна организация непосредственно и (или) косвенно участвует в другой организации, и суммарная доля такого участия составляет более 20 процентов.
Пунктом 2 данной статьи предусмотрено, что суд может признать лица взаимозависимыми по иным основаниям, если отношения между этими лицами могут повлиять на результаты сделок по реализации товаров.
В соответствии с правовыми позициями, изложенными в пункте 3.3 Определения Конституционного Суда Российской Федерации от 04.12.2003 N 441-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы общества с ограниченной ответственностью "Нива-7" на нарушение конституционных прав и свобод пунктом 2 статьи 20, пунктами 2 и 3 статьи 40 Налогового кодекса Российской Федерации", во-первых, право признать лица взаимозависимыми по иным основаниям, не предусмотренным пунктом 1 статьи 20 НК РФ, может быть использовано судом лишь при условии, что эти основания указаны в других правовых актах, а отношения между этими лицами объективно могут повлиять на результаты сделок по реализации товаров (работ, услуг), в том числе в случаях совершения хозяйственным обществом сделок с заинтересованными лицами, признаваемыми таковыми законом. Во-вторых, если заинтересованность указанных лиц повлияла на условия или экономические результаты их деятельности в виде отклонения цены реализации в сторону повышения или понижения более чем на 20 процентов от рыночной цены, определяемой по правилам пунктов 4 - 11 статьи 40 НК РФ.
Между тем, второе условие для необходимости признания лиц взаимозависимыми для целей налогообложения - влияние заинтересованности на условия или экономические результаты деятельности общества и поставщиков - инспекцией осталось не доказанным, проверка рыночной цены на реализуемый товар и уровень отклонения от нее цены, указанной в договоре поставки между обществом и поставщиком, инспекцией не проводились.
Суд первой инстанции, установив факт взаимозависимости между контрагентами по сделкам, не проверил, могли ли сделки взаимозависимых лиц привести к нерыночному ценообразованию в целях необоснованного возмещения налога на добавленную стоимость из бюджета.
Ссылка налогового органа на отсутствие перемещения товара как на основание для отказа в возмещении налога не состоятельна, поскольку нахождение товара в г. Учалы обусловлено производственной деятельностью налогоплательщика.
Доказательств неуплаты ООО "Стройпроект" НДС, полученного в составе стоимости реализованной налогоплательщику продукции, налоговым органом не предоставлено.
Доводы инспекции о снижении налоговой нагрузки ООО "Стройпроект" не подтверждены доказательствами неисполнения ООО "Стройпроект" налоговых обязательств, предъявления к нему претензий со стороны налогового органа.
Учитывая, что налогоплательщик осуществляет реальную предпринимательскую деятельность, в налоговый орган представил все надлежащим образом оформленные документы, предусмотренные законодательством о налогах и сборах для получения налоговой выгоды, налоговым органом не доказано, что сведения, содержащиеся в этих документах, неполны, недостоверны и (или) противоречивы, арбитражный суд апелляционной инстанции считает, что оснований для отказа налогоплательщику в удовлетворении заявленных требований не имеется.
Выводы суда первой инстанции о доказанности факта недобросовестности налогоплательщика не подтверждается материалами дела, в связи с чем, решение суда подлежит отмене в силу п. 2 ч. 1 ст. 270 АПК РФ.
В соответствии с ч.1 ст. 110 АПК РФ судебные расходы относятся на лиц, участвующих в деле, пропорционально размеру удовлетворенных требований.
Руководствуясь статьями 176, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 22.05.2008 по делу N А07-19069/2007 отменить.
Заявленные требования общества с ограниченной ответственностью "Завод "СтройМинерал" удовлетворить, признать недействительным решение Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы N 28 по Республике Башкортостан от 10.10.2007 N 4153 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, решение Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы N 28 по Республике Башкортостан от 10.10.2007 N 24 в части отказа в возмещении налога на добавленную стоимость в сумме 16454 рублей. Обязать Межрайонную Инспекцию Федеральной налоговой службы N 28 по Республике Башкортостан произвести возмещение налога на добавленную стоимость в сумме 16454 рублей.
Взыскать с Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы N 28 по Республике Башкортостан в пользу общества с ограниченной ответственностью "Завод "СтройМинерал" в счет возмещения судебных расходов по уплате госпошлины в сумме 5000 рублей по первой инстанции и 1000 рублей по апелляционной инстанции.
Взыскать с Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы N 28 по Республике Башкортостан в доход федерального бюджета госпошлину в сумме 1000 рублей по апелляционной инстанции.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
В случае обжалования постановления в порядке кассационного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения кассационной жалобы можно получить на интернет-сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа по адресу http://fasuo.arbitr.ru.
Председательствующий судья |
М.Г. Степанова |
Судьи |
М.Б. Малышев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А07-19069/2007
Истец: ООО "Завод СтройМинерал"
Ответчик: МИФНС России N 28 по РБ
Кредитор: ИФНС РФ по Центральному району г. Челябинска
Третье лицо: ООО "Стройпроект"
Хронология рассмотрения дела:
19.09.2008 Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда N 18АП-4598/2008