г. Челябинск |
|
"07" октября 2008 г. |
Дело N А76-6925/2008 |
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Костина В.Ю., судей Тимохина О.Б., Бояршиновой Е.В., при ведении протокола секретарем судебного заседания Свечниковым А.П., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Челябинской таможни на решение Арбитражного суда Челябинской области от 23.07.2008 по делу N А76-6925/2008 (судья Г.С.Щукина), при участии: от акционерного общества "ЮНРК Маркетинг АГ" - Шумского Д.И. (доверенность N 2-1655 от 31.08.2007), от Челябинской таможни - Царегородцевой Л.В. (доверенность N 24 от 05.03.2008), Глекиной М.П. (доверенность N4 от 15.01.2008),
УСТАНОВИЛ:
Акционерное общество "ЮНРК Маркетинг АГ" (далее - заявитель, общество, АО "ЮНРК Маркетинг АГ") обратилось в Арбитражный суд Челябинской области с заявлением о признании незаконным бездействия Челябинской таможни (далее - заинтересованное лицо, таможня), выразившегося в неосуществлении зачета по заявлению АО "ЮНРК Маркетинг АГ" от 11.01.2008 N 11-01/01 о зачете излишне уплаченных сумм таможенных платежей, внесенных на счет таможенного органа платежными поручениями N 3 от 09.01.2007, N 4 от 09.01.2007, N 8 от 09.01.2007, N 41 от 17.01.2007, N 47 от 17.01.2007, N 52 от 18.01.2007, N 53 от 18.01.2007, N 54 от 18.01.2007, N 66 от 23.01.2007, N 74 от 23.01.2007, N 75 от 23.01.2007, N 100 от 29.01.2007, N ПО от 31.01.2007, N 112 от 01.02.2007, N 113 от 01.02.2007 в отношении грузовых таможенных деклараций (далее - ГТД) NN 10504030/020107/0000001, 10504030/100107/0000008, 10504030/110107/0000020, 10504030/120107/0000044, 10504030/150107/0000077, 10504030/160107/0000105, 10504030/170107/0000149, 10504030/180107/0000175, 10504030/190107/0000182, 10504030/230107/0000254, 10504030/250107/0000314, 10504030/260107/0000353, 10504030/290107/0000408, 10504030/310107/0000481, 10504030/310107/0000505, 10504060/120107/0000052, 10504060/150107/0000075, 10504060/160107/0000090, 10504060/170107/0000101, 10504060/170107/0000127, 10504060/240107/0000170, 10504060/240107/0000171, 10504060/300107/0000224, 10504060/310107/0000235, 10504060/310107/0000241, 10504080/040107/0000010, 10504080/040107/0000013, 10504080/150107/0000149, 10504080/160107/0000151, 10504080/170107/0000217, 10504080/180107/0000258, 10504080/250107/0000487, 10504080/290107/0000595, 10504080/290107/0000623, 10504080/010107/0000738.
Заинтересованное лицо не согласилось с указанным решением, считает, что при его вынесении суд нарушил нормы материального права, а выводы суда не соответствуют обстоятельствам дела.
В апелляционной жалобе просит решение суда отменить, в удовлетворении заявленных требований отказать. В обоснование доводов жалобы ссылается на то, что до момента подтверждения статуса резидента Российской Федерации, заявитель обязан был уплачивать таможенные платежи в соответствии с таможенным законодательством в полном объеме, на момент декларирования не заявлял о льготах, поэтому спорные суммы не являются излишне уплаченными или излишне взысканными таможенными пошлинами, считает, что в рассматриваемом случае отсутствует незаконное бездействие Челябинской таможни.
Заявитель представил отзыв на апелляционную жалобу, в котором отклонил ее доводы, просит оставить без изменения решение суда первой инстанции, считает, что уплаченная обществом таможенная пошлина в соответствии с действующим законодательством не подлежала уплате и является излишне уплаченной.
В судебном заседании представители сторон поддержали доводы, изложенные в апелляционной жалобе и отзыве на нее.
Арбитражный суд апелляционной инстанции, повторно рассмотрев дело в порядке статей 268, 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исследовав имеющиеся в деле доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы, заслушав мнение представителей заявителя и заинтересованного лица, не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, общество "ЮНРК Маркетинг АГ" зарегистрировано в качестве юридического лица на территории Швейцарии. Общество имеет представительство на территории России, открытое и аккредитованное в соответствии с законодательством Российской Федерации, зарегистрировано в сводном государственном реестре аккредитованных на территории Российской Федерации представительств иностранных компаний, о чем в материалах дела имеется свидетельство N 15667 от 11.07.2006, поставлено на налоговый учет в Межрайонной инспекции ФНС N 47 по г. Москве.
На основании грузовых таможенных деклараций N N 10504030/020107/0000001, 10504030/100107/0000008, 10504030/110107/0000020, 10504030/120107/0000044, 10504030/150107/0000077, 10504030/160107/0000105, 10504030/170107/0000149, 10504030/180107/0000175, 10504030/190107/0000182, 10504030/230107/0000254, 10504030/250107/0000314, 10504030/260107/0000353, 10504030/290107/0000408, 10504030/310107/0000481, 10504030/310107/0000505, 10504060/120107/0000052, 10504060/150107/0000075, 10504060/160107/0000090, 10504060/170107/0000101, 10504060/170107/0000127, 10504060/240107/0000170, 10504060/240107/0000171, 10504060/3 00107/0000224, 10504060/310107/0000235, 10504060/310107/0000241, 105 04080/040107/0000010, 10504080/040107/0000013, 10504080/150107/0000149, 10504080/160107/0000151, 10504080/170107/0000217, 10504080/180107/0000258, 10504080/250107/0000487, 10504080/290107/0000595, 10504080/290107/0000623, 10504030/050207/0000572, 10504030/050207/0000585, 10504030/070207/0000639, 10504030/090207/0000715, 10504030/140207/0000841, 10504030/150207/0000884, 10504030/160207/0000895, 10504030/190207/0000956, 10504030/200207/0000990, 10504030/220207/0001033, 10504030/220207/0001060, 10504030/220207/0001061, 10504030/260207/0001087, 10504030/260207/0001107, 10504030/260207/0001113, 10504030/260207/0001114, 10504030/280207/0001172, 10504060/060207/0000284, 10504060/080207/0000318, 10504060/080207/0000321, 10504060/120207/0000363, 10504060/150207/0000412, 10504060/190207/0000455, 10504060/200207/0000470, 10504060/210207/0000491, 10504060/270207/0000568, 10504080/010207/0000738, 10504080/020207/0000794, 10504080/060207/0000880, 10504080/070207/0000925, 10504080/130207/0001157, 10504080/140207/0001222, 10504080/150207/0001266, 10504080/200207/0001435, 10504080/210207/0001494, 10504080/220207/0001558, 10504080/260207/0001589, 10504060/120307/0000678, 10504030/050307/0001277, 10504030/070307/0001352, 10504030/070307/0001353, 10504030/120307/0001405, 10504030/150307/0001500, 10504030/160307/0001547, 10504030/210307/0001647, 10504030/210307/0001655, 10504030/210307/0001672, 10504030/230307/0001737, 10504030/280307/0001822, 10504030/280307/0001852, 10504030/290307/0001873, 10504030/290307/0001896, 10504030/290307/0001897, 10504030/300307/0001935, 10504030/300307/0001940, 10504060/020307/0000608, 10504060/130307/0000699, 10504060/140307/0000712, 10504060/140307/0000714, 10504060/160307/0000734, 10504060/190307/0000757, 10504060/200307/0000774, 10504060/200307/0000777, 10504060/230307/0000813, 10504060/260307/0000823, 10504060/260307/0000827, 10504060/300307/0000881, 10504080/010307/0001753, 10504080/060307/0001915, 10504080/070307/0001962, 10504080/090307/0001999, 10504080/120307/0002069, 10504080/140307/0002167, 10504080/160307/0002300, 10504080/190307/0002366, 10504080/230307/0002608, 10504080/270307/0002675 заявителем через таможенную границу Российской Федерации осуществлено перемещение товара.
По вышеперечисленным ГТД при декларировании были уплачены в полном объеме ввозная таможенная пошлина, НДС, таможенный сбор. Заявителем в ходе таможенного оформления не указывались сведения на получение каких-либо тарифных льгот или тарифных преференций.
11 января 2008 года общество "ЮНРК Маркетинг АГ" обратилось к Челябинской таможне с заявлением исходящий номер 11-01/01 о зачете таможенных платежей (ввозной пошлины), излишне уплаченных при ввозе на территорию Российской Федерации товаров из Республики Казахстан, в размере 40 911 527 руб. 81 коп (т. 1, л.д. 21-22), полагая, что поскольку товар ввозится из Республика Казахстан на территорию Российской Федерации в соответствии с п. 9 Правил и п. 6 Приказа государственного таможенного комитета Российской Федерации от 25.12.2003 N 1536 "О предоставлении тарифных преференций", то ввозная пошлина уплачиваться не должна.
19 февраля 2008 года решением N 49 Челябинская таможня произвела возврат денежных средств в размере 26 605 059 руб. 44 коп (т. 1 л.д. 79-81), исчисленных по следующим ГТД: N N 10504030/050207/0000572, 10504030/050207/0000585, 10504030/070207/0000639, 10504030/090207/0000715, 10504030/140207/0000841, 10504030/150207/0000884, 10504030/160207/0000895, 10504030/190207/0000956, 10504030/200207/0000990, 10504030/220207/0001033, 10504030/220207/0001060, 10504030/220207/0001061, 10504030/260207/0001087, 10504030/260207/0001107, 10504030/260207/0001113, 10504030/260207/0001114, 10504030/280207/0001172, 10504030/050307/0001277, 10504030/070307/0001352, 10504030/070307/0001353, 10504030/120307/0001405, 10504030/150307/0001500, 10504030/160307/0001547, 10504030/210307/0001647, 10504030/210307/0001655, 10504030/210307/0001672, 10504030/230307/0001737, 10504030/280307/0001822, 10504030/280307/0001852, 10504030/290307/0001873, 10504030/290307/0001896, 10504030/290307/0001897, 10504030/300307/0001935, 10504030/300307/0001940, 10504060/060207/0000284, 10504060/080207/0000318, 10504060/080207/0000321, 10504060/120207/0000363, 10504060/150207/0000412, 10504060/210207/0000491, 10504060/020307/0000608, 10504060/140307/0000714, 10504060/200307/0000774, 10504060/260307/0000823, 10504080/020207/0000794, 10504080/130207/0001157, 10504080/200207/0001435, 10504080/260207/0001589, 10504080/070307/0001962, 10504080/140307/0002167, 10504080/230307/0002608, 10504060/190207/0000455, 10504060/270207/0000568, 10504060/130307/0000699, 10504060/160307/0000734, 10504060/200307/0000777, 10504060/260307/0000827, 10504080/060207/0000880, 10504080/140207/0001222, 10504080/210207/0001494, 10504080/010307/0001753, 10504080/090307/0001999, 10504080/160307/0002300, 10504060/200207/0000470, 10504060/120307/0000678, 10504060/140307/0000712, 10504060/190307/0000757, 10504060/230307/0000813, 10504060/300307/0000881, 10504080/070207/0000925, 10504080/150207/0001266, 10504080/220207/0001558, 10504080/060307/0001915, 10504080/120307/0002069, 10504080/190307/0002366, 10504080/230307/0002608, 10504080/270307/0002675, связи с восстановлением преференциального режима в соответствии со статьей 356 Таможенного кодекса Российской Федерации.
Письмом от 31.03.2008 N 04-39/4020 таможня проинформировала заявителя о произведенном зачете на основании решения N 49 от 19.02.2008 (т. 1, л.д. 78).
Таможней осуществлен частичный зачет (по части ГТД, перечисленным в заявлении N 11-01/01 от 11.01.2008).
По ГТД N N 10504030/020107/0000001, 10504030/120107/0000044, 10504030/170107/0000149, 10504030/230107/0000254, 10504030/290107/0000408, 10504060/120107/0000052, 10504060/170107/0000101, 10504060/240107/0000171, 10504060/310107/0000241, 10504080/150107/0000149, 10504030/100107/0000008, 10504030/150107/0000077, 10504030/180107/0000175, 10504030/250107/0000314, 10504030/310107/0000481, 10504060/150107/0000075, 10504060/170107/0000127, 10504060/300107/0000224, 10504080/040107/0000010, 10504080/160107/0000151, 10504080/250107/0000487, 10504030/110107/0000020, 10504030/160107/0000105, 10504030/190107/0000182, 10504030/260107/0000353, 10504030/310107/0000505, 10504060/160107/0000090,105 04060/240107/0000170, 10504060/310107/0000235, 10504080/040107/0000013, 10504080/170107/0000217, 10504080/290107/0000595, 10504080/180107/0000258, 10504080/290107/0000623, 10504080/010107/0000738 таможня зачет не произвела, не указав причину отказа в зачете.
Считая действия таможни незаконными, общество обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что оспариваемые действия заинтересованного лица не соответствует действующему законодательству.
Оценив в порядке ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации все имеющиеся в деле доказательства в их совокупности, суд апелляционной инстанции считает, что вывод суда первой инстанции является правильным, соответствует обстоятельствам дела и действующему законодательству.
Согласно части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса России Федерации, граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания незаконным бездействия Челябинской таможни необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствия закону или иному нормативному правовому акту и нарушения ими прав и законных интересов заявителя.
Порядок возврата таможенных платежей регламентирован ст.ст. 335, 336 ТК РФ. Согласно статье 355 Таможенного кодекса Российской Федерации излишне уплаченной или излишне взысканной суммой таможенных пошлин, налогов является сумма фактически уплаченных или взысканных в качестве таможенных пошлин, налогов денежных средств, размер которых превышает сумму, подлежащую уплате в соответствии с законодательством Российской Федерации и настоящим кодексом. Излишне уплаченные или излишне взысканные суммы таможенных пошлин, налогов подлежат возврату таможенными органом по заявлению плательщика. Указанное заявление подается в таможенный орган, на счет которого были уплачены указанные суммы либо которым было произведено взыскание, не позднее трех лет со дня их уплаты либо взыскания. Возврат излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов производится по решению таможенного органа, на счет которого поступили суммы таможенных платежей.
В соответствии со ст. 1 Закона Российской Федерации от 21.05.1993 N 5003 "О таможенном тарифе" при осуществлении торгово-политических отношений Российской Федерации с иностранными государствами допускает предоставление льгот (преференций) по таможенному тарифу Российской Федерации в виде освобождения от уплаты ввозных таможенных пошлин, снижения ставок ввозных таможенных пошлин в отношении товаров, происходящих из государств, образующих вместе с Российской Федерацией зону свободной торговли или таможенный союз.
Согласно п. 6 Приказа ГТК РФ N 1536 ввозные таможенные пошлины не применяются, в том числе при ввозе на таможенную территорию Российской Федерации с таможенной территории Республики Казахстан, что соответствует положениям соглашения, участниками которого являются указанные страны.
По смыслу п. 9 Правил, применяемых в государствах-участниках Соглашения, товар пользуется режимом свободной торговли на таможенных территориях государств-участников Соглашения, если он соответствует критериям происхождения, установленным Правилами, а также эксплуатируется на основании договора (контракта) между резидентом одного из государств-участников Соглашения и резидентом другого государства-участника Соглашения и ввозится с таможенной территории государства-участника соглашения на таможенную территорию другого государства-участника соглашения.
Под резидентами понимаются любые физические и юридические лица, предприятия и организации, не имеющие статуса юридического лица, которые по законодательству этого государства подвергаются в нем налогообложению на основании местожительства, постоянного пребывания, места управления, регистрации и создания либо любой другой аналогичной характеристики. Исключением являются лица, которые подвергаются налогообложению только в отношении дохода, полученного от операций, не связанных с производством и реализацией товаров.
Судом первой инстанции установлено и материалами дела подтверждено, что в рассматриваемом случае таможенная пошлина не подлежала уплате в соответствии с законодательством Российской Федерации и, следовательно, является излишне уплаченной, поскольку представительство акционерного общества "ЮНРК Маркетинг АГ", являясь резидентом Российской Федерации - страны-участника соглашения, имеет право на предоставление преференций (льгот) при ввозе товара с территории Республики Казахстан, а ввозимый заявителем из Республики Казахстан товар освобожден от ввозной таможенной пошлины на основании статьи 3 Соглашения о создании зоны свободной торговли от 15.04.1994, пп. "а" п. 9 Правил определения страны происхождения товаров от 30.11.2000 и п. 6 Приказа ГТК России N 1539 от 25.12.2003 "О предоставлении тарифных преференций".
Наличие у заявителя права на предоставление преференций в отношении товара, ввезенного на территорию Российской Федерации по спорным грузовым таможенным декларациям, в силу п.1.4 Соглашения Государств СНГ "О создании зоны свободной торговли" от 15.04.1994 и п.9 Правил определения страны происхождения товаров, утвержденных решением Совета Глав правительств СНГ от 30.11.2000, установлено судом первой инстанции и не оспаривается сторонами.
Однако, при подаче указанных деклараций АО "ЮНРК Маркетинг АГ" право на льготу не заявлено (графы 36 таможенных деклараций соответствующих отметок не имеют), таможенные платежи (таможенные пошлины) уплачены заявителем в полном объеме.
Указанное обстоятельство правомерно расценено судом первой инстанции в качестве излишней уплаты заявителем таможенных платежей.
Как обоснованно указано судом первой инстанции, наличие у декларанта права на тарифные преференции зависит от наличия у декларанта статуса резидента, а также от подтверждения страны происхождения товара (ст.37 ТК РФ), и реализация такого права связана законом с документальным подтверждением этих обстоятельств.
Поскольку заявитель в момент декларирования товаров являлся резидентом и подтвердил в порядке, установленном таможенным законодательством страну происхождения товаров, отсутствие указания в таможенных декларациях таможенных льгот в виде тарифных преференций не влияет на возникновение у него права на указанную льготу в момент декларирования товаров.
Наличие у заявителя права на тарифные преференции в момент декларирования товаров и оплата таможенных платежей без учета этой льготы свидетельствует об излишней уплате заявителем таможенных платежей, в связи с чем при определении максимального срока подачи заявления о возврате (зачете) указанных платежей следует руководствоваться положениями п.2 ст.355 ТК РФ, устанавливающих трехгодичный срок для подачи такого заявления.
Принимая во внимание то обстоятельство, что заявление сделано АО "ЮНРК Маркетинг АГ" в течение указанного срока, правовых оснований для отказа в зачете излишне уплаченных сумм таможенных платежей у Челябинской таможни не имелось.
Поскольку оспоренным незаконным ненормативным актом создаются препятствия в осуществлении экономической деятельности заявителя, заявленные требования о признании такого акта недействительным обоснованно удовлетворены судом первой инстанции.
Доводы апелляционной жалобы основаны на неверном толковании действующего законодательства и опровергаются материалами дела, а потому оснований для ее удовлетворения не имеется.
Всем доказательствам, представленным сторонами, обстоятельствам дела, а также доводам, в том числе, изложенным в жалобе, суд первой инстанции дал надлежащую правовую оценку, оснований для переоценки выводов у суда апелляционной инстанции в силу ст. 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не имеется.
С учетом изложенного обжалуемый судебный акт подлежит оставлению без изменения, апелляционная жалоба - без удовлетворения.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании ч. 4 ст. 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не установлено.
Руководствуясь статьями 176, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Челябинской области от 23.07.2008 по делу N А76-6925/2008 оставить без изменения, апелляционную жалобу Челябинской таможни - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
В случае обжалования постановления в порядке кассационного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения кассационной жалобы можно получить на интернет-сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа по адресу http://fasuo.arbitr.ru.
Председательствующий судья |
В.Ю. Костин |
Судьи |
О.Б. Тимохин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А76-6925/2008
Истец: АО "ЮНРК Маркетинг АГ"", АО "ЮНРК Маркетинг АГ"
Ответчик: Челябинская таможня
Хронология рассмотрения дела:
07.10.2008 Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда N 18АП-6393/2008