г. Челябинск
24 октября 2008 г. |
N 18АП-2857/2008 |
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Ермолаевой Л.П., судей Бабкиной С.А., Логиновских.Л.Л., при ведении протокола секретарем судебного заседания Бакшаевой Е.Ю., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Челябинский электрометаллургический комбинат" на решение Арбитражного суда Челябинской области от 31.03.2008 по делу N А76-24654/2007 (судья Скрыль С.М.), при участии: от подателя апелляционной жалобы ОАО "ЧЭМК" - Теплых О.В., (доверенность N 13-юр-269 от 16.06.2008); от ОАО "Челябэнерго" - Неведровой В.В. (доверенность N ЧЭ-14 от 30.04.2008), Чудакова М.Л. (доверенность N 81/2008/11/05 от 15.05.2008), от третьих лиц: ГК "ЕТО" - Перевышко П.И. (доверенность N 05/1211 от 30.06.2008),
УСТАНОВИЛ
открытое акционерное общество "Челябинский электрометаллургический комбинат" (далее - ОАО "ЧЭМК", истец) обратилось в Арбитражный суд Челябинской области к открытому акционерному обществу энергетики и электрификации "Челябэнерго" (далее - ОАО ЭиЭ "Челябэнерго", ответчик), с привлечением к участию в деле в качестве 3 лиц, не заявляющих самостоятельных требовании относительно предмета спора государственного комитета "Единый тарифный орган по Челябинской области (далее - ГК "ЕТО", 3 лицо1), федеральной службы по тарифам России (далее - ФСТ РФ, 3 лицо2) с исковым заявлением (с учетом уточнений) о взыскании неосновательного обогащения в виде переплаты денежных средств за услуги по передаче электрической энергии за период с 01.03.2006 по 31.10.2006 по договору N 221/08-104-4 от 29.01.2006 в сумме 245510736,40 рублей.
Решением арбитражного суда первой инстанции от 31.03.2008 исковые требования отклонены.
Мотивируя принятое решение, суд первой инстанции указал на то, что 29.01.2006 года между сторонами заключен договор оказания услуг по передаче электрической энергии. Электрическая энергия на ОАО "ЧЭМК" поступает, в том числе, по высоковольтным линиям, относящимся к единой национальной электросети. Сторонами в договоре согласовано применение тарифа, установленного ГК "ЕТО", который в силу закона уполномочен устанавливать тарифы на услуги по передаче электрической энергии по территориальным распределительным сетям. Сети, по которым истцу передается энергия принадлежат ОАО "Челябэнерго" на праве собственности (2 сети) и на основании договора субаренды. Собственником переданных в субаренду сетей является ОАО "Челябинские магистральные электросети". Нормы законодательства об энергетике не содержат запрета на передачу в субаренду электросетей, вследствие чего ОАО "Челябэнерго" является надлежащим владельцем сетей и вправе использовать их для осуществления хозяйственной деятельности. Услуги истцу оказываются ОАО "Челябэнерго". Постановление ГК "ЕТО" является нормативно-правовым актом, принятым в установленном законодательством порядке. Расчеты по договору осуществлялись по установленному данным постановлением тарифу. Применение тарифа, установленного ФСТ РФ для ОАО "ФСК ЕЭС" неверно, так как истец не пользуется услугами ОАО "ФСК ЕЭС", сети не принадлежат ФСК ЕЭС на каком-либо праве. Утвержденный приказом ФСТ РФ от 06.12.2005 тариф установлен для услуг, оказываемых с использованием объектов электрического сетевого хозяйства, принадлежащего ОАО "ФСК ЕЭС". Отношения по установлению и применению тарифов являются административными и регулируются гражданским законодательством. Тарифы устанавливаются для каждой регулируемой организации, в силу чего ст. 6 Гражданского кодекса РФ по аналогии не применима. При таких обстоятельствах ОАО "Челябэнерго" обоснованно применял тариф, установленный уполномоченным государственным органом, вследствие чего неосновательное обогащение ответчика отсутствует.
В обоснование доводов апелляционной жалобы ссылается на то, что нормативно-правовыми актами в сфере электроэнергетики установлено, что тарифы на услуги по передаче электрической энергии по единой национальной электрической сети утверждаются исключительно Федеральной службой по тарифам РФ. Ответчик не вправе применять иной тариф. Поскольку Приказы ФСТ РФ об утверждении тарифов являются нормативно-правовыми актами, истец полагает себя вправе применять указанные акты по аналогии, поскольку к административным правоотношениям относятся правоотношения по установлению, а не применению тарифов. Суд первой инстанции проигнорировал вступивший в законную силу судебный акт Федерального арбитражного суда Уральского округа, согласно которому договор от 29.01.2006 в части установления обязанности оплачивать услуги по тарифам ЕТ не имеет юридической силы.
Податель апелляционной жалобы в судебном заседании на доводах апелляционной жалобы настаивал.
Представитель ответчика в судебное заседание представил ходатайство о замене в порядке ст. 48 АПК РФ ответчика ОАО "Челябэнерго" правопреемником открытым акционерным обществом "Межрегиональная распределительная сетевая компания Урала" (далее - ОАО "МРСК Урала").
Судом апелляционной инстанции в порядке ст. 48 АПК РФ ходатайство удовлетворено, определением суда от 25.09.2008 произведена замена ответчика ОАО "Челябэнерго" правопреемником ОАО "МРСК Урала".
В судебном заседании представитель ОАО "МРСК Урала" с доводами апелляционной жалобы не согласился, полагая решение суда первой инстанции законным и обоснованным.
Представитель ГК "ЕТО Челябинской области" в судебном заседании поддержал позицию ответчика, полагая решение суда подлежащим оставлению без изменения.
Федеральная служба по тарифам РФ явку своего представителя в судебное заседание не обеспечила.
Участвующие в деле лица извещены о времени и месте судебного разбирательства надлежащим образом, в том числе путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда.
Законность и обоснованность оспоренного судебного акта проверяются судом апелляционной инстанции в порядке, определенном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, 29.01.2006 года между ОАО ЭиЭ "Челябэнерго" являвшегося правопредшественником ОАО "МРСК Урала" (сетевая компания) и ОАО "ЧЭМК" (потребитель) подписан договор N 221/(08-104-4) оказания услуг по передаче электрической энергии.
В соответствии с условиями названного договора сетевая организация оказывает услуги по передаче электроэнергии потребителю путем осуществления комплекса организационно и технологически связанных действий, обеспечивающих передачу электроэнергии через технические устройства электрических сетей принадлежащих сетевой компании на праве собственности и (или) ином законном основании, а потребитель оплачивает услуги по передаче электроэнергии в порядке и сроки, установленные настоящим договором (п. 1.1).
Потребитель обязуется своевременно и в полном объеме оплачивать сетевой компании стоимость оказываемых услуг по передаче электроэнергии на условиях, оговоренных в разделе 4 настоящего договора в соответствии с тарифами утвержденными Постановлением Государственного комитета "Единый тарифный орган Челябинской области" (п. 2.3.1).
Исходя из однолинейной схемы соединения с указанием границ балансовой принадлежности, установленных средств измерения электроэнергии и актов балансовой принадлежности электрическая энергия на ОАО "ЧЭМК" поступает (в том числе) по высоковольтным линиям: ВЛ 220 кВ "Новометаллургическая -ЧФЗ", 1 цепь; ВЛ 220 кВ "Новометаллургическая - ЧФЗ", 2 цепь; ВЛ 220 кВ "Новометаллургическая - Хромовая", 1 цепь; ВЛ 220 кВ "Новометаллургическая - Хромовая", 2 цепь, ВЛ 110 кВ "Шагол-Бульварная", ВЛ 110 кВ "КПД - Транзитная".
Приказом Министерства промышленности энергетики РФ от 23.11.2005 N 325 "Об отнесении объектов электросетевого хозяйства к единой национальной (общероссийской электрической сети)", изданного во исполнение Постановления N 881 от 21.12.2001" "О критериях отнесения магистральных линий электропередачи и объектов электросетевого хозяйства к единой национальной (общероссийской) электрической сети" и Постановления от 28.10.2003 N 648 "Об утверждении Положения об отнесении объектов электросетевого хозяйства, входящих в единую национальную (общероссийскую) электрическую сеть", объекты: ВЛ 220 кВ "Новометаллургическая -ЧФЗ", 1 цепь; ВЛ 220 кВ "Новометаллургическая - ЧФЗ", 2 цепь; ВЛ 220 кВ "Новометаллургическая - Хромовая", 1 цепь; ВЛ 220 кВ "Новометаллургическая - Хромовая", 2 цепь, отнесены к единой национальной (общероссийской) электрической сети.
Воздушные линии электропередач 110 кВ "Шагол-Бульварная" и "КПД-Транзитная" принадлежат ОАО "Челябэнерго" на праве собственности на основании свидетельства о государственной регистрации серии 74-АЖ N 007183 от 25.04.2003.
Воздушные линии электропередач 220 кВ "Новометаллургическая-ЧФЗ", 1 и 2 цепи принадлежат ОАО "Челябэнерго" на основании договора использования объектов электросетевого имущества N ДИ-37 (N 05-235-3) от 01.09.2005, согласно условиям которого ОАО "ММСК "Центр" передало в субаренду ОАО "Челябэнерго" объекты электросетевого хозяйства, указанные в приложении к договору, в том числе и воздушные линии электропередач 220 кВ "Новометаллургическая-ЧФЗ", 1 и 2 цепь, "Хромовая-Новометаллургическая" 1 и 2 цепь, принадлежащие ОАО ММСК "Центр" на основании договора использования объектов электросетевого хозяйства N ДИ-21 (N 05-235-4) от 22.04.2005, вступившего в силу 01.09.2007.
Собственником указанных объектов является ОАО "Челябинские магистральные электрические сети, которое создано в результате реорганизации ОАО "Челябэнерго" в форме выделения.
На основании свидетельства о государственной регистрации права серии 74 АБ N 506039 право собственности на сооружение (воздушная линия 220 кВ от подстанции Новометаллургическая до подстанции Челябинского ферросплавного завода), протяженностью 4400 м и сооружение (воздушная линия 220 кВ от подстанции Новометаллургическая до подстанции Хромовая), протяженностью 4000 м., зарегистрировано за ОАО "ЧМЭС".
Постановлением ГК "ЕТО Челябинской области" от 29.12.2005 за N 32/12 утвержден тариф на услуги по передаче электрической энергии, оказываемые ОАО "Челябэнерго" на территории Челябинской области.
В период с 01.03.2006 по 31.10.2006 ОАО "Челябэнерго" выставило ОАО "ЧЭМК" счета фактуры, которые оплачены последним в полном объеме.
Полагая, что имеется переплата за услуги ОАО ЭиЭ "Челябэнерго" по передаче электрической энергии по договору N 221/08-104-4 от 29.01.2006 в указанный выше период в размере 245510736,40 рублей, явилось основанием обращения истца с настоящим иском о взыскании неосновательного обогащения.
Исследовав материалы дела, оценив в совокупности имеющиеся в деле доказательства, суд апелляционной инстанции находит решение суда первой инстанции не подлежащим отмене в силу следующего.
В соответствии со ст. 22 ФЗ от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике", осуществляемая в условиях естественной монополии деятельность по передаче электрической и тепловой энергии и оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике подлежит государственному регулированию и контролю в соответствии с законодательством о естественных монополиях и настоящим ФЗ.
Государственное регулирование деятельности в электроэнергетике, в том числе, деятельности по передаче электрической энергии, осуществляется посредством установления тарифов на данный вид услуг (п. 2 ст. 20 ФЗ "Об электроэнергетике").
В соответствии с п. 1 ст. 21 ФЗ "Об электроэнергетике" Правительство РФ утверждает основы ценообразования в сфере регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, определяющие принципы и методы расчета цен (тарифов) в электроэнергетике, а также утверждает правила государственного регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике. Основами ценообразования в отношении электрической и тепловой энергии в РФ, утв. Постановлением Правительства РФ от 26.02.2004 3 109 установлены общие принципы и методы формирования регулируемых тарифов.
В соответствии с п. 16, 64 Основ ценообразования в отношении электрической и тепловой энергии в РФ, тарифы на услуги по передаче электрической энергии устанавливаются регулирующим органом в отношении каждой регулируемой организации исходя из необходимой валовой выручки каждой сетевой организации.
В соответствии с п. 54 Методических указаний по расчету регулируемых тарифов и цен на (электрическую) тепловую энергию на розничном (потребительском) рынке, утвержденных приказом ФСТ N 20-э/2 от 06.08.2004, размер платы за услуги по передаче электрической энергии рассчитывается для каждой региональной (территориальной сетевой организации).
Согласно Правилам государственного регулирования и применения тарифов на электрическую и тепловую энергию в РФ, утв. Постановлением Правительства РФ от 26.02.2004 N 109, тарифы устанавливаются на основании дел об установлении тарифов в отношении каждой организации, осуществляющей регулируемую деятельность (п. п. 7, 8, 10).
Пунктом 1 Приказа ФСТ от 06.12.2005 N 587-э/9 утверждены тарифы на услуги по передаче электрической энергии по единой национальной (общероссийской) электрической сети оказываемые ОАО "ФСК ЕЭС", с использованием объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих ОАО "ФСК ЕЭС" на праве собственности и ином основании, введенные в действие с 01.01.2006 года. По Челябинской области этот тариф составляет 89,21 рублей.
Согласно п.1 ст. 7 Закона единая национальная (общероссийская) электрическая сеть представляет собой комплекс электрических сетей и иных объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих на праве собственности или на ином предусмотренном федеральными законами основании субъектам электроэнергетики и обеспечивающих устойчивое снабжение электрической энергией потребителей, функционирование оптового рынка, а также параллельную работу российской электроэнергетической системы и электроэнергетических систем иностранных государств.
Статья 3 названного Закона определяет понятие субъекта электроэнергетики, согласно которой - это лица, осуществляющие деятельность в сфере электроэнергетики, в том числе производство электрической и тепловой энергии, поставки (продажу) электрической энергии, энергоснабжение потребителей, предоставление услуг по передаче электрической энергии, оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике, сбыт электрической энергии, организацию купли-продажи электрической энергии;
ОАО ЭиЭ "Челябэнерго" является субъектом электроэнергетики, соответственно, имеет право предоставлять услуги по передаче электрической энергии.
Истец в судебном заседании указал, что ОАО ЭиЭ "Челябэнерго" является территориальной сетевой организацией, то есть коммерческой организацией, оказывающей услуги по передаче электрической энергии с использованием объектов электросетевого хозяйства, не относящихся к единой национальной (общероссийской) электрической сети (ст. 3 Закона).
Закон содержит правовые основы экономических отношений в сфере электроэнергетики, определяет полномочия органов государственной власти на регулирование этих отношений, основные права и обязанности субъектов электроэнергетики при осуществлении деятельности в сфере электроэнергетики. В ст. 3 Закона даны основные понятия, используемые в данном законе, в том числе понятие "территориальной сетевой организации".
В соответствии со ст. 9 Закона организация по управлению единой национальной (общероссийской) электрической сетью оказывает на возмездной договорной основе услуги по передаче электрической энергии по единой национальной (общероссийской) электрической сети субъектам оптового рынка, а также иным лицам, имеющим на праве собственности или на ином предусмотренном федеральными законами основании объекты электроэнергетики, технологически присоединенные в установленном порядке к единой национальной (общероссийской) электрической сети. Деятельность по оказанию услуг по передаче электрической энергии, осуществляемая организацией по управлению единой национальной (общероссийской) электрической сетью, а также указанная деятельность собственников или иных законных владельцев объектов электросетевого хозяйства, входящих в состав единой национальной (общероссийской) электрической сети, осуществляется в условиях естественной монополии и регулируется в соответствии с законодательством о естественных монополиях, настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами.
Однако не все нормы Закона вступили в силу и подлежат применению в условиях переходного периода.
Глава 7 Закона, регулирующая правовое положение розничных рынков, к числу которых относятся территориальные сетевые организации, вступает в силу одновременно со вступлением в силу Правил оптового рынка, утверждаемых Правительством Российской Федерации в соответствии со статьей 21 настоящего Федерального закона. В соответствии со ст. 47 Закона п. 2 ст. 7, п. 1 ст. 8 Закона не вступили в законную силу. Вступление этих пунктов в законную силу обусловлено вступлением в силу Правил оптового рынка, утверждаемых Правительством Российской Федерации в соответствии со ст. 21 Закона. Указанные правила в законную силу не вступили, а значит ограничения, установленные ими, не действуют.
Помимо Закона, понятия субъектов в сфере электроэнергетики определены и в Правилах недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 года N 861 (далее - Правила недискриминационного доступа), которые приняты в целях регулирования отношений по передаче электрической энергии в условиях переходного периода реформирования электроэнергетики.
В соответствии с п.2 Правил недискриминационного доступа сетевые организации - это организации, владеющие на праве собственности или на ином установленном федеральными законами основании объектами электросетевого хозяйства, с использованием которых такие организации оказывают услуги по передаче электрической энергии и осуществляют в установленном порядке технологическое присоединение энергопринимающих устройств (энергетических установок) юридических и физических лиц к электрическим сетям.
В соответствии с п. 12 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, утв. Постановлением Правительства РФ N 861 от 27.12.2004, услуги по передаче электрической энергии это комплекс организационно и технологически связанных действий, обеспечивающих передачу электрической энергии через технические устройства электрических сетей.
Кроме того, в соответствии с п. 37 Правил недискриминационного доступа отношения, связанные с иными владельцами объектов электросетевого хозяйства, входящих в единую национальную (общероссийскую) электрическую сеть, регулируются на основании договоров о порядке использования объектов электросетевого хозяйства, входящих в единую национальную (общероссийскую) электрическую сеть. Срок действия таких договоров ограничивается переходным периодом реформирования электроэнергетики. По окончании переходного периода реформирования электроэнергетики отношения по предоставлению услуг по передаче электрической энергии с использованием объектов электросетевого хозяйства, входящих в единую национальную (общероссийскую) электрическую сеть, регулируются с организацией по управлению единой национальной (общероссийской) электрической сетью, за исключением случаев, когда договоры с использованием указанных объектов заключаются собственниками таких объектов самостоятельно.
Согласно п. 49 Методических указаний по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке, утвержденных Приказом Федеральной службы по тарифам N 20-э/2 от 06.08.2004, при расчете тарифа на услуги по передаче электрической энергии определяются две ставки в качестве базы для утверждения платы за услуги по передаче для всех категорий и групп потребителей: тарифа на содержание электрических сетей; тарифа на оплату технологического расхода (потерь).
При таких обстоятельствах, ОАО "Челябэнерго" - субъект электроэнергетики, сетевая организация - имело право на оказание услуг по передаче электрической энергии с использованием объектов электросетевого хозяйства и заключение соответствующих договоров, какого-либо запрета на осуществление указанной деятельности действующее законодательство не содержит.
Договор оказания услуг по передаче электрической энергии от 29.01.2006 N 221/08-104-4 является заключенным в соответствии со ст. 432 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Согласно ст. 432 Гражданского кодекса Российской Федерации договор считается заключенным, если между сторонами, в требуемой в подлежащих случаях форме, достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора. Существенными являются условия о предмете договора, условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение.
В соответствии с п. 2 ст. 26 Закона оказание услуг по передаче электрической энергии осуществляется на основании договора возмездного оказания услуг. Согласно п.3 названной статьи правила заключения и исполнения договоров оказания услуг по передаче электрической энергии регулируются Правилами недискриминационного доступа.
В соответствии с п.11,12 Правил в качестве предмета договора указан комплекс организационно и технологически связанных действий, обеспечивающие передачу электрической энергии через технические устройства электрических сетей, существенными условиями являются величина максимальной мощности энергопринимающего устройства, величина мощности (генерирующей или потребляемой), ответственность потребителя и сетевой организации, величина технологической и аварийной брони, обязательства сторон по оборудованию точек присоединения средствами измерения. Все названные условия договор содержит, следовательно, является заключенным и порождает права и обязанности для его сторон.
Право собственности на объекты электросетевого хозяйства (в число которых вошли высоковольтные линии: ВЛ 220 кВ Новометаллургическая - ЧФЗ 1, ВЛ 220 кВ Новометаллургическая - ЧФЗ 2, ВЛ 220 кВ Новометаллургическая - Хромовая 1, ВЛ 220 кВ Новометаллургическая - Хромовая 2) перешло к ОАО "Челябинские магистральные электрические сети" на основании договора N ДИ-21N05-325-4, заключенного между ОАО ЭиЭ "Челябэнерго" (собственник) и открытым акционерным обществом "Межрегиональная магистральная сетевая компания "Центр" (далее - ОАО "ММСК "Центр"). С согласия нового собственника 01.09.2005 заключен договор субаренды, пунктом 1.1 которого предусмотрено, что ОАО "ММСК "Центр" передает, а субарендатор (ОАО "Челябэнерго") принимает за плату права владения и пользования электросетевым имуществом, указанным в приложении N 1.
Приложением N 1 утвержден перечень имущества, передаваемого в аренду, в который вошли воздушные линии 220 кВ Новометаллургическая - ЧФЗ 1,2, кВ Новометаллургическая - Хромовая протяженностью 4 км (т.1, л.д. 92).
Сети ОАО "ЧЭМК" присоединены к электрическим сетям, находящимся во владении и пользовании ОАО "ММСК "Центр" и переданным по договору от 01.09.2005 в субаренду ОАО "Челябэнерго".
Ответчик является титульным владельцем (субарендатором) электрических сетей. Право собственности ОАО "Челябинские магистральные электрические сети" на объекты электросетевого хозяйства (в число которых вошли высоковольтные линии: ВЛ 220 кВ Новометаллургическая - ЧФЗ 1, ВЛ 220 кВ Новометаллургическая - ЧФЗ 2, ВЛ 220 кВ Новометаллургическая - Хромовая 1, ВЛ 220 кВ Новометаллургическая - Хромовая 2) не оспорено, следовательно, нет оснований сомневаться в наличии правовых оснований у ОАО "Челябэнерго" оказывать услуги по передаче электроэнергии по сетям, которые находятся у него на праве субаренды.
Судом первой инстанции установлено, что фактически услуги по передаче электрической энергии комбинату оказывало общество - региональная сетевая организация, для которой ГК "ЕТО Челябинской области" постановлением от 29.12.2005 N 32/12 установлен тариф на эти услуги в размере 192 руб/МВт.ч. Указанный нормативный акт в установленном законом порядке не оспорен, недействительным не признан. Согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 03.03.2004 N 123 (в редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 01.02.2005 N 49) Федеральная служба по тарифам является органом, уполномоченным отменять решения органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов, принятые с превышением их полномочий в области государственного регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике.
Указанным постановлением утверждены правила отмены решений этих органов, согласно которым основанием для рассмотрения вопроса об отмене решения является заявление заинтересованного лица.
Как видно из материалов дела, комбинат в качестве заинтересованного лица с таким заявлением в Федеральную службу по тарифам не обращался.
Следовательно, общество при расчетах за оказанные услуги применяло действующий тариф и у него в силу пункта 1 статьи 1102 ГК РФ не возникло неосновательного обогащения.
Поскольку, договор оказания услуг по передаче электрической энергии от 29.01.2006 является заключенным, также действительным, его условия соответствуют требованиям законодательства, договорные отношения между сторонами состоялись, ответчик оказывал услуги по передаче электроэнергии, а истец оплачивал ее стоимость, что подтверждается актами выполненных работ, счетами-фактурами, актами сверок, платежными поручениями, то, оснований для применения ст. 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации и взыскания неосновательного обогащения не имеется.
При таких обстоятельствах, выводы суда первой инстанции об отклонении исковых требований, являются верными.
Доводы истца о том, что оплата электроэнергии, переданной по единой национальной электрической сети, должна производиться на основании тарифов, утвержденных Федеральной службой по тарифам подлежат отклонению по следующим основаниям.
Согласно статье 544 Гражданского кодекса Российской Федерации оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон. Порядок расчетов за энергию определяется законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
В соответствии со статьей 424 Гражданского кодекса Российской Федерации исполнение договора оплачивается по цене, установленной соглашением сторон. В предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами.
Согласно статье 2 Федерального закона "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию" от 14.04.1995 N 41-ФЗ государственное регулирование тарифов на электрическую энергию и тепловую энергию (мощность) осуществляется на основе принципов, изложенных в настоящем Законе, посредством установления экономически обоснованных тарифов (цен, платы за услуги) на электрическую и тепловую энергию и (или) их предельных уровней. Срок действия установленных тарифов и (или) их предельных уровней не может быть менее чем один год.
Предельные уровни тарифов на электрическую и тепловую энергию, поставляемую энергоснабжающими организациями потребителям, включая предельные уровни тарифов для населения, устанавливаются Правительством Российской Федерации и вводятся в действие с начала указанного года в порядке, установленном настоящим Законом.
Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов устанавливают тарифы на электрическую и тепловую энергию, поставляемую энергоснабжающими организациями потребителям, в том числе населению, на очередной финансовый год в рамках указанных предельных уровней до принятия закона субъекта Российской Федерации о бюджете.
Пунктом 2 Методических указаний, утвержденных приказом Федеральной службы по тарифам Российской Федерации от 06.08.2004 N 20-э/2 установлено, что они предназначены для использования регулирующими органами, органами местного самоуправления, регулируемыми организациями для расчета методом экономически обоснованных расходов уровней регулируемых тарифов и цен на розничном (потребительском) рынке электрической энергии (мощности) и тепловой энергии (мощности) в рамках устанавливаемых предельных уровней (минимальный и (или) максимальный) указанных тарифов и цен.
В соответствии с пунктом 44 Методических указаний N 20-э/2 размер тарифа на услуги по передаче электрической энергии рассчитывается в виде экономически обоснованной ставки, которая в свою очередь дифференцируется по четырем уровням напряжения в точке подключения потребителя (покупателя, другой энергоснабжающей организации) к электрической сети рассматриваемой организации: на высоком напряжении: (ВН) 110 кВ и выше; на среднем первом напряжении: (СН1) 35 кВ; на среднем втором напряжении: (СН 11) 20 - 1 кВ; на низком напряжении: (НН) 0,4 кВ и ниже.
По условиям договора 29.01.2006, приложения N 3 к нему ОАО "Челябэнерго" обязалось оказывать услуги по передаче электрической энергии мощностью 100 МВт, с качеством, установленным договором, с учетом категорийности, определенной актом по разграничению балансовой принадлежности электросети и ответственности за эксплуатацию электроустановок и сооружений между энергоснабжающей организацией и потребителем.
Из представленных в материалы дела актов по разграничению балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности электроустановок и сооружений следует, что все точки подключения истца присоединены по высокому напряжению.
Таким образом, ОАО "ЧЭМК" является потребителем электроэнергии по категории высокого напряжения, следовательно, энергоснабжающая организация правомерно применила тариф, установленный для высокого уровня напряжения.
Пунктом 2.3.1 договора потребитель обязуется своевременно и в полном объеме оплачивать сетевой компании стоимость оказываемых услуг по передаче электроэнергии на условиях, оговоренных в разделе 4 договора в соответствии с тарифами, утвержденными постановлением Государственного комитета "Единый тарифный орган Челябинской области".
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта по основаниям части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не установлено.
В соответствии с частью 1 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации государственная пошлина в размере 1 000 руб., уплаченная истцом при подаче апелляционной жалобы, относится на него.
Руководствуясь статьями 176, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Челябинской области от 31.03.2008 по делу N А76-24654/2007 оставить без изменения, апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Челябинский электрометаллургический комбинат" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
В случае обжалования постановления в порядке кассационного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения кассационной жалобы можно получить на интернет-сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа по адресу http://fasuo.arbitr.ru.
Председательствующий судья |
Л.П.Ермолаева |
Судьи |
С.А. Бабкина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А76-24654/2007
Истец: ОАО "Челябинский электрометаллургический комбинат"
Ответчик: ОАО ЭиЭ "Челябэнерго"
Третье лицо: Федеральная служба по тарифам России, Государственный комитет "Единый тарифный орган"
Хронология рассмотрения дела:
02.02.2009 Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа N Ф09-6011/08-С5
24.10.2008 Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда N 18АП-2857/2008
25.08.2008 Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа N Ф09-6011/08-С5