г. Челябинск |
|
"21" октября 2008 г. |
Дело N А47-1862/2008 |
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Костина В.Ю., судей Арямова А.А., Бояршиновой Е.В. при ведении протокола секретарем судебного заседания Коваленко А.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу специализированного государственного учреждения при Правительстве Российской Федерации "Российский фонд федерального имущества" в лице филиала в Оренбургской области на решение Арбитражного суда Оренбургской области от 29.07.2008 по делу N А47-1862/2008 (судья Савинова М.А.), при участии: от Оренбургской таможни Приволжского таможенного управления Федеральной таможенной службы - Маркушина А.В.(доверенность N 10-51/78 от 16.04.2008),
УСТАНОВИЛ:
Оренбургская таможня Приволжского таможенного управления Федеральной таможенной службы (далее - заявитель, таможня, Оренбургская таможня) обратилась в Арбитражный суд Оренбургской области с заявлением о признании незаконным отказа специализированного государственного учреждения при Правительстве Российской Федерации "Российский фонд федерального имущества" в лице филиала в Оренбургской области (далее - заинтересованное лицо, РФФИ) в принятии от Оренбургской таможни имущества, обращенного в федеральную собственность, изложенного в письмах филиала в Оренбургской области N оф-06/049 от 15.01.2008 и N оф- 06/184 от 30.01.2008, обязать специализированное государственное учреждение при Правительстве Российской Федерации "Российский фонд федерального имущества" принять от Оренбургской таможни имущество, обращенное в федеральную собственность, а также взыскать с заинтересованного лица денежные средства в сумме 9 млн. руб., оплаченные Оренбургской таможней закрытому акционерному обществу "РОСТЭК-Оренбург" за хранение товаров, обращенных в федеральную собственность (с учетом уточнения к заявленным требованиям).
Решением арбитражного суда первой инстанции от 29.07.2008 по настоящему делу заявленные требования удовлетворены частично: признан незаконным отказ специализированного государственного учреждения при Правительстве Российской Федерации "Российский фонд федерального имущества" в принятии от Оренбургской таможни имущества, обращенного в федеральную собственность, изложенный в письме филиала в Оренбургской области N оф-06/049 от 15.01.2008 и обязать специализированное государственное учреждение при Правительстве Российской Федерации "Российский фонд федерального имущества" принять от таможни имущество, обращенное в федеральную собственность, в остальной части заявленных требований производство по делу прекращено, с заинтересованного лица в доход федерального бюджета взысканы расходы по государственной пошлине в размере 4000 руб.
Заинтересованное лицо не согласилось с указанным решением, считает, что при его вынесении суд нарушил нормы материального и процессуального права.
В апелляционной жалобе просит решение суда отменить, в удовлетворении заявленных требований отказать. В обоснование доводов жалобы ссылается на то, что судом не применены вступившие в законную силу нормативные акты, которые имеют непосредственное отношение к существу рассматриваемого спора. По мнению подателя жалобы при вынесении решения судом первой инстанции не соблюдены требования Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в части содержания решения. Заинтересованное лицо не согласно также с решением в части взыскания с РФФИ расходов по государственной пошлине в размере 4000 руб.
Заявитель представил отзыв на апелляционную жалобу, в котором отклонил ее доводы, просит оставить без изменения решение суда первой инстанции, считает, что судом первой инстанции дана верная оценка всем обстоятельствам дела и сделан обоснованный вывод о признании незаконным отказа РФФИ в принятии от Оренбургской таможни имущества, обращенного в федеральную собственность.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в судебное заседание представитель заинтересованного лица не явился.
В соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствии заинтересованного лица.
Арбитражный суд апелляционной инстанции, повторно рассмотрев дело в порядке статей 268, 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исследовав имеющиеся в деле доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы, заслушав мнение представителя заявителя, не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, в соответствии с Постановлениями Правительства РФ от 19.11.2003 N 694, от 11.12.2002 N 883, Временным соглашением о порядке передачи имущества в Российский фонд федерального имуществ, утвержденным ГТК РФ и РФФИ 19.07.2002 NN 01-10/22, 25/720 Оренбургская таможня осуществляла передачи обращенного в собственность государства имущества филиалу РФФИ по Оренбургской области для последующей реализации, переработки (утилизации), уничтожения.
С 20.12.2007 заинтересованное лицо прекратило прием товаров от заявителя, в связи с чем у таможни сложилась критическая ситуация с их хранением. Как указывает заявитель, по состоянию на 15.01.2008 на остатках Оренбургской таможни числятся товары, обращенные в федеральную собственность, на сумму 12 мл. руб., ежемесячно поступают на склады товары на сумму около 5 млн. руб., при этом помещать их на хранение не представляется возможным, длительный срок хранения ведет к увеличению расходов, связанных с хранением, потере потребительских качеств продовольственных и иных товаров, что влечет невозможность их дальнейшей реализации.
На обращение Оренбургской таможни в филиал РФФИ по Оренбургской области с требованием принять имущество, обращенное в федеральную собственность, последний отказал в приеме имущества. Отказы изложены в письмах филиала в Оренбургской области N оф-06/049 от 15.01.2008 и N оф-06/184 от 30.01.2008.
Считая отказы таможни незаконными, общество обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Частично удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что оспариваемые действия заинтересованного лица не соответствует действующему законодательству и нарушают права и законные интересы Оренбургской таможни.
Оценив в порядке ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации все имеющиеся в деле доказательства в их совокупности, суд апелляционной инстанции считает, что вывод суда первой инстанции является правильным, соответствует обстоятельствам дела и действующему законодательству.
Согласно части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса России Федерации, граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания незаконным отказа Оренбургской таможни необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствия закону или иному нормативному правовому акту и нарушения ими прав и законных интересов заявителя.
В соответствии с п. 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 19.04.2002 N 260 (с изменениями) "О реализации арестованного имущества, реализации, переработке (утилизации), уничтожении конфискованного имущества, обращенного в собственность государства" исключительно Российский фонд федерального имущества наделен функциями специализированной организации по реализации имущества, арестованного во исполнение судебных актов или актов других органов, которым предоставлено право принимать решения об обращении взыскания на имущество, а также по распоряжению и реализации конфискованного, движимого бесхозяйного, изъятого и иного имущества, обращенного в собственность государства по основаниям, предусмотренным законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Пунктом 2 вышеуказанного Постановления предусмотрено, что РФФИ осуществляет реализацию имущества как на внутреннем, так и на внешнем рынке, имеет право на основании договоров привлекать к реализации имущества отобранных им на конкурсной основе юридических и физических лиц.
Согласно Положению об учете, оценке и распоряжении имуществом, обращенным в собственность государства, утвержденному Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.05.2003 N 311 (с изменениями), имущество, обращенное в собственность государства, подлежит в установленном порядке передаче Российскому фонду федерального имущества (его отделениям) для учета, оценки и реализации.
В силу п. 3, 4 упомянутого Положения для передачи имущества, обращенного в собственность государства, государственный орган (организация), владеющий таким имуществом, либо судебный пристав- исполнитель уведомляет Российский фонд федерального имущества (его отделение) либо соответствующий федеральный орган исполнительной власти (его территориальный орган) о наличии и месте нахождения этого имущества. Передача имущества, обращенного в собственность государства, осуществляется по акту приема-передачи, подписываемому уполномоченным лицом государственного органа (организации), владеющего таким имуществом, и уполномоченным лицом Российского фонда федерального имущества (его филиала) либо соответствующего федерального органа исполнительной власти, или по акту передачи, составляемому судебным приставом-исполнителем.
В соответствии с п. 2.2, 2.3 Временного соглашения о порядке передачи имущества в Российский фонд федерального имущества, утвержденного ГТК России и РФФИ 19.07.2002 N 01-10/22, 25/720, таможенный орган в течение десяти рабочих дней после обращения имущества в собственность государства или признания судом имущества бесхозяйным направляет в фонд уведомление с указанием сведений о количестве, качестве, местонахождении, стоимости имущества, расходов, связанных с хранением, транспортировкой и оценкой. Фонд регистрирует уведомление и в течение трех рабочих дней с даты его получения информирует таможенный орган о своем решении относительно возможной даты приема имущества.
Судом первой инстанции установлено, материалами дела подтверждено и подателем апелляционной жалобы не оспаривается, что Оренбургская таможня неоднократно уведомляла заинтересованное лицо о наличии хранящегося на складах временного хранения обращенного в собственность государства имущества. Однако, письмом N оф-06/049 от 15.01.2008 филиал РФФИ сообщил Оренбургской таможне о невозможности принятия обращенного в собственность имущества в связи с тем, что фондом не согласовано размещение государственных заказов на оказание услуг по хранению и реализации обращенного в собственность государства имущества, и отсутствием у филиала помещений для хранения данного имущества.
Судом правомерно оценены данные обстоятельства, как не освобождающие филилал РФФИ от исполнения своей обязанности принять товар на хранение.
При таких условиях обоснованным является вывод суда первой инстанции о том, что отказ филиала РФФИ от принятия обращенного в собственность государства имущества, не соответствует требованиям действующего законодательства и нарушает права и законные интересы Оренбургской таможни.
Правомерно суд первой инстанции прекратил производство по делу в части требования заявителя о признании не законным отказа Специализированного государственного учреждения при Правительстве Российской Федерации "Российский фонд федерального имущества" в принятии от Оренбургской таможни имущества, обращенного в федеральную собственность, изложенного в письме филиала в Оренбургской области N оф-06/184 от 30.01.2008, поскольку названное выше письмо не является ненормативным актом, так как оно не носит властно-распорядительного характера, а представляет собой уведомление о принятых филиалом РФФИ по Оренбургской области мерах для решения вопроса о принятии от Оренбургской таможни спорного имущества.
Судебные расходы судом первой инстанции обоснованно распределены между сторонами в соответствии с правилами, установленными ст. 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Доводы апелляционной жалобы основаны на неверном толковании действующего законодательства и опровергаются материалами дела, а потому оснований для ее удовлетворения не имеется.
Всем доказательствам, представленным сторонами, обстоятельствам дела, а также доводам, в том числе, изложенным в жалобе, суд первой инстанции дал надлежащую правовую оценку, оснований для переоценки выводов у суда апелляционной инстанции в силу ст. 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не имеется.
С учетом изложенного обжалуемый судебный акт подлежит оставлению без изменения, апелляционная жалоба - без удовлетворения.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании ч. 4 ст. 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не установлено.
Руководствуясь статьями 176, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Оренбургской области от 29.07.2008 по делу N А47-1862/2008 оставить без изменения, апелляционную жалобу специализированного государственного учреждения при Правительстве Российской Федерации "Российский фонд федерального имущества" в лице филиала в Оренбургской области - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
В случае обжалования постановления в порядке кассационного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения кассационной жалобы можно получить на интернет-сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа по адресу http://fasuo.arbitr.ru.
Председательствующий судья |
В.Ю. Костин |
Судьи |
Е.В. Бояршинова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А47-1862/2008
Истец: Оренбургскакя таможня Приволжского таможенного управления ФТС
Ответчик: СГУ при Правительстве РФ "РФФИ"
Хронология рассмотрения дела:
21.10.2008 Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда N 18АП-6324/2008