г. Челябинск
05 декабря 2008 г. |
N 18АП -6934\2008 |
Резолютивная часть постановления объявлена 01.12.2008г.
Постановление в полном объеме изготовлено 05.12.2008г.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Кузнецова Ю.А., судей Чередниковой М.В., Дмитриевой Н.Н., при ведении протокола секретарем судебного заседания Соловьевой В.В., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 25 по Республике Башкортостан на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 22.08.2008 по делу N А07-19118\2007 (судья Азаматов А.Д.), при участии от общества с ограниченной ответственностью "Зирган" Гнедкова А.В. (доверенность N 1647 от 23.07.2008), Сагитовой Э.Р. (доверенность N 1646 от 23.07.2008), от Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 25 по Республике Башкортостан Хисматуллина Р.З. (доверенность N 01 от 09.01.2008), от открытого акционерного общества "Башнефть" Гнедкова А.В. (доверенность N 2292 от 26.05.2008). Сагитовой Э.Р. (доверенность N 2233 от 23.05.2008)
УСТАНОВИЛ:
14.12.2007 в Арбитражный суд Республики Башкортостан обратилось общество с ограниченной ответственностью "Зирган" (далее - плательщик, заявитель, общество) с заявлением о признании недействительными решений Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 25 по Республике Башкортостан (далее - инспекция, налоговый орган) N N 2238, 2239 и 2235 от 15.11.2007 в части привлечения к ответственности по п. 1 ст. 122 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) в виде штрафа, начисления налога по добычу полезных ископаемых (далее НДПИ) и пени.
Налоговым органом проведены камеральные проверки налоговых деклараций за март, май и июнь 2007 года, сделан вывод о занижении налоговой базы ввиду неосновательного применения понижающего коэффициента, характеризующего степень выработанности запасов месторождения Тереклинское (далее коэффициент Кв), который может использоваться только при применении прямого метода расчета количества полезного ископаемого.
Инспекция считает, что с учетом применяемой технологии невозможно применить прямой метод и по этой причине используется косвенный (расчетный метод), что не соответствует учетной политике предприятия и фактическим обстоятельствам - количество полезного ископаемого нефти на всех стадиях производства определяется по замерам приборов. Коэффициент Кв не является налоговой льготой, он применяется всеми плательщиками, на его применение в налоговых декларациях указывать не обязательно (л.д.23-24, 98-99 т.1, 75-82 т.6).
Решением суда первой инстанции от 22.08.2008 заявленные требования удовлетворены: решения признаны недействительными. Суд пришел к выводу, что применяется прямой метод учета добычи нефти, инспекция не доказала обратного, учет добытого полезного ископаемого определяется по результатам замеров с применением измерительной техники, количество сдаваемой на концевую совмещенную сепарационную установку (далее КССУ) также определяется по данным приборов. Данная методика соответствует учетной политике, изменения в нее не вносились (л.д.110-125 т.6).
06.10.2008 от инспекции поступила апелляционная жалоба с просьбой отменить решение. Приводятся следующие основания:
-представив декларации за март, май, и июнь 2007 года плательщик неосновательно при расчете налоговой базы применил коэффициент Кв, характеризующий степень выработанности конкретного участка недр.
Суд указал в решении, что плательщик правильно осуществляет учет добычи полезного ископаемого прямым методом и вправе применить понижающий коэффициент, а довод о фактическом применении косвенного метода не подтвердился,
- не учтено, что добытая нефтесодержащая жидкость проходит переработку на КССУ, принадлежащей ОАО "АНК "Башнефть", доводится до требований ГОСТ, смешивается с нефтью других месторождений, имеющих различную степень выработанности и в дальнейшем разделить и выделить нефть конкретного месторождения для применения прямого метода невозможно, может быть применен только косвенный метод, что подтверждается документами плательщика. При таких условиях нет оснований для применения коэффициента Кв. (л.д.2-6 т.7).
Плательщик возражает против апелляционной жалобы, объект налогообложения определяется при входе и выходе из КССУ, по данным измерительных приборов. Нефть различных месторождений при переработке в КССУ не смешивается, а перерабатывается раздельно и возможно определение конечного продукта данного месторождения прямым методом.
Третьи лица извещены о дате и времени рассмотрения апелляционной жалобы, не явились. В соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие не явившихся лиц.
Арбитражный суд апелляционной инстанции, повторно рассмотрев дело в порядке статей 268, 269 АПК РФ, исследовав имеющиеся в деле доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы, выслушав стороны, установил следующие обстоятельства.
ООО "Зирган" зарегистрировано в качестве юридического лица свидетельством от 26.12.2002, является плательщиком налогов и сборов, состоит на налоговом учете по месту регистрации (л.д.25-26 т.1), имеет лицензию на право пользование недрами и лицензионное соглашение на добычу нефти на месторождении Тереклинское (л.д. 130- 131 т.1).
Приказ по учетной политике на 2007 год предусматривает прямой метод учета добываемой сырой нефти, складом признаются емкости УССНГ Тереклинского участка (п.26) (л.д.141 т.1). Применяется льготный коэффициент Кв (л.д.147 т.1).
Между плательщиком и ОАО АНК "Башнефть" заключено соглашение от 10.10.2006 о порядке приемо - сдачи нефти по показаниям систем измерений, количества и показателей качества нефти (л.д.100-103 т.1). По договору приемка нефти производится на основании показаний приборов, предоставляемых ОАО АНК "Башнефть". Между теми же лицами заключен договор от 15.01.2007 о приемке, хранении, перекачке и сдаче нефти в резервуары КССУ, при этом производится замер объемов, отбор проб и проведение анализа нефти (п.2.1) (л.д.111-114 т.1). Перекачка нефти производится по согласованному графику (4 дня в месяц) (л.д.104 т.1).
Приемка нефти производится по реестрам, в которых указывается количество принятой жидкости в куб. м., исключается процент примесей (воды, солей, механических примесей, балластов) и определяется нетто-количество принятой нефти (л.д.119-121 т.1).
Представлены декларации по налогу на добычу полезных ископаемых за март, май и июнь 2007 года (л.д.62-72 т.4).
Налоговым органом произведены камеральные проверки этих деклараций, актами N 1373, 1380 и 1381 от 09.10.2007 установлено, что при расчете сумм налога неосновательно применен понижающий коэффициент Кв месторождения, так как фактически при определении количества полезного ископаемого использован косвенный метод - налоговая база определялась расчетным путем (л.д.28-29 т.1, 60-61 т.2, 18-20 т.3).
Разногласия по результатам проверок рассмотрены в присутствии плательщика 08.11.2007 (л.д.56-57 т.4).
Руководителем Инспекции вынесены решения N 2235, 2238 и 2239 от 15.11.2007, плательщик привлечен к ответственности по ст. 122 НК РФ, начислены налог на добычу полезных ископаемых и пени (л.д.30-35 т.1. 27-32 т.2, 12-16 т.3).
Управлением по технологическому и экологическому надзору Ростехнадзора по Республике Башкортостан от 26.10.2007 добываемая на Тереклинском месторождении продукция собирается на установке сбора и сепарации нефти, где измерительными приборами определяется ее количество, затем жидкость откачивается на КССУ "Введеновка". На пути от скважины до пункта сдачи добытая нефть проходит черед измерительные приборы и устройства, что соответствует прямому методу учета количества добываемого сырья (л.д.118 т.1).
Дав правовую оценку материалам дела, доводам апелляционной жалобы и возражениям плательщика, суд исходит из следующего:
Согласно со ст.23 Налогового Кодекса Российской Федерации (далее НК РФ) плательщик обязан уплачивать установленные законом налоги и сборы.
Порядок уплаты определяется соответствующей главой Налогового кодекса.
В соответствии с подп. 1 п. 1 ст. 336 Кодекса объектом налогообложения налогом на добычу полезных ископаемых признаются полезные ископаемые, добытые из недр на территории Российской Федерации на участке недр, предоставленном налогоплательщику в пользование в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно п. 2 ст. 337 Кодекса к видам добытого полезного ископаемого относится нефть обезвоженная, обессоленная и стабилизированная.
В силу п. 2 ст. 338 Кодекса налоговая база при добыче нефти обезвоженной, обессоленной и стабилизированной из всех видов месторождений углеводородного сырья определяется как количество добытых полезных ископаемых в натуральном выражении.
Статьей 339 Кодекса установлено, что количество добытого полезного ископаемого определяется налогоплательщиком самостоятельно, прямым (посредством применения измерительных средств и устройств) или косвенным (расчетно, по данным о содержании добытого полезного ископаемого в извлекаемом из недр (отходов, потерь) минеральном сырье) методом, если иное не предусмотрено настоящей статьей. В случае если определение количества добытых полезных ископаемых прямым методом невозможно, применяется косвенный метод.
В соответствии с п. 2, 4 ст. 342 Кодекса налогообложение при добыче нефти производится по налоговой ставке 419 рублей за 1 тонну добытой нефти обезвоженной, обессоленной и стабилизированной. При этом указанная налоговая ставка умножается на коэффициент, характеризующий динамику мировых цен на нефть (Кц), и на коэффициент, характеризующий степень выработанности конкретного участка недр (Кв), который рассчитывается по установленной формуле и применяется, в случае если степень выработанности запасов конкретного участка недр, определяемая с использованием прямого метода учета количества добытой нефти на конкретном участке недр, больше или равна 0,8 и меньше или равна 1.
Учитывая, что объектом обложения налогом на добычу полезных ископаемых является количество добытой нефти обезвоженной, обессоленной и стабилизированной в натуральном выражении, коэффициент, характеризующий степень выработанности конкретного участка недр, рассчитываемый по установленной формуле, в размере менее единицы, применяется при исчислении налога при условии обеспечения налогоплательщиком прямого метода учета добытой нефти обезвоженной, обессоленной и стабилизированной.
Порядок расчета понижающего коэффициента предметом спора не является. Разногласия возникли по поводу применяемого метода учета:
-инспекция считает, что при переработке в КССУ нефти различных месторождений и от различных лиц происходит ее смешивание, и определение конечного продукта путем измерения (прямым методом) невозможно. В реестрах учета нефти (л.д.119 т.1) применен расчетный метод - количество принятой жидкости уменьшается на процент примесей и определяется количество принятой нефти,
-плательщик утверждает, что количество нефти определяется путем измерения в резервуарах перед закачкой в КССУ. Данный метод является прямым и соответствует учетной политике. По утверждению плательщика и третьего лица налоговый орган не доказал "смешивание" в КССУ нефти различных месторождений. Нефть Тереклинского месторождения закачивается в установку по графику (4 раза в месяц) и смешивания не происходит. Следует учитывать, что ООО "Зирган" использует нефть одного месторождения, и коэффициент применяется для всего количества нефти.
По п. 1 ст. 65 Арбитражно процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для вынесения решения возлагается на налоговый орган.
Материалами дела установлено, что количество нефтесодержащей жидкости, предназначенной для сдачи на концевую совмещенную сепарационную установку "Введеновка", определяется с применением измерительных средств и устройств в резервуарном парке общества. Количество добытой обществом и подготовленной нефти, обезвоженной, обессоленной и стабилизированной, определяется по данным коммерческого узла учета на этапе сдачи в трубопроводную систему. Кроме того, суд учел, что прямой метод учета количества добытой нефти утвержден учетной политикой общества. При таких обстоятельствах выводы о применении расчетного метода не могут считаться подтвержденными.
Суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что инспекцией не доказаны обстоятельства, послужившие основанием для принятия оспариваемых решений и соответственно о неправомерности данных решений о доначислении налога, начислении пени и штрафа. Основания для переоценки этих выводов отсутствуют, доводы апелляционной жалобы не нашли подтверждения.
Не установлены нарушения, перечисленные в п.4 ст. 270 АПК РФ: имеется составленный в установленном порядке протокол судебного заседания, участники дела о рассмотрении извещены, судебные документы оформлены в соответствии с требованиями закона.
Руководствуясь статьями 176, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 22.08.2008 по делу N А07-19118\2007 оставить без изменения, а апелляционную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 25 по Республике Башкортостан без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
В случае обжалования постановления в порядке кассационного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения кассационной жалобы можно получить на интернет-сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа www. fasuo. arbitr. ru.
Председательствующий судья |
Ю.А.Кузнецов |
Судьи |
М.В.Чередникова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А07-19118/2007
Истец: ООО "Зирган"
Ответчик: МИФНС России N 25 по РБ, ИФНС России по Советскому району г. Уфы
Третье лицо: Управление по технологическому и экологическому надзору Ростехнадзора по РБ, СТАРЫЙ АДРЕС (не отправлять) - Управление по технологическому и экологическому надзору Ростехнадзора по Республике Башкортостан, ОАО "АНК "Башнефть"
Хронология рассмотрения дела:
05.12.2008 Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда N 18АП-6934/2008