г. Челябинск
13 января 2009 г. |
N 18АП-8705/2008 |
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Костина В.Ю., судей Тимохина О.Б., Плаксиной Н.Г. при ведении протокола секретарем судебного заседания Свечниковым А.П., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу закрытого акционерного общества "Фабрика специальных столярных изделий "Краснодеревщик" на решение Арбитражного суда Челябинской области от 28.11.2008 по делу N А76-24496/2008 (судья Тиунова Т.В.), при участии: от закрытого акционерного общества "Фабрика специальных столярных изделий "Краснодеревщик" - Платоновой И.С. (доверенность N 10 от 10.01.2009),
УСТАНОВИЛ:
закрытое акционерное общество "Фабрика специальных столярных изделий "Краснодеревщик" (далее - общество, заявитель, ЗАО "ФССИ "Краснодеревщик") обратилось в Арбитражный суд Челябинской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Челябинской области (далее - административный орган, заинтересованное лицо, территориальное управление) от 30.09.2008 N 10504000-863/2008, которым заявитель привлечен к административной ответственности в соответствии с частью 4 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) в виде административного штрафа в размере 1009187, 72 руб.
Территориальное управление не представило отзыва на апелляционную жалобу заявителя.
В судебном заседании представитель общества поддержал доводы апелляционной жалобы.
Арбитражный суд апелляционной инстанции, повторно рассмотрев дело в порядке статей 268, 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исследовав имеющиеся в деле доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы, выслушав пояснения явившейся стороны, участвующей в деле, не находит оснований для изменения или отмены обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, на основании поручения начальника Челябинской таможни от 25.08.2008 N 126 (л.д. 72) главным государственным таможенным инспектором ОВК проведена проверка соблюдения требований актов валютного законодательства в отношении заявителя.
В результате проверки установлено следующее: между обществом (продавец) и ТОО "Меркурий и К" (Казахстан) (покупатель) 01.12.2006 заключен договор поставки столярной продукции N 08-07/129 (л.д. 73).
Согласно условиям п. 4.4 данного договора, с учетом соглашения о внесении изменений от 15.02.2007, покупатель обязан произвести предоплату 100 % в валюте Российской Федерации за поставляемые по договору столярные изделия. Покупателю может быть предоставлена отсрочка до 10 банковских дней с момента отгрузки продукции, Также покупателю может предоставляться отсрочка в течение 30 банковских дней с момента отгрузки продукции, то есть оформления накладной.
На основании данного договора и соглашения о внесении в него изменений общество в ОАО "Сбербанк" отделение N 8597 оформило паспорт сделки от 19.12.2006 N 06120018/1481/1700/1/0 (л.д. 82-83) с внесением изменений в п.6.1.
Согласно достигнутому дополнительному Соглашению N 4 от 15.02.2007 (л.д. 81) в п.6.1 указано, что на партии продукции, поставленные после 1.10.2007, покупателю предоставляется дополнительная отсрочка платежа до 31.05.2008. Моментом отгрузки считается дата оформления накладной (л.д. 84).
Как следует из товарно-транспортной накладной N 106534, 106549 от 13.10.2007 и ГТД N 10504080/151007/0011313 (л.д. 31 - 32, 87 - 89) общество отправило покупателю партию продукции (двери межкомнатные) фактурной стоимостью на сумму 1 345 583, 63 руб.
Срок оплаты, с учетом предоставленной покупателю отсрочки платежа, до 26.11.2007.
Указанная сумма денежных средств по договору поступила от покупателя 27.12.2007, в связи с чем количество дней просрочки по зачислению выручки от нерезидента на банковский счет общества составило 31 день.
Дополнительное соглашение N 4 к договору поставки в расчет не принято, поскольку сроки оплаты по отгрузке с октября месяца наступили до оформления соглашения.
По результатам проверки главным государственным таможенным инспектором отдела валютного контроля 10.09.2008 составлен акт проверки N 10504000/100908/0000160 (л.д. 65 - 68).
По факту совершения правонарушения в присутствии представителя заявителя Мельхер Е.Н. 10.09.2008 составлен протокол N 10504000-863/2008 об административном нарушении по ч. 4 ст. 15.25 КоАП РФ (л.д. 61 - 64).
Определением территориального управления от 16.09.2008 рассмотрение дела об административном правонарушении в отношении заявителя назначено на 30.09.2008 в 16.00 часов (л.д. 105), полученное обществом 29.09.2008 (л.д. 106).
На основании проведенной проверки постановлением территориального управления от 30.09.2008 N 10504000-863/2008 общество привлечено к административной ответственности по ч. 4 ст. 15.25 КоАП РФ в виде административного штрафа в размере 1009187, 72 руб. (л.д. 110 - 111), что послужило поводом для обращения общества в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Разрешая спор по существу, суд первой инстанции исходил из доказанности факта совершения заявителем вменяемого правонарушения, вины в его совершении и отсутствия в действиях административных органов нарушений процедуры привлечения общества к административной ответственности, влекущих отмену оспариваемого постановления, при этом, правомерно руководствовался следующим.
На основании части 6 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
В соответствии с частью 1 статьи 207 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дела об оспаривании решений государственных органов, иных органов, должностных лиц, уполномоченных в соответствии с федеральным законом рассматривать дела об административных правонарушениях, о привлечении к административной ответственности лиц, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность, рассматриваются арбитражным судом по общим правилам искового производства, предусмотренным настоящим Кодексом, с особенностями, установленными в настоящей главе и федеральном законе об административных правонарушениях.
На основании преамбулы ст. 2 Федерального закона от 10.02.2003 N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" (далее - Федеральный закон от 10.02.2003 N 173-ФЗ) целью валютного регулирования является законодательное определение прав и обязанностей, в частности резидентов, в отношении владения, пользования и распоряжения валютными ценностями как условия обеспечения стабильности внутреннего валютного рынка Российской Федерации.
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 19 Федерального закона от 10.12.2003 N 173-ФЗ при осуществлении внешнеторговой деятельности резиденты, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, обязаны в сроки, предусмотренные внешнеторговыми договорами (контрактами), обеспечить получение от нерезидентов на свои банковские счета в уполномоченных банках иностранной валюты или валюты Российской Федерации, причитающейся в соответствии с условиями указанных договоров (контрактов) за переданные нерезидентам товары, выполненные для них работы, оказанные им услуги, переданные им информацию и результаты интеллектуальной деятельности, в том числе исключительные права на них. Частью 4 статьи 15.25 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за невыполнение резидентом в установленный срок обязанности по получению на свои банковские счета в уполномоченных банках иностранной валюты или валюты Российской Федерации, причитающихся за переданные нерезидентам товары, выполненные для нерезидентов работы, оказанные нерезидентам услуги либо за переданные нерезидентам информацию или результаты интеллектуальной деятельности, в том числе исключительные права на них.
Как установлено судом и подтверждается материалами дела, заявитель не обеспечил получение от нерезидента - покупателя в установленный договором поставки срок на свой банковский счет в уполномоченном банке валюты Российской Федерации за поставку товара.
Целью Федерального закона от 10.12.2003 N 173-ФЗ является обеспечение реализации единой государственной политики, а также устойчивости валюты Российской Федерации и стабильности внутреннего валютного рынка как факторов прогрессивного развития национальной экономики и международного экономического сотрудничества.
В силу ст. 6 Федерального закона от 10.12.2003 N 173-ФЗ валютные операции между резидентами и нерезидентами осуществляются без ограничений. Установленная данной статьей Закона свобода валютных операций выражается в праве резидента свободно определять сроки поступления валютной выручки за переданные нерезидентам товары.
Вместе с тем Федеральный закон от 10.12.2003 N 173-ФЗ установил обязанность резидента при осуществлении внешнеторговой деятельности обеспечить получение от нерезидента на свои банковские счета в уполномоченном банке иностранной валюты или валюты Российской Федерации за переданные нерезиденту товары в сроки, установленные внешнеторговым контрактом.
Часть 2 ст. 19 Федерального закона от 10.12.2003 N 173-ФЗ предусматривает случаи, когда резидент вправе не зачислять на свои банковские счета в уполномоченных банках иностранную валюту. Данные случаи являются исчерпывающими и не предусматривают расширительного толкования в отрыве от ч. 1 ст. 19 Федерального закона от 10.12.2003 N 173-ФЗ. Суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что заявителем не предприняты достаточные меры и не сделано все от него зависящее для получения выручки от нерезидента за поставленную продукцию на свой банковский счет, исходя из того, что покупателем неоднократно нарушались сроки оплаты поставленной ранее продукции, при этом, договорными отношениями между сторонами установлена обязанность покупателя произвести 100 % предоплату поставляемой продукции, а также того, что заявителем покупателю предоставлена отсрочка на 30 банковских дней. При этом, изменяя соглашением от 15.02.2007 условия и сроки оплаты по договору от 01.12.2006, общество создало предпосылки и условия для нарушения иностранным контрагентом этих существенных условий договора. Тем самым заявитель способствовал нарушению валютного законодательства. Как установлено судом первой инстанции и подтверждается материалами дела, обществом 24.09.2007 было направлено письмо покупателю с требованием об оплате отгруженной продукции на сумме 1 472 720, 09 руб (л.д. 98), из ответа на которое следует, что покупатель гарантирует погасить образовавшуюся задолженность в срок до 15.11.2007 (л.д. 100), т.е. за пределами установленного договором срока.
Кроме того, рядом писем покупатель просил предоставить отсрочку на образовавшуюся задолженность до 30.12.2007 (л.д. 100).
При таких обстоятельствах, арбитражный суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что в сентябре 2007 года общество знало о имевшихся у покупателя финансовых трудностях, которые не позволяют выполнить требования договора по срокам оплаты.
Судом дана надлежащая правовая оценка факту заключения сторонами по сделки дополнительного соглашения от 15.02.2008, которым изменены сроки оплаты по поставкам, произведенным в сентябре 2007 года до 31.05.2008, поскольку фактически таким соглашением стороны по сделке изменили условия оплаты, установленные ранее по договору поставки, а также судом первой инстанции обоснованно указано на то, что с учетом срока вступления в силу дополнительного соглашения N 4 и момента оплаты покупателем задолженности ТТН от 15.11.2007, поставка от 21.09.2007 не подпадает под действие указанного соглашения.
Согласно требованиям статьи 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.
По делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение (ч. 4 ст. 210 АПК РФ).
Факт нарушения обществом требований валютного законодательства, а именно п. 1 ч. 1. ст. 19 Федерального закона от 10.02.2003 N 173-ФЗ, следовательно правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 15.25 КоАП РФ установлен судом и подтверждается представленными материалами дела. В соответствии с частью 1 статьи 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое названным Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность. Исходя из данной нормы административное правонарушение характеризуется такими обязательными признаками, как противоправность и виновность. Согласно части 1 статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ установлено, что юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Заявитель был обязан выполнить требования валютного законодательства, что следует из общеправового принципа, закрепленного в ч. 2 ст. 15 Конституции Российской Федерации. То есть, вступая в правоотношения, регулируемые валютным законодательством, заявитель должен был не только знать о существовании таких обязанностей, но и обязан был обеспечить их выполнение, т.е. соблюсти ту степень заботливости и осмотрительности, которая необходима для строгого соблюдения требований закона.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 27.04.2001 N 7-П, хозяйствующие субъекты не могут быть лишены возможности доказать, что нарушение правил вызвано чрезвычайными, объективно непредотвратимыми обстоятельствами и другими непредвиденными, непреодолимыми для данных субъектов отношений препятствиями, находящимися вне их контроля, при том, что они действовали с той степенью заботливости и осмотрительности, какая требовалась в целях надлежащего исполнения таможенных обязанностей, и что с их стороны к этому были приняты все меры. Доказательств того, что обществом принимались своевременные меры, направленные на обеспечение требований валютного законодательства Российской Федерации в том объеме, который позволил бы судить об отсутствии вины общества, в материалах дела не имеется, суду апелляционной инстанции не представлено.
При осуществлении внешнеэкономической деятельности заявителя имелась возможность для выполнения обязанности по получению на свой банковский счет в уполномоченном банке иностранной валюты, причитающейся за переданные нерезиденту товары, в установленный контрактом срок. Однако обществом не были приняты все зависящие от него меры для выполнения указанной обязанности, что свидетельствует о наличии в его действиях вины.
Таким образом, оценив в совокупности доказательства по делу по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств, в порядке ст. 71 АПК РФ и установив в действиях общества состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 15.25 КоАП РФ, суд обосновано пришел к выводу о законности вынесенного территориальным управлением оспариваемого постановления. Нарушений требований Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при привлечении арбитражного управляющего к административной ответственности управлением не допущено, срок, установленный ст. 4.5 КоАП РФ не нарушен.
Доводы апелляционной жалобы опровергается вышеизложенным, представленными материалами дела и документально не подтверждены обществом, в нарушение ст. 65 АПК РФ.
При оценке обстоятельств совершения правонарушения суд первой инстанции действовал с соблюдением норм ст. 65, 67, 68, 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и обоснованно счел невозможным применения ст. 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в данном случае. Вместе с тем, при квалификации правонарушения в качестве малозначительного необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям (п. 18 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10).
Согласно правовой позиции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении Пленума от 20.11.2008 N 60 "О внесении дополнений в некоторые постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, касающиеся рассмотрения арбитражными судами дел об административных правонарушениях", Квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях и производится с учетом положений пункта 18 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 применительно к обстоятельствам конкретного совершенного лицом деяния.
Не усмотрев указанные выше основания для квалификации правонарушения как малозначительного, суд первой инстанции правомерно отклонил ссылку заявителя на малозначительность совершенного им деяния и несоразмерность суммы штрафа, указав, что целью Федерального закона "О валютном регулировании и валютном контроле" является обеспечение устойчивости валюты Российской Федерации, обеспечение стабильности внутреннего валютного рынка Российской Федерации, кроме того, санкция за совершенное административное правонарушение назначена в минимальном размере, при этом были учтены обстоятельства, предусмотренные ч. 3 ст. 4.1 КоАП РФ.
Арбитражный суд апелляционной инстанции, учитывая требования п. 2 ст. 3.5, статей 4.1, 4.2 КоАП РФ, и разъяснения Конституционного суда Российской Федерации, содержащиеся в Постановлении N 14-П от 12.05.1998, которые предусматривают, что санкции штрафного характера должны отвечать требованиям справедливости и соразмерности, приходит к выводу о том, что назначенное территориальным управлением наказание в виде административного штрафа соответствует указанным выше критериям.
Всем доказательствам, представленным сторонами, обстоятельствам дела, а также доводам, в том числе, изложенным в жалобе, суд первой инстанции дал надлежащую правовую оценку, оснований для переоценки выводов у суда апелляционной инстанции в силу ст. 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не имеется.
С учетом изложенного обжалуемый судебный акт подлежит оставлению без изменения, апелляционная жалоба - без удовлетворения.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании ч. 4 ст. 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не установлено.
Руководствуясь статьями 176, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Челябинской области от 28.11.2008 по делу N А76-24496/2008 оставить без изменения, апелляционную жалобу закрытого акционерного общества "Фабрика специальных столярных изделий "Краснодеревщик" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
В случае обжалования постановления в порядке кассационного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения кассационной жалобы можно получить на интернет-сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа по адресу www.fasuo.arbitr.ru.
Председательствующий судья |
В.Ю. Костин |
Судьи |
О.Б. Тимохин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А76-24496/2008
Истец: ЗАО ФССИ "Краснодеревщик"
Ответчик: Территориальное управление федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Челябинской области
Хронология рассмотрения дела:
19.01.2009 Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда N 18АП-8705/2008