г. Челябинск
26 января 2009 г. |
N 18АП-8812/2008 |
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Чередниковой М.В., судей Ивановой Н.А., Малышева М.Б., при ведении протокола секретарём судебного заседания Мавлявеевой Е.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Республике Башкортостан на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 27 октября 2008 года А07-11629/2008 (судья Безденежных Л.В.),
УСТАНОВИЛ:
открытое акционерное общество "Башкирский медно-серный комбинат" (далее - ОАО "Башкирский медно-серный комбинат", предприятие, налогоплательщик, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Республики Башкортостан с заявлением о признании недействительными требования N 808 об уплате налога, сбора, пени, штрафа, по состоянию на 07.05.2008 (далее - требование N 808), вынесенного Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Республике Башкортостан (далее - МИФНС по крупнейшим налогоплательщикам по РБ, инспекция, налоговый орган, заинтересованное лицо).
Решением Арбитражного суда Республики Башкортостан от 27.10.2008 по делу N А07-11629/2008 требования ОАО "Башкирский медно-серный комбинат" удовлетворены.
В апелляционной жалобе (л.д.126-131) налоговый орган просит решение суда отменить.
В обоснование доводов апелляционной жалобы инспекция ссылается на то, что статья 63 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)", устанавливающая последствия вынесения арбитражным судом определения о введении наблюдения, не предусматривает приостановление начисления пеней в период наблюдения за несвоевременную уплату налогов (сборов), срок платежа которых наступил до принятия заявления о признании должника банкротом.
Налоговый орган полагает, что пени, начисленные за период наблюдения, то есть с 15.09.2005 по 06.08.2007, на сумму задолженности, возникшую на дату подачи заявления в Арбитражный суд Республики Башкортостан о признании заявителя несостоятельным (банкротом), подлежат включению в реестр требований кредиторов.
Инспекция апеллирует к пункту 3 статьи 6 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон), в соответствии с которым требования уполномоченных органов об уплате обязательных платежей принимаются во внимание для возбуждения дела о банкротстве, если они подтверждены решением налогового органа о взыскании задолженности за счёт имущества должника.
Налоговый орган считает, что в соответствии с пунктом 4 статьи 95 Закона, правила, предусмотренные пунктами 2 и 3 настоящей статьи, не применяются к денежным обязательствам и обязательным платежам, которые возникли после принятия арбитражным судом заявления о признании должника банкротом, и срок исполнения которых наступил после введения внешнего управления.
Инспекция в апелляционной жалобе пояснила, что направление обществу требования N 808 об уплате пеней, а также вынесение решений в соответствии с положениями статей 46, 47 Налогового кодекса Российской Федерации, были предприняты лишь с одной целью - заявления указанных сумм пени для включения в реестр требований кредиторов в рамках дела о признании несостоятельным (банкротом) ОАО "Башкирский медно-серный комбинат".
Налоговый орган указывает на то, что в рамках дела о банкротстве заявителя (N А07-37149/05) приостановлен вопрос о включении в третью очередь реестра требований кредиторов имеющуюся по состоянию на 06.08.2007 задолженность ОАО "Башкирский медно-серный комбинат" по уплате пеней в сумме 39947254 рублей 25 копеек, в том числе по налогу на прибыль в бюджет республики Башкортостан в сумме 42630 рублей 05 копеек.
Инспекция считает, что в нарушение статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации ОАО "Башкирский медно-серный комбинат" не мотивировало своё обращение в Арбитражный суд Республики Башкортостан с требованием о признании недействительным постановления налогового органа N 98 от 25.06.2008 о взыскании налогов, сборов, пеней за счёт имущества налогоплательщика, не представило доказательств несоответствия указанного постановления законодательству, нарушения налоговым органом очерёдности удовлетворения требований кредиторов, а также нарушения налоговым органом очерёдности удовлетворения требований кредиторов, а также принудительного списания с расчётного счёта предъявленной суммы пеней.
ОАО "Башкирский медно-серный комбинат" представило отзыв на апелляционную жалобу, в котором со ссылкой на пункт 27 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 25 отклонило доводы жалобы, указав на законность и обоснованность решения суда первой инстанции (л.д.146).
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в судебное заседание представители налогоплательщика и налогового органа не явились.
В соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие неявившихся лиц.
Арбитражный суд апелляционной инстанции, повторно рассмотрев дело в порядке статей 268, 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исследовав имеющиеся в деле доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы, не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, определением Арбитражного суда Республики Башкортостан от 15.09.2005 по делу N А07-37149/05 (л.д.7-11) в отношении ОАО "Башкирский медно-серный комбинат" введена процедура наблюдения.
Определением Арбитражного суда Республики Башкортостан от 26.12.2006 по делу N А07-37149/05 (л.д.40-86) в реестр требований кредиторов третьей очереди предприятия включены требования инспекции в сумме 118357532 рублей, в том числе недоимка по налогам и сборам в сумме 75931687 рублей, пени в сумме 38750334 рублей и штрафы в сумме 3675511 рублей.
Определением Арбитражного суда Республики Башкортостан от 06.08.2007 по делу N А07-37149/05 (л.д.12-17) в отношении ОАО "Башкирский медно-серный комбинат" введено внешнее управление.
В связи с тем, что недоимка по налогам не была погашена налогоплательщиком, инспекция выставила в отношении него требование N 808 "Об уплате налога, сбора, пени, штрафа" по состоянию на 07.05.2008 (л.д.6), в котором сумма пени на задолженность, равную 51971569 рублям 72 копейкам, составила 42630 рублей 05 копеек.
Не согласившись с указанным требованием N 808, предприятие обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании его недействительным (л.д.3-5).
В отзыве (л.д.31-35), налоговый орган опроверг неправомерность оспариваемого требования. Инспекция ссылалась на то, что требование N 808 имело своей целью информировать налогоплательщика о существующей задолженности. Кроме того, требование N 808 было необходимо налоговому органу для включения сумм пени в реестр требований кредиторов.
Арбитражный суд первой инстанции, удовлетворяя заявление предприятия, исходил из того, что инспекцией неправомерно приняты меры по принудительному взысканию пеней в отношении ОАО "Башкирский медно-серный комбинат", находящемуся в стадии банкротства. Кроме того, выставленное налоговым органом требование N 808 не соответствует статье 69 Налогового кодекса Российской Федерации. Инспекцией не представлены доказательства законности выставления оспариваемого требования и соблюдения сроков его направления налогоплательщику.
Проверив обоснованность доводов апелляционной жалобы, исследовав имеющиеся в деле письменные доказательства, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для отмены обжалуемого судебного акта в связи со следующим.
В силу пунктов 1, 8 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога, пеней является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога, пени.
Статьями 46, 47, 69, 70 Налогового кодекса Российской Федерации закреплён порядок принудительного взыскания сумм налога, сбора, пени, штрафа.
Однако, общие нормы, закрепляющие бесспорный порядок взыскания пеней в отношении юридического лица, находящегося в стадии банкротства, не применимы в рассматриваемом случае к отношениям сторон в связи с тем, что данные отношения урегулированы специальными нормами пункта 3 статьи 65 Гражданского кодекса Российской Федерации и нормами Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)".
Пунктом 2 статьи 121 Закона предусмотрено, что расчёты с кредиторами производятся внешним управляющим в соответствии с реестром требований кредиторов начиная со дня вынесения арбитражным судом определения о переходе к расчётам с кредиторами или определения о начале расчётов с кредиторами определенной очереди.
В соответствии с пунктом 1 статьи 134 Закона вне очереди за счёт конкурсной массы погашаются требования кредиторов по текущим платежам преимущественно перед кредиторами, требования которых возникли до принятия заявления о признании должника банкротом.
В соответствии с пунктом 1 статьи 5 Закона под текущими платежами понимаются денежные обязательства и обязательные платежи, возникшие после даты принятия заявления о признании должника банкротом.
В соответствии с пунктом 27 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда от 22.06.2006 N 25 "О некоторых вопросах, связанных с квалификацией и установлением требований по обязательным платежам, а также санкциям за публичные правонарушения в деле о банкротстве" требование об уплате пеней, начисляемых в период наблюдения за несвоевременную уплату налогов (сборов), срок платежа которых наступил до принятия заявления о признании должника банкротом, не является текущим и подлежит удовлетворению в порядке, установленном Законом о банкротстве постольку, поскольку основное требование об уплате недоимки не является текущим.
Инспекция верно указывает на то, что статья 63 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)", устанавливающая последствия вынесения арбитражным судом определения о введении наблюдения, не предусматривает приостановление начисления пеней в период наблюдения за несвоевременную уплату налогов (сборов), срок платежа которых наступил до принятия заявления о признании должника банкротом. Налоговый орган правильно полагает, что пеня, начисленная за период наблюдения, то есть с 15.09.2005 по 06.08.2007, на сумму задолженности, возникшую на дату подачи заявления в Арбитражный суд Республики Башкортостан о признании заявителя несостоятельным (банкротом), подлежит включению в реестр требований кредиторов. Однако, действия налогового органа в отношении предприятия свидетельствуют об обратном: инспекция не применила к налогоплательщику указанные нормы Закона, а использовала общий досудебный порядок принудительного взыскания пеней, предусмотренный статьями 46, 47, 69, 70 Налогового кодекса Российской Федерации. Данный факт доказывается материалами дела. Неисполнение предприятием требования N808 повлекло со стороны инспекции принятие решения от 03.06.2008 N1253 "О взыскании налогов, сборов, пеней, штрафов за счёт денежных средств на счетах налогоплательщика (плательщика сборов) - организации, индивидуального предпринимателя или налогового агента - организации, индивидуального предпринимателя в банках" (далее - решение от 03.06.2008 N1253, л.д. 90) о взыскании с предприятия 42630 рублей 05 копеек пеней. Во исполнение данного решения в банк было направлено инкассовое поручение от 03.06.2008 N5072 (л.д.91), исполнение которого было приостановлено банком на основании письма налогового органа от 03.06.2008 N390 (л.д.92). Однако, 25.06.2008 инспекция, ссылаясь на статью 46 Налогового кодекса Российской Федерации, приняла постановление N98 "О взыскании налогов, сборов, пеней, штрафов за счёт денежных средств на счетах налогоплательщика (плательщика сборов) - организации, индивидуального предпринимателя или налогового агента - организации, индивидуального предпринимателя в банках" (далее - постановление от 25.06.2008 N98, л.д.93). Совершение инспекцией указанных действий свидетельствует о том, что налоговый орган использовал досудебную процедуру принудительного взыскания пени к должнику, находящемуся в стадии банкротства. Это привело к нарушению инспекцией норм Закона и к нарушению прав кредиторов налогоплательщика.
Довод инспекции о том, что пункт 3 статьи 6 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" содержит положение о необходимости документального подтверждения требований уполномоченных органов об уплате обязательных платежей для возбуждения дела о банкротстве, отклоняется судом апелляционной инстанции. Положения данного пункта не применимы к налогоплательщику, поскольку в соответствии с данной нормой Закона требования налоговых органов об уплате обязательных платежей принимаются во внимание для возбуждения производства по делу о банкротстве. Таким образом, факт неисполнения указанного требования должен предшествовать возбуждению в отношении налогоплательщика дела о банкротстве и являться одним из оснований его возбуждения. Однако, на момент выставления оспариваемого требования (07.05.2008), в отношении налогоплательщика было не только возбуждено дело о банкротстве, но и введена процедура наблюдения. Об этом налоговый орган не мог не знать, поскольку по его заявлению задолженность налогоплательщика по налогам, сборам, пени, штрафам была включена в третью очередь реестра требований кредиторов, что подтверждается определением Арбитражного суда Республики Башкортостан от 26.12.2006 (л.д.40-86).
Довод налогового органа о том, что в соответствии с пунктом 4 статьи 95 Закона, правила, предусмотренные пунктами 2 и 3 настоящей статьи, не применяются к денежным обязательствам и обязательным платежам, которые возникли после принятия арбитражным судом заявления о признании должника банкротом, и срок исполнения которых наступил после введения внешнего управления, отклоняется судом апелляционной инстанции. Поскольку основное требование об уплате недоимки не является текущим, пени, начисленные за период наблюдения на мораторную недоимку, также не могут быть отнесены к текущей задолженности.
Довод инспекции о том, что направление обществу требования N 808 об уплате пеней, а также вынесение решений в соответствии с положениями статей 46, 47 Налогового кодекса Российской Федерации, были предприняты лишь с одной целью - заявления указанных сумм пеней для включения в реестр требований кредиторов в рамках дела о признании несостоятельным (банкротом) ОАО "Башкирский медно-серный комбинат", отклоняется судом апелляционной инстанции. Исполнение налоговым органом в полном объёме процедуры досудебного принудительного взыскания сумм пени с налогоплательщика, содержание требования N 808 по состоянию на 07.05.2008, решения от 03.06.2008 N 1253, постановления от 25.06.2008 N 98, предусматривающих пресекательный срок исполнения обязанности по уплате пени, равно как и апелляция к нормам статей 46, 47 Налогового кодекса Российской Федерации, свидетельствует о намерении инспекции не информировать налогоплательщика о сумме его задолженности по пени, а взыскать её, не прибегая к процедуре, закреплённой Законом для должника, находящегося в стадии банкротства. Суд апелляционной инстанции считает необходимым пояснить, что сведения, носящие информативный характер, могут быть доведены до налогоплательщика в виде информационных писем или справок, не содержащих индивидуально-определённые предписания.
Налоговый орган указывает на то, что в рамках дела о банкротстве заявителя (N А07-37149/05) приостановлен вопрос о включении в третью очередь реестра кредиторов имеющуюся по состоянию на 06.08.2007 задолженность ОАО "Башкирский медно-серный комбинат" по уплате пеней в сумме 39947254 рублей 25 копеек, в том числе по налогу на прибыль в бюджет республики Башкортостан в сумме 42630 рублей 05 копеек. Указанный довод отклоняется судом апелляционной инстанции, поскольку приостановление производства в рамках арбитражного дела не может свидетельствовать о законности или незаконности действий налогового органа.
Инспекция считает, что в нарушение статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации ОАО "Башкирский медно-серный комбинат" не мотивировало своё обращение в Арбитражный суд Республики Башкортостан с требованием о признании недействительным постановления налогового органа N 98 от 25.06.2008 о взыскании налогов, сборов, пеней за счёт имущества налогоплательщика, не представило доказательств несоответствия указанного постановления законодательству, нарушения налоговым органом очерёдности удовлетворения требований кредиторов, а также нарушения налоговым органом очерёдности удовлетворения требований кредиторов, а также принудительного списания с расчётного счёта предъявленной суммы пеней. Суд апелляционной инстанции отклоняет данный довод как не относящийся к существу рассматриваемого спора, поскольку в его рамках оспаривается не постановление налогового органа N 98 от 25.06.2008 "О взыскании налогов, сборов, пеней, штрафов за счёт денежных средств на счетах налогоплательщика (плательщика сборов) - организации, индивидуального предпринимателя или налогового агента - организации, индивидуального предпринимателя в банках", а требование N 808 по состоянию на 07.05.2008.
Признание налогоплательщиком правомерности самого факта начисления пени на имеющуюся задолженность (что следует, по мнению налогового органа, из письма предприятия от 02.07.2008 N 15/124) не свидетельствует о соответствии действий налогового органа по взысканию сумм пени вне рамок дела о банкротстве действующему законодательству.
Из вышеизложенного следует, что суд первой инстанции правильно применил нормы материального и процессуального права, его выводы соответствуют фактическим обстоятельствам дела и действующему законодательству, а потому оснований для отмены решения суда и удовлетворения апелляционной жалобы налогового органа не имеется.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не установлено.
Судебные расходы распределяются между сторонами в соответствии с правилами, установленными статьёй 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 176, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 27 октября 2008 года по делу N А07-11629/2008 оставить без изменения, апелляционную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Республике Башкортостан - без удовлетворения.
Взыскать с Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Республике Башкортостан в федеральный бюджет государственную пошлину в сумме 1000 (одна тысяч) рублей за рассмотрение дела в суде апелляционной инстанции.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия через арбитражный суд первой инстанции.
Информацию о времени, месте и результатах рассмотрения кассационной жалобы можно получить на интернет-сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа www.fasuo.arbitr.ru
Председательствующий судья |
М.В. Чередникова |
Судьи |
Н.А. Иванова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А07-11629/2008
Истец: ОАО "Башкирский медно-серный комбинат"
Ответчик: МИФНС России по крупнейшим налогоплательщикам по РБ
Хронология рассмотрения дела:
26.01.2009 Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда N 18АП-8812/2008