г. Челябинск
18 февраля 2009 г. |
N 18АП-991/2009 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 февраля 2009 г.
Полный текст постановления изготовлен 18 февраля 2009 г.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Кузнецова Ю.А., судей Дмитриевой Н.Н., Степановой М.Г., при ведении протокола секретарем судебного заседания Пироговой С.В. рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственность "Цемпром" на решение Арбитражного суда Оренбургской области от 18.12.2008 по делу N А47-1245/2008 (судья Цыпкина Е.Г.), при участии: от Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Орску Оренбургской области - Куркиной Н.Ю. (доверенность N 05-13/248 от 13.02.2009), Марковой Е.В. (доверенность N 05-13/249 от 28.01.2009), Щегловой Г.А. (доверенность N 05-13/2 от 12.01.2009)
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственность "Цемпром" (далее - налогоплательщик, общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Оренбургской области с заявлением о признании недействительным решения Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Орску Оренбургской области (далее - инспекция, налоговый орган) N 16-41/1745 от 23.01.2008 об отказе в привлечении к налоговой ответственности, которым обществу было предложено уплатить недоимку по налогу на добавленную стоимость (далее - НДС) в размере 10 525 296 руб.
По мнению инспекции, плательщик неправомерно предъявил к вычету налог по счетам-фактурам, выставленным ОАО "Новотроицкий цементный завод" с НДС по ставке 18 %, за предоставленные услуги, связанные с транспортировкой товара на экспорт на территорию Республики Казахстан.
В 2005-2006 гг. общество осуществляло экспорт товара на территорию Казахстана. Грузоотправителем являлось ОАО "Новотроицкий цементный завод". Транспортировка товара осуществлялась по железной дороге на основании договора между ОАО "Новотроицкий цементный завод" и ОАО "Российские железные дороги" (далее - ОАО "РЖД"). Таким образом, перевозчиком груза являлось ОАО "РЖД" а не ОАО "Новотроицкий цементный завод". Норма п. 1 ст. 164 НК РФ, касающаяся выставления счета-фактуры со ставкой 0% относится к перевозчикам грузов, а не грузоотправителям. В связи с этим ОАО "Новотроицкий цементный завод" правомерно выставляло счет фактуру с НДС по ставке 18% за посреднические услуги.
Ставка 18 % применена к оплате работ, которые были произведены до момента приема груза к перевозке и до помещения товара под таможенный режим экспорта (л.д.3-9 т.1).
Решением Арбитражного суда Оренбургской области от 18.12.2008 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Суд первой инстанции пришел к выводу, что ОАО "Новотроицкий цементный завод" оказывало услуги, непосредственно связанные с реализацией товара на экспорт. На момент оказания этих услуг товар был помещен под таможенный режим экспорта, что подтверждается совпадением дат проставления в ГТД отметки таможенным органом "выпуск разрешен" и дат оформления международных железнодорожных накладных.
Соответственно отправитель не имел права выставлять счета-фактуры за данные услуги с НДС по ставке 18%. Последствием выставления в данной ситуации счетов-фактур с НДС по ставке 18% является то, что покупатель не может принимать предъявленную сумму налога к вычету как уплаченную в нарушение главы 21 НК РФ (л.д.19-26 т.78).
23.12.2008 от ООО "Цемпром" поступила апелляционная жалоба, где поставлен вопрос об отмене судебного решения. В обоснование своих доводов общество указывает, что выводы суда противоречат нормам налогового законодательства:
- выводы суда о том, что налогоплательщиком оплачены услуги по перевозке товара, помещенного под таможенный режим экспорта, не соответствуют фактическим обстоятельствам дела. Товар на момент совершения операций, на оплату которых ОАО "Новотроицкий цементный завод" выставляло счета-фактуры, под таможенный режим экспорта помещен не был.
При помещении товара под таможенный режим экспорта налогоплательщиком применялись два способа декларирования товаров:
1. периодическое временное декларирование путем подачи временной таможенной декларации;
2. подача неполной таможенной декларации
При этом товар помещался под таможенный режим экспорта не ранее даты отправки товара с железнодорожной станции г. Новотроицк, но не с даты погрузки цемента в вагоны на подъездных путях ОАО "Новотроицкий цементный завод".
Соответственно, товар помещался под таможенный режим экспорта только после приема ОАО "РЖД" товара к перевозке и оформления железнодорожной накладной.
- ОАО "РЖД" выставляло ОАО "Новотроицкий цементный завод" счета-фактуры с НДС по ставке 0% только за услуги по перевозке. По всем иным услугам (подача и уборка вагонов и пр.), оказанным до того момента, как груз принят к перевозке на железнодорожной станции г. Новотроицк счета-фактуры выставлялись с НДС по ставке 18 %. Именно по этим позициям ОАО "Новотроицкий цементный завод" перевыставляло полученные от ОАО "РЖД" счета-фактуры на налогоплательщика,
-все действия ОАО "Новотроицкий цементный завод" в отношении отгружаемого товара (осуществление погрузки непосредственно в вагоны) охватываются общим технологическим процессом производства цемента вне зависимости от того, будет ли в дальнейшем цемент поставлен на экспорт или реализован на территории РФ.
Налоговый орган возражает против апелляционной жалобы, ссылается на законность судебного решения.
Плательщик и третье лицо извещены о дате и времени рассмотрения апелляционной жалобы, не явились. В соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие не явившихся лиц.
При отсутствии возражений сторон пересмотр дела производится в пределах апелляционной жалобы.
Арбитражный суд апелляционной инстанции, повторно рассмотрев дело в порядке статей 268, 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), выслушав инспекцию, исследовав имеющиеся в деле доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы, установил следующие обстоятельства.
ООО "Цемпром" зарегистрировано в качестве юридического лица свидетельством от 07.07.2000, состоит на налоговом учете, является плательщиком налогов и сборов (л.д. 13-15 т.1).
Между ООО "Цемпром" и ОАО "Новотроицкий цементный завод" был заключены договоры поставки (л.д. 1-9 т.2), по которому ОАО "Новотроицкий цементный завод" поставляло покупателю ООО "Цемпром" цемент.
В соответствии с дополнительным соглашением к договору N 2/1 от 04.07.2005 (л.д.23 т.2) поставка товара производилась грузоотправителем ОАО "Новотроицкий цементный завод".
В 2005-2006 года общество осуществляло экспорт цемента в адрес ТОО "Каспийские ресурсы", находящегося на территории Республики Казахстан на основании договора поставки N 3 от 25.04.2005 (л.д. 16-20 т.2).
ОАО "Новотроицкий цементный завод" заключило договор с ОАО "Российские железные дороги" N 07/0584-Д-31/07к от 01.01.2007 (л.д. 24-28 т.2), в соответствии с которым ОАО "Новотроицкий цементный завод" обязалось отгружать груз, оплачивать транспортные услуги, а ОАО "РЖД" осуществлять перевозку грузов.
Налоговым органом проведена выездная налоговая проверка общества, по результатам которой составлен акт N 16-41/645 дсп от 13.12.2007, врученный обществу (л.д. 27-74 т.1). Актом установлена неуплата НДС за 2005-2006 года в результате неправомерного предъявления к вычету налога по счетам-фактурам, выставленным ОАО "Новотроицкий цементный завод" с НДС по ставке 18 %, предоставлявшего, по мнению налогового органа, услуги, связанные с транспортировкой поставляемого на экспорт товара.
Факт реального экспорта товара подтвержден товаротранспортными накладными и грузовыми таможенными декларациями с отметкой таможни о вывозе товара с таможенной территории РФ. Валютная выручка получена в полном объеме. Данные факты налоговым органом не оспариваются.
На акт проверки налогоплательщиком 18.12.2007 представлены возражения (л.д. 75-76 т.1).
23.01.2008 инспекцией в присутствии представителей общества вынесено решение N 16-41/1745 об отказе в привлечении к ответственности, которым обществу было предложено уплатить, кроме прочего, недоимку по НДС в размере 10 525 296 руб. (л.д. 77-127 т.1). Решение в тот же день вручено налогоплательщику.
Дав правовую оценку материалам дела, доводам апелляционной жалобы и возражениям плательщика, суд исходит из следующего:
По утверждению плательщика, работы в связи, с которыми предъявлены счета - фактуры по ставке 18 % не имеют отношения к экспорту, они выполнены до передачи вагонов под таможенный режим и, следовательно, облагаются НДС в общем порядке. После оплаты счетов - фактур общество имеет право возместить уплаченный налог.
Инспекция утверждает, что работы произведены в связи с экспортом товаров и после помещения его под таможенный режим. В этом случае применяется нулевая ставка налогообложения и не применяется налоговый вычет.
Суд первой инстанции, согласившись с выводами инспекции, в удовлетворении требований плательщика отказал.
Решение суда соответствует нормам налогового законодательства, выводы подтверждаются собранными по делу доказательствами.
Согласно подп. 2 п. 1 ст. 164 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) налогообложение производится по налоговой ставке 0% при реализации работ (услуг), непосредственно связанных с производством и реализацией товаров, вывезенных в таможенном режиме экспорта, а также товаров, помещенных под таможенный режим свободной таможенной зоны, при представлении в налоговые органы документов, предусмотренных ст. 165 НК РФ.
При этом налоговая ставка 0% применяется при налогообложении операций, отмеченных в подп. 2 п. 1 ст. 164 НК, при условии, что на момент совершения этих операций соответствующие товары помещены под таможенный режим экспорта, что в силу ч. 3 ст. 157 Таможенного кодекса Российской Федерации означает выпуск товаров таможенным органом, либо если по характеру самих операций они могут осуществляться только в отношении экспортных товаров.
Положение указанного подпункта распространяется на работы и услуги, выполняемые российскими перевозчиками на железнодорожном транспорте по перевозке или транспортировке экспортируемых за пределы территории Российской Федерации товаров, а также связанные с такой перевозкой или транспортировкой работы (услуги), в том числе работы (услуги) по организации перевозок, сопровождению, погрузке, перегрузке товаров.
Таким образом, в силу положений ст. 168 и 169 НК РФ при реализации перечисленных выше услуг, исполнитель дополнительно к цене реализуемых услуг обязан предъявить к оплате покупателю (экспортеру) соответствующую сумму НДС, выставив счет-фактуру с указанием налоговой ставки - 0%.
Налогоплательщик не вправе по своему усмотрению изменять установленную налоговым законодательством ставку налога.
В соответствии со ст. 171 НК РФ вычетам подлежат суммы НДС, предъявленные налогоплательщику и уплаченные им при приобретении товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации, в отношении товаров (работ, услуг), приобретаемых для осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения согласно гл. 21 Кодекса.
Данное положение Налогового кодекса РФ исключает возможность возмещения сумм НДС, уплаченных налогоплательщиком в нарушение положений гл. 21 Налогового кодекса РФ.
По п. 60 Инструкции о действиях должностных лиц таможенных органов, совершающих таможенные операции при международной перевозке товаров железнодорожным транспортом погрузка товара на транспортные средства, убывающие с таможенной территории Российской Федерации, допускается после принятия таможенным органом декларации, т.е. спорные работы не могли быть проведены до таможенного оформления.
Как следует из материалов дела налогоплательщик заключил с иностранным покупателем - организацией ТОО "Caspian Resourses" ("Каспийские ресурсы", Республика Казахстан) экспортный договор от 25.04.2005 N 3 на поставку цемента. 04.07.2005 налогоплательщик заключил с названным покупателем дополнительное соглашение от N 2/1 к вышеуказанному экспортному договору о том, что грузоотправителем по договору от 25.04.2005 N 3 является ОАО "Новотроицкий цементный завод". 02.02.2006 налогоплательщик заключил с ОАО "Новотроицкий цементный завод" договор поставки цемента N 03/06юр, согласно которому принял на себя обязательства оплаты железнодорожных транспортных расходов, включающих в себя железнодорожный тариф, дополнительный план, запорные устройства (для цементовозов, крытых вагонов), дополнительных услуг по подаче, уборке вагонов, пользованию вагонов (простою) и бланков железнодорожных накладных. 01.01.2007 ОАО "Новотроицкий цементный завод" заключила с ОАО "РЖД" договор N 07/0584-Д-31/07к на организацию и осуществление перевозок грузов, в том числе экспортных грузов, а также оказание дополнительных услуг.
Счета-фактуры, представленные налогоплательщиком налоговому органу в обоснование заявленных налоговых вычетов, выставлены организацией ОАО "Новотроицкий цементный завод" налогоплательщику в целях возмещения расходов, понесенных в связи с оплатой услуг, оказанных организацией ОАО "РЖД" на основании договора N 07/0584-Д-31/07к и непосредственно связанных с доставкой в адрес организации ТОО "Caspian Resourses" ("Каспийские ресурсы", Республика Казахстан) цемента, реализованного налогоплательщиком названному иностранному контрагенту на основании экспортного договора от 25.04.2005 N 3.
Железнодорожные накладные и соответствующие счета-фактуры, выставленные организацией ОАО "РЖД" организации ОАО "Новотроицкий цементный завод" и организацией ОАО "Новотроицкий цементный завод" налогоплательщику оформлялись после помещения товара под таможенный режим экспорта, что подтверждается наличием на грузовых таможенных декларациях оттисков штампа таможенного органа "Выпуск разрешен" с указанием соответствующей даты, с проставлением на железнодорожных накладных справочных номеров соответствующих грузовых таможенных деклараций.
Таким образом, ОАО "Новотроицкий цементный завод" было осведомленно об экспортном характере всех совершавшихся с реализованным налогоплательщику товаром операций. О согласованности действий налогоплательщика с ОАО "Новотроицкий цементный завод", связанных с приобретением товара налогоплательщиком, реализацией товара на экспорт и доставкой товара в адрес иностранного контрагента свидетельствует тот факт, что ООО "Цемпром" является дочерним предприятием ОАО "Новотроицкий цементный завод".
При таких обстоятельствах суд первой инстанции сделал обоснованный вывод об отсутствии у заявителя права на возмещение сумм НДС, уплаченных налогоплательщиком в нарушение положений гл. 21 Налогового кодекса РФ. Основания для переоценки выводов суда первой инстанции отсутствуют, доводы апелляционной жалобы не нашли подтверждения.
Не установлены нарушения, перечисленные в п.4 ст. 270 АПК РФ: имеется составленный в установленном порядке протокол судебного заседания, участники дела о рассмотрении извещены, судебные документы оформлены в соответствии с требованиями закона.
Руководствуясь статьями 176, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Оренбургской области от 18.12.2008 по делу N А47-1245/2008 оставить без изменения, а апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственность "Цемпром" без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
В случае обжалования постановления в порядке кассационного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения кассационной жалобы можно получить на интернет-сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа www. fasuo. arbitr. ru.
Председательствующий судья |
Ю.А.Кузнецов |
Судьи |
Н.Н. Дмитриева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А47-1245/2008
Истец: ООО "Цемпром"
Ответчик: инспекция Федеральной налоговой службы РФ по г. Орску
Третье лицо: ОАО "Новотроицкий цементный завод"